В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Организация малого и среднего инновационного предпринимательства в государственном секторе науки и образования Назад
Организация малого и среднего инновационного предпринимательства в государственном секторе науки и образования
Важным условием выхода из финансово-экономического кризиса, перевода российской экономики с инерционного энерго-сырьевого на инновационный путь развития, решения проблем занятости населения и обеспечения устойчивого экономического роста является развитие малого и среднего инновационного предпринимательства.

В развитых странах малые и средние предприятия находятся на острие научно-технического прогресса. На их базе крупные компании осуществляют апробацию инновационной продукции, после успешного освоения которой, она поступает в серийное производство. Малый и средний инновационный бизнес обеспечивает примерно половину всех крупнейших технологических нововведений.

В Российской Федерации малые и средние предприятия недостаточно интегрированы в инновационную систему, и как следствие - неразвита кооперационная сеть "наука и образование - инновационный малый и средний бизнес - крупный бизнес", что препятствует распространению знаний из сектора исследований и разработок и их капитализации в российской экономике. Поэтому инновационная активность малых и средних предприятий находится на достаточно низком уровне. Статистические данные свидетельствуют о том, что удельный вес инновационной продукции малых и средних предприятий в объеме отгруженной ими продукции составляет менее одного процента. А удельный вес инновационной продукции, произведенной малыми и средними предприятиями на основе использования изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау) в общем объеме отгруженной инновационной продукции малыми и средними предприятиями в 2007 году составил менее 1,7% от вышеназванной цифры.

В связи с принятием Федерального закона от 2 августа 2009 года N 217-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности" (далее - Закон) бюджетные научные учреждения и высшие учебные заведения, являющиеся бюджетными образовательными учреждениями, а также созданные государственными академиями наук научные учреждения и высшие учебные заведения (далее - научные и образовательные учреждения) получили право создавать совместно с другими лицами хозяйственные общества без согласия органов государственной власти и местного самоуправления, государственных академий наук, в ведении которых они находятся.


При этом должны быть соблюдены следующие условия.

