В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Сергей Роща: Английская активность школы Назад
Сергей Роща: Английская активность школы

Сергей Роща: Английская активность школы- А ведь до такого до сих пор так никто и не додумался! Действительно, все гениальное просто!

Очередное "ноу-хау" в подшефной Краснознаменному объединению Военно-воздушных сил и противовоздушной обороны Восточного военного округа хабаровской школе N 68.
Здесь настоящим образом проявилась английская активность, и не где-нибудь, а во 2-В классе, где впервые была создана "Школа маленького учителя", не имеющая аналогов в дальневосточном регионе по изучению английского языка.

- Инициатором такой идеи в рамках краевой программы общественно-активной школы стала, наш учитель английского языка Наталья Викторовна Чернова,- рассказывает директор школы N 68 Светлана Валентиновна Филатова.

Наталья Чернова родилась 19 сентября 1975 года в городе Шуя Ивановской области, где в 1997 году окончила Шуйский государственный педагогический университет. Потом вышла замуж за молодого офицера и оказалась в военных гарнизонах дальневосточного объединения ВВС и ПВО. Долгое время учила детей таких же военных английскому языку, и когда карьерный рост мужа привел семью в Хабаровск, то после собеседования ее все-таки приняли в одну из лучших школ Хабаровского края.
- Меня в университете приучили работать творчески и нестандартно,- делится своими задумками Наталья Чернова,- а первые мысли по изучению английского языка в новом формате появились, когда муж проходил военную службу на семьдесят третьем километре федеральной трассы Хабаровск - Комсомольск-на-Амуре. И только в школе N 68, учитывая имеющийся опыт, смогла собраться с мыслями и предложить свой экспериментальный проект по изучению английского языка на начальном этапе, не в обязательном порядке, а только для желающих.

Таких желающих набралось двенадцать человек из отдельно взятого второго "В" класса.

И 19 сентября 2010 года, что оказалось очень символично, состоялось первое занятие в "Школе маленького учителя". Суть всей творческой и нестандартной английской деятельности заключается в том, что в учебном процессе принимают участие и родители детей.

Для справки: в Российской Федерации, если верить ресурсу Глобальной информационной сети Интернет, только в школе N 8 города Нефтеюганска также есть свое "ноу-хау", но с использованием новых технологий в обучении английскому языку в начальной школе под названием "В гости к королеве Великобритании". Там обучение английскому языку проводят с использованием интерактивной доски, слайдовых презентаций, дисков DVD и других общеобразовательных компьютерных программ.
- Почему мы согласились, чтобы наш ребенок начинал изучать английский язык не только на уроке, но и дополнительно в "Школе маленького учителя"? Да все очень просто! Прежде всего, потому, что здесь идет живое игровое общение ребенок-учитель-родитель, где, заметьте, ребенок, зачастую, играет первую скрипку,- доказывает правильность своего выбора Галина Санклер.- А что касается новых компьютерных технологий, то они никогда не заменят живое общение.
Казалось бы, что может быть проще, набрал в Интернете "школа маленького учителя", прочитал, и сделал все по-своему. Только, увы, ответа на поставленный вопрос там нет, так как еще нигде нет подобных школ маленького учителя по английскому языку.
- И еще, здесь многое зависит от личных качеств учителя, его способностей, знаний, умений и навыков не только в предмете обучения, но и в общении с детьми,- дополняет Евгения Рау.- У Натальи Викторовны есть все эти качества под общим названием, и обозначим его как талант. Мы приняли от нее основную цель реализации идеи, которая заключается в постепенном движении к качественному улучшению разговорного английского языка для достижения, как в теоретических, так и практических делах применительно не только для школьного учебного процесса, но и в повседневной жизни и деятельности. Например, дома, на работе, во время прогулки, и всегда общение с ребенком на английском языке, и даже по телефону. Попробуйте, это очень интересно!

Кроме цели деятельности, для всеобщего обозрения учитель с двенадцатилетним стажем с первого же дня занятия еще изложил и задачи:

- целенаправленно помочь детям стать активными действующими лицами в учебном процессе, прежде всего для осознания ими того факта, что изучение нового языка напрямую связано с личностью и интересами каждого, а не с заданными учителем приемами и средствами обучения;

- постоянно обеспечивать ситуации, в которых не учитель является центральной фигурой, а именно дети должны стать равноправными субъектами учебного процесса и активно общаться друг с другом, и все это коренным образом меняет функции учителя, делая его наблюдателем, консультантом и участником, в том числе и детских игр в изучении английского языка;

- конкретно учить детей работать над языком самостоятельно и обеспечивать дифференциацию и индивидуализацию учебного процесса;

- сознательно указывать направления для детей, как узнавать новую информацию и определенным образом правильно ее оформлять одному или с детьми и взрослыми, так сказать, коллективно;

- постепенно исключать у детей формальный подход в изучении английского языка и активизировать взаимодействие друг с другом для достижения практического результата, при этом образно поместив их в ситуацию успеха;

- добровольно сблизить детей со своими родителями и сделать пап, мам, а также бабушек и дедушек активными участниками учебного процесса, чтобы в последующем сделать их как команду победителей;

- серьезно подходить к проведению различных конкурсных и итоговых программ, как индивидуальных, так и семейных, в различных ракурсах изучения английского языка, выделяя при этом практический аспект применения в среде социального обитания, как родителей, так и детей;

- ответственно исключать первые признаки появления фактов недовольства родителями результатом обучения английскому языку в школе, тем самым уйти от шаблонной фразы "Ничему не научили" и уверенно держать курс к утверждению "Я вижу, что мой ребенок получил знания, потому что я - свидетель и активный участник учебного процесса".

