В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Часть 1. Путешествие в таинственный мир. Космонавтика - это очень интересно! Назад
Часть 1. Путешествие в таинственный мир. Космонавтика - это очень интересно!

Часть 1. Путешествие в таинственный мир. Космонавтика - это очень интересно!

Начинаем публикацию книги "Желаю вам доброго полета!.." Учимся на космонавтов.

"Желаю вам доброго полета!.." - так назвали свою книгу выпускницы журфака МГУ Юля Балашова, Аня Лаврова и Настя Степанова.

- Это своего рода напутствие - говорит летчик-космонавт России Юрий Батурин, под редакцией которого вышло это издание. - Когда-то точно такие же слова Сергей Королев говорил Юрию Гагарину перед "великим стартом". В нашем случае это напутствие перед стартом во взрослую жизнь.

Дело в том, что, будучи студентками, Юля, Аня и Настя занимались на семинарах у профессора МГУ им. М.В. Ломоносова Юрия Батурина, который вот уже семь лет ведет на журфаке Школу космической журналистики, публиковали статьи в газетах и журналах, а потом решили помочь школьникам подробнее узнать об удивительной звездной профессии - одновременно интересной, сложной и опасной. Необычно просто и доходчиво они рассказывают о казалось бы самых сложных вещах - об устройстве Вселенной, о конструкции ракет и космических кораблей, сюрпризах невесомости и многом-многом другом.


Издание рассчитано на средний школьный возраст. Конечно, не все ее читатели станут космонавтами, но, как надеются авторы, эта книга позволит ребятам выбрать правильные ориентиры. Более того, такие предметы, как физика и химия, уже не будут им казаться скучными.

Наталья Ивановская
"Российская газета" - Федеральный выпуск N5155 (76) от 12 апреля 2010 г.

_________________________________________________________________________________

СТАТЬ КОСМОНАВТОМ
 

Хочешь ли ты стать космонавтом, мой дорогой юный читатель?
Предупреждаю: учиться придется долго и очень многому. Так почему бы не начать прямо сегодня? Для того и писали эту книгу студенты факультета журналистики Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, адресуя ее тебе и твоим сверстникам.

Еще несколько лет тому назад они были чуть старше тебя, а про космонавтику знали едва ли больше, чем ты сейчас. Но несколько учебных семестров они занимались у меня в Школе космической журналистики, публиковали статьи в газетах и журналах, а потом решили помочь школьникам подробнее узнать об этой удивительно интересной, хотя сложной и опасной профессии.

Мы назвали свою книгу "Желаю Вам доброго полета!..", потому что надеемся, что она позволит тебе успешно выйти на свою орбиту в будущей взрослой жизни. Этими словами Главный конструктор Сергей Павлович Королёв напутствовал первого космонавта планеты Земля Юрия Алексеевича Гагарина, когда мощные двигатели ракеты начали поднимать космический корабль и его пилота в небо.

Стать космонавтом не просто. Надо много знать, быть здоровым, упорным и терпеливым, обладать сильной волей и уметь учиться. Готовиться лучше начать с детства. Для этого можно еще школьником, даже если ты учишься только в начальных классах, принять участие в конкурсе "Звездная эстафета", который ежегодно проводится в Центре подготовки космонавтов имени Ю. А. Гагарина (ЦПК). Адрес простой: Россия, Московская область, Звездный городок, Почта космонавтов, "Звездная эстафета". Или же обратиться во Всероссийское молодежное аэрокосмическое общество "Союз", возглавляемое летчиком-космонавтом СССР Героем Советского Союза Александром Александровичем Серебровым (Москва, Б. Черкасский переулок, 7/8, стр. 1Б). Многие ребята приобщились там к космическим специальностям, предложили свои проекты, провели научные эксперименты, выиграли космические олимпиады, а кое-кто уже готовится к космическим полетам в отряде космонавтов.

Когда ты прочитаешь эту книгу и захочешь, например, приехать в Звездный городок в ЦПК, то увидишь и поймешь намного больше, чем если бы ты ничего до этого не знал о космических полетах и подготовке к ним.