1. Предметом деятельности создаваемых хозяйственных обществ является практическое применение (внедрение) результатов интеллектуальной деятельности (далее - РИД), исключительные права на которые принадлежат соответствующим учреждениям. В этой связи следует отметить, что согласно п.3 ст. 1228 ГК РФ (далее - ГК РФ) исключительное право на РИД, созданный творческим трудом, первоначально возникает у его автора.
2. В уставный капитал создаваемого хозяйственного общества должно вноситься право использования РИД, исключительные права на которые сохраняются за соответствующими учреждениями. При этом право использования РИД должно вноситься в уставный капитал хозяйственного общества на основании решения учредителя (учредителей) о создании хозяйственного общества путем заключения лицензионного договора, заключаемого между научным или образовательным учреждением и хозяйственным обществом после внесения записи о государственной регистрации хозяйственного общества в единый государственный реестр юридических лиц; В этой связи следует отметить, что срок, на который заключается лицензионный договор, не может превышать срок действия исключительного права на РИД. Ввиду этого лицензионный договор, содержащий условие о сроке его действия, превышающий срок действия исключительного права, считается заключенным на срок, равный сроку действия исключительного права.
3. Перечень РИД, право использования которых может вноситься в уставный капитал хозяйственных обществ по лицензионному договору, включает в себя только изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, программы для электронных вычислительных машин, базы данных, топологии интегральных микросхем и секреты производства (ноу-хау).
4. Научные и образовательные учреждения помимо прав на использование РИД, вправе вносить в уставной капитал денежные средства, оборудование и иное имущество, находящееся в его оперативном управлении. В этой связи следует иметь в виду, что согласно п.1 ст. 298 ГК РФ бюджетное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным этим учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества.
5. Доля научного или образовательного учреждения в уставном капитале создаваемого общества должна составлять более 25 процентов для акционерных обществ и более одной трети для обществ с ограниченной ответственностью; В этой связи следует иметь в виду, что доля (акции) других лиц в уставном капитале хозяйственного общества должна быть оплачена денежными средствами не менее чем наполовину. Вероятность привлечения денежных средств со стороны других учредителей в основном зависит от коммерческой привлекательности РИД, права на использование которого вносятся научным или образовательным учреждением в уставной капитал хозяйственного общества.
6. В течение семи дней с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о государственной регистрации создаваемого хозяйственного общества научное или образовательное учреждение обязано направить уведомление о создании хозяйственного общества в Минобрнауки России.
В целях практической реализации положений Закона Минобрнауки России разработало методические рекомендации N ВМ-788/04 от 07 августа 2009 г. по созданию научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ. С учетом моих изменений и дополнений в указанные рекомендации алгоритм действий научных или образовательных учреждений, создающих хозяйственное общество, заключается в следующем.
1. Провести бюджетный учет РИД, права на которые в силу положений действующего законодательства или заключенного учреждением договора, принадлежат научному или образовательному учреждению в составе нематериальных активов. Бюджетный учет РИД в составе нематериальных активов в бюджетных учреждениях осуществляется в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "О бухгалтерском учете", Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 30 декабря 2008 г. N 148н.
Нематериальные активы должны удовлетворять одновременно следующим условиям:
- отсутствие материально-вещественной (физической) структуры;
- возможность идентификации (выделения, отделения) от другого имущества;
- использование в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд учреждения;
- использование в течение длительного времени, т.е. срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
- не предполагается последующая перепродажа данного актива;
- наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование актива;
- наличие надлежаще оформленных документов, устанавливающих исключительное право на актив;
- наличие в случаях, установленных законодательством, надлежаще оформленных документов, подтверждающих исключительное право на актив (патенты, свидетельства, другие охранные документы и т.п.) или права на результаты научно-технической деятельности, охраняемые в режиме коммерческой тайны, включая потенциально патентоспособные технические решения и секреты производства (ноу-хау).
2. При постановке РИД на бюджетный учет необходимо определить стоимость соответствующего РИД на основании затрат на его создание;
Расходами при создании нематериального актива являются:
- суммы, уплачиваемые за выполнение работ или оказание услуг сторонним организациям по заказам, договорам подряда, договорам авторского заказа либо договорам на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ;
- расходы на оплату труда работников, непосредственно занятых при создании нематериального актива или при выполнении научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ по трудовому договору;
- отчисления на социальные нужды (в том числе единый социальный налог);
- расходы на содержание и эксплуатацию научно-исследовательского оборудования, установок и сооружений, других основных средств и иного имущества, амортизация основных средств и нематериальных активов, использованных непосредственно при создании нематериального актива, фактическая (первоначальная) стоимость которого формируется;
- иные расходы, непосредственно связанные с созданием нематериального актива и обеспечением условий для использования актива в запланированных целях.
3. Провести оценку права использования РИД, которое будет являться вкладом в уставный капитал хозяйственного общества, а также оценку иного имущества, вносимого в уставный капитал хозяйственного общества. Такая оценка не может быть ниже расходов, понесенных учреждением при приобретении, создании соответствующих РИД и обеспечении условий для их использования в запланированных целях. При этом необходимо учитывать, что в случае, если научное или образовательное учреждение планирует оценить стоимость права использования РИД на сумму более пятисот тысяч рублей, должен быть привлечен независимый оценщик.
4. Обеспечить вложение прав на использование РИД в уставной капитал общества;
Вложение объектов нематериальных активов в уставный капитал организаций отражается в размере их остаточной стоимости по дебету счета 020402530 "Увеличение стоимости акций и иных форм участия в капитале" и кредиту счета 010201420 "Уменьшение стоимости нематериальных активов". Остаточная стоимость нематериальных активов определяется с учетом сумм начисленной амортизации. Стоимость нематериальных активов с определенным сроком полезного использования погашается посредством амортизации в течение срока их полезного использования. Расчет годовой суммы начисления амортизации нематериальных активов производится линейным способом исходя из балансовой стоимости нематериальных активов и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этих объектов.
В течение финансового года амортизация на нематериальные активы начисляется ежемесячно в размере 1/12 годовой суммы. Начисление амортизации на объекты нематериальных активов начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к бюджетному учету, и производится до полного погашения стоимости этого объекта либо списания этого объекта с бюджетного учета или его выбытия в связи с уступкой (утратой) учреждением исключительных (имущественных) прав на результаты интеллектуальной деятельности (для объектов нематериальных активов).
5. Определить состав соучредителей и структуру уставного капитала хозяйственного общества. Доля (акции) соучредителей в уставном капитале хозяйственного общества должна быть оплачена денежными средствами не менее чем наполовину. Оставшаяся часть доли (акций) соучредителей в уставном капитале хозяйственного общества может быть оплачена исключительными правами на РИД, правом использования РИД, материалами, оборудованием или иным имуществом, необходимыми для практического применения (внедрения) РИД, исключительные права на которые либо право использования которых вносятся в качестве вклада в уставный капитал хозяй-ственного общества.
