В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Самоидентификация Суркова: `Я не политик, а помощник политика` Назад
Самоидентификация Суркова: `Я не политик, а помощник политика`
Первый заместитель главы администрации президента РФ Владислав Сурков не причисляет себя ни к либералам, ни к консерваторам.

"Что касается моего консерватизма... Я точно не либерал, но не знаю, консерватор ли я", - сказал Сурков в интервью главному редактору журнала "Однако" Михаилу Леонтьеву.

"Я стараюсь себя никуда не приписывать: это, по большому счёту, не имеет значения, поскольку я сотрудник администрации президента, работаю на главу государства, и мои убеждения - моё личное дело", - отметил Сурков. "Я не политик, а помощник политика", - подчеркнул первый замглавы администрации президента.

Примечание ВШП (по материалам "Однако"):

Отдельной темы достойна модернизация - дословно:

- Что такое "модернизация"? Я вот читал даже такое определение: "модернизация - это жить как люди"...

- Я вообще не люблю простых объяснений, наверное, в этом моя проблема. Для меня в слове модернизация есть как минимум два больших смысла. Первое - это прямой перевод: moderne (для автора - это французский вариант) значит современный, насколько я помню. И модернизация - это, конечно, осовременивание. Реально, мы должны признать, что наша страна - далеко не последняя из стран мира, в том числе и в экономическом смысле, - в значительной степени отстает в развитии своей инфраструктуры, системы образования, экономики. Не только производства, а в самом широком смысле - по уровню своей экономической культуры. Совершенно очевидно, что без осовременивания нашей инфраструктуры, нашей производственной базы нам нельзя. На практике это сводится к таким скучным вещам, как энергоэффективность, производительность труда и т.д. Мы просто обязаны это сделать, потому что иначе ни о каком дальнейшем развитии невозможно говорить. Невозможно говорить об инновационной экономике, если у нас отсталая база. Нельзя заниматься изобретениями на уровне XXI века, имея производственную базу середины XX. В этом смысле модернизация, методологически, вещь простая - нужны деньги, чтобы внедрять технологии.

- То есть просто найти деньги и покупать новые технологии?..

- Конечно. Есть разные способы достать деньги. Например, за счет еще одной приватизации, или за счет займов за границей, или за счет внутренних займов... Человечество изобрело не так много способов решать эту проблему. Но, повторяю, методологически это просто - надо покупать технологии, внедрять их и двигаться вперед. И это необходимо делать.

Второй смысл модернизации, на мой взгляд, более глубокий, восходит к философскому термину "модерн", к пониманию того, что есть общество "модерн". То, что привыкли когда-то называть модерном, подразумевало такой тип социального устройства и такой тип, если можно так выразиться, персонального устройства каждой отдельной личности, как постоянная открытость к переменам, постоянное отрицание традиций, развернутость в будущее. Когда поведение и человека, и социальных групп, в отличие от архаических обществ, базируется не на тезисе о том, что мы делаем так, потому что наши дедушки, бабушки, папы и мамы так делали, а мы делаем так, потому что так требует будущее. Со стремлением к новому возникает инновационная культура.

- То есть это подразумевает разрыв с традицией? Ты не сторонник консерватизма?

- Я поясню. Это разрыв с традициями и формирование настоящего под диктовку будущего, наших представлений о будущем. Еще раз повторю классическую пословицу, что генералы всегда готовятся к прошлой войне. И в этом проблема. Мы должны готовиться к будущей войне. Если понимать шире, то на самом деле - к будущему миру. И вот этот взгляд на настоящее через Утопию в хорошем, позитивном смысле этого слова, это то, что нужно сейчас.

- То есть вот, большевистская модернизация декларативно - полный разрыв с традицией...? "До основания, а затем..."?

