В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Мавлид в Пензе - новый заряд мусульманской бодрости Назад
Мавлид в Пензе - новый заряд мусульманской бодрости
Автор: Александр Бахмутов

В начале Благословенного месяца Раби аль-ауаль в селе Усть-Уза Шемышейского района Пензенской области состоялся торжественный мавлид-маджлис, посвящённый дню рождения Пророка Мухаммада, мир ему. С приходом Раби аль-авваль,когда весь мусульманский мир обращается с мольбами к Всевышнему Аллаху, прося Его благословить Пророка Мухаммада, мир ему, правоверные Пензенской области, вместе со своими братьями, живущими во всех уголках мира, вступили в особое, благословенное время - месяц рождения Пророка Мухаммада, мир ему.

Мероприятие началось с полуденной молитвы в местной мечети. Затем торжества перенесли в сельский дом культуры. В подготовке мавлид-маджлиса приняли активное участие: мечеть и мактаб Усть-Узы, сельская власть, коллективы средней школы и местного очага культуры, сами жители. Основной груз по организации праздника возложил на себя выпускник российского исламского университета, директор мактаба, по совместительству муэдзин усть-узинской мечети - Рушан Бахтеев. Огромную лепту в проведение праздника внесли уроженцы села и приглашенные гости. Главным спонсором мероприятия выступил фонд развития татарского духовного наследия "Сияние": Председатель правления фонда, депутат Пензенской городской думы, координатор Пензенского регионального отделения ЛДПР и руководитель некоммерческого партнерства "Центр поддержки предпринимательства" Жиганша Туктаров, сопредседатель Попечительского Совета фонда, пензенский предприниматель Шамиль Батаршин. Активную поддержку усть -узинцам оказали и другие пензенские бизнесмены, а также ученики и преподаватели мактаба г. Пензы.

Праздничный концерт прошел при полном аншлаге. Мест в зрительном зале всем не хватило, поэтому многие стояли в проходах. Люди поздравляли друг друга и делились радостью. Все говорили о значимости праздника, о том, какое место в их сердце занимает Пророк, мир ему.

На сцене дома культуры звучали религиозные песнопения, произносились салаваты (благословения Пророку), звучали аяты из Корана и рассказывались хадисы - истории из жизни Пророка (мир ему, да благословит его Аллах и приветствует) на арабском, татарском и русском языках, а преподаватель мактаба Пензы Мираджуддин-эфенди прочитал хвалебные оды Пророку, мир ему, на фарси. Жители села, в том числе пожилые люди, сами сочинили к празднику свои стихи, которые прочитали в авторском исполнении.

В этот день для участников маджлиса было приготовлено праздничное угощениe. В фойе первого этажа поставили огромный самовар и накрыли столы с мучными блюдами из татарской национальной кухни. Всех присутствующих гостей принимали как самых желанных, потчевали чаем и пряностями. Там же организовали продажу религиозной мусульманской литературы, книг, брошюр и атрибутики по исламской тематике. Большой популярностью пользовалась и передвижная библиотека, на которой были представлены труды исламских ученых и татарская литературная классика из личных собраний уважаемых жителей села.

Неподдельную радость и восхищение, особенно у юного поколения, вызвал конкурс детских рисунков "Мечети мира". Ребятишки нарисовали такие известные мечети, как: "Аль- Акса" в Иерусалиме, "Кул- Шариф" в Казани, и многие другие, в том числе мечеть в родном селе Усть- Уза. Все номинанты были премированы, а лауреаты получили три призовых места. Особой теплотой и вниманием организаторы конкурса окружили детей -сирот. Им была выделена материальная помощь и подарки. Односельчане ходили по домам, где живут малоимущие семьи, чтобы поделиться с земляками праздничным настроением и возвестить о дне рождения Пророка,мир ему.

