В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владимир Андрианов: Масштабы и формы проявления коррупции в современной России Назад
Владимир Андрианов: Масштабы и формы проявления коррупции в современной России
После распада Советского Союза в 90-е годы прошлого столетия, когда начались так называемые рыночные реформы, масштабы коррупции в современной России стали расти в геометрической прогрессии.

Для этого периода были характерны процессы сращивания власти с бандитскими и мафиозными структурами. Коррупционные сделки стали масштабнее, а аппетиты чиновников - гораздо больше.

Проявления коррупции были разнообразны, но все они тесно связаны с противоправным использованием должностными лицами своего служебного положения в личных или групповых корыстных целях.

Галопирующая инфляция, низкие зарплаты чиновников, невозможность заработать на жизнь честным трудом толкали многих чиновников на путь нетрудовых доходов.
Для отдельных российских чиновников занимаемая должность стала источником первоначального накопления капитала как непосредственно в денежной форме, так и в форме участия в перераспределении государственной собственности.
Очень образно и весьма точно о взятках написал в 1995 г. известный российский поэт Виктор Боков:

"Около жаток
Не берут взяток!
Потому что на ладонях не рубли,
А мозоли!
Кто позволит?!
Взятки берут в конторах,
У тех, у которых
Денег большая мошна,
И никакая взятка не страшна!"

Широкое распространение получила административная коррупция. Для многих чиновников государственная служба превратилась в бизнес, и главная цель такой службы - извлечение прибыли.

Следует отметить, что государственный аппарат, в отличие от прежних времен, в значительной степени стал материально независим от государства - передел собственности обогатил определенную часть чиновничества.

Предпосылкой развития коррупционных процессов стала неоправданная либерализация внешнеэкономических связей, в том числе ослабление контроля государства за экспортом сырьевых товаров, поспешная неподготовленная приватизация государственных предприятий, развитие теневой экономики, формирование банковской системы и валютного рынка и др.

В целом ситуацию, которая сложилась в России в тот период, с точки зрения проявления коррупции вполне можно охарактеризовать как "пленение государства".
Достаточно вспомнить, какое сильное влияние на исполнительную и законодательную власть в середине 90-х годов прошлого столетия оказывали избранные, или, как их называли, "назначенные олигархи". Поскольку среди олигархов большинство имели отношение к банковской сфере, в народе эта ситуация получила название "семибанкирщина".

Несмотря на лозунги борьбы с пороками советской власти, которые публично декларировал первый Президент России Б.Н. Ельцин, чиновники в структурах исполнительной и законодательной власти современной России смогли значительно превзойти советских служащих в масштабах распространения коррупции.

В конце 90-х годов прошлого столетия и в начале третьего тысячелетия Россия по степени коррумпированности государственной власти, к большому сожалению, входила в первую десятку наиболее неблагополучных в этом отношении стран мира. Причем в период с 2002 по 2008 г. индекс восприятия коррупции неуклонно сокращался (табл. 8).

Таблица 8
Место России среди стран мира
по индексу восприятия коррупции (ИВК)
 

 

ГодыКоличество обследованных странМесто в списке обследованных странИВК
1980-1985*5427-е5,1
1988-1992*5441-е3,3
19965448-е2,6
19975249-е2,3
19988576-е2,4
19999982-е2,4
20009089-е2,6
20019179-е2,3
200210271-е2,7
200313386-е2,7
200414690-е2,8
2005159126-е2,4
2006163127-е2,5
2007180143-е2,3
2008180147-е2,1
2009180146-е2,2
2010180154-е2,1


* До 1992 г. - СССР.
Источник: Transparency International за соответствующие годы.

Индекс восприятия коррупции ниже 3 баллов следует считать "национальным позором". Столь низкий показатель для России свидетельствует о том, что государственные органы не хотят или не могут признать коррупцию угрозой национальной безопасности страны и личной безопасностью граждан принять адекватные меры по минимизации этой угрозы.