- Как посмотреть. Я считаю, что большевистская революция была как раз возвратом к традиции. Ведь что такое большевизм по большому счету? Это царизм в совершенно крайней форме, еще более жесткой, чем это было раньше. Можно, конечно, спорить на эту тему... Ведь что такое революция? Буквальный перевод с латыни: возвращение. Мало кто вообще это помнит. И кто-то когда-то правильно это назвал. Революция не переворот, как говорят, и тем более это не шаг вперед. Это в лучшем случае переворот на месте. Большевизм - он рвал с внешними атрибутами и традициями, но суть традиции, архетип удержался, и он прорвался через все наслоения. По типу это была тирания в чистом виде, абсолютистская модель общества... И она нашла место себе в России именно потому, что этот архетип не был преодолен. Наоборот, общество удержалось в том состоянии, в котором было, и не пошло дальше... Это вообще отдельный разговор. Но если вернуться к теме - модернизация, это переход к такому типу общества, которое открыто к постоянным обновлениям. В котором обновление становится, если угодно, самоцелью.

Что касается моего консерватизма... Я точно не либерал, но не знаю, консерватор ли я. Я стараюсь себя никуда не приписывать, это по большому счету не имеет значения, поскольку я сотрудник администрации президента, работаю на главу государства, и мои убеждения - мое личное дело. Я не политик, а помощник политика. Но в целом, я считаю, что традиция должна быть уважаема, ее надо знать и видеть, и с ней надо считаться. Надо иметь в виду традицию. Я помню, что она есть, и она может нанести опасный удар, если с ней не считаться. Как это было, кстати, и в случае с февральским безумием в 1917 году. Тем, кто подумал, что ее больше нет, она сказала: "Я есть!". Матрица взяла свое. И в этом смысле всем прогрессистам надо помнить, что с традицией нельзя не считаться. Традиция не прощает, когда ее игнорируют. Но все традиции когда-то возникли как что-то новое и только потом стали традицией. И они меняются. Президент об этом в своей статье "Россия, вперед!" писал. Традиции тоже модернизируются, если так можно о них сказать. Поэтому английский монарх сегодняшнего дня - это не английский монарх XVII века или XII века. Но он все еще вроде как английский монарх. Точно так же меняется русская традиция в самых разных ее проявлениях, начиная с самых фундаментальных вещей, таких как традиция воинского дела, наши ментальные особенности, наши обычаи. Не надо делать вид, что мы тут кушаем капусту из бочки руками и пьем брагу. Мы все-таки современные люди. Но мы русские люди. Это тоже надо, безусловно, понимать и не забывать об этом. У нас любят иронизировать о том, как прекрасные по замыслу законы дают у нас обратный эффект. Хотя здесь впору посочувствовать. Мы можем вспомнить об административной реформе, которая так прекрасно выглядит на бумаге. И во что она потом превращается? В условиях нашей традиции?! Это касается еще много чего... Поэтому, если можно так выразиться, "Осторожно - традиция!"...

- Все известные истории модернизации так или иначе были связаны с государственной волей. Но эта воля была мотивирована сверхжесткой смертельной конкуренцией. То есть понятно, зачем модернизация нужна была Петру I, Сталину, Бисмарку... Зачем нынешней России модернизация? В том смысле, что за нее надо платить, и платить дорого. Почему те или иные слои российского общества будут за нее платить? Кто и что их заставит?

- Движение вперед обычно связано с задачами выживания или экспансии. По большому счету экспансия - это единственный способ выжить. В мире биологии это так. Человеческое общество в этом смысле ничем не отличается от других больших экосистем. Если система не расширяется, она умирает - это фундаментальный закон. Поэтому, безусловно, мощным стимулом, способным разбудить человека от сна, является опасность, конкуренция... Но в конце концов я бы какой-то одной краской это не красил. Я не верю в модернизацию со страха и от отчаяния. А вот от амбиций - это хорошо. Запугивать общество внешними угрозами и через это добиваться модернизации мы сейчас не сможем, да и не захотим. Мир, слава Богу, давно другой. Но есть и противоположная опасность: по трубе течет нефть и газ, и возникает ощущение, что можно безопасно, так легко, лежа на боку и без особого напряжения менять страну.

Сурков
"Интерфакс"
http://www.hs-pr.ru/about-us/news/2010/12/08/samoidentifikatsiya-surkova-ya-ne-politik-pomoshchnik-politika

Док. 633294
Опублик.: 09.12.10
Число обращений: 0

  • Сурков Владислав Юрьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``