Когда ты прочитаешь эту книгу и потом, окончив школу, будешь размышлять о будущей специальности, выбор института и факультета окажется более правильным.
Когда ты прочитаешь эту книгу, возможно, летать в космос покажется тебе менее интересным, чем строить космические корабли, или проводить научные эксперименты, или возвращать людям здоровье. Главное, ты поймешь, как много дорог открывает перед тобой космос.

Космонавты обязательно желают друг другу удачи перед стартом. А поскольку мне почему-то кажется, что ты, читатель, решил присоединиться к этому славному отряду людей, стремящихся в небо, я пожелаю тебе того же.
Удачи!

Юрий БАТУРИН,
летчик-космонавт России



-    Уважаемые коллеги, начал Барбикен, - прошу вас теперь уделить мне все ваше внимание.
По собранию пробежал нервный трепет. Поправив уверенным жестом свой цилиндр, Барбикен продолжал спокойным голосом:
-    Каждый из вас, конечно, не раз видел Луну или по крайней мере слышал о ней. Не удивляйтесь, что я заговорил об этом ночном светиле. Быть может, нам суждено сделаться Колумбами неведомого мира...
-    Луна изучена весьма подробно, - продолжал Барбикен, - уже давно точно определены ее масса, плотность, вес, объем, состав, движение, расстояние от Земли и вообще ее роль в Солнечной системе; лунные карты составлены едва ли не подробнее, чем земные, и фотография дала уже снимки лунных пейзажей несравненной красоты. Одним словом, о Луне нам известно все, что только можно было узнать при помощи математики, физики и геологии. Но до сих пор еще нет... прямого сообщения с Луной.
При этих словах аудитория вздрогнула от изумления.

Жюль Берн. С Земли на Луну прямым путем за 97 часов 20 минут
 

СЛУЧАЙ В КОСМОСЕ

...Космонавт приготовился к посадке. Он накрепко затянул привязные ремни, проверил работу бортовых систем, потом развернул свой космический корабль и включил двигатель. Спускаемый аппарат корабля полетел к Земле. Но не один. Другой отсек, в котором находились приборы, на посадке уже не нужные, должен был отделиться и сгореть при падении в атмосфере. Из-за какого-то сбоя в системах этого не произошло. Приборный отсек летел за спускаемым аппаратом, как прицеп за машиной, и мешал сделать еще один нужный разворот, чтобы набегающий атмосферный поток, буквально раскаляющий корабль на такой высокой скорости, попадал бы на специальную теплозащиту.

Космонавт мгновенно оценил опасность ситуации, но изменить ее не мог. Он летел спиной вперед. Перегрузка быстро нарастала и вместо того, чтобы вжимать его в кресло, наоборот, выталкивала из него. Хорошо еще, что он сильно затянул себя привязными ремнями, и сейчас они держали его.

Запахло гарью. Космонавт понял: горит резиновая прокладка люка, который и не должен был принимать на себя такие тепловые нагрузки. Но спускаемый аппарат летел задом наперед. Когда прокладка сгорит, раскаленные газы ворвутся в кабину корабля и сожгут всё. Вместе с ним. Жить космонавту оставалось несколько секунд.
Говорят, что в такие моменты человек вспоминает всю свою жизнь. Может быть, и так. Но космонавт был профессионалом. Он фиксировал происходящее, наговаривая свой отчет на магнитофонную ленту. Не исключено, что крепкий металлический корпус бортового магнитофона выдержит напор огня и донесет до конструкторов на Земле, что же случилось на борту космического корабля.

Но корабль, на котором возвращался на Землю космонавт, был сделан очень надежно. Люк держался... На высоте 85 километров приборный отсек наконец оторвался. Космонавта завертело вместе со спускаемым аппаратом, и физически, учитывая высокие перегрузки, это было невыносимо. Но космонавт выдержал, он ведь прошел хорошую подготовку. Главное, он понял: жив!..

