В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Нужен ли Сургуту кредит ЕБРР на реконструкцию жилья? Назад
Нужен ли Сургуту кредит ЕБРР на реконструкцию жилья?
В ближайшее время Сургут получит еще один кредит Европейского банка реконструкции и развития. Это стало ясно после того, как депутаты городской Думы на прошедшем во вторник заседании дали согласие на привлечение этого займа на сумму 700 миллионов рублей.
Результаты голосования - 15 депутатов "за" кредит, пятеро - "против" и четверо воздержались - были вполне предсказуемы. Сургутскую кредитную инициативу полностью поддержало окружное правительство: на проходившем в середине февраля в Ханты-Мансийске совещании губернатор Александр Филипенко говорил о сургутском займе на реконструкцию жилого фонда как о решенном вопросе. Президент ЕБРР Жан Лемьер вообще был уверен, что кредитное соглашение с Сургутом уже подписано. В опубликованном месяц назад в газете "Ведомости" интервью он рассказывал о перспективном проекте, который, по его словам, уже полным ходом реализуется в Сургуте.

Кредитная вертикаль

Лемьер, конечно, поторопился, но не ошибся в главном: займ ЕБРР Сургут не мог не взять. Кредитование муниципалитетов Европейским банком реконструкции и развития в по-следние годы стало составной частью государственной политики в сфере местного самоуправления. На федеральном уровне государство сотрудничает с ЕБРР по таким крупным проектам, как "Сахалин-2" и внедрение энергосберегающих технологий. На местом уровне поощряется привлечение кредитов на реконструкцию ЖКХ и развитие транспортной инфраструктуры.
Большинству российских муниципалитетов о кредитах ЕБРР приходится лишь мечтать. Банк открывает кредитные линии, как правило, лишь городам с высоким уровнем доходов бюджета.

Достаточно посмотреть список населенных пунктов, получивших займы в последние годы, - Санкт--Петербург, Пермь, Череповец, Уфа, Краснодар, Тольятти... Все эти города расположены в регионах -донорах, обладают самодостаточными бюджетами и без особых проблем могут выполнять обязательства по кредитным соглашениям.

В Сургуте ситуация несколько иная. Дело в том, что в последние четыре года городской бюджет лишь наполовину формируется за счет собственных налоговых доходов. Вторая половина - это всевозможные дотации и субвенции из окружной казны. Фактически город не в состоянии проводить самостоятельную финансовую политику - своих денег хватает на зарплату бюджетникам и текущий ремонт городского хозяйство. А капвложения осуществляются преимущественно за счет средств, поступающих из Ханты-Мансийска или по программе "Сотрудничество".

Поэтому с точки зрения формальной логики Сургуту вообще в долг давать нельзя. Зачем банку кредитор, который не может обеспечить собственные расходы и живет на чужие подачки? Тем не менее ЕБРР охотно кредитует Сургут и, похоже, даже гордится таким клиентом.

Объясняется этот парадокс довольно просто. Фактиче-ским получателем кредита является вовсе не дотационный город Сургут, а богатейший Ханты--Мансийский округ. Для окружных властей сотрудничество с ЕБРР в последние два года стало приоритетом: займы банка на развитие ЖКХ получили десять муниципалитетов округа, в том числе и Сургутский район. Поэтому первоначальный отказ городской Думы Сургута от кредита ЕБРР стал неприятным сюрпризом для округа. Официальный Ханты--Мансийск вовсе не желал портить отношения с банком (читай: с федеральным центром, активно лоббирующим сотрудничество с ЕБРР) из--за несогласованности действий местных властей.

Саботаж по--сургутски?

Вспомним, как развивались события. В июле прошлого года вопрос о кредите ЕБРР Сургуту был рассмотрен на заседании наблюдательного совета банка. Было принято положительное решение. Спустя три месяца, в октябре, этот же вопрос выносится на заседание городской Думы Сургута. При этом документы депутатам раздали буквально за два дня до заседания, на предварительных думских слушаниях проблема не обсуждалась, представлявшие на заседании городскую администрацию чиновники толком не могли ответить ни на один депутатский вопрос, а глава города Александр Сидоров на им же инициированное внеочередное заседание Думы, созванное специально для обсуждения вопроса о займе, не пришел.

Естественно, тогда Дума согласия на привлечение займа дать не могла и отклонила проект соглашения как неподготовленный. Кто именно виноват в том, что за три месяца с сургутскими депутатами не было проведено никакой работы, осталось за кадром. В целом же эта ситуация, как сказал корреспонденту "НГ" источник в правительстве Югры, сильно смахивала на саботаж.

Рука округа

До начала февраля депутатам о кредите ЕБРР практически никто не напоминал. Все изменилось после того, как в Сургут на дни Урала в Югре приехал губернатор Александр Филипенко. О чем тогда беседовали Филипенко и Сидоров, так и осталось неизвестным. Но, по словам очевидцев, на церемонии открытия выставки сургутский глава был "мрачнее тучи". А уже на следующий день вопрос о кредите ЕБРР вновь был вынесен на депутатские слушания Думы Сургута.

На вторничном заседании Думы заинтересованность окружного правительства в получении Сургутом кредита ЕБРР стала окончательно ясна. По словам представлявшего проект решения генерального директора ОАО "Югра-Консалтинг" Дмитрия Елисеева, округ не только предоставит государственные гарантии по кредиту, но и возьмет на себя субсидирование выплаты процентов по кредиту. Кроме того, окружные власти намерены забрать себе контрольный пакет акций специально создаваемого под этот кредит Агентства по реконструкции жилья.

