В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Охлопков Алексей: `Мы пересмотрели наши инвестиционные планы и предполагаем здоровую диверсификацию активов` Назад
Охлопков Алексей: `Мы пересмотрели наши инвестиционные планы и предполагаем здоровую диверсификацию активов`
Интервью с президентом Ханты-Мансийского НПФ Алексеем Охлопковым.

Инвестиционная политика Ханты-Мансийского негосударственного пенсионного фонда, которую проводили его бывшие руководители, обернулась большими финансовыми проблемами. После проведенной аудиторской проверки новое руководство фонда сформировало совершенно иную стратегию развития. На что сделал ставку новый менеджмент и стоит ли волноваться за свои пенсионные деньги рядовым вкладчикам НПФ, на эти и другие вопросы ответил в программе "Без посредников" на телеканале Югра президент Ханты-Мансийского НПФ Алексей ОХЛОПКОВ.
- С какого времени вы возглавляете фонд?

- Я возглавляю фонд с начала августа. До этого около 7 лет работал в группе компании "Северсталь". Из них 5 лет в негосударственном пенсионном фонде "Стальфонд" в качестве вице-президента руководил инвестиционной политикой фонда, а последние 2,5 года я возглавлял строительный холдинг, в состав которого входила большая промышленно-строительная компания и проектный институт. До этого 7 лет проработал в "Газпромбанке", далее финансовая академия и, соответственно, комсомольская средняя школа N 1 города Югорска.

- Сегодняшняя ваша должность какими-то специфическими моментами отличается от ваших предыдущих должностей?

- Она, наверное, отличается тем, что учредителем фонда является правительство Ханты-Мансийского автономного округа, в этом большая специфика - за твоей спиной стоит не частная компания, а правительство одного из крупнейших регионов страны.

- Какова на сегодняшний день ситуация в фонде и какой теперь будет его финансовая политика? Чем она будет принципиально отличаться от предыдущей?

- Вы в анонсе сказали о больших финансовых проблемах. Я все-таки предпочитаю, чтобы мы их называли рабочими вопросами. По большому счету ничего страшного не произошло. Правительство округа вовремя произвело необходимые корректировки. На сегодняшний день мы согласовали стратегию выхода из этой ситуации и реализовываем её. С точки зрения изменения стратегии финансовой политики, действительно, мы пересмотрели наши инвестиционные планы. Мы предполагаем реализовывать подход здоровой диверсификации активов. Это означает, что недопустима ситуация, когда более 40% активов вложено в рынок недвижимости. Я считаю, что эта сумма должна быть значительно меньше, не более 20%. Все остальные активы должны быть цивилизованным образом проинвестированы в понятные, прозрачные финансовые инструменты такие как: государственные облигации, депозиты, акции ведущих российских компаний и частично корпоративные облигации.

- Цифра 19 миллиардов рублей, которая прозвучала на депутатских слушаньях в Думе Югры, - это дефицит фонда на сегодняшний день? Что это за дефицит и откуда он взялся?

- Эта цифра очень многих напугала, но тут мы должны начать с того, что изначально, когда я обсуждал с правительством перспективы работы фонда, сразу договорились, что как только возникают проблемы фонда, мы их обозначаем, то есть реализуем принцип полной открытости. И в данном случае речь идет о потенциальной проблеме, которая возникнет через 20-30 лет. Есть такое понятие как актуарный дефицит, он связан с ожидаемой продолжительностью жизни пенсионера. На сегодняшний день ни одна пенсионная система мира не существует без актуарного дефицита. Поэтому это неотъемлемая черта современных пенсионных систем. Все это понимаю, пытаются решать эту проблему либо увеличением возраста выхода на пенсию, либо снижением размера пенсии, либо привлечением дополнительных финансовых ресурсов. Эта сумма, 19 миллиардов рублей, - это не проблема сегодняшнего дня, это проблема, которая возникнет перед следующим поколением.

- Это большая проблема?

- Я бы сказал, это серьёзная проблема. Большая заслуга правительства, что оно не откладывает эту проблему на потом. Все понимают, что через 20-30 лет во главе региона, во главе негосударственного пенсионного фонда будут стоять другие люди. Но то, что мы сейчас это поднимаем, не замалчиваем, - это правильная позиция.

- То есть проблемы будущего вы стараетесь решить сейчас?

- Не стоит забывать о том, что этот вопрос когда-то нужно решать. Как я говорил ранее, существует несколько решений этого вопроса, как не посредственное финансирование из бюджета, так и корректировкой правил пенсионного фонда и закона. Эта цифра может сократиться очень существенно, сейчас мы обсуждаем цифру в районе 4 миллиардов, то есть дополнительные инвестиции 4-5 миллиардов, в зависимости тех корректировок, которые мы внесем в пенсионные правила фонда, в наш договор с правительством.

- Что касается рядовых клиентов НПФ, им стоит волноваться? Или ситуация в фонде стабильная, и волнений у них не должно быть по этому поводу?