Этот случай действительно произошел с советским космонавтом Борисом Валентиновичем Волыновым. Специалисты называют подобные ситуации нештатными.

Космонавт Волынов возвратился на Землю благодаря надежной конструкции космического корабля, созданного советскими инженерами, и благодаря высокому профессионализму, полученному в Центре подготовки космонавтов в Звездном городке.
Если ты, читатель, не испугался, а, наоборот, заинтересовался редкой и необычной профессией - космонавт, то эта книга для тебя. Уже на первой странице ты встретил, может быть, незнакомые слова: "перегрузка", "спускаемый аппарат", "нештатная ситуация", "теплозащита" и др. Что они означают, ты узнаешь, прочитав книгу, которую держишь в руках. Можешь считать ее своим первым учебником по космонавтике. Но имей в виду: наш учебник - только начало твоего будущего пути!
 

ПУТЕШЕСТВИЕ В ТАИНСТВЕННЫЙ МИР

Часть первая, из которой читатель узнает о том, кто нашел и приоткрыл дверцу в таинственный мир Вселенной, какие подвиги там совершались, почему друг человека оказался в космосе раньше человека, как люди попали на Луну и где начиналась очередь желающих туда отправиться. А также... почему полезно зачитываться фантастическими романами.

Спиральная галактика

КОСМОНАВТИКА - ЭТО ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНО!

Космонавтика происходит от соединения двух греческих слов: "космос", что означает Вселенная, и "наутика" - кораблевождение, искусство мореплавания. Значит, космонавтика - искусство космоплавания, управления космическими кораблями в полетах по Вселенной. (Значение выделенных курсивом слов ты можешь посмотреть в словарике, в конце книги).

От слова "космонавтика" происходит и название профессии - космонавт, то есть космоплаватель, человек, управляющий космическими кораблями, исследующий космос или Землю из космоса.

Пилотируемые полеты в космос начались (об этом мы еще расскажем подробнее) в Советском Союзе. Более полное название - Союз Советских Социалистических Республик, сокращенное - СССР. Так называлась большая страна, в которую входили Россия, Казахстан, Украина, Белоруссия и другие советские республики, всего их было 15. СССР просуществовал как единое целое до конца 1991 года. Поэтому мы и называем космонавтов тех времен советскими (среди них были не только русские по национальности, но и украинцы, и белорусы, и казахи). В нашей книге ты прочтешь о многих космических подвигах, которые совершил Советский Союз. Сегодня СССР не существует, есть отдельные государства: Россия, Украина, Казахстан и т. д. Но у всех этих стран было общее прошлое. Ты узнаешь об этом больше на уроках истории, а сейчас давай начнем с самого начала.
 

Космос

Итак, космос - это Вселенная. Но древние греки придавали этому слову и другой смысл - чистота, порядок. Впервые мироздание назвал космосом великий мыслитель Пифагор (тот самый, что доказал знаменитую теорему, ты с ней познакомился или скоро познакомишься в школе). Он считал мир упорядоченным, потому и дал ему такое имя.

Множество звезд, образующих вместе с нашим Солнцем звездную систему, называют Галактикой (от греческого слова "галактикос" - млечный, молочный). Возможно, ты слышал такое название нашей Галактики - Млечный Путь. Наша Галактика включает около двухсот миллиардов звезд (очень большое число, его даже вообразить трудно!) Она представляет собой гигантский звездный диск, вращающийся в космосе. А наше Солнце находится где-то на краю этого диска.

Таких галактик, как наша, тоже очень-очень много.

Ближайшая и доступная нам сейчас область космоса - околоземное пространство и планеты Солнечной системы. Ее называют ближним космосом. А все остальное для нас - дальний космос.

В Солнечную систему входят Солнце и обращающиеся вокруг него планеты. Солнце - самая близкая к нам звезда. Среднее расстояние от Земли до Солнца 149 миллионов километров. Солнце представляет собой плотное ядро, окруженное раскаленной газовой оболочкой. Температура верхних слоев Солнца более шести тысяч градусов! (Уже при ста градусах кипит вода!)