В докладе Всемирного экономического форума о конкурентоспособности стран мира в 2008 г. среди основных факторов, препятствующих развитию бизнеса в России, называлась коррупция (1).

С 2002 г. "Транспэренси интернэшнл" начала публиковать "индекс взяткодателей", данные о том, насколько часто и охотно дают взятки предприниматели в той или иной стране. В этом списке Россия в 2003 г. занимала "почетное" первое место.
Начиная с середины 90-х годов прошлого столетия исследованием процесса распространения коррупции на постсоветском пространстве в период распада СССР и становления рыночной экономики стали заниматься профессиональные ученые. В результате появился ряд серьезных научных исследований о причинах возникновения и возможных методах противодействия коррупции.

Отличительной чертой современных исследований коррупции является междисциплинарный подход, при котором коррупция является предметом исследований не только юристов, криминологов и социологов, но и экономистов, политологов, философов и историков. Это обусловлено сложностью явления коррупции и проявления его последствий во всех областях жизни общества.

Первое и наиболее обстоятельное исследование масштабов коррупции в современной России было проведено британской консалтинговой фирмой Control Risks после финансового кризиса 1998 г. Специалисты оценили ежегодный экономический ущерб от коррупции в России в 15 млрд долл. (2)

Затем по заказу Всемирного банка в 2002 г. российским Фондом "ИНДЕМ" было проведено исследование "Диагностика российской коррупции". Авторы исследования оценили рынок бытовых коррупционных услуг в России в 3 млрд долл., а рынок деловой коррупции - примерно в 33,5 млрд долл.

В следующем докладе Фонда "ИНДЕМ" о российской коррупции, опубликованном в 2004 г., отмечалось, что коррупция обходится бизнесу и гражданам уже примерно в 39 млрд долл. в год.

Генеральная прокуратура России в 2006 г. оценивала потенциальный коррупционный рынок в России примерно в 240 млрд долл.

Международная организация "Транспэренси интернэшнл" в 2009 г. оценивала потенциальный коррупционный рынок в России примерно в 300 млрд долл.
О масштабах коррупции косвенно свидетельствует и объем вывезенного из России капитала. Согласно данным официальной статистики в 2002 г. нелегально за рубеж было вывезено 18,7 млрд. долл., в 2003 г. - 22,6 млрд. долл. * Всего, по различным оценкам, за период с 1990 по 2010 г. из России было вывезено более 900 млрд. долл.

В 2006 г. Всемирный банк подготовил исследование "Административная реформа и реформа государственного регулирования в России: устранение потенциальных источников коррупции".

В нем, в частности, отмечалось, что возросла коррупция при получении лицензий и разрешений (особенно в строительстве), налоговом администрировании, распределении госзаказов.

Количество фирм, сообщивших представителям Всемирного банка о взятках, в 2002-2005 гг. увеличилось с 13 до 21,4%.

Среди наиболее коррумпированных сфер деятельности в России можно выделить следующие:

-    таможенные органы: пропуск через границу запрещенных к перевозке товаров; возврат конфискованных товаров и валюты; занижение таможенных пошлин; занижение таможенной стоимости товара; необоснованные отсрочки таможенных платежей;

-    налоговые органы: невзимание налогов в полном объеме; возвращение НДС; вызванная конкурентами проверка и остановка производства;

-    медицинские учреждения и организации: закупка оборудования и лекарств по завышенным ценам; выдача не соответствующих действительности медицинских заключений; приоритетное обслуживание одних граждан за счет других;

-    службы ГАИ (ГИБДД): необоснованное предоставление лицензий (водительских прав, справок о прохождении техосмотра); отсутствие законного наказания для нарушителей правил пользования дорогами; фальсификация сведений и выводов о дорожно-транспортных происшествиях в пользу заинтересованных лиц;

-    судебные органы: предвзятое рассмотрение обстоятельств дела; принятие неправосудных решений;

-    правоохранительные органы: возбуждение и прекращение уголовных дел, а также направление их на дополнительное расследование; отсутствие законного наказания за правонарушения различной тяжести;

