В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
`Мы начинаем возврат активов. Речь идет о защите интересов вкладчиков...` Назад
`Мы начинаем возврат активов. Речь идет о защите интересов вкладчиков...`
Интервью с президентом Ханты-Мансийского НПФ Алексеем Охлопковым


Президент Ханты-Мансийского НПФ Алексей Охлопков настроен серьезно: он намерен вернуть в фонд выведенные деньги
Руководство Ханты-Мансийского негосударственного пенсионного фонда при поддержке правительства округа готовит официальное письмо в Федеральную службу по финансовым рынкам (ФСФР), в котором просит ведомство приостановить деятельность управляющих компаний, через которые проходили деньги НПФ. Завершившаяся в фонде проверка показала: система управления деньгами фонда была неэффективной, это привело к тому, что реальная стоимость НПФ на сегодня на 5 млрд меньше той, которая отражена в официальных отчетах фонда. Деньги должны вернуться в НПФ, заявляют руководство фонда и власти округа. Однако есть ряд опасений. Все подробности - на "URA.Ru".

На днях первый замгубернатора ХМАО Александр Ким и президент Ханты-Мансийского негосударственного пенсионного фонда Алексей Охлопков озвучили итоги комплексной проверки, проведенной руководством НПФ и аудиторами компании Ernst & Young. Выводы - система управления активами фонда была построена через ряд управляющих компаний, близких к прежнему менеджменту НПФ. В частности, речь идет о компаниях "Югра-Финанс", "GVP" и компании "Никор-Югра", деятельность которых проводилась не в интересах Ханты-Мансийского НПФ.

- Алексей Анатольевич, не могли бы вы поподробней рассказать о том, как управляющие компании, куда вкладывались деньги НПФ, работали. Почему проверка показала неэффективность этой схемы управления активами фонда?

- Большая часть активов Ханты-Мансийского пенсионного фонда, а это около 90%, управлялась через управляющие компании. И зачастую происходило это так. Деньги давались одной управляющей компании, та покупала ПИФы второй управляющей компании, вторая управляющая компания покупала ПИФы первой управляющей компании. По сути, между несколькими УК шла передача денег друг друга. В одной из таких схем мы обнаружили пять (!) подобных операций. Естественно, это не отвечает интересам фонда.

- Вы сказали, что около 90% денег НПФ управляется через УК. О какой сумме идет речь?

- 16,5 млрд рублей по договорам доверительного управления пенсионными резервами, 3 миллиарда - по договорам доверительного управления пенсионными накоплениями и 4,5 миллиарда - приобретенных ПИФов управлющих компаний. Итого получаем 24 млрд рублей, которые находятся в управлении УК (включая приобретение ПИФов).

- Какая управляющая компания особо "отличилась"?

- Прежде всего, УК "ЮграФинанс", под управлением которой находятся средства, на более чем 90% сформированные за счет средств НПФ.

- Кто собственники этой компании?

- Еще в 2004 году 100%-я доля в УК "ЮграФинанс" принадлежала Ханты-Мансийскому НПФ, сейчас у фонда 18%. Доля в 50% принадлежит гендиректору компании Сергею Ануфриеву. Еще 32% - у юридических фирм, которые не связаны ни с фондом, ни с Сергеем Ануфриевым. Сейчас, по крайней мере.

- Сколько денег было передано в УК "ЮграФинанс"? Какую сумму сейчас контролирует эта компания (балансовая и фактическая стоимость активов)?

- По состоянию на конец второго квартала этого года напрямую данной компании передано в управление около 8,7 млрд рублей. Через другие управляющие компании было приобретено ПИФов "ЮграФинанс" еще на 4,3 млрд рублей. Через ЗПИФы других управляющих компаний, в том числе приобретенных самой "ЮграФинанс", было приобретено ПИФов данной компании более чем на 2,1 млрд рублей. Итого напрямую и посредством разных схем у "ЮграФинанс" находится в управлении более 15,2 млрд рублей, сформированных за счет активов Ханты-Мансийского НПФ. Сюда же можно добавить 200 млн рублей, переданных в управление УК "ЮграФинанс" Фондом содействия развитию инвестиций ХМАО, и 50 млн рублей, полученных от окружного Фонда поддержки предпринимателей.

Таким образом, получается около 15,5 млрд рублей. А всего в управлении у "ЮграФинанс" активов на около 16 млрд рублей. Реальная же рыночная стоимость этих активов, по нашим оценкам, меньше на 20-30%. Это результат управления данной компании... Можно делать выводы...