Космос только на первый взгляд кажется неживым и черным, на самом деле он переливается красками, сияет звездами, он движется, меняется, и это необыкновенные перемены.

Закрой глаза и представь, что вокруг нет ни домов, ни улиц, ни людей, а только огромное пространство, которому нет конца и края. Это вовсе не пустота, здесь много любопытного. Вот пронеслась яркая комета, оставляя за собой искристый след. Знаешь, что у кометы есть хвост? А вот, словно играют в догонялки, мчатся метеориты.

Лучше не попадаться им на пути. Они летят с огромной скоростью и напоминают каменный дождь. Там, дальше, вертит кольца огромный Сатурн, одна из самых красивых планет нашей Солнечной системы. Если продвинуться еще дальше, можно встреть "тяжеловесов" - Нептун и Уран. За спинами этих планет-гигантов скрываются до сих пор неизведанные чудеса: туманности, черные дыры, загадочные созвездия, другие планеты.

И это лишь одна крошечная частица Вселенной...

Есть такое устройство - телескоп. Он позволяет-с Земли наблюдать за тем, что находится в космосе. Изобрели его в 1608 году, то есть 400 лет назад! А в 1609 году ученый Галилео Галилей начал вести астрономические наблюдения, пользуясь телескопом. Галилей усовершенствовал этот удивительный прибор, сделал его более мощным. Он изготовил трубу с увеличением в 30 раз. Это позволило ему рассмотреть разные чудеса в космосе, сделать важные наблюдения. Астроном обнаружил, что поверхность Луны очень напоминает земную - такая же неровная и гористая, что Млечный Путь состоит из мириадов звезд, что вокруг Юпитера вращаются четыре луны. И сегодня люди используют телескопы, чтобы изучать звезды и планеты. Много лет в космосе работает американский телескоп под названием "Хаббл". Он передает на Землю огромное число полезных сведений и помогает людям исследовать космическое пространство и узнавать, что ждет Вселенную в будущем. Благодаря телескопу мы изучаем Солнце и планеты, звезды, черные дыры, предсказываем затмения и звездопады.

Зачем покидать Землю?

Наверное, ты, читатель, лучше знаешь ответ на этот вопрос.
"Это же так интересно!" - воскликнешь ты и будешь совершенно прав. Все великие открытия совершались благодаря человеческому любопытству, стремлению познавать мир и создавать что-то новое.

Любознательность - это первая ступенька познания. Но мало приобрести знания, нужно их как-то применять, пользоваться тем, что удалось открыть или сделать. Все, что ты видишь вокруг, способно приносить пользу. Изучая явления природы, законы, которые в ней действуют, человек получает способность менять мир.
Поднявшись в космос, люди открыли новые горизонты своих возможностей.
Благодаря космонавтике мы пользуемся сегодня мобильными телефонами, Интернетом. Мы получили спутниковое телевидение и всегда в курсе последних новостей со всего мира. Наша медицина стала больше знать о человеке и научилась возвращать ему здоровье; появилось новое оборудование, позволяющее лечить без боли. Продукты благодаря использованию космических технологий дольше хранятся (иногда даже без холодильника) и не теряют свой вкус. Можно бесконечно перечислять выгоды, которые появились в космическую эру (так иногда называют эпоху, в которую мы с тобой живем).

Космонавтика помогает представителям всех областей науки. Геологам - искать полезные ископаемые, гидрологам - изучать водное пространство Земли, топографам - составлять карты и атласы, метеорологам - предсказывать погоду. Физики открывают ранее неизвестные законы природы, исследуют новые явления. Появляются новые приборы, механизмы, машины. Химикам космос помогает создавать различные полезные химические вещества, например новые лекарства или виды топлива.