-    образовательные учреждения: государственная регистрация, аттестация и аккредитация негосударственных высших учебных заведений; поступление в государственные высшие учебные заведения (особенно в престижные вузы); поступление в специализированные общеобразовательные школы и дошкольные воспитательные учреждения. Начиная с 2009 г. к этой категории добавились взятки за сдачу единого государственного экзамена (ЕГЭ);

-    органы исполнительной и законодательной власти: прием на службу, позволяющую иметь значительный незаконный доход от должности в государственных и муниципальных учреждениях; продвижение решений и законов в пользу отдельных коммерческих структур;

-    кредитно-банковская деятельность: регистрация банков, выдача банковских лицензий, получение кредитов, определение уполномоченных банков, выдача разрешений на размещение и проведение банковских операций с бюджетными средствами;

-    лицензирование и регистрация предпринимательской деятельности: получение экспортных квот; строительство и ремонт за счет бюджетных средств; нотариальное удостоверение сделок; контроль за соблюдением условий лицензирования; надзор за соблюдением правил охоты и рыболовства.

Анализ официальных данных Министерства внутренних дел и Генеральной Прокуратуры России в период с 2003 по 2010 г. свидетельствует о росте как самих преступлений, связанных с коррупцией, так и наказаний за такие преступления.
Справочно: по официальным данным Министерства внутренних дел России, в 2003 г. в России было зарегистрировано 8,5 тыс. преступлений, связанных с коррупцией. К уголовной ответственности было привлечено 850 должностных лиц.

В 2005 г., по официальным данным Генеральной прокуратуры России, было зафиксировано 9 тыс. фактов получения взяток чиновниками, за 9 месяцев 2006 г. - 9,5 тыс. Возбуждено 600 уголовных дел коррупционной направленности, 200 граждан были осуждены по статье "Взяточничество".

По официальным данным Министерства внутренних дел, число привлеченных к ответственности за получение и дачу взятки в 2005-2007 гг. выросло с 7346 до 9872 человек. Следует отметить, что из общего количества лиц, привлеченных к ответственности, лишь примерно половина понесли наказание. Приговоры были вынесены в 2005 г. по 3700 делам, в 2007 г. - по 5052 делам.

В 2008 г., по официальным данным Генеральной прокуратуры России, было зафиксировано 12 500 фактов взяточничества, 43 500 преступлений против государственной власти, 1712 случаев коммерческого подкупа.

В 2009 г. органами Генеральной прокуратуры России было выявлено более 260 тыс. нарушений законодательства о государственной и муниципальной службах, а также о противодействии коррупции, что почти на четверть больше, чем в 2008 г. Каждое двадцатое нарушение - это взятка, их число выросло за год на 5%.

В первой половине 2009 г. следователи Генеральной прокуратуры России рассмотрели 12 316 сообщений о коррупционных преступлениях и возбудили 4155 уголовных дел. Cудами было рассмотрено 806 уголовных дел о коррупционных преступлениях.

К началу третьего тысячелетия в общей структуре зарегистрированных в России преступлений удельный вес коррупционных деяний составлял около 3%. Вместе с тем, по оценкам специалистов, более 95% коррупционных деяний не регистрируются, не рассматриваются и не наказываются.

По данным официальной статистики МВД России, в 2009 г. средняя бытовая взятка в России по уже расследованным делам составила 23 тыс. руб., против 8 тыс. в 2008 г.

Средний размер взятки и коммерческого подкупа по выявленным милицией, но еще не доказанным следствием фактам составил в первом полугодии 2010 г. 44 тыс. руб.
По оценкам специалистов, средняя сумма взятки выросла по нескольким причинам. Во-первых, оперативников стали ориентировать на выявление именно крупных случаев взятки и коммерческого подкупа. В 2008 г. для выявления серьезных случаев коррупции в центральном аппарате МВД создано оперативно-розыскное бюро N 3, в прошлом году аналогичные подразделения сформировали и в регионах.

