В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
XI Кирилло-Мефодиевские чтения в Новосибирске Назад
XI Кирилло-Мефодиевские чтения в Новосибирске
На этот раз чтения проходили в формате межвузовской научной конференции на тему "Кирилло-Мефодиевская традиция в русской литературе".
На торжественном открытии Чтений сначала выступил их Почетный Председатель, Высокопреосвященный Тихон, Архиепископ Новосибирский и Бердский. Он приветствовал всех собравшихся и зачитал им Послание Святейшего Патриарха всея Руси Кирилла, который в этот день отмечал свой День Ангела. Было подчеркнуто, что Дни славянской письменности и культуры, в рамках которых проходит эта конференция, проводятся не только в России: торжества проходят и в Болгарии, и в Македонии, и в Словакии, и во многих других странах. Наследие Салунских братьев - наше великое достояние.
В нашей стране этот праздник с 1991 года стал церковно-государственным.

С приветственным словом от губернатора области В.Толоконского выступил г-н Лымарь, зачитав слова губернатора к этой конференции. Следует отметить, что губернатор нашей области уже присутствовал при открытии всех торжеств по поводу Дней славянской письменности и культуры в Новосибирской области 16 мая, когда в честь этого состоялся Крестный ход по центральным улицам Новосибирска. Губернатор тогда поздравил всех с этим большим праздником и особо отметил важность сохранения исторической памяти, без которой не может быть преемственности и развития родной культуры.

Со следующим кратким приветственным словом был ректор НГУ профессор В.Собянин, поскольку всё мероприятие проходило в здании НГУ, в аудитории им.ак.А Мальцева. Помимо всех добрых слов, проф.Собянин отметил важность появления в мировой паутине сегмента на кириллице, а также вручил Владыке Тихону очень ценный подарок - только что изданное полное собрание сочинений Н.В.Гоголя.

Четвёртым приветствующим эту конференцию был г-н Пламен Стоянов, генеральный консул Республики Болгария в Новосибирске. Он отметил, что Болгария и в прошлом веке хранила этот Праздник и как церковный, и как государственный. В его стране этот Праздник отмечают уже 159 лет. Именно славянская письменность помогала болгарскому народу сохраниться во все тяжелые времена истории.

Далее в рамках этой конференции последовали выступления четырёх докладчиков, и каждое из них было интересным и важным.
О примере плодотворного сотрудничества Церкви и академической науки рассказал проф. МГУ Воропаев В.А. , поведав всем присутствующим различные детали о новом издании Полного собрания сочинений и писем Н.В.Гоголя, которое вышло благодаря поддержке РПЦ. В этом издании многое публикуется впервые: выписки и пометы Гоголя при чтении Библии- многие автографы публикуются впервые.

Для многих присутствующих наиболее интересным оказалось выступление Дмитрия Долгушина, священника Храма всех Святых в Земле Российской просиявших при настоятеле Б.И.Пивоварове, кандидата филологических наук, доцента НГПУ, который рассказал о том, как читали Библию русские писатели. Отец Дмитрий начал свой рассказ с Жуковского, который ежедневно, по полчаса, читал Библию с детьми: старался привить им любовь к чтению Священного писания с раннего детства, а по Воскресеньям - ещё и отдельно для себя находил время. В 1844 году он взялся за перевод Нового завета со старославянского на русский, который завершил в 1846 году. Основная его идея, похоже, была связана с детьми, которым он хотел преподнести это Важное Слово на понятном им языке. Вот бы сейчас все родители также к этому стремились!

Далее Дмитрий Долгушин рассказал о двух других непростых наших российских классиках: о Н.В.Гоголе и о Ф.М.Достоевском, об их чтении Библии..
...Хранится Библия с многочисленными пометками Гоголя. По пометам видно, что читал каждый день. Особенно важно, что его привлекают Послания апостола Павла, очень наставляющие. Не случайно он и своего героя Чичикова назвал Павлом. Все его мёртвые души - они мёртвые, пока не придёт Вера в Воскресение. Остаётся только сожалеть, что мы не можем прочесть то, что Гоголь сжёг.

О Достоевском - своя отдельная история.
В январе 1859 года он был осуждён по делу петрашевцев ( очень уж поверил в социализм) и был в жандармской кибитке привезён в Тобольск, в Сибирскую глухомань, после всех успехов и литературной славы в тогдашнем Петербурге., а также после шести месяцев в Петропавловской крепости. Во время всей его каторги с ним всегда был Новый Завет, который ему привезла Н.Д.Фонвизина, жена одного из наших удивительных декабристов.
Он хранил этот Новый Завет под подушкой, иногда и другим читал, иногда и других Им спасал. В книге Нового Завета Достоевский хранил небольшую тетрадь в восьмую долю листа. В неё он заносил наблюдения над народной речью и каторжной жизнью - материал для будущих сочинений, ученые называют её Сибирской тетрадью. ..

Здесь не получится все подробности рассказывать. Важно отметить, что наши классики были едины не только в интересе к русскому слову, но и в интересе к Библейским текстам.
Может ли это получиться в нашей современной истории?

В заключение конференции Владыко Тихон ответил на вопросы, к нему поступившие, а также сказал о том, что нужно жить и работать всем вместе.
Ведущий встречи проф.Панин Л.Г. поблагодарил всех присутствующих.

http://experts.megansk.ru/full_news.html?id_news=158

Док. 633066
Перв. публик.: 25.05.10
Последн. ред.: 07.12.10
Число обращений: 0

  • Баранова Наталья Владимировна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``