В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
`Ижавто` в собственном СОКу Назад
`Ижавто` в собственном СОКу
Постоянный адрес страницы: http://rospres.com/politics/4925/


"Ижавто" в собственном СОКу

"Ведомости"Юрий Качмазов и Илона Качмазова. Фото "Дело"
Чемезов додушил Качмазова до банкротства

Первый российский автопроизводитель — `Ижавто` — подал заявление о банкротстве. Шанс выжить у завода только один — смена владельца, считают эксперты. `Ижавто` стоит с мая, ее продажи за полгода упали на 69,2% (9800 машин). 45% сотрудников предприятия уволено по соглашению сторон, напоминает сотрудник компании. У завода кончились деньги, а договориться с кредиторами пока не удалось, объяснил он.



Главные кредиторы

Врез ИА "Руспрес": Самобанкротство Качмазова, "Ъ", 14.08.2009: "Ситуация осложнилась тем, что контролировавшая на тот момент "ИжАвто" самарская группа СОК продала его акции самому заводу, "закольцевав" структуру его собственности. В результате к тому моменту, когда "ИжАвто" остановился, он был уже полностью подконтролен менеджменту во главе с гендиректором Михаилом Добындо. Несмотря на то что господин Добындо — выходец из группы СОК, в ней отказываются комментировать ситуацию на заводе, ссылаясь на то, что структурам группы он больше не принадлежит. Один из предпринимателей из Самарской области, работавший с "ИжАвто", говорит, что на заводе понимали неизбежность его банкротства и решили сами подать соответствующее заявление в местный арбитраж, чтобы "сделать процесс более или менее управляемым".

На конец марта 2009 г. долг предприятия превысил 15 млрд руб., в том числе краткосрочный — 12,3 млрд руб., говорится в его отчете. Крупнейший кредитор компании — Сбербанк (7,74 млрд руб.), в залоге у него находится контрольный пакет акций `Ижавто`. `Ак барсу` предприятие задолжало 1,87 млрд руб. (в залоге — 20,28% акций), банку `Зенит` — 175 млн руб. (3,5% акций в залоге), `Уралсибу` — 829 млн руб. Кроме того, `Ижавто` должна 2 млрд руб. держателям облигаций: в феврале этот долг был реструктурирован до 26 августа.



Последние переговоры по реструктуризации долга `Ижавто` провела в феврале, рассказал начальник управления долгового финансирования банка `Зенит` Алексей Балашов. С тех пор кредиторы несколько раз встречались с представителями компании, сказал он, но подробности не раскрыл. Подавать свой иск о банкротстве предприятия банк пока не намерен, говорит Балашов. Получить комментарии Сбербанка и `Уралсиба` не удалось, вопросы `Ведомостей` представитель `Ак барса` оставил без ответа.



Скорее всего, руководство `Ижавто` понимает, что не сможет расплатиться с держателями облигаций в конце августа, вот и подало иск о банкротстве, объясняет руководитель департамента корпоративного права юридической фирмы Sameta Сергей Булгаков. Если руководитель компании своевременно не направит такое заявление, он может быть привлечен судом к субсидиарной ответственности по долгам предприятия, добавляет он.



Партнеры-кредиторы

Главная проблема предприятия — невозможность наладить отношения с основным партнером, `АвтоВАЗом`, утверждает сотрудник `Ижавто`: компания собирала модель ВАЗ-2104, но тольяттинский автозавод не готов отгружать машинокомплекты в долг (на конец марта компания задолжала заводу 252,7 млн руб.). `Ижавто` планировала наладить и сборку ВАЗ-2107. Переговоры об этом должны быть закончены в течение 2-3 недель, речь идет о выпуске около 100 000 машин в год, отмечает собеседник `Ведомостей`. Представитель `АвтоВАЗа` отказался отвечать на любые вопросы по поводу `Ижавто`.