6. Провести собрание учредителей, на котором будет принято решение о создании хозяйственного общества. В решении о создании хозяйственного общества должны быть отражены следующие вопросы:
- создание хозяйственного общества определенной организационно-правовой формы (общества с ограниченной ответственностью или акционерного общества) и с определенным названием;
- определение местонахождения общества;
- определение размера уставного капитала хозяйственного общества и размера доли каждого участника в уставном капитале хозяйственного общества;
- определение порядка оплаты долей участниками общества;
- утверждение устава хозяйственного общества;
- формирование коллегиального исполнительного органа общества: совета директоров (наблюдательного совета);
- назначение единоличного исполнительного органа общества (директора, генерального директора);
- осуществление государственной регистрации общества, постановка на учет в налоговую инспекцию и внебюджетные социальные фонды по месту его нахождения.
7. Уведомить Минобрнауки России о создании хозяйственного общества в течение семи дней с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о государственной регистрации хозяйственного общества.
8. Рекомендуется уведомить орган государственной власти, местного самоуправления или государственную академию наук (по подведомственности).
9. Заключить лицензионный договор с созданным хозяйственным обществом и зарегистрировать лицензионный договор в Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (в том случае, если РИД, право на использование которого передается, подлежит государственной регистрации). Исходя из п. 5 ст. 1235 ГК РФ лицензионный договор предполагается возмездным, если самим договором прямо не предусмотрено иное. Следовательно, если лицензионным договором прямо не предусмотрена его безвозмездность, но при этом в нем не согласовано условие о размере вознаграждения или о порядке его определения, соответствующий договор в силу абз. 2 п. 5 ст. 1235 ГК РФ считается незаключенным.
10. Отразить в бухгалтерском учете права использования РИД. Отражение в бухгалтерском учете учреждения операций, связанных с предоставлением (получением) права использования РИД, осуществляется на основании лицензионных договоров, заключенных в соответствии с установленным законодательством порядком.
Нематериальные активы, предоставленные правообладателем (лицензиаром) в пользование (при сохранении исключительных прав на РИД), не списываются и подлежат обособленному отражению в бухгалтерском учете у правообладателя (лицензиара).
Начисление амортизации по нематериальным активам, предоставленным в пользование, производится правообладателем (лицензиаром). Нематериальные активы, полученные в пользование, учитываются пользователем (лицензиатом) на забалансовом счете в оценке, определяемой исходя из размера вознаграждения, установленного в договоре. При этом платежи за предоставленное право использования РИД, производимые в виде периодических платежей, исчисляемые и уплачиваемые в порядке и сроки, установленные договором, включаются пользователем (лицензиатом) в расходы отчетного периода. Платежи за предоставленное право использования РИД, производимые в виде фиксированного разового платежа, отражаются в бухгалтерском учете пользователя (лицензиата) как расходы будущих периодов и подлежат списанию в течение срока действия договора.
* * *
Научным и образовательным учреждениям необходимо учитывать, что они вправе распоряжаться долями (акциями) в уставных капиталах созданных хозяйственных обществ только с предварительного согласия органов государственной власти, органов местного самоуправления или государственных академий наук, в ведении которых находятся соответствующие научные или образовательные учреждения.
Однако при этом доходы от распоряжения долями (акциями) в уставных капиталах таких хозяйственных обществ, а также часть прибыли хозяйственных обществ, полученная научными или образовательными учреждениями (дивиденды), поступают в самостоятельное распоряжение научных и образовательных учреждений, учитываются на отдельном балансе и направляются только на правовую охрану РИД, выплату вознаграждения их авторам, а также на осуществление уставной деятельности научных и образовательных учреждений. Для реализации этой нормы должны быть внесены соответствующие изменения в уставы научных и образовательных учреждений и генеральные разрешения главных распорядителей бюджетных средств, которым подведомственны данные учреждения.
Следует также отметить, что вознаграждение по возмездному лицензионному договору уплачивается за предоставление права использования РИД. В связи с этим лицензиару не может быть отказано в требовании о взыскании вознаграждения по мотиву неиспользования лицензиатом соответствующего результата или средства. В случае, когда стороны лицензионного договора согласовали размер вознаграждения в форме процентных отчислений от дохода (выручки) (п. 4 ст. 1286 ГК РФ), а соответствующее использование произведения не осуществлялось, сумма вознаграждения определяется исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование произведения.
Учет и расходование средств, полученных бюджетными учреждениями от приносящей доход деятельности, определяются бюджетным законодательством. Согласно п.1 ст. 6 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" средства в валюте Российской Федерации, полученные федеральными бюджетными учреждениями от приносящей доход деятельности, учитываются на лицевых счетах, открытых им в территориальных органах Федерального казначейства, и расходуются федеральными бюджетными учреждениями в соответствии с генеральными разрешениями (разрешениями), оформленными главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета в установленном Министерством финансов Российской Федерации порядке, и сметами доходов и расходов по приносящей доход деятельности, ут-вержденными в порядке, определяемом главными распорядителями средств федерального бюджета, в пределах остатков средств на их лицевых счетах, если иное не предусмотрено настоящим законом. Средства, полученные от приносящей доход деятельности, не могут направляться федеральными бюджетными учреждениями на создание других организаций, покупку ценных бумаг и размещаться на депозиты в кредитных организациях, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В нашем случае указанное ограничение не распространяется на бюджетные научные и образовательные учреждения в части направления ими средств на создание хозяйственных обществ с целью практического применения (внедрения) РИД. Аналогичные нормы должны быть прописаны также и региональном бюджетном законодательстве.
Научным и образовательным учреждениям необходимо иметь в виду, что созданное хозяйственное общество может быть признано малым или средним предприятием в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" с учетом изменений, внесенных ст. 4 Закона, и пользоваться гарантиями и льготами, предоставляемыми данным хозяйствующим субъектам. Вместе с тем, следует отметить, что при таких значениях долей научного или образовательного учреждения в уставном капитале создаваемых обществ (напомним, она должна составлять более 25 процентов для акционерных обществ и более одной трети для обществ с ограниченной ответственностью) они (общества) не смогут применять упрощенную систему налогообложения в соответствии с главой 262 Налогового кодекса Российской Федерации.
Несомненно, указанный Закон позволяет создать правовые условия для активизации инновационной деятельности в стране, внедрения результатов НИОКР, полученных за счет бюджетных средств.
Вместе с тем, вряд ли стоит ожидать массового создания бюджетными научными и образовательными учреждениями малых и средних инновационных предприятий. В качестве основных причин можно назвать следующие.
1. Отсутствие у большинства научных и образовательных учреждений результатов интеллектуальной деятельности в составе нематериальных активов, которые могли бы стать основой инновационного бизнеса.
2. Отсутствие у научных и образовательных учреждений необходимой материально-технической базы и квалифицированных специалистов для проведения инновационно-технологической экспертизы РИД с целью формирования инновационных проектов, последующей организации инновационного бизнеса и производства инновационной продукции.