Из космоса удобно исследовать природные ресурсы Земли. Прежде это пытались сделать, фотографируя поверхность Земли с самолетов (аэрофотосъемка). Но космический снимок дает гораздо больше. Во-первых, он позволяет охватить взглядом огромные территории в сотни тысяч километров. При этом мелкие детали как бы уходят (они становятся еще мельче и не мешают воспринимать крупные объекты), отчетливо видна геологическая структура Земли - кольцевые образования и разломы. И с теми и с другими обычно соседствуют полезные ископаемые.
Попробуй рассмотреть какую-нибудь картину, висящую на стене в твоей квартире, с расстояния пять сантиметров. А теперь отойди на два метра. Есть разница?

Космические снимки позволяют следить за воздействием человека и техники на природу, предупредить ее уничтожение. Эта наука называется космическая экология.

Космонавтика сильно продвинула вперед науку об океанах. Ведь океаны такие большие, что разглядеть их целиком можно только из космоса. К тому же две трети поверхности земного шара - водная поверхность. При взгляде на океан с орбиты хорошо видны цветовые различия, вызываемые разностью глубин, температур и других факторов. Из космоса можно изучать даже подводный рельеф. Это важно для исследования биологической жизни в океане. Снимки прибрежных вод позволяют обнаружить районы, где можно добывать нефть и газ.

На небе около ста миллиардов звезд, таких как наше Солнце или даже больше. Примерно семь тысяч из них можно увидеть невооруженным глазом. Большинство звезд не позволяет рассмотреть атмосфера Земли. Если выбраться за ее пределы, можно увидеть и узнать гораздо больше. Поэтому в космосе проводят астрофизические исследования (от греческого слова "астрон" - звезда; от него же происходят названия астронавт и астронавтика, означающие то же, что и космонавт и космонавтика и использующиеся в основном американскими специалистами).

Сделать мир лучше
 

Чтобы летать в космос, необходимо сначала сконструировать космические корабли, а для этого требуется освоить многие области научного знания. Потом космические корабли нужно запустить в космос, а значит, надо придумать и создать устройства, которые смогут это сделать. Космическими кораблями надо управлять, следовательно, требуется этому научиться. А чтобы исследовать космос, нужны научные приборы. Всё вместе - создание космических аппаратов, отправка их в космос и исследование с их помощью космического пространства - и есть космонавтика.

Исследование свойств космического пространства, условий жизни и работы в космических кораблях сформировали новые, прежде неведомые науки - космическую физику, космическую биологию, космическую медицину. Нужно было установить общие правила для полетов в космическом пространстве, и появилось международное космическое право.

Вдруг ты захочешь выбрать какую-то из этих специальностей? В космонавты приходили люди, освоившие эти области науки и техники. В космонавтике нет неинтересных областей.

Космос бесконечен 

Практическая космонавтика существует всего около полувека. И человек пока только-только вышел из околоземного пространства. За 50 лет были запущены в космос различные летательные аппараты, которые исследуют Солнечную систему, люди смогли начать работу на околоземной орбите и немного походить по Луне. А сколько еще предстоит изучить и узнать! Ведь космос бесконечен, никогда не закончится и процесс его освоения.

Космонавты говорят: чем дальше улетаешь от Земли, тем ближе к ней становишься. Преодолев притяжение, взглянув на Землю со стороны, действительно понимаешь, что наш мир очень хрупкий, а главное - неповторимый.

Пока из всех известных нам планет Земля - единственная, где существует жизнь. Цель космических полетов - сохранить эту жизнь, сохранить мир между людьми, сделать нашу Землю уютнее, чище, лучше.
 


ГРЕЗЫ О НЕБЕ

Хотел бы ты летать как птица? Возможно, чувство полета тебе знакомо - многие иногда летают во сне. Люди всегда стремились в небо. Наверное, ты знаешь древнегреческий миф об Икаре, которому отец сделал крылья, скрепив птичьи перья воском. Икар взлетел, но слишком высоко поднялся к Солнцу. Горячие солнечные лучи растопили воск, Икар упал и разбился. В конце концов небо покорилось людям, но этот миф напоминает нам, что полет - дело трудное и опасное.
 

