В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Инновационно-промышленный потенциал Новосибирской области: место в РФ и СФО. Назад
Инновационно-промышленный потенциал Новосибирской области: место в РФ и СФО.
Переход России на инновационный путь развития зависит от многих факторов, в том числе и от современных видов кооперационный связей. К числу стратегических факторов относятся возможность и способность накопленного научного и промышленного потенциала создавать и распространять инновации. Мировая практика показывает, что инновации возникают и быстро распространяются в странах (регионах), имеющих как минимум три высокоразвитых составляющих: экономику, научно-техническую базу и уровень креативности трудовых ресурсов. Новосибирская область (НСО) по существу не обладает необходимым уровнем этих составляющих.
Что есть в области сейчас:
наличие в значительной степени устаревшего промышленного производства,
наличие научно-исследовательской базы, пока не превносящей заметных инновационных сдвигов в экономику области;
наличие контингента трудовых ресурсов, способного создавать инновации, но пока практически не востребываемые экономикой.
Проиллюстрируем эти утверждения данными государственной статистики из справочника Росстата "Регионы России. Социально-экономические показатели" за 2009 г.
Так, по основным экономическим показателям Новосибирская область (НСО) находится не на самых передовых позициях, как в стране в целом, так и в Сибирском федеральном округе (СФО): по валовому региональному продукту на душу населения на 32 месте в стране и на 6 месте в СФО после Красноярского края (6 место в РФ), Томской (12), Иркутской (25), Кемеровской (27), Омской (30) областей, по "козырному" для НСО виду экономической деятельности - обрабатывающим производствам - на 25 месте в стране и на 5 месте (из 12) в СФО; по основным фондам в экономике - на 21 месте в РФ и на 4 - в СФО. В основных фондах экономики НСО преобладают фонды сосредоточенные в транспорте и связи (как, впрочем, во всех региональных экономиках Сибири, да и страны в целом), а в обрабатывающих производствах всего - 7,8% (6 место в СФО). Причем из всего объема введенных в 2008 г. основных фондов в области в обрабатывающие производства попало только 13%. Более высокие доли наблюдались в Республике Хакасия, Алтайском и Красноярском краях Иркутской и Омской области. По степени износа основных фондов НСО попала на 49 место в стране с 44% -м показателем (в обрабатывающих производствах 40%). Менее изношены фонды в Томской, Иркутской областях, Республике Бурятия. В целом по стране, намеревающейся модернизировать свою экономику, износ основных фондов обрабатывающих производств, на плечи которых ляжет основная нагрузка по модернизации (в их числе машиностроение, химические производства, производство готовых металлургических изделий) составляет 41%, из них полностью изношенных 13,2% (в НСО - 12,2%).
Рассмотрим показатели, которые характеризуют экономику НСО с инновационно-модернизационных позиций. Сначала дадим абсолютные показатели инновационного потенциала области. Так, по числу организаций, выполняющих исследования и разработки НСО уверенно лидирует в СФО - четверть сибирских организаций сосредоточенно в области (по РФ в целом - 3%). Трудится в области почти 40% всего персонала, занятого исследованиями и разработками в СФО, (3% от всего персонала в стране). Естественно, больше всех остальных регионов, в области трудится и остепененная часть исследователей - более 3 тыс. чел, то есть на 1000 жителей НСО приходится почти 2 научных работника с какой-нибудь ученой степенью, что намного - в разы - больше чем в других регионах, за исключением Томской области, в которой этот показатель равен 1,6 человека. На порядок больше, чем в других регионах, в НСО и величина внутренних затрат на исследования и разработки. По абсолютным показателям НСО вне конкуренции. Однако по относительным, в какой-то мере характеризующим использование большого потенциала области явного лидерства, среди регионов СФО у области нет.
Так, по величине внутренних затрат на исследования и разработки, приходящиеся на одного исследователя (496 тыс. руб.), НСО значительно уступает Красноярскому краю (744 тыс. руб.), Томской (625 тыс. руб.) и Иркутской (587 тыс. руб.) областям. Если считать затраты на одного остепененного, то впереди всех Омская область с почти 9 млн. руб., а НСО перемещается по такому показателю на 6 место в регионе.
Еще один любопытный показатель, отражающий специфику НСО - благодаря наличию в области сразу трех академических отделений в структуре текущих затрат на исследования и разработки в целом 58,7% занимают фундаментальные исследования, на прикладные исследования и собственно разработки падают соответственно 22,7 и 18,6%. В других же регионах Сибири эта структура отличается смещением больших долей в сторону прикладных исследований и собственно разработок. Так, в Омской области на разработки падало более 80% затрат, в Красноярском крае 70%, в Алтайском крае 50%. Отчасти по этой причине НСО находилась в хвосте списка сибирских регионов, опережая только Республики Алтай, Хакасия и Тыва по показателям количеств поданных патентных заявок и выданных патентов на изобретения и полезные модели, рассчитанных на одного исследователя (к слову сказать, по абсолютным значениям этих показателей НСО опережает все регионы из-за большего числа исследователей).