Теперь уроки в "Школе маленького учителя" проходят каждую субботу в кабинете английского языка N 38, начало в 11 часов 30 минут.

- В этот день могут приходить родители, да и время выбрано самое оптимальное для детской мозговой активности,- продолжает Наталья Чернова.- При обучении детей младшего школьного возраста английскому, да и любому другому иностранному языку преподавателю в обязательном порядке необходимо хорошо разбираться в психологии и философии, знать все социальные окружающие факторы и перспективы развития региона, и многое другое, все пригодится для того, чтобы дети вместе с родителями уловили общий фон речевого звучания.

Наталья Чернова может часами рассказывать о планах реализации своей идеи "Школы маленького учителя", первые практические ростки которой свой отсчет ведут из военных гарнизонов объединения ВВС и ПВО.

- Для любого военного гарнизона, как я поняла, всегда было есть и будет, присутствие там образованных людей, дающих знания другим,- уже с эмоциями начинает излагать учитель английского языка Наталья Чернова свои воспоминания.- Изначально я относилась к числу тех, кто берет знания, но постепенно, с переездами, когда багаж знаний начал пополняться, только тогда мне дали негласное право стать человеком, дающим знания другим людям. Не ошибусь, если отдельной строкой выделю детей военнослужащих, ведь именно они всегда стремятся к знаниям больше, чем дети из других семей, но это мои наблюдения, которые также частично подтверждаются и в школе N 68. И всегда, в каком военном городке приходилось нашей семье жить, жены офицеров, прапорщиков и контрактников вместе со своими детьми всегда принимали активное участие в изучении английского языка, но особенно русского языка и литературы. Условия иногда такие, что у жен военнослужащих только одна работа - воспитание детей, и другой работы там нет, очень трудно устроиться по специальности. Так что, образование, полученное в родной Шуе, пригодилось во благо Отечества. А чтобы как то обозначить сделанное, всегда необходимо проводить запоминающиеся подведения итогов.

И в канун Новогодних и рождественских праздников в "Школе маленького учителя" прошло итоговое занятие за первое полугодие. Оно имело соревновательный оттенок, где каждая семья это, прежде всего команда, и таких набралось девять из двенадцати. Немаловажное значение кроме разговорного жанра имели еще и артистические способности, а также костюмы собственноручного приготовления, не ушли незамеченными и импровизации, а даже те моменты, как родители и дети благодарят друг друга после исполнения своего номера.

Для выявления победителя необходимо было пройти номинации конкурсных программ, где жюри представляли сами родители детей. Порядок голосования также оригинальный - собственноручная запись на классной доске, где можно указывать только одного участника, кроме своей команды.

О том, что и дети, и родители готовились серьезно, показал первый конкурс из домашнего задания. Каждая команда, а это в основном были только дети со своими мамами и бабушками, на английском языке в разговорном диалоге между собой представляли свою команду. И когда необходимо было назвать победителя, то все восемь голосов получила команда "Зима красавица" Валерии Зайцевой.

Второй конкурс был посвящен фонетике английских букв, их звучанию, где в упорной борьбе, набрав четыре голоса из девяти, победила команда "Тигры" Кирилла Зайцева.
Но когда дети со своими мамами и бабушками стали придумывать различные истории о буквах и звуках из английского алфавита на английском языке, вот здесь и раскрылся настоящий творческий потенциал команд. По три голоса из девяти набрали "Аватар" Аркадия Санклера, "Лямда" Артема Скрипко и "Звездочка" Юлианы Раковской.
А в четвертом заключительном конкурсе страсти разгорелись нешуточные - ведь команды исполняли простенькие детские песенки на английском языке. И как в третьем конкурсе, также три команды набрали одинаковое количество голосов: "Снежный кот" Яны Рау, "Зима красавица" Валерии Лубской и песенка Арины Кондаковой с попугаем.

- После таких насыщенных конкурсных программ было уже не важно, какая команда станет победителем,- завершает наш рассказ Светлана Раковская,- и для нас, родителей, выбравших в качестве дополнительного обучения "Школу маленького учителя" Натальи Черновой важно совсем другое. А именно то, что все мы своим детям подарили первую в их жизни победу над языком страны с названием Англия. Вперед, Россия!

P.S. Таким образом в хабаровской школе N 68 получила реализацию, но уже в своем ракурсе, инновационная программа Президента Российской Федерации Дмитрия Медведева и Премьер-министра Владимира Путина в изучении иностранных языков в общеобразовательных школах России. Да и Министр обороны Анатолий Сердюков не раз говорил о необходимости повышения уровня образования детей военнослужащих, как в военных гарнизонах, так и в подшефных школах. А вот для Министра образования и науки Андрея Фурсенко такие вспышки творческой активности среди учителей все равно что "бальзам на душу".

Фото автора
Хабаровск
28 декабря 2010 года.
viperson.ru

Док. 635136
Перв. публик.: 28.12.10
Последн. ред.: 29.12.10
Число обращений: 0

  • Роща Сергей Алексеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``