В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Тамара Посадская: Эмоциональная компетентность педагога - важное условие сохранения и укрепления здоровья Назад
Тамара Посадская: Эмоциональная компетентность педагога - важное условие сохранения и укрепления здоровья
Мир эмоций и чувств пронизывает все стороны жизни человека - отношения с другими людьми, деятельность, общение и познание. Профессиональная деятельность педагога не исключение. Более того, для нее характерна высокая эмоциональная интенсивность и подверженность стрессам.

Ученые-психологи отмечают, что неэффективное управление эмоциями приводит к неврозам, нарушению психического, соматического, физического здоровья человека и, как следствие, снижению качества деятельности и жизни (Ю.М. Орлов, А.Б. Холмогорова, Н.Г. Гаранян, В.И. Петрушин, Г.И. Мишин, В.М. Мельников и др.). По мнению ученых, именно эмоциональная сфера становится наиболее патогенной зоной в современной культуре. О необходимости эмоционального воспитания писали Л. Выготский и Л. Рубинштейн, подразумевая под этим овладение культурой проявления эмоций.

Психологический аспект психического здоровья предполагает внимание человека к своему внутреннему миру. Эмоциональная компетентность, как интегративного образования личности, обеспечивает ее психологическое благополучие и профессиональную успешность (И.Н.Андреева, Р. Бак, Д. Големан, Е. В. Либина, М. Райнольдс, К. Саарни, Е. Л. Яковлева и др.).

Эмоциональная компетентность способствует сохранению и укреплению здоровья человека вообще и педагога в частности, благодаря своим ключевым компетенциям.
Первая компетенция - это распознавание и понимание собственных эмоций и чувств. Высший уровень эмоциональной сознательности характеризуется тем, что человек может не только воспринять и описать чувство, но и понимает причины его возникновения и контекст. Люди с большой эмоциональной ясностью легче других справляются со стрессовыми ситуациями, быстрее восстанавливают эмоциональный баланс (П.Саловей). Низший уровень сознательности - это чувственная слепота, алекситимия. Доказано, что она может приводить к психосоматическим заболеваниям, нарушениям в социальной сфере, осложняет личностные и профессиональные отношения (И. Малкина-Пых).

Вторая компетенция - управление своими эмоциями. Человек, который сотрудничает с другими (к учителю это относится непосредственно), вынужден находить баланс между собственными потребностями, притязаниями и ожиданиями общества. Обучение этому длиться долгие годы. Важнейшей составной частью его является реакция на собственные эмоции. Установлено, что людям, позволяющим свободно проявляться таким чувствам как злость и гнев, труднее избавиться от них. Подавление этих чувств ведет к психологическим проблемам. Поэтому важно осознать свой гнев и преодолеть его. Существует много способов адекватного выражения эмоций. Педагогу важно осваивать их и применять в жизни. К сожалению, практика подавления, вытеснения и игнорирования эмоций не ушла в прошлое, она продолжает свое губительное воздействие на здоровье.

Третья компетенция - распознавание и понимание чувств окружающих. Человек с высоким уровнем развития этой компетенции хорошо "читает" сигналы о чувствах других людей и в состоянии изменить перспективу, увидеть положение вещей с позиции другого человека, почувствовать то, что чувствует он. Такие люди обладают эмпатийными способностями.

Четвертая компетенция - управление чувствами других. Способность позитивно влиять на чувства других является компетенцией высшего порядка. Для педагога такая компетенция особенно актуальна. Открытое, осторожное обращение с чувствами, а также способность понять причины их возникновения позволяют учителю в профессиональной жизни не испытывать проблем в эмоциональных ситуациях. Оказание педагогом конструктивного влияния на чувства учащихся и коллег предполагает умение успокоить возбужденного или злящегося человека, подбодрить боязливого, помочь им осознать свои чувства, пробудить интерес и поднять настроение.
Для применения этих важных характеристик эмоциональной компетентности на практике очень важна позитивная установка на чувства, которая предполагает, что человек считает чувства первостепенным и важным фактором, активно пользуется их подсказками. Такая установка помогает педагогу успешно использовать уже имеющиеся компетенции. Здесь важна, прежде всего, сама готовность использовать чувства как источник дополнительной информации и основу для принятия решений. Если человек воспринимает собственные чувства и чувства других, но считает их не важными, он не сможет использовать свою эмоциональную компетентность в жизни.