Во-вторых, согласно новому приказу министра внутренних дел о критериях работы милиции именно рост среднего размера взятки засчитывается как положительный критерий служебной оценки.

И, в-третьих, кампания по борьбе с коррупцией ведет к росту рисков для взяточников и соответственно к росту стоимости их услуг.

Наибольшее число правонарушений было выявлено в сферах исполнения бюджетного законодательства, законодательства об использовании государственного и муниципального имущества, о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, а также в сфере реализации органами государственной и муниципальной власти разрешительных процедур.

Принесены десятки тысяч протестов, представлений, направлены в суды многие тысячи заявлений, возбуждены уголовные дела.

В последнее время чаще стали привлекаться к ответственности руководители органов исполнительной власти, главы муниципальных образований и местных администраций.

Справочно: к примеру, в 2010 г. пресечена незаконная деятельность председателя правительства Пензенской области, исполняющего обязанности вице-премьера Карелии, вице-губернатора Курганской области, министра природных ресурсов Калмыкии, председателя Государственной думы Ставропольского края, заместителя губернатора Орловской области, глав и заместителей глав администраций из Адыгеи, Ставропольского края, Калининградской, Московской, Оренбургской, Ростовской областей. По подозрению в получении взятки в первом полугодии 2010 г. были задержаны заместитель главы администрации г. Губкина Белгородской области Сергей Гаркушев, начальник УФНС по Мордовии Дмитрий Кастырин.

Из общего числа организованных преступных группировок, выявленных во второй половине 90-х годов прошлого столетия и начале третьего тысячелетия, более трети использовали связи с коррумпированными чиновниками.

Справочно: весьма показательным в 2010 г. стало дело немецкого концерна "Даймлер", которому Министерство юстиции США предъявило обвинения в даче взяток чиновникам в 22 странах мира на общую сумму 56 млн долл. для получения крупных государственных заказов.

По версии Министерства юстиции США, представители концерна "Даймлер" дарили государственным служащим различных стран дорогие подарки или просто переводили на их счета крупные суммы денег. По документам деньги проходили как скидки или комиссионные платежи.

По данным Министерства юстиции США, за период 2000-2005 гг., российские чиновники получили минимум 5,02 млн евро и около 80 немецких марок, что составляет 7,8% цены российских поставок концерна "Даймлер" по государственным контрактам (64,7 млн евро).

Получателями "откатов" в документах Министерства юстиции США значатся сотрудники или указанные ими посредники из МВД, гаража особого назначения Федеральной службы охраны, Министерства обороны и городских властей Москвы, чиновники городских администраций г. Уфы и г. Нового Уренгоя.

Организацией передачи взяток занималось ЗАО "Даймлер-Крайслер автомобили рус" (сейчас - ЗАО "Мерседес-Бенц рус"). Самые большие выплаты от концерна "Даймлер" получили офицеры МВД, отвечавшие за закупки легковых автомобилей. Чиновники выставляли завышенные счета на покупку автомобилей, а разница в цене переводилась на счета чиновников в одном из банков в Латвии.

Президент РФ Д.А. Медведев по этому поводу дал прямое поручению детально разобраться с обстоятельствами закупки "мерседесов" органами власти.

Не менее громкий скандал в 2010 г. разразился уже с американской компанией "Хъюлетт Паккард", которой было предъявлено обвинение в предполагаемых взятках на сумму 8 млн евро., которые позволили ей выиграть контракт стоимостью 35 млн долл. на поставку Генеральной прокуратуре России компьютеров, программного обеспечения и системы защищенного обмена данными.

Деньги для взяток были проведены через сложную сеть подставных компаний и счетов в Великобритании, Швейцарии, Австрии, на Виргинских островах, в Белизе, Новой Зеландии, Латвии и Литве и в американских штатах Делавэр и Вайоминг.