Когда произносился первый салават в честь нашего Пророка, мир ему, то поднялся весь зал. Сцена дома культуры была заставлена красными розами. Этот божественный цветок, источающий запах вечности и символизирующий такие добродетели нашего Пророка, мир ему, как святость, стремление к истине, милосердие и снисходительность, напомнил людям о том значении, которое наш Пророк мир ему, занимает в сердце каждого праведного мусульманина. В этот благословенный месяц наши уста наполняются салаватом, а сердца чувством искренней любви, радости и ликования, отражая благодарность Всевышнему Аллаху, - напомнил первый заместитель муфия ЕДУМ Пензенской области, Председатель Пензенской региональной общественной организации "Просвещение" Абдуррауф Забиров.

Лидер мусульманской уммы поделился с IslamNews своими впечатлениями об участии в праздновании Мавлид ан-Наби на территории многих исламских стран, где они проводились на высоком государственном уровне: "Мне запомнился день рождения нашего любимого Пророка, мир ему, в Тегеране, в африканском городе Агадиш (Нигерия), где перед представителями 95 стран мира выступал на стадионе ливийский лидер Муаммар Каддаффи, и в Стамбуле, где традиция проведения этого праздника имеет глубокие исторические корни.

Мне приходилось принимать участие в мавлидах и в регионах России. Особенно запомнилось мероприятие в московской гостинице Космос", где мавлид традиционно проводит столичная татарская община. В Усть- Узе мавлид тоже прошел на очень хорошем уровне и плоды духовно- нравственных мероприятий уже видны. Груз проблем
нашей суетной жизни на какое-то время отошел в сторону. Люди стали намного добрее и внимательнее по отношению друг к другу, и старались быть похожим на гордость миров Мухаммада, мир ему. Царящая на Мавлид-маджлис атмосфера еще раз напомнила, что Раби аль-ауаль - это месяц любящих Пророка, мир ему.

Сегодня каждому современному человеку очень важно иметь в своей жизни ориентир, надежную духовную опору, хранить в сознании память о личности, которая своим прекрасным примером способна вдохновить к великим свершениям. Таким человеком для многих является последний посланник Всевышнего Творца, Пророк Мухаммад, мир ему, - отметил Абдуррауф Забиров.

Жители Пензенского края в дни месяца Раби аль-авваль, когда многие традиционно отмечают День рождения Пророка Мухаммада, мир ему, проводят мавлиды и вновь вспоминают о жизненном пути и пророческой миссии посланника Аллаха, мир ему, а также об обязанностях, которые возложены на верующих по отношению к Пророку, мир ему.

Как отметили в своих докладах выступающие, в Усть- Узе проводились мавлиды и раньше, но никто не ожидал, что мероприятие можно провести на таком высоком уровне. Но дело в том, что еще в XIX веке село являлось центром духовности и религиозности на территории Среднего Поволжья, и такое общение является продолжением традиций предков. Мавлид-маджлис, заметно ожививший жизнь села, удался на славу. Люди унесли заряд праздничного настроения в свои семьи. О событии в Усть - Узе был снят видеофильм. Аналогичные мероприятия планируется провести и в других татарских селах Пензенской области.

Справка

Мавлид ан-Наби в исламе связан с празднованием дня рождения Пророка Мухаммада, мир ему, Он проводится 12 числа месяца Раби аль-ауаль - третьего в мусульманском лунном календаре по хиджре. Праздник занимает в жизни каждого мусульманина особое место. В этот день мир осчастливил своим рождением последний посланник Всевышнего Аллаха, печать всех Пророков - Мухаммад, мир ему.

В некоторых мусульманских странах Мавлид ан-Наби отмечается достаточно пышно и в течение всего месяца. Также иногда мавлидом называют собрания мусульман, на которых собирающиеся делают тоже, что и в праздник Мавлид. В некоторых народах, традиционно исповедующих ислам, мавлидами также принято называть и собрания по случаю свадьбы, рождения ребенка.