Теория и практика показывают, что эмоционально компетентный учитель обладает способностью к педагогической импровизации и творчеству, что также характеризует его как профессионала. В своем профессионализме и мастерстве он находит уверенность, эмоциональную опору, черпает внутреннюю силу. Уверенность и импровизация считаются самыми эффективными средствами в профилактике стресса.
Осознавая свои и чужие эмоции, компетентный педагог относится к ним с принятием и рассматривает как профессиональный ресурс, не зависимо от того, какие это эмоции по знаку: положительные или отрицательные. Эмоционально компетентный педагог не способен распространять негативную информацию и токсичные эмоции, имеющие своим свойством заражать окружение, неблагоприятно влияя на психологический климат.

Педагоги с высоким показателем эмоциональной компетентности хорошо осознают себя, свои собственные ценности, потребности и живут в соответствии с ними. Выполнение профессиональной деятельности и выстраивание отношений происходит в состоянии конгруэнтности самому себе. Такие педагоги строят отношения на основании честности и открытости. Они способны пробуждать в людях позитивные эмоции, раскрывать в них самые лучшие стороны. Такие учителя выбирают позитивные тактики влияния: поддержку, воодушевление, развитие. Педагогическое общение характеризуется конфликтностью. Именно поэтому важна эмоциональная компетентность, которая способствует эмоциональному согласию, конструктивному общению и позволяет сохранять отношения, не зависимо от обстоятельств, какими бы неблагоприятными они не были. Она является условием гармонизации общения с учащимися, родителями, коллегами, руководством учебного заведения. Гармоничное общение положительным образом влияет на психологический климат образовательной среды, который является предпосылкой и условием сохранения и укрепления психического и соматического здоровья всех ее субъектов, оказывает влияние на характер развития и становления будущего взрослого человека.

Для решения задач содействия сохранению и укреплению здоровья педагогов возможно создание внутришкольной системы повышения квалификации, используя новую парадигму обучения, основанную на концепции развития эмоциональной компетентности как ресурса в создании здоровьесберегающей среды и успешной педагогической деятельности. При этом нужно понимать, что только долгосрочные проекты с использованием различных методов, групповых и индивидуальных форм работы могут быть эффективны.

Наиболее подходят для обучения активные методы. Один из них - социально-психологический тренинг эмоциональной компетентности. Для индивидуальной формы обучения используется коучинг эмоциональной компетентности. Развивать эмоциональную компетентность педагог может также самостоятельно. Для этого важно заниматься техниками, которые помогут осознанно жить настоящим моментом; идентифицировать свои эмоции; определять источник эмоций; уметь выбрать наиболее подходящий тип реакции.

Эмоциональную компетентность можно развивать самостоятельно, если поставить перед собой такую задачу и последовательно ее реализовывать. При этом следует обращать внимание на развитие и совершенствование каждой компетенции.

Прежде чем приступить к работе такого рода, нужно признать важность эмоций и чувств вообще и важность роли, которую они играют в жизни каждого человека. Для этого стоит сказать себе: "С сегодняшнего дня я буду прислушиваться к своим чувствам и эмоциям, буду стараться понять, о чем они хотят мне сказать, и буду учитывать их при принятии решений!".

Начать развивать или совершенствовать эмоциональную компетентность можно с самых простых техник и упражнений. Остановимся на нескольких рекомендациях. Они подойдут как педагогу, так и любому другому человеку.

Первым шагом в развитии эмоциональной компетентности должно стать осознание собственных эмоций. Особенно актуален этот шаг для людей, которые постоянно подавляют и вытесняют свои эмоциональные переживания. Почему важно осознавать собственные эмоции? Неспособность замечать истинные эмоции и чувства - быть в их власти. Чем четче осознается каждая эмоция, тем шире будут возможности по управлению собственным поведением.

Чтобы осознать эмоцию, нужно назвать и описать физиологические, мышечные и экспрессивные изменения, наступившие в ответ на какое-либо событие, затем определить и назвать саму эмоцию. Многие исследователи к базовым относят следующие эмоции: радость, удивление, интерес, тревога, ужас, печаль, горе, отвращение, презрение, гнев, стыд, вина. Важно помнить, что каждая базовая эмоция имеет свои особенности проявления. Так радость внешне проявляется в улыбке, смехе, жестикуляции, подпрыгивании и др. Кожа при этом краснеет, становится теплее, сердце бьется быстрее. Тревога проявляется как тягостное неопределенное ощущение беспокойства, дрожания, кипения в различных частях тела, чаще в груди, и нередко сопровождается тахикардией, потливостью, кожным зудом. Для совершенствования первой компетенции рекомендуется вести "Дневник эмоций" (Н.Козлов), в котором следует регулярно фиксировать следующие моменты: событие, вызвавшее эмоцию, проявления эмоции, название самой эмоции или чувства и характер поведенческой реакции.