Были перебои и с поставками на предприятие машинокомплектов от корейской Kia (собирает Spectra и Sorento). Ей `Ижавто` на 1 апреля задолжала 100 млн руб. Но сборка продолжится. В течение нескольких недель `Ижавто` может подписать договор с Kia Motors о сборке ее машин по давальческой схеме, рассказал источник, близкий к руководству `Ижавто`. Предполагается, что завод будет собирать для Kia 12 000 Spectra и 3600 Sorento в год, уточняет он, но размер комиссии не раскрывает.



Это очень выгодная схема в нынешних условиях, ведь у предприятия резко сокращается потребность в финансах — по обычной схеме завод выкупал комплектующие по предоплате и затем продавал машины, говорит аналитик Банка Москвы Михаил Лямин. `Мы надеемся, что производство на “Ижавто” не будет свернуто`, — сказал только представитель российского офиса Kia Motors.



Комиссия за сборку одного автомобиля может составить $1000-1500, говорит Богданов, и это принесет предприятию $15,6-23,4 млн в год. Но при нынешних долгах `Ижавто` у нее только один шанс выжить — новый владелец, считает эксперт.



`Ижавто`

Автопроизводитель


Выпускает Kia, `ВАЗ` и `Иж`.


Объем производства (2008 г., данные `АСМ-холдинга`) – 59 317 шт.


Финансовые показатели:


выручка (2008 г.) – 20,9 млрд руб.,


убыток – 908,1 млн руб.



Предсказала банкротство

Первой о возможности банкротства `Ижавто` сообщила Счетная палата, проверившая предприятие в июне – июле. Но тогда предприятие в качестве альтернативы назвало реструктуризацию долга на три года с годовым мораторием на выплаты либо передачу Сбербанку трех дочерних предприятий `Ижавто`, которым с весны этого года принадлежат 75% акций компании (за 30 000 руб., ровно по размеру уставного капитала). Ранее завод контролировали структуры группы `Сок`, однако сейчас группа не имеет никакого отношения к предприятию, не раз заявляли его представители.




****



"Вся идеология соковцев всегда была построена исключительно на контроле над финансовыми потоками, зачастую — не слишком прозрачными. Как только Ижевский завод перестал этот поток генерировать, СОК его без промедления сдал"

Первым крупным предприятием реального сектора, которое не переживет текущий экономический кризис, скорее всего, окажется Ижевский автозавод. `Новая` уже рассказывала (см. N 36 за этот год) о том, что город живет исключительно слухами о скором увольнении пяти тысяч сотрудников автозавода — для локального рынка труда это катастрофа. Надежда на исправление ситуации, строго говоря, была одна и сводилась к перспективам покупки ИжАвто АвтоВАЗом. Теперь надежды нет: сделка с высочайшей долей вероятности не состоится, не в последнюю очередь потому, что недавно предприятие уже было перепродано — без лишнего шума.



Сегодня контрольный пакет де-юре находится в руках никому прежде не известных фирм (см. документ). Впрочем, менеджмент завода утверждает, что за `Норексом`, `Гроссом` и `Иж-Комплектом` стоит он самый, менеджмент (без детализации по персонам). А ведь судя по отчету за IV квартал прошлого года, предприятие принадлежало структурам, аффилированным с группой компаний `СОК`. Получается, что в сложнейшей финансовой ситуации менеджмент не только взял в свои руки конвульсирующее предприятие, но и нашел для этого соответствующие ресурсы. Впрочем, если верить прессе (на официальный запрос редакции гендиректор ИжАвто г-н Добындо не ответил), то расчет производился не живыми деньгами, а… автомобилями на сумму $200 млн.



Комментируя этот факт, аналитик банка `Траст` Андрей Петров сказал `Новой`, что `неясны параметры сделки, при которых новые акционеры ИжАвто в лице менеджмента завода должны будут рассчитываться за акции автомобилями на сумму 200 млн долларов. Если эти машины будут списаны с завода, то это очень похоже на вывод активов`.