Летать как птица

Давным-давно, еще до нашей эры, то есть более двух тысяч лет назад, в Китае придумали воздушного змея. Из растения под названием бамбук (он очень легкий и прочный) делали раму, обтягивали ее бумагой или тканью, привязывали к этому сооружению длинную нить, а потом, используя силу ветра, запускали вверх. Змей поднимался все выше и выше, с помощью нити им можно было немного управлять. Затем к нему стали крепить фонарики, и было очень красиво, когда змей парил в воздухе.

Позднее, около X века до нашей эры, то есть тысячу лет назад, китайцы изобрели порох и начали подвешивать его на воздушных змеях в мешочках. Порох отлично горит, и с его помощью древние китайцы могли поджигать обозы вражеских армий. С тех пор полеты стали использоваться как в мирных, так и в военных целях.
Но если воздушный змей может поднять фонарик или пороховой заряд, то, наверное, когда-нибудь удастся полететь на нем и человеку. Так появилась сказка о ковре-самолете, а люди стали учиться летать на воздушных змеях. В китайской книге "Всеобъемлющее зеркало истории" говорится о полетах людей на воздушных змеях в VI веке нашей эры. Но это было столь опасно, что для таких испытаний использовались военнопленные. Подобный полет наблюдал в XIII веке знаменитый итальянский путешественник Марко Поло.

Потом люди решили подражать птицам. Из перьев, ткани, кожи и других легких материалов делали крылья, надевали их на свои руки и, размахивая, старались взлететь. Первое свидетельство об испытаниях искусственных крыльев содержится в китайской рукописи "Цяньханьшу" ("История ранней династии Хань"), написанной в I веке нашей эры.

Пытались взлететь и русские мечтатели. Некто Даниил Заточник, уроженец Переяславля, в послании великому князю Ярославу Всеволодовичу (тоже в XIII веке) писал: "...а иные слетают с церкви... шелковые крылья имая". То есть на крыльях из шелковой ткани.

Но не получалось с крыльями, разве что на несколько секунд. Тогда решили, что силы рук не хватает, и надо придумать специальное устройство, которое бы увеличивало ее. Это означало, что нужен какой-то аппарат, в который можно было бы и посадить человека, и расположить там усиливающее устройство.
В середине XIII века (примерно 750 лет назад) английский мыслитель Роджер Бэкон написал: "Можно построить машины, сидя в которых человек, вращая приспособление, приводящее в движение искусственные крылья, заставлял бы ударять их по воздуху подобно птичьим".

Нравилась идея крылатого летательного аппарата и Леонардо да Винчи - художнику, скульптору, архитектору, инженеру, ученому, гению эпохи Возрождения (так называют замечательный период истории европейской культуры в XIV - XVI веках). Как ученый, он внимательно изучал врожденное умение птиц летать и понял, что основная сила для полета создается кончиками крыльев. И как инженер, он решил удлинить крылья и сделать их не машущими, а неподвижными. Потом Леонардо придумал фюзеляж в виде лодки, поворотное хвостовое оперение и убирающееся шасси. Так возникла идея самолета.

В 1754 году (255 лет назад) выдающийся русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов на заседании Российской академии наук изложил свой проект запуска на большую высоту приборов для предсказания погоды. Ломоносов придумал машину, крылья которой приводились бы в движение сильной пружиной.

Другой путь воздухоплавания основывался на свойстве легких газов. Например, водород и гелий могут вытесняться вверх более тяжелыми газами. Если наполнить ими шар, он должен полететь вверх. Много здесь сделали французы, братья Монгольфье. В 1783 году (226 лет назад) состоялся первый полет их воздушного шара. В том же году ученый-физик Жак Шарль сделал свой воздушный шар и внес в него изменения: снабдил клапаном для сброса лишнего газа (чтобы шар мог опускаться) и балластом, то есть грузом, который тоже можно сбрасывать, чтобы шар становился легче и поднимался вверх. К шару подвешивали корзину, в которой располагались воздухоплаватели.