В результате ведения дневника:
1.Человек узнает факты своего эмоционального состояния.
2.Само эмоциональное состояние хозяина дневника становится и более позитивным, и более стабильным.
3. Человек начинает понимать, какие именно события жизни снижают его эмоциональное состояние. Это позволяет ему сделал правильные выводы.
4. Реагирование на негативные ситуации становится более конструктивным.
Научиться управлять эмоциями (вторая компетенция) - это значит научиться выражать их приемлемыми способами. В первую очередь это относится к отрицательным эмоциям. Эмоционально компетентный человек не всегда спокоен и не всегда должен контролировать эмоции. Он может выйти из себя и даже повысить голос на собеседника. Но делает он это, осознав, что именно такой способ взаимодействия сейчас наиболее эффективен. "Любой может рассердиться - это легко. Но быть рассерженным на нужного человека, в нужной степени, в нужное время, для определенной цели и соответствующим способом - вот в чем сложность" (Аристотель).
Ясное выражение чувств и эмоций в рамках социальных норм является важным средством ориентации в общении. Свободное, неуправляемое выражение усиливает эмоцию, и избавиться от нее впоследствии становится труднее. Для выражения эмоций используют вербализацию. Так, например, агрессивные импульсы следует преобразовать в честное и открытое сообщение другому человеку о своих потребностях и чувствах, желательных видах деятельности, соответствующих вашим подлинным интересам и являющихся значимыми для вас. Лучше всего вербализовать свой гнев лицу, которое стало источником агрессии. Если это невозможно, тогда третьему лицу, выступающему в роли слушателя.

Для вербализации эмоций рекомендуется использовать технику "Я-высказывание". Техника состоит из нескольких шагов.

Шаг 1. Конкретное описание того, что вызвало эмоцию или чувство по типу "здесь и сейчас", "там и тогда". Например, "Когда ты ко мне обращаешься так невежливо..."
Шаг 2. Сообщение о своем чувстве. "... Я чувствую возмущение...".
Шаг 3. Объяснение причины своего чувства. " ...Так как думаю, что мое мнение не важно для тебя".
Шаг 4. Выражение пожелания или просьбы. "Будь добр, объясни причину такой манеры обращения ко мне".
Если просьба не выполняется, делается следующий шаг.
Шаг 5. Назначение санкций. "Если ты еще раз обратишься ко мне в таком тоне, я перестану разговаривать с тобой и буду делать это всякий раз, как услышу подобное обращение".
Если просьба снова не выполняется, то делается последний шаг.
Шаг 6. Реализация санкций. В результате взаимодействие может быть прекращено, а отношения прерваны.
Разрядить агрессию можно также, выполняя физические действия. Запретные действия реализуются в безопасной обстановке и не на источник, а на замещающий объект (колотить по дивану, "душить" подушку, бить боксерскую грушу и др.). При этом важно не сдерживать крик, стон, плачь.

Для эффективного контроля отрицательных эмоций полезно использовать технику "Дебрифинг". Она состоит в том, чтобы ежедневно общаться с партнером и обсуждать важные вопросы, а также испытания, неудачи и радости прошедшего дня. В основном такой разговор длится примерно 15-30 мин., но в некоторых случаях может быть по продолжительности и час, и более (Берг-Кросс, 2004).

Для улучшения эмоционального состояния используется техника "Хорошо" (Н.Козлов). Состояние "хорошо" - это состояние приятия мира, позитивное отношение к нему, привычка во всем видеть то лучшее, что в этом есть. Это состояние души, при котором вы действительно учитесь видеть хорошее, то есть вы не называете плохое хорошим, а вы ищете в плохом - хорошее и этому хорошему радуетесь. Такое внутреннее состояние свойственно благодарным и мудрым людям. Благодарный человек всегда найдет за что сказать спасибо жизни и окружающим людям, неблагодарный - даже в хорошем умудрится найти плохое. Эта техника экономит силы и позволяет не тратить их на ненужные переживания.

Умение управлять эмоциями дает возможность использовать энергию эмоциональных переживаний для организации конструктивного целенаправленного поведения и преодолевать отрицательные эмоциональные ситуации, тем самым способствует сохранению эмоционального равновесия.