И в любом случае это похоже на попытку уйти от расчетов с кредиторами. Так, в четверг ИжАвто уже допустило технический дефолт по облигациям на сумму, близкую к 2 млрд руб. Банкам же ИжАвто должно выше 11 миллиардов рублей, в том числе Сбербанку — 8 млрд. Кстати, он выступает номинальным держателем контрольного пакета ИжАвто. Таким образом, логично предположить, что этот пакет может быть объектом залога (пресс-служба Сбербанка воздержалась от комментариев на эту тему, не ответив на запрос `Новой`). В случае банкротства предприятия именно Сбер, исходя из соотношения цифр, будет главным претендентом на основные активы ИжАвто. Проблема в том, что они ему вряд ли нужны.



Банкротство, кстати, выглядит вполне логичным итогом развития ситуации, тем более что сделка с `перепродажей` завода только приблизила развязку. `Я думаю, что у группы `СОК` сейчас недостаточно ликвидности для того, чтобы поддержать ИжАвто, — говорит Михаил ПАК, аналитик ИФК `Метрополь`. — И если бы группа `СОК` действительно продала пакет акций ИжАвто, то, скорее всего, эта сделка была бы направлена на то,

чтобы группа `СОК` могла дистанцироваться от этого проблемного актива, чтобы банки — кредиторы ИжАвто не смогли бы предъявить претензии к группе

`.



Такое поведение СОКа едва ли можно назвать социально ответственным, а его менеджмент — эффективным. Конечно, не они одни перебрали кредитов в тучные годы, но и в такой ситуации можно вести себя по-разному. Можно попытаться найти общий язык с кредиторами, тем более что им самим меньше всего нужны `плохие` долги, а уже тем более — залоги, с которыми не знаешь, что и делать. К тому же Сбер как государственный (по форме собственности и по идеологии) банк вполне мог бы предложить лояльную схему реструктуризации, раз уж на кону стоят рабочие места более чем пяти тысяч человек.



Можно, конечно, и продать актив, с которым сам не совладал, стратегическому инвестору. Сделка с АвтоВАЗом, в общем, и была бы шагом в этом направлении. Но она, по всей видимости, сорвана, и вовсе не по вине потенциального покупателя.



СОК предпочел наиболее жесткий выход из ситуации: забрать ликвидные активы, оставив головную боль в виде неподъемных долгов третьим лицам, и уйти из Ижевска.



Впрочем, вся история бизнеса группы мало связана с ответственностью, в том числе и социальной. Несмотря на то что в СОК входит большое количество предприятий в Поволжье, называть этих людей производственниками можно с большой натяжкой. Вся идеология соковцев всегда была построена исключительно на контроле над финансовыми потоками, зачастую — не слишком прозрачными. Как только Ижевский завод перестал этот поток генерировать, СОК его без промедления сдал.



Впрочем, у группы все меньше интересов остается в родном для нее Поволжском регионе. Потому что регион все больше переходит под влияние госкорпорации `Ростехнологии`, а она к своим финансовым (читай — государственным) потокам не допустит ни СОК, ни кого бы то ни было еще.



Зато появился новый регион, где соковцы по идее могут чувствовать себя вольготно. Это Южная Осетия.



Республика и до войны с последовавшим признанием независимости со стороны России не отличалась финансовой прозрачностью. Теперь там и вовсе черная дыра. Что косвенно подтвердил и сам президент Эдуард Кокойты, отметивший в одном из интервью, что фирмы, работающие над восстановлением республики, завышали сметы на величину до 20 раз. Между тем только из российского бюджета на восстановление Южной Осетии выделено 10 млрд руб. А есть ведь еще средства осетинской диаспоры в России.