По некоторым косвенным признакам можно судить о том, что инновационные процессы в НСО протекают более вяло, чем в остальных регионах. Так, если по числу созданных передовых производственных технологий, НСО явный лидер в Сибири, то по числу использованных уступает Омской области и в отдельные годы за период 2000-2008 гг. уступала Алтайскому и Красноярскому краям, Кемеровской и Томской областям. Особенно вялость инновационного процесса заметна по удельному весу организаций, осуществляющих технологические инновации в общем числе организаций области. По этому показателю равному, характеризующему уровень инновационной активности предприятий НСО в 2008 г. занимала 10 место в СФО с величиной в 5,4%. Явными лидерами здесь постоянно являются Томская область (16%) и Красноярский край (14%).
Конечно, не все показатели, например, отставания НСО от других регионов можно интерпретировать только основываясь на голой статистике, (степень правдоподобности которой все знают). Понятно, что каждый регион и процессы, протекающие в нем имеют свои особенности и причины. Однако, как бы то ни было, государственные статистические справочники, которые сейчас можно бесплатно скачивать с сайта Росстата (спасибо родному Минэконразвития), дают достаточную пищу для анализа. Большое количество показателей может дать противоречивые оценки крупного экономического явления или процесса. Всегда удобней для обобщенной оценки чего-либо пользоваться ограниченным числом параметров. Мы попытались вычислить эти параметры.
Для обобщенной характеристики региональных потенциалов, нами был проделан некий комплекс расчетов, основанный на использовании методов статистического анализа
Вообще оценка инновационно-промышленного потенциала отдельного региона определяется как минимум на двух уровнях: макроэкономическом и собственно региональном. С макроэкономических позиций оценивается участие каждого региона в инновационной стратегии развития РФ с точки зрения ответа на вопрос: какие регионы страны в настоящее время более всего готовы к формированию на своей территории элементов "новой экономики" через создание, производство и распространение инноваций. На собственно региональном уровне оцениваются внутренние возможности для активизации инновационных процессов, например, при разработке промышленной политики или стратегии социально-экономического развития конкретного региона. Здесь мы рассмотриваем макроэкономическую оценку инновационно-промышленного потенциала НСО
В число показателей для расчетов оценок обобщенных или интегрированных оценок инновационных потенциалов регионов вошли следующие группы показателей,:
показатели подготовки высококвалифицированных кадров (число организаций, занимающихся подготовкой аспирантов и докторантов, количество принимаемых и выпускающихся из аспирантуры и докторантуры, в том числе с защитой диссертаций),
показатели имеющегося кадрового потенциала исследователей (количество исследователей с различными научными степенями и число организаций, выполнявших исследования и разработки);
внутренние (в том числе текущие) затраты на исследования и разработки, и входящие в них затраты на фундаментальные и прикладные исследования;
показатели уровня технико-технологической развитости: объем производства промышленной продукции в целом, объем выпуска продукции машиностроения, производство электроэнергии, стали, пластмасс и синтетических материалов, протяженность автомобильных и железных дорог, инвестиции в основной капитал, объем накопленных основных фондов;
показатель количества созданных передовых производственных технологий как результат научных и прикладных исследований;
показатели, характеризующие уровень активности инновационных процессов в регионе: число инновационно активных организаций промышленности и сферы услуг, число использованных передовых производственных технологий, затраты на технологические инновации, объем инновационной продукции.
По результатам расчетов каждый регион получил оценку своего инновационного потенциала по двум параметрам или составляющим инновационно-креативной и промышленно-инновационной.
Все 79 регионов России по этим составляющим легко разделились на восемь условных групп. Причем количество регионов в группах распределилось неравномерно - оно возрастает по мере падения значений составляющих. Если построить график, по оси ординат которого отложить значения инновационно-креативной составляющей, а на оси абсцисс промышленно-инновационную то можно заметить, что точки координат регионов, , располагаются в основном близко к диагонали диаграмм слева направо, что отражает гипотезу о том, что более высокий уровень технико-технологического развития должен сопровождаться пропорционально развитой инновационно-креативной составляющей.
НСО вошла в 6-ую группу регионов, которая вместе с четвертой и пятой аккумулируют 14,8 % от инновационно-креативной составляющей РФ и 16,3 % - от промышленно-инновационной. Регионы, вошедшие в эти три группы, можно отнести к среднеразвитым с позиций и той, и другой составляющей инновационного потенциала..
Общий уровень удельных показателей, характеризующих инновационно-креативную и промышленно-инновационную составляющие в этой группе регионов, позволяет отнести входящие в них 18 субъектов Федерации к регионам-донорам, имеющим возможности для создания и тиражирования дополняющих (улучшающих) инноваций, относящихся в основном к развитому четвертому технологическому укладу. Их технико-технологическое состояние, накопленные научно-исследовательские и креативные ресурсы находятся на среднем уровне, что при наличии соответствующих благоприятных условий позволяет им также тиражировать некоторые базисные инновации, выполняя функции полноценных имитаторов инноваций.

http://experts.megansk.ru/full_news.html?id_news=142

Док. 633044
Перв. публик.: 07.02.10
Последн. ред.: 07.12.10
Число обращений: 0

  • Бажанов Виктор Андреевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``