Мощная коррупционная система сложилась в органах исполнительной власти г. Москвы, в период почти 18-ти летнего правления мэра Ю.Лужкова. За эти годы его жена превратилась в одну из самых богатых женщин мира. По версии журнала "Форбс" Е.Батурина в 2010 г. занимала 3-е место в списке самых богатых женщин мира, ее состояние оценивалось в 2,9 млрд. долл.

Согласно официальной декларации о доходах за 2009 г. Е.Батурина заработала 31 млрд. руб., эта сумма включает 28 млрд. руб. (доходы от ценных бумаг и инвестиций) и 3 млрд руб. - заработную плату и иные выплаты в ЗАО "Интеко". Совершенно очевидно, что без использования Е.Батуриной служебного положения своего мужа, его административный ресурс, коррупционные схемы, заработать такие деньги невозможно. Можно предположить, что после отставки Ю.Лужкова правоохранительные органы смогут расследовать незаконную деятельность его и его супруги.

Если судить по публикациям СМИ, борьба с коррупцией идет довольно эффективно, сообщений о таких преступлениях за последние годы стало заметно больше, свидетельствуют данные агентства "Медиалогии".

В период с начала 2008 г. и до середины 2009 г. ежедневно в СМИ появлялось около 100 сообщений о "разоблачении коррупции", в 2010 г. этот показатель увеличился до 125 сообщений ежедневно.

Однако реальные факты свидетельствуют об обратном. Специалисты Научного центра противодействия коррупции НИИ Российской правовой академии (РПА) при Министерстве юстиции, проанализировав данные криминальной и судебной статистики, пришли к выводу, что реального усиления борьбы с коррупцией в России не наблюдается.

Исследователи сопоставили данные МВД и судебного департамента при Верховном суде за 2007-2009 гг. по основным коррупционным составам преступления:

-    "злоупотребление полномочиями (ст. 201 УК),

-    "коммерческий подкуп" (ст. 204 УК), "злоупотребление должностными полномочиями" (ст. 285 УК),

-    "незаконное участие в предпринимательской деятельности" (ст. 289 УК),

-    "получение и дача взятки" (ст. 290 и 291 УК).

В 2007 г. было зарегистрировано 21 842 таких преступления, до суда дошло всего 6185 дел, при этом в заключении оказались 675 человек, условно осуждено - 3650, оштрафованы - 1744 человек.

В 2009 г. картина мало изменилась, было зарегистрировано 23 518 преступлений (на 7,6% больше), в суд было передано 6691 дело, к реальным срокам лишения свободы приговорили 903 человека (еще 3694 человек приговорили условно, 1926 человек оштрафовали).

Получается, что в среднем за решетку коррупционер попадал только в одном случае на каждые 25 зарегистрированных коррупционных преступлений. А из числа тех, чьи дела дошли до суда, за решетку попал только каждый восьмой.

К условному сроку наказания или штрафу в 2007 г приговаривали 86,9% взяточников, в 2009 г. - 85,2%. При этом максимально возможная санкция за такое преступление, как злоупотребление полномочиями (от трех до пяти лет лишения свободы), в последние два года не применялась вообще, а максимальное наказание за взяточничество (от пяти до восьми лет) получили в 2009 г. только 4 преступника.

По статистике, чаще всего на взятках в России попадаются педагоги, медики и милиционеры. По данным председателя Верховного суда за получение взятки в 2008 г., осудили 1300 человек, из них 31% были сотрудники МВД, 20,3% - сотрудники здравоохранения, 12% - учителя. Муниципальных служащих среди осужденных оказалось только 9%, таможенников - 2%. Очень высок процент так называемых бытовых взяток.

Кроме того, следует отметить, что проведенный центром опрос около 1000 чиновников в 80 регионах России выявил, что только 27,3% из них доверяют информации о коррупции, представленной "правоохранительными органами и прокуратурой", объясняя это тем, что статистические данные часто "подгоняются и фальсифицируются".

Очевидно, что реального ужесточения борьбы с коррупционными преступлениями нет. Возможное наступление ответственности не только не является серьезным сдерживающим фактором, но и не выполняет профилактическую функцию по предупреждению коррупции.