Проведение мавлида несёт в себе очень много пользы - это собрание мусульман для выражения радости, усиление братства и любви между верующими, раздача милостыни, способ получения знаний о Пророке, мир ему. Совершение мавлидов одобрено такими выдающимися авторитетными учёными, как аль-Хафиз ибн Хаджар Аскаляни, аль-Хафиз ас-Сахави, аль-Хафиз ас-Суюти и многими другими.

Всевышний в Коране говорит: "Воистину Аллах и Его ангелы не перестают воздавать благословения Пророку. О, вы, которые уверовали, благословляйте и приветствуйте его (Мухаммада)". (Сура "аль-Ахзаб", 56)

Аль-Хафиз ас-Суюти, говоря об отношении шариата к проведению мавлидов, сказал: "Основой для проведения мавлидов является сбор людей, чтение отдельных сур, рассказы о тех знаменательных событиях, которые происходили в жизни Посланника Аллаха, мир ему. И это является одобряемым с точки зрения шариата, так как проводится для возвеличивания Пророка Мухаммада, мир ему".

Всевышний Аллах в Священном Коране сказал: "Пророк у верующих дороже их собственных жизней". (Сура "аль-Ахзаб",6)

Саид Нурси говорил: "Чтение Мавлида является хорошим и полезным исламским обычаем. В нём - общение между верующими, поучительный урок для их веры, пробуждение в сердцах людей любви к Всевышнему и посланнику Его, Мухаммаду, мир ему".

Также сказал имам Али ибн Абу Талиб (да будет доволен им Аллах): "Посланник Аллаха, мир ему, был более любим для нас, чем наше имущество, отцы, дети и матери наши, больше, чем холодная вода во время нестерпимой жажды". Сам Пророк милосердия, мир ему, имея в виду самозабвенную любовь его последователей, говорил: "В будущем появятся такие люди, которые будут готовы отдать свои жизни и пожертвовать всем имуществом только за то, чтобы увидеть меня" (Хаким, Мустадрак, 4, 95).

Традиционными компонентами мавлида являются: раздачи милостыни, подарков, сладостей, угощение шербетом, накрытие праздничных столов с угощениями, поздравления родственников, друзей, соседей, односельчан (последнее распространено и в городе среди выходцев из одного села). На меджлисах, посвященных Мавлиду, а также хутбах -проповедях в мечети, проводящие их имамы разъясняют значимость мавлида, объясняют эпизоды (сиры) из жизнеописания Пророка Мухаммада, мир ему, проповедуют искреннюю любовь к Пророку,мир ему, благодарят Всевышнего Аллаха за пророческую миссию Мухаммада, мир ему.

Контекст

Село Усть-Уза было основано в составе Узинского стана Пензенского уезда темниковскими и саранскими полковыми татарами во главе с Альмяшем Елаевым на земле, отказанной им в 1683 году. В 1695-1697 годах первопоселенцев перевели в Азов, где они перешли на сторону Османского халифата, а на их место в Усть-Узу перевели других служилых татар. В 1717 году, после набега кубанских кочевников, 250 человек увели в плен, но вскоре прибыла еще одна партия переселенцев.

В XIX веке село являлось одним из основных мусульманских религиозно-образовательных центров на территории Среднего Поволжья. В 1886 году в Усть-Узе было 6 мечетей и одно медресе. В начале XX века в селе насчитывалось уже 11 мечетей и два медресе. В одном из них обучение велось 12 лет по трехступенчатой системе исламского образования. Но по одной из версий усть-узинские земли былы заселены еще в домонгольскую эпоху. Ученые-тюркологи доказывают, что полторы тысячи лет назад здесь проживали татары совместно с мордвой в течение длительного времени. Особенностям татарского языка в селе Усть-Уза посвящена научная работа выдающегося тюрколога, членкора РАН Э.Р. Тенишева.

http://www.islamnews.ru/news-34071.html

Viperson

Док. 636320
Перв. публик.: 08.02.11
Последн. ред.: 06.02.12
Число обращений: 0

  • Бахмутов Александр Юрьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``