В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Караван идет Назад
Караван идет
Сергей Лукьяненко выпустил сиквел романа "Недотепа"
Лукьяненко задумал целый цикл: за "Непоседой" может последовать новая книга    

"Непоседа" - давно обещанное Сергеем Лукьяненко продолжение романа "Недотепа", который был опубликован в конце весны 2009 года. Новый роман полностью вписывается в концептуальную рамку, заданную предыдущим: это подростковое фэнтези, насыщенное "взрослыми" подтекстами.

Пока любители недетских историй о свете и тьме ждут запланированного на будущий год "Нового дозора", многосторонний автор развлекает читателей хитроумными сказками. "Непоседу" в силу некоторых сюжетных деталей можно смело объявлять не просто сказкой, но сказкой новогодней - недаром книжка вышла в декабре.

В "Непоседе" появляются те же ключевые персонажи, что и в "Недотепе": сообразительный юноша Трикс Солье, сын герцога, цветочная фея-помощница Аннет, волшебник Радион Щавель, злой рыцарь-маг Гавар Вилорой, а также сирота Иен, бродячие актеры и прочие знакомые лица. Мир, в котором они обитают, - все тот же: вымышленная дотехнологическая ойкумена, разукрашенная перлами узаконенной магии и характерными книжными образами в духе европейского Средневековья.

Как и следовало ожидать, два романа прочно связаны между собой не только общими героями, но и сюжетом: некоторые ружья, извлеченные на свет в "Недотепе", выстреливают в "Непоседе". Характеры демонстрируют свою скрытую доселе изнанку, законы обнаруживают диалектическую природу, а упомянутые в первом романе религиозно-политические проблемы одного южного государства развертываются в полновесную интригу.

Роман выстроен довольно остроумно и не лишен настоящих неожиданностей (обложка книги)

Роман выстроен довольно остроумно и не лишен настоящих неожиданностей (обложка книги)

Для некоторых предметов придумана отдельная извилистая судьба: перстень с изумрудом, подаренный Триксу Солье королем Маркелем Веселым, достается ушлому работорговцу, но затем, само собой, все же возвращается к законному владельцу-протагонисту.

Под Новый год к Триксу Солье, ставшему учеником мага, является небольшой дракон и, сославшись на законы магической чести, убеждает недоросля отправиться в государство Самаршан, похожее одновременно на какую-то среднеазиатскую республику и на умеренно консервативную арабскую страну. Последние самаршанские новости не сулят ничего хорошего: к власти вот-вот придет вождь кочевников, объявивший себя ни много ни мало Прозрачным Богом, а это грозит прямой опасностью как соседнему королевству - родине Трикса, так и кое-кому из жителей Самаршана. Трикс, как и подобает уважающему себя фэнтезийному герою, должен спасти если не мир, то по крайней мере существенную его часть, и если не от гибели, то как минимум от больших неприятностей.

История выстроена довольно остроумно и не лишена настоящих неожиданностей. Впрочем, матерые читатели фэнтези и в особенности давние поклонники Лукьяненко уже успели высказать массу претензий к сюжету. Но к сюжету и вообще ко всему действию здесь, собственно, вполне можно отнестись как к своего рода новогоднему "Огоньку", взвешенно срежиссированному в расчете на все возрастные категории, - в этом случае многие придирки отпадут сами собой. В программе - эффектно обставленные перемещения во времени, не слишком злые репризы на национально-политические темы, театральное срывание злодейских масок и даже драконий брейн-ринг, слегка отдающий схоластикой.

В "Непоседе" нет трагизма и неразрешимых конфликтов, а подразумеваемые смертельные опасности оказываются в некоторой степени иллюзорными. Любителям "взрослого" Лукьяненко при таком раскладе будет недоставать напряжения, серьезности, глобальности и, как бы это сказать, "жести". Но создатель "Дозоров" просто действует по законам жанра, ведь "Непоседа" и "Недотепа", вообще-то говоря, проходят по ведомству литературы для детей и юношества.

В качестве компенсации тотальной "детскости" по тексту рассыпано несчетное количество явных и скрытых аллюзий, цитат и пародий (а также идущих специальным бонусом ехидных подколок, в том числе и весьма прямолинейных, вроде упоминания о магических словах "перестройка" и "политкорректность", которые производят исключительно негативный эффект). Сходство Трикса с Гарри Поттером очевидно, параллели такого рода неизбежны и банальны; веселее обнаруживать реминисценции из Толстого, Эдуарда Успенского и Гоголя. Последнему посвящается смешная переделка хрестоматийного пассажа о птице-тройке: "Караван верблюжий, кто тебя выдумал?".

Очевидно, что Лукьяненко пишет цикл; за "Непоседой", скорее всего, последует еще одна книга. Какой смысл имеет вся эта затея? Предварительный ответ может быть таким: что ни говори, а это все-таки русское фэнтези с человеческим лицом, к тому же основанное не только на перекличке с западными бестселлерами, но и на советской традиции авторских сказок и подростковой фантастики (Владислав Крапивин - далеко не единственное из имен, которые можно упомянуть в этой связи). Это уже неплохо, хотя потенциал гипотетического цикла, похоже, гораздо больше.

Текст: Кирилл Решетников
    29 декабря 2010
http://www.vz.ru/culture/2010/12/29/458516.html

Док. 635203
Опублик.: 30.12.10
Число обращений: 0

  • Лукьяненко Сергей Васильевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``