Проблема в том, что борьба с коррупцией в системно коррумпированной стране в большей степени вопрос политический, и в меньшей степени вопрос правоохранительных органов и судов.

Коррупция стала причиной и следствием функционирования теневой экономики, что привело к увеличению имущественной дифференциации общества, падению нравов и деградации общественно-политической жизни.

Коррупция ослабляет государство, не давая выполнять свои прямые обязанности по защите граждан. Неспособность государства охранять правопорядок создает вакуум, который заполняет организованная преступность.

Когда власть и юридическая система становятся настолько коррумпированными, что не могут обеспечить выполнение принятых законов, единственной силой, способной навести порядок, становится мафия. В этом смысле организованная преступность рассматривается и как источник, и как продукт растущей коррупции.

Исследуя проблемы коррупции, нельзя не затронуть вопросов, кажущихся на первый взгляд чисто политическими. Так, потрясшие российское общество убийства общественных деятелей, журналистов, банкиров, в какой-то степени чеченская война - все это тесно связано с коррупцией, борьбой за грязные деньги. Именно поэтому многие громкие преступления, связанные с убийством известных политиков и бизнесменов, и остаются до сих пор нераскрытыми. Коррупция их покрывает.

Наличие широкомасштабной коррупции свидетельствует о той или иной степени дисфункциональности экономики. Под дисфункцией мы понимаем качественное нарушение функций органов государственной власти, системы управления экономическими процессами и др.

Коррупция в системе государственной службы России дискредитирует экономические реформы и конкретные шаги по их осуществлению, оказывает разрушительное влияние на образ жизни россиян, их правосознание и социальную защищенность.

В условиях рыночной экономики, когда государство самоустраняется от контрольных функций в регулировании экономических процессов, коррупция становится реальной угрозой для национальной безопасности страны.

Однако долгие годы реальная борьба с коррупцией в современной России ограничивалась лишь декларациями о необходимости борьбы с этим злом и созданием различных общественных и государственных комиссий по противодействию коррупции.

* * *

После распада Советского Союза в 90-е годы прошлого столетия, когда начались так называемые рыночные реформы, масштабы коррупции в современной России росли в геометрической прогрессии и приобрели угрожающие масштабы.

Именно в тот период начались процессы сращивания власти с бандитскими и мафиозными структурами, формирование олигархического капитала - самой благодатной почвы для расцвета коррупции.

Так называемые "назначенные олигархи" оказывали сильное влияние на исполнительную и законодательную власть. Сложившуюся ситуацию с точки зрения форм проявления коррупции можно охарактеризовать как фактическое "пленение государства".

Наличие широкомасштабной коррупции свидетельствует о той или иной степени дисфункциональности экономики, т.е. о серьезном нарушении основных функций органов государственной власти и системы управления экономическими процессами.
В настоящее время коррупция в России является одной из наиболее острых социально-экономических проблем. Коррупция превратилась в серьезную угрозу верховенству закона, демократическим преобразованиям и правам человека, привела к тяжелейшим социальным последствиям.

В современной России коррупция пронизывает все структуры исполнительной и законодательной власти. Коррупция в системе государственной службы России дискредитирует все проводимые экономические преобразования.

Процветает коррупция и на бытовом уровне, в том числе при оформлении и получении различных документов, при устройстве ребенка в детский сад, школу, при сдаче ЕГЭ и поступлении в высшее учебное заведение, в медицинских учреждениях, при общении с сотрудниками ГБДД (ГАИ) и др.

Коррупция является одной из причин появления и функционирования теневой экономики, что привело к резкому увеличению имущественной дифференциации общества.

Коррупция ослабляет государство, не давая ему выполнять свои прямые обязанности по защите граждан. Неспособность государства охранять правопорядок создает вакуум, который заполняет организованная преступность и сращивается с правоохранительными органами.

В условиях, когда государство самоустраняется от контрольных функций в регулированиии экономических процессов, коррупция становится реальной угрозой национальной безопасности страны.