- На сегодняшний день я со всей уверенностью заявляю, что никаких оснований для волнений у наших вкладчиков, пенсионеров не существует. По запросу правительства округа, мы представили отчёт, что в течение ближайших 5-10 лет никаких проблем с исполнением фондом своих обязательств не возникает, то есть у фонда достаточно ликвидных активов и качественных активов, чтобы полностью производить выплату пенсий, полностью выполнять свои обязательства перед нашими вкладчиками и застрахованными лицами.

- Вы сказали, что вам удалось не довести ситуацию до критической точки и глобальных проблем у фонда нет, это рабочие проблемы. Негосударственный пенсионный фонд до конца октября должен был реструктуризировать свои долги перед дочерними компаниями и банками. Сейчас в какой стадии находится этот процесс?

- Мы находимся в активной стадии переговоров, в завершающей стадии. Я рассчитываю в течение ближайших дней, может недель, будут подписаны ключевые соглашения о реструктуризации, в частности речь идет о наших банках кредиторах. Я считаю, что мы проделали очень большую работу, банки учли наши проблемы, мы пошли на встречу с банками, пришли к соглашению, что мы должны вместе решать наши проблемы. За это спасибо большое нашим контрагентам, Сбербанку, Ханты-Мансийскому банку, я думаю, что в ближайшую неделю, две, мы объявим о том, что соглашение подписаны.

- Что касается дочерней компании негосударственного пенсионного фонда - это "ЮграИнвестСтройПроект", там как сейчас дела обстоят? Там есть еще и дольщики, которые вкладывали деньги. Как сейчас развивается ситуация, что с дольщиками?

- Что касается дольщиков физических лиц, несомненно, мы с правительством округа, изыскиваем все возможные средства и способы, чтобы полностью выполнить наши обязательства, по крайней мере, по части постройки квартир. Я думаю, что мы постепенно город, за городом будем решать эти проблемы, чтобы людям предоставить жилье, за которое они заплатили. Что касается дольщиков юридических лиц, в числе которых и Ханты-Мансийский негосударственный фонд - крупнейший дольщик, этот вопрос тоже один из ключевых в рамках реструктуризации. Мы ведем диалог, он не простой, в том числе он связан с продлением срока выполнения обязательств застройщиком, с частичным возвратом средств и т. д. Я надеюсь, что так же, как и с банками, мы постепенно придем к максимально близким позициям и договоримся. К сожалению, не все сроки, обещанные застройщиком, были выполнены в срок. Но мы считаем, главное, что люди получат эти квартиры.

- Какова реальная стоимость активов негосударственного пенсионного фонда?

- На сегодняшний день стоимость пенсионных резервов составляет 22,5 миллиарда рублей, стоимость пенсионных накоплений 3,5 миллиарда. Да, действительно, в августе и сентябре мы объявляли, что есть проблема с реальной стоимостью активов, и сейчас этой проблемой активно занимаемся. В частности, за последние несколько месяцев мы практически завершили вывод активов из ряда управляющих компаний, т. е. избавляемся от лишних посредников, непрозрачных схем. То есть наша задача - прийти к полностью понятному и прозрачному механизму инвестирования и оценки стоимости активов, для того, чтобы правительство и наши вкладчики в любой момент могли, просто зайдя на наш сайт, увидеть структуру портфеля и понять, сколько он стоит. Мы планируем, что в первом квартале 2011 года эту работу завершим и придём к этому прозрачному состоянию.

- Чего ждать от работы фонда и каково его будущее на ближайший год?

- Вы знаете, планов очень много, даже я бы сказал, что мы активно ищем молодых, перспективных людей, руководителей, которые могли бы реализовать наши планы. Помимо технических планов - таких, как переход на бездефицитный бюджет, запланированный на следующий год, - бюджет, который укладывается в те доходы, которые фонд получает от инвестирования пенсионных резервов, ту часть, которую мы можем направить на собственную деятельность.

Надо сказать, что последние годы такого не было, фонд всегда получал целевое финансирование от правительства. В следующем году я надеюсь, что мы уложимся в смету. Продолжая внедрением новой информационной системы, которая будет самая передовая среди всех негосударственных пенсионных фондов, и мы очень активно в ней работаем. Продолжая развития и внедрения пенсионного стандарта для предприятий Ханты-Мансийского округа, ну и конечно, активное развитие филиалов и представительств фонда в других регионах, за пределами Ханты-Мансийского автономного округа. На сегодняшний день мы очень хорошо представлены в Уральском федеральном округе, у нас есть филиалы в Тюмени, Екатеринбурге, Челябинске, также у нас планы по расширению нашего присутствия в Новосибирске, в Омске, в Томске, в Уфе и т. д.

7 декабря, 2010
http://www.informugra.ru/2010/12/35134/#more-35134

Док. 633175
Перв. публик.: 07.12.10
Последн. ред.: 08.12.10
Число обращений: 0

  • Охлопков Алексей Анатольевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``