- Какой ущерб нанесен НПФ?

- Скажем так. Во многом из-за применения систем управления активами через УК реальная стоимость фонда отличается от той, которая отражена в официальной отчетности, примерно на 5 млрд рублей.

- Есть ли опасность отзыва, приостановки действия лицензии у фонда?

- Мы работаем в тесном контакте с ФСФР. И потом - на бумаге-то вообще-то все хорошо. Фонд сам поднимает проблему и говорит, что все не так хорошо, хочет оздоровить ситуацию. Главные вопросы именно к УК. ФСФР должна с пониманием относиться к ситуации.

Кроме того, мы активно обсуждаем эту проблему с правительством округа. С властями достигнуты определенные договоренности - правительство как владелец НПФ и крупный вкладчик поддержит нас. На сегодня совет фонда - высший орган управления - возглавляет первый заместитель губернатора Александр Ким. Есть полная поддержка, желание правительства оздоровить, решить проблемы с качеством активов, строительными проектами. Вернуть деньги из управления сомнительных УК.

- Какие действия вы предпримете сейчас?

- Уже в ближайшее время мы начинаем возврат активов НПФ. Но возникнет проблема: управляющие компании не смогут, скорее всего, вернуть все вложенные фондом средства, так как активы, в которые УК вкладывали деньги НПФ, стоят существенно меньше, чем это отражено в отчетности. К примеру, они говорят, что это стоит 100 рублей, хотя это стоит 70-80 рублей. И я думаю, что до последнего управляющие компании будут пытаться доказать, что акции банкротных компаний стоят больше, чем есть на самом деле. Или векселя, или облигации. Будут пытаться вернуть нам по балансовой стоимости. Таких неликвидных активов особенно много у УК "ЮграФинанс".

- Переговоры с руководителями, собственниками УК ведутся?

- Мы предупреждали, что будем выводить из управляющих компаний наши деньги. И руководство УК выражает готовность вернуть нам активы. Но по балансовой стоимости. На что мы не соглашаемся, естественно.

- А нет опасности, что УК выведут те активы, которые у них есть, на другие фирмы?

- Исходя из нашего законодательства, такой риск есть. Поэтому мы планируем обратиться в ФСФР и просить регулятор уделить особое внимание этой ситуации, используя свои инструменты, методы влияния.

- О каких инструментах идет речь?

- ФСФР своим предписанием может ввести запрет на проведение операций с активами УК либо ограничить проведение таких операций. Варианты возможны. Сегодня-завтра мы направим соответствующую просьбу в ФСФР.

- Вы общаетесь с представителями ФСФР. Какая позиция у службы?

- ФСФР как регулятор сейчас остается в стороне. Пока они смотрят на ситуацию с НПФ и УК как на спор хозяйствующих субъектов. Но как только им станет понятно, что речь идет о сохранности и защите интересов вкладчиков НПФ, они займут более четкую позицию.

- Будут судебные процессы?

- Пока мне с точностью сказать сложно. Но, думаю, разбирательства будут.

- Правоохранительные органы привлекать не намерены?

- Все будет зависеть от того, как будет развиваться ситуация. Не секрет, что ФСФР сейчас проводит встречную проверку Ханты-Мансийского НПФ и компании "ЮграФинанс". В сентябре закончилась выездная часть проверки, сейчас идет камеральная часть. Результаты могут дать повод инициировать проверки со стороны правоохранительных органов.

- В будущем будете работать с управляющими компаниями, о которых идет речь?

- По законодательству ряд пенсионных активов можно вкладывать только через УК. В этом, на мой взгляд, проявляется лоббирование управляющих компаний, которые на законодательном уровне провели подобное регулирование. Поэтому у нас нет иного выхода, как инвестировать через УК. Но, скорее всего, будем искать новых партнеров. Переговоры идут, в ближайшее время определимся.

- Алексей Анатольевич, выявленные в ходе проверки факты не повлияли на ваших вкладчиков? Сколько тратите ежемесячно на выплаты?

- 130 млн рублей в месяц. И в этом плане на ближайшую десятилетку никаких причин для беспокойства нет. Скажу даже, что мы обсуждаем устойчивость фонда на ближайшие 20-30 лет.


Ирина Крючкова

ura.ru

11.10.2010

Док. 636238
Перв. публик.: 11.10.10
Последн. ред.: 07.02.11
Число обращений: 0

  • Охлопков Алексей Анатольевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``