По общепризнанному индикатору определения масштабов распространения коррупции - индексу восприятия коррупции Россия относится к числу наиболее коррумпированных стран мира, что негативно влияет на имидж страны на мировой арене.

Анализ основным мер по противодействию коррупции в современной России, с учетом мировой практики, показал, что она имеет свои национальные особенности и мало эффективна.

В частности, что касается наличия политической воли высших руководителей государства противодействовать коррупции, следует отметить, что долгое время такая воля у руководства нашей страны и его окружения фактически отсутствовала.
Весьма показательна в этом отношении история с разработкой и принятием в современной России закона "О борьбе с коррупцией". Верховный Совет РФ в период с 1993-1997 гг. подготовил несколько вариантов закона "О борьбе с коррупцией", которые были одобрены Советом Федерации Федерального Собрания РФ, однако так и не были подписаны Президентом РФ Б. Ельциным до окончания срока его полномочий как главы государства и, соответственно, не вступили в силу.

В период двух сроков президентства В. Путина кроме деклараций о необходимости противодействия коррупции и создания декоративных комиссий по противодействию коррупции практических шагов в этом направлении не предпринималось. Скандальное дело компании "Юкос" больше похоже на передел собственности, чем на борьбу с коррупцией.

Нынешнее высшее руководство страны, в частности Президент РФ Д. Медведев впервые официально заявил о необходимости разработки и принятии комплексного плана по борьбе с коррупцией в феврале 2008 г. на экономическом форуме в Красноярске, будучи Первым заместителем Председателя Правительства РФ и кандидатом в Президенты России.

После избрания Президентом РФ Д. Медведев подписал Указ об утверждении Национального плана противодействия коррупции, который в частности обязывал органы законодательной власти доработать и в кратчайшие сроки принять злополучный Федеральный закон "О противодействии коррупции". В конце концов, после почти семнадцатилетнего обсуждения на различных уровнях в новой редакции закон был все таки принят и вступил в силу 25 декабря 2008 г.

В связи с принятием закона "О противодействии коррупции" был подготовлен Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации. В частности, в 2009 г. вступил в силу Федеральный закон "Об антикоррупционной экспертизе нормативно правовых актов и проектов нормативно-правовых актов".

Во исполнение Национального плана противодействия коррупции, и в соответствии с международными обязательствами России в 2010 г. была подготовлена и утверждена Национальная стратегии противодействия коррупции.

Таким образом, можно констатировать, что с принятием указанных документов в Российской Федерации в основном сформирована нормативно-правовая база противодействия коррупции в целом соответствующая международным нормам.

Однако, следует отметить, что в России по состоянию на конец 2010 г. так и не были созданы административные суды для обжалования действий властей, не сокращен список лиц, имеющих иммунитет от уголовных преследований, не введена конфискация имущества по коррупционным делам, не введен запрет на подарки для чиновников, в российское законодательство так и не включен пункт "незаконное обогащение", чиновников не обязали предоставлять декларацию о расходах, разработан, но не принят кодекс этики для государственных служащих.

До сих пор в России не создан специализированный государственный орган, ответственный за борьбу с коррупцией, что значительно снижает эффективность противодействия коррупции.

Очевидно, что с использованием лишь карательных мер с коррупцией не справиться, поскольку это серьезная социальная проблема, которую можно решить лишь системными мерами и мобилизацией всех слоев общества.

Без общественной инициативы и гражданского контроля снизить масштабы коррупции в России не удастся. В современной России дееспособность институтов гражданского общества, объявивших своими целями борьбу с коррупцией, за редким исключением, мало эффективна.

Отдельные неправительственные организации антикоррупционной направленности либо вовлечены в процесс противоборства различных групп влияния, в том числе олигархических, и используются ими как средства давления на конкурентов, либо занимаются собственным бизнесом, не имеющим ничего общего с противодействием коррупции.

