В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Путевка в суд Назад
Путевка в суд
Тысячи людей застряли в московских аэропортах. Туристам обидно вдвойне: они платили немалые деньги за тур - и вот "загорают" без света и элементарных удобств. "Известия" попытались разобраться, на какую компенсацию они могут рассчитывать.
Если четко следовать российским законам, то туристу лучше не улететь, чем улететь. Ему положены льготы, забота и уход. Через два часа задержки рейса авиакомпания обязана напоить, дать возможность сделать два бесплатных звонка или отправить два электронных письма. При этом пассажиры с детьми до семи лет должны получать место в комфортабельной комнате матери и ребенка. Через четыре часа ожидания пассажиров обязаны накормить горячим обедом. Через шесть часов ночью или восемь днем - отправляют в гостиницу. Там - кормежка по высшему разряду трижды в сутки. Все за счет авиакомпании.
В реальности тысячи пассажиров сутками сидят в аэропортах, стоят в очередях за едой и в туалеты, а представители авиакомпаний от них скрываются. Можно ли в этой ситуации получить компенсацию и какие документы для этого надо собрать?
Пассажиру...
Пассажир может вернуть полную стоимость билета при любом нарушении указанных в нем сроков, говорят эксперты. Такое право дает статья 235 Федеральных авиационных правил перевозки пассажиров. Проблема вот в чем, говорит глава правовой комиссии Российского союза туриндустрии Георгий Мохов: человек, получив деньги назад, теряет право на питание, гостиницу и так далее.
- Разумнее сохранить договор перевозки в силе и воспользоваться всеми правами пассажира, - уверен Мохов.
Неправильная информация о рейсах на табло или ее отсутствие тоже нарушение, но ответственность за него только административная.
Если билет вы не сдавали, но ваши права нарушают, начинайте готовиться к подаче иска, советует председатель коллегии адвокатов "Арутюнов и партнеры" Александр Арутюнов. Во-первых, обязательно сохраните билет, договор с турфирмой. Во-вторых, получите справку у администратора аэропорта о том, что вы прибыли на рейс заранее, в положенное время, но самолет не вылетел по расписанию. При этом не имеет значения, обычный у вас билет или электронный.
- Но в такой справке вам, скорее всего, откажут. Тогда надо скооперироваться "втроем" и для каждого составить по акту: такой-то такого-то прибыл туда-то и не улетел таким-то рейсом. И всем подписаться, - предупреждает Арутюнов.
Конечно, акт желательно заверить у руководства аэропорта печатью и подписью. Но и это, как показывает практика, вряд ли удастся. Можно попробовать заверить акт в пункте милиции, в медпункте, советует адвокат.
В-третьих, постарайтесь раздобыть побольше доказательств своей моральной травмы. Для этого больше снимайте на видеокамеру или фотоаппарат: как плачет ваш ребенок, как вы стоите в очереди в туалет. Факт повышения давления можно зафиксировать, вызвав "скорую", сохранив чек на купленные в аэропорту лекарства.
После этого нужно обращаться непосредственно в суд. Лучше по месту жительства. И так как речь идет об оказании услуг потребителю, то госпошлиной иск облагаться не будет.
- Вероятность выиграть такое дело высокая. Но на большую сумму компенсации за моральный ущерб не рассчитывайте, - резюмирует Арутюнов. - Маститый адвокат за такое дело не возьмется, но молодой амбициозный юрист за 15-30 тысяч (для регионов ставки будут меньше) согласится. Если вы выиграете, то до 30 тысяч расходов на адвоката суд переложит на проигравшую сторону.
...и туристу
Если с правами пассажиров все понятно, то получить компенсацию за испорченную поездку гораздо сложнее. Ведь в задержке рейса вины туркомпании нет.
- Практика разрешения подобных споров свидетельствует о неоднозначном подходе судов к вопросу возмещения ущерба, - говорит Мохов. - По закону туроператор обязан предпринять все разумные меры для уменьшения убытков туриста. Например, предложить ему продление времени отдыха на сутки, дополнительную экскурсию или ужин, перебронирование тура на другую дату. Когда в суде удается доказать, что туроператор предпринял все возможные способы решения конфликта, иски туристов чаще всего отклоняются.
Так что вернуть деньги за потерянные дни тура получится, только если туроператоры перестанут отвечать на звонки клиентов, не предоставят оперативную информацию и вообще не предложат хоть какую-то компенсацию.
И последнее. Почти наверняка аэропорты, авиакомпании и, возможно, туристические компании постараются свалить всю вину на погодные катаклизмы, назвав их форс-мажором. Не верьте этим утверждениям, советуют юристы.
- И снег, и дождь часто идут в декабре. Эти стихийные бедствия нельзя назвать чем-то необычным для наших климатических условий. Поэтому суд не должен принимать такие оправдания. Да, провода оборвались, но у аэропортов должны быть резервные линии, запасы питания в ресторанах, автобусы и так далее, - напоминает Арутюнов.

Павел Арабов
"Известия" от 29 декабря 2010 года

Док. 635268
Перв. публик.: 29.12.10
Последн. ред.: 11.01.11
Число обращений: 0

  • Арутюнов Александр Арташевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``