3. Индифферентность предпринимательского сектора экономики (потенциальных учредителей хозяйственных обществ) к инновациям, их незаинтересованность в финансировании рисковых и дорогостоящих инновационных проектов, имеющих длительный срок окупаемости. Несмотря на то, что значительная масса предприятий находится ныне в частной собственности (82,5% от общего их числа), основным источником финансирования науки и инноваций по-прежнему являются средства фе-дерального бюджета.
Следует обратить внимание также на проблему банкротства предприятий малого инновационного бизнеса. Особенно это актуально для случаев, когда их учредителями являются бюджетные учреждения и учреждения государственных академий наук. Как свидетельствует мировой опыт, малые инновационные предприятия в своем большинстве имеют короткий жизненный цикл (в основном около 90% созданных предприятий ликвидируются из-за их несостоятельности [банкротства] в течение первого года их создания) по причине высокого риска осуществления инноваций и низкой окупаемости инвестиций на начальных стадиях инновационного цикла. В этой связи следует обратить внимание на ст. 3 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" и ст. 3 Федерального закона от 8 февраля 1998 года N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью". В соот-ветствии с указанными федеральными законами, если несостоятельность (банкротство) общества вызвана действиями (бездействием) его участников, акционеров или других лиц, которые имеют право давать обязательные для общества указания либо иным образом имеют возможность определять его действия, на указанных участников, акционеров или других лиц в случае недостаточности имущества общества может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам.