Фактически это означает, что сургутский бюджет не получит никакой дополнительной нагрузки по обслуживанию кредита. Все риски и финансовые обязательства ложатся на бюджет Югры. С этой точки зрения город, безусловно, окажется в выигрыше. В конце концов, новые дома все--таки построят у нас, а не в Хантах.

Сплошной минус

А теперь собственно о домах. Точнее, об экономической составляющей кредитного проекта.
Депутатская критика проекта соглашения с Европей-ским банком реконструкции и развития оправдана на все сто процентов.

Безусловно, права На-дежда Красноярова, считающая, что сначала следует разработать программу реконструкции жилья, а затем уже брать кредит на ее реализацию. Безусловно, прав Илья Кандаков, назвавший вопрос о кредите неподготовленным.

Проголосовавшие за кредит депутаты словно не заметили, что никаких точных расчетов нет, а те, что есть, выполнены на основании позапрошлогодних цен на сургутскую недвижимость и заведомо устаревших цифр о стоимости строительных работ.

А окончательное решение о том, какой именно дом надо снести, до сих пор не принято. Не определено и место для нового строительства, не внесены изменения в генплан города, нет ясности даже с примерными сроками реализации проекта.

Наверняка все эти очевидные минусы проекта бросаются в глаза не только сургут-ским журналистам и депутатам. Надо полагать, руководители окружного правительства и топ--менеджеры ЕБРР тоже в курсе недоработок. Но положительное решение о кредите для Сургута все--таки было принято и теми, и другими. Вероятно, в первую очередь по политическим, а вовсе не по экономическим соображениям.

Филипп Ардовский


Справка "НГ"

Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) основан в 1991 году для стимулирования перехода от плановой экономики к рыночным отношениям в странах Центральной и Восточной Европы и СНГ. Его акционерами являются 60 государств и две межправительственные организации. Начиная с 1991 года банк выдал странам бывшего соцлагеря более 30 миллиардов евро, профинансировав более чем 1300 проектов. Сургут подписал первое соглашение о получении займа ЕБРР размером в 45 миллионов евро в 2002 году. Назначение этого займа - модернизация системы ЖКХ.

Кстати

Предполагается, что на реализацию пилотного проекта реконструкции жилого фонда в Сургуте будет направлено 1,344 миллиарда рублей, 0,7 миллиарда из которых - средства ЕБРР. Капвложения разбиты на три этапа. Первый - строительство двух новых домов, рассчитанных на 240 и 80 квартир. Второй - переселение жильцов и снос двух 80-квартирных пятиэтажек 1965 года постройки (предположительно дома по пр. Набережному, 51 и 53). Третий этап - строительство еще двух новых 240--квартирных домов.

Кстати

Проблема старых пятиэтажек станет по--настоящему актуальной для Сургута в 2020-2025 году. Дело в том, что большая часть жилищного фонда города (43 процента, или 2,1 миллиона квадратных метров) построена в период с 1976 по 1985 год. Эти дома могут эксплуатироваться как минимум 45-50 лет. Для сравнения: лишь 12 процентов жилого фонда Сургута (около 550 тысяч квадратных метров) были построены в период с 1964 по 1975 годы.

Мнение

Жан Лемьер,
президент Европейского банка реконструкции и развития:
- В жилье у нас есть интересный пилотный проект в Сургуте, опыт которого мы хотим распространить. Мы кредитуем муниципалитеты без гарантий со стороны российского правительства и предлагаем финансирование в рублях.
- Сургут - богатый город, зачем местным властям деньги ЕБРР?
- Потому что у города очень большие потребности, а местные власти оказались способны к долгосрочному планированию.
(из интервью газете "Ведомости",
6 февраля 2007 года)

Как вы проголосовали?

Евгений Дьячков,
заместитель председателя Думы Сургута:
- Голосовал за кредит и за предложенную финансовую схему реконструкции жилого фонда. Мы достаточно долго изучали этот проект. Вопросов осталось много, но все-таки уже пора было определиться и принять решение. Запрашивать дополнительную информацию и сомневаться можно до бесконечности, но от этого дело с места не сдвинется.

Алексей Булих,
депутат Думы Сургута, председатель комитета по городскому хозяйству:
- Я голосовал за кредит ЕБРР. Во--первых, потому, что увеличение строительства жилья приводит к снижению стоимости квадратного метра При этом важно, что программа реконструкции жилищного фонда будет реализована не в ущерб городскому бюджету. Во-вторых, важно, что гарантом кредита выступает округ. Причем участие округа в этом проекте подкреплено деньгами.

Николай Иванисов,
депутат Думы Сургута:
- Я голосовал "за". Наступил тот момент, когда надо было принимать окончательное решение и запускать программу реконструкции жилья. Если и дальше затягивать с решением этого вопроса, то лучше от этого никому не станет.


Илья Кандаков,
депутат Думы Сургута:
- Голосовал "против". На мой взгляд, надо сначала просчитать программу, разработать бизнес -план, а затем уже брать кредит.
Если "тыкать пальцем в небо" и привлекать заемные деньги, не зная точно, сколько нам их надо, то это может привести к потерям для бюджета. Хочу подчеркнуть: я голосовал не против самого кредита, условия кредитования у ЕБРР действительно выгодные. Проблема - в недостаточной проработанности вопроса.


Анатолий Вац,
депутат Думы Сургута:
- Я голосовал "за", думаю, это было понятно. А комментировать и объяснять, почему, для газеты "Новый Город" я не хочу. Не цепляйте ярлыки, буду все комментировать.

www.novygorod.ru

05.02.2011

Док. 637109
Перв. публик.: 05.02.11
Последн. ред.: 21.02.11
Число обращений: 0

  • Дьячков Евгений Вячеславович
  • Иванисов Николай Федорович
  • Булих Алексей Иванович
  • Красноярова Надежда Александровна
  • Кандаков Илья Сергеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``