Достаточно широко распространенное пренебрежительное отношение к общественным институтам со стороны правоохранительных органов не способствует вовлечению общественности в реальный механизм антикоррупционного противодействия, побуждает их к имитации деятельности, путем организации пиарных компаний.

Таким образом, до сих пор в России не сформировался общественный антикоррупционный консенсус между властью, национальными элитами и гражданским обществом.

Хотя в последние годы значительно повысилась гласность и прозрачность в борьбе с коррупцией, тем не менее, активная гражданская позиция журналиста, нередко вызывает мощное противодействие коррупционеров. С целью скомпрометировать или каким-либо иным способом нейтрализовать журналиста используются самые грязные методы.

Не получила широкого распространения практика журналистских расследований. Зачастую "независимые антикоррупционные расследования" носят заказной характер, осуществляемых на средства финансово-промышленных и иных групп влияния, призванных разоблачить или очернить экономических или политических конкурентов.
Тем не менее, если судить по количеству публикаций в СМИ, борьба с коррупцией в России идет довольно эффективно. Однако реальные факты говорят об обратном. Специалисты Научного центра противодействия коррупции НИИ Российской правовой академии (РПА) при Министерстве юстиции, проанализировав данные криминальной и судебной статистики, о количестве преступлений, связанных с коррупцией и наказаниями за них, пришли к выводу, что реального усиления борьбы с коррупцией в России не наблюдается.

Таким образом, несмотря на предпринимаемые правоохранительными органами меры, коррупция по-прежнему в России серьезно затрудняет нормальное функционирование всех государственных и общественных и институтов.

Коррупция препятствует проведению социальных преобразований и модернизации национальной экономики, ведет к деградации социума, политических и социальных отношений. Вызывает в российском обществе серьезную тревогу и недоверие к государственным органам власти.

Выдающийся итальянский мыслитель, писатель и политический деятель Николо Макиавелли (1469-1527) коррупцию сравнивал с болезнью, например, чахоткой: "Вначале ее трудно распознать, но легче лечить. Если же она запущена, то ее легко распознать, но излечить трудно. Так же и коррупция в делах государства. Если своевременно обнаружить зарождающийся недуг, что дано лишь мудрым правителям, то избавиться от него нетрудно, если же он запущен так, что всякому виден, то никакое снадобье уже не поможет" (выд. автора).

Описанная аллегория удивительным образом напоминает ситуацию в современной России. Очевидно, что побороть коррупцию в ближайшее время в России вряд ли удастся, однако необходимо хотя бы уменьшить масштабы ее проявления и мобилизовать общество на борьбу с этим злом.

Эффективно противодействовать коррупции можно только системными методами, постепенно вытесняя коррупционные схемы из политической и общественной жизни, экономики и сферы управления.

Самая сложная задача это изменения менталитета в широких слоях общества без этого победить коррупцию невозможно. Только практическими мерами и гласностью по противодействию коррупции можно разрушить представления большей части населения России о том, что коррупция будет существовать вечно.

Успех в противодействии коррупции во многом зависит от того, насколько высшие лидеры страны, региональные руководители, руководители федеральных и региональных органов исполнительной и законодательной власти отождествляют себя с обществом, насколько они готовы мыслить и действовать в категориях общественного блага и личного примера, насколько они способны на самоотверженность и самопожертвование. Очевидно, что начинать нужно с себя.

Большинство нынешних руководителей во всех ветвях вертикали власти современной России очевидно не готовы на такие жертвы.

_________________________________________________________________________________
1. The Global Competitiveness Report 2008-2009. World Economic Forum. P. 288.

2. Коммерсантъ. 1998. N 92. 15 октября.

Андрианов В.Д. - Директор департамента стратегического анализа и разработок Внешэкономбанка, профессор МГУ, д.э.н., академик РАЕН



Док. 635236
Опублик.: 05.01.11
Число обращений: 0

  • Лужков Юрий Михайлович
  • Медведев Дмитрий Анатольевич
  • Ельцин Борис Николаевич
  • Батурина Елена Николаевна
  • Андрианов Владимир Дмитриевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``