В российском гражданском праве субсидиарная ответственность является дополнительной по отношению к ответственности, которую несет перед потерпевшим основной правонарушитель. Она призвана дополнить его ответственность, усиливая защиту интересов потерпевшего.В этой связи следует указать на особенности субсидиарной ответственности учреждений, финансируемых собственниками закрепленного за ними имущества. Такое учреждение отвечает по своим обязательствам только находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник, как сказано в ст. 120 ГК РФ - соответствующего (т.е. закрепленного за учреждением на праве оперативного управления) имущества, другими словами - финансирующий его учредитель. Из данной статьи косвенно следует, что при недостаточности средств у учреждения (учредителя хозяйственного общества) для удовлетворения требований кредиторов субсидиарная ответственность будет возложена на учредителя учреждения, в том числе бюджетного.

Учреждения государственных академий наук также отвечают по своим обязательствам денежными средствами и имуществом, приобретенным ими за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности. В п.4 Устава Российской академии наук (утвержден постановлением правительства Российской Федерации от 19 ноября 2007 г. N 785), указано, что при недостаточности у учреждений денежных средств и имущества, приобретенного за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, субсидиарную ответственность по обязательствам этих учреждений несет Российская академия наук. Аналогичная норма прописана и в уставах других государственных академий наук.

Таким образом, при банкротстве малых и средних инновационных предприятий, созданных бюджетными научными и образовательными учреждениями и научными и образовательными учреждениями государственных академий наук, возможно последующее возложение на них субсидиарной ответственности по их обязательствам с последующим отчуждением прав на объекты интеллектуальной собственности и других видов собственности кредиторам.

Для повышения эффективности действия Закона целесообразно внести в него изменения, позволяющие научным и образовательным учреждениям не только создавать "с нуля" хозяйственные общества, но и входить в состав участников уже действующих малых и средних предприятий посредством внесения в их уставные капиталы прав на использование РИД, исключительные права на которые принадлежат соответствующим учреждениям.

В заключение следует отметить, что при приятии решения о создании научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ целесообразно основываться на среднесрочных и долгосрочных прогнозных оценках рынка инновационной продукции, экономической эффективности реализуемых инновационных проектов, а также возможностей (финансовых, материально-технических, кадровых и др.) их реализации. В противном случае, это приведет к негативным и дорогостоящим социально-экономическим последствиям.

Источник публикации: Администратор образования, 2009, N 23, с. 94-101

Док. 637504
Перв. публик.: 28.02.09
Последн. ред.: 28.02.11
Число обращений: 0

  • Тодосийчук Анатолий Васильевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``