Главным недостатком воздушного шара оказалось то, что перемещаться на нем по заранее намеченному маршруту было очень трудно, он был игрушкой ветра: куда дует ветер, туда и летит шар. А если поставить на него двигатель, то тогда аппарат становился тяжелее воздуха.
Поэтому идея самолета оказалась более перспективной. В 1881 году (128 лет назад) русский моряк и инженер Александр Федорович Можайский получил первый в России патент - свидетельство об изобретении самолета. Он был испытан в воздухе в 1882 году. Однако на самолете Можайского стоял паровой двигатель, очень тяжелый. Поэтому этот самолет способен был лишь немного подскочить.

Первый самолет, который по-настоящему пролетел небольшое расстояние, сделали американцы, братья Уилбур и Орвилл Райт. Они использовали обычный бензиновый двигатель. 4 декабря 1903 года (116 лет назад) их самолет, которым управлял один из братьев, взлетел в воздух и, пролетев 32 метра, упал с высоты пять метров. Пилот не пострадал. Весь полет длился три-четыре секунды.

Так появилась авиация. Это название произошло от латинского слова avis - птица. За XX век авиация достигла величайших успехов. Но самолеты могут летать только в воздухе, опираясь на него своими крыльями и подталкивая себя винтами (пропеллерами) либо другими двигателями. А как подняться еще выше, где атмосфера становится такой разреженной, что не удерживает аппарат тяжелее воздуха? Или еще дальше, в космос?

"Маленькое веретено"

Чтобы достичь космоса, понадобились мощные ракеты. Когда- то очень давно они были самых простых конструкций.

Название "ракета" произошло от итальянского слова "рочет- то", что означает "маленькое веретено". А что такое веретено, ты, похоже, и не знаешь. Действительно, очень древнее приспособление (впрочем, твоя бабушка или прабабушка могли им пользоваться) для ручной выделки пряжи. Это деревянная палочка, заостренная сверху и утолщенная снизу. Ракета по своей форме похожа на веретено. Только современная космическая ракета уж точно не маленькое веретено, а скорее - веретенище.

Правда, сначала ракеты выглядели иначе. И здесь опять первыми оказались китайцы. С помощью изобретенного ими пороха они запускали фейерверки на празднествах, вроде сегодняшнего салюта. В XIII веке китайцы стали прикреплять мешочки с горящим порохом к стрелам обычных луков и с их помощью обстреливали неприятеля. Эти огненные стрелы - прародители современных ракет. Сведения о них дошли до Европы, и в XVI веке рочетто стали использовать и там.

Тем временем китайцы стали делать свои ракеты из бамбуковых палочек. К ним привязывали бамбуковые же гильзы, набитые порохом и закрытые только спереди. Когда порох поджигали, горячие газы вылетали через заднюю открытую часть гильзы и тем самым толкали ракету вперед (эту силу назвали реактивной).


И китайцы, и европейцы стали использовать ракеты в военных целях. В России царь Петр I создал Московское ракетное заведение и сам принимал участие в подготовке фейерверков. А первые боевые пороховые ракеты создал инженер Александр Дмитриевич Засядко. Впервые они были применены во время русско-турецкой войны в 1828-1829 годах.

К началу XX века ученые и инженеры стали думать о том, где, кроме как на войне, можно применить ракеты. И самое интересное, что было придумано, - межпланетные полеты. Правда, сначала большинство ученых сомневались в возможности таких перелетов с помощью ракет. Им казалось, что в безвоздушном пространстве струе газов из ракетного двигателя не от чего будет отталкиваться, и ракета не сможет лететь. Но вскоре стало ясно, что именно ракеты нужны для полетов в космос. Первым научно обосновал возможность применения больших ракет для межпланетных сообщений русский ученый Константин Эдуардович Циолковский.



viperson.ru

Док. 634513
Перв. публик.: 21.12.10
Последн. ред.: 21.07.11
Число обращений: 0

  • `Желаю вам доброго полета...`

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``