Кстати, влиятельным членом этой диаспоры считается и глава группы СОК Юрий Качмазов, по мнению французской газеты Le Monde, `один из самых скрытных предпринимателей России`. О степени его влияния в самой республике можно судить хотя бы по тому факту, что Эдуард Кокойты публично называет его своим другом и признается, что обратился к нему за помощью, а именно за специалистами, способными усилить местную власть. Что-что, а это СОК умеет. По оценкам все той же Le Monde, `атмосфера на ИжАвто была как в тюрьме: рабочих постоянно обыскивали, а охранник сломал одной из сотрудниц запястье лишь потому, что она замешкалась с предъявлением пропуска`.



Такие специалисты-`соковцы` моментально нашлись. Например, нынешний глава администрации президента Южной Осетии Александр Большаков в свое время занимал высокие посты на подконтрольных СОКу ОАО `Завод `Автоприбор` и Димитровградском автоагрегатном заводе, а его заместитель по работе со СМИ Лев Павлючков был помощником сенатора от Ульяновской области г-на Шиянова, экс-президента группы `СОК`.



Правда, с господином Пантелеевым, назначенным было министром финансов РЮО `по рекомендации` товарищей из СОКа`, вышел конфуз. Он так и не приступил к исполнению своих обязанностей. Как пояснил Эдуард Кокойты, испугался объема работы. Это десяти-то миллиардов?



Впрочем, позиции СОКа крепнут в республике и без Пантелеева. Опыт, накопленный группой за последние десять лет, вполне подходит для работы в `экстремальных` ситуациях.



Что же до Ижевского автозавода, то его, видимо, ожидает неминуемое банкротство. Сложно предположить, что государство даст ему окончательно исчезнуть. Социально ответственный собственник рано или поздно найдется. Но этот сценарий в любом случае предполагает роспуск трудового коллектива и полную остановку производства на неопределенный срок.



Справка `Новой`

Группа компаний `СОК` объединяет 42 предприятия в 23 регионах РФ, сконцентрированных преимущественно в Поволжье, в том числе SOKIA (официальный дистрибьютор KIA Motors), ОАО `Волгомост`, `ВАЗинтерсервис`, завод `Автосвет`, `Освар`, Димитровградский завод светотехники, `Кинельагропласт`, `Мотор-Супер`, Скопинский автоагрегатный завод, Димитровградский автоагрегатный завод и др.



Годовой оборот примерно равен $2 млрд.



Группа поставляет 37% автокомплектующих для АвтоВАЗа. 59% выручки группы приходится на автокомпоненты, 34% — на автомобили, еще 7% — на прочие виды бизнеса.



Основной бенефициар — Юрий Качмазов.



С момента активного вхождения группы в бизнес АвтоВАЗа в 1997 г. ее деятельность активно связывают с различными скандалами, в том числе имеющими криминальный оттенок.



С 2000 года группа `СОК` активно участвует в различных политических проектах. В 2004 г. группа `СОК` приняла участие в выборах губернатора Ульяновской области Сергея Морозова. Ряд топ-менеджеров группы заняли посты в правительстве. Один из них, Рустам Шиянов, был избран в Совет Федерации от Ульяновской области.



Правда, в области группа позиции утратила. После того как ее возглавил г-н Артяков, близкий `Рособоронэкспорту`, группа избавилась от многих `непрофильных` активов в Ижевске, Димитровграде, Ульяновске, Самаре.



Прямая речь

Президент ОАО `АвтоВАЗ` Борис Алешин:

— Велика ли вероятность банкротства ИжАвто?

— На мой взгляд, велика. У завода нет главного — продукта, который мог бы решить его экономические проблемы, зато есть большое количество обязательств.



— ИжАвто по-прежнему интересен АвтоВАЗу?

— В том виде, в котором сегодня ИжАвто — с большими долговыми обременениями, он не представляет стратегического интереса, поскольку у всех сейчас проблемы. И технологически сделку сложно осуществить.



Ренат Хисанов



Источник:"Новая газета"

, 20.04.2009



Док. 637315
Перв. публик.: 14.08.09
Последн. ред.: 24.02.11
Число обращений: 0

  • Качмазов Юрий Михайлович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``