Способность распознавать и понимать эмоции и чувства других людей зависит от уровня развития такой личностной характеристики как эмпатия. Эмпатия - это глубокое и безошибочное восприятие внутреннего мира другого человека, его скрытых эмоций и смысловых оттенков, эмоциональное созвучие с его переживаниями, использование всей глубины понимания этого человека не в своих, а в его интересах.

Уровень эмпатии у каждого человека свой. Понимать эмоции другого человека можно "читая" невербальные сигналы его поведения и анализируя речь. Главные маркеры эмоций, звучащих в речи партнера по общению - интонации. Улавливая интонации собеседника, можно понять эмоции и чувства, которые скрываются за текстом сообщения, а значит понять его истинное отношение, намеренье, желание, то есть понять скрытую информацию. Такое понимание позволяет хорошо ориентироваться в конкретной ситуации общения и выбирать конструктивные тактики и стратегии взаимодействия.

Управление чувствами других людей - непростая компетенция. Чтобы ее развивать необходимо знать основные потребности человека в общении (Фишер Р., Шапиро Д., 2007). К ним относятся:

1) Оценка (мысли, чувства и действия оцениваются по заслугам).
2) Аффилиация (к Вам относятся как к союзнику).
3) Автономия (окружающие уважают вашу автономию и дают право принимать ответственные решения).
4) Статус (вы занимаете достойное положение, и к вам относятся с уважением).
5) Роль (действуя в рамках своей роли, вы чувствуете удовлетворение).

Различие между игнорированием потребности и ее удовлетворением настолько велико, что его можно сравнить с дыханием под водой и на воздухе.

С целью развития данной компетенции можно использовать технику "Подчеркивание общности". Она состоит в том, чтобы подчеркнуть партнеру общность целей, интересов, личностных характеристик. При этом нужно учитывать, чтобы называемые общности были приятны партнеру. Продуктивна техника "Подчеркивание значимости". При ее использовании подчеркивается значимость партнера, его мнения, вклада в общее дело, его заслуг и достижений. В этой технике важно быть искренним и называть конкретные факты. Например: "У меня вызывает восхищение то, что ты делаешь...!".

Умение управлять эмоциями других - способность лидера. Настоящий лидер управляет эмоциями целой группы людей, он направляет коллективные эмоции в нужное русло, создает атмосферу дружелюбия и умело нейтрализует негативные настроения. Будет ли общее дело процветать или зачахнет - во многом зависит от того, насколько эффективно лидер выполняет свою основную эмоциональную задачу. Когда лидер пробуждает в людях позитивные эмоции, он раскрывает в них самые лучшие стороны, что способствует достижению успеха.

Чтобы достичь успеха в развитии эмоциональной компетентности, нужно желание и тренировка. А жизнь сама с готовностью предоставит множество ситуаций-тренажеров.
Значение эмоциональной компетентности в сохранении здоровья человека переоценить невозможно.
Литература
1.    Азлецкая Е. Н. Как сформировать эмоциональную компетентность /Е.Н.Азлецкая // Директор школы.- 2006.-N 1
2.     Андреева И.Н. Развитие эмоциональной компетентности педагогов / Психология образования сегодня: Теория и практика: материалы международной науч.-прак. конф. Под ред. С И Коптевой, А.П. Лобанова, Н.В. Дроздовой. Минск, 2003.
3.    Асмаковец Е.С. Развитие эмоциональной гибкости учителя посредством социально-психологического тренинга / Е.С. Асмаковец // Психологическая наука и образование. - 2000. - N 1. - С. 11-14.
4.    Гоулман Д., Бояцис Р., Макки Э. Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта, М., "Альпина Бизнес Букс", 2005.
5.    Иванилов И. Тренинг "Эмоциональная компетентность в бизнесе". СПб.: Речь, 2007.
6.    Митина Л.М. Профессиональное здоровье учителя - основополагающий фактор сохранения и укрепления здоровья школьников / Л.М. Митина // Образование. - 2001. - N 5. - С. 36-38
7.    Фишер Р., Шапиро Д. За пределами здравого смысла; пер. с англ.; - М.: Издательство "Добрая книга", 2007. - 312 С.
8.    Холмогорова А. Б., Гаранян Н. Г. Принципы и навыки психогигиены эмоциональной жизни. Психология мотивации и эмоций Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и М.В. Фаликман. М.: ЧеРо; МПСИ; Омега-Л, 2006.
9.    http://www.psychologos.ru
______________________
© Посадская Т.В., 2010 Г.


Посадская Тамара Васильевна - психолог


Viperson

Док. 636881
Опублик.: 15.02.11
Число обращений: 0

  • Посадская Тамара Васильевна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``