В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Городские агломерации как инструмент динамичного социально-экономического развития регионов России Назад
Городские агломерации как инструмент динамичного социально-экономического развития регионов России
Введение

Интерес к концепции городской агломерации связан с возникновением новых процессов развития крупных городских систем.

Сегодня в посткризисное время эта необходимость превращается в еще более приоритетное направление, что связано с дальнейшим развитием и обновлением экономики страны и вызовами, которые формируются внешней (глобальной) средой, а также проведением в России новой территориальной политики, предполагающей формирование регионов, конкурентоспособных в мировой хозяйственной системе.

Президент и Правительство России ставят задачу не только реформирования и модернизации управления и экономики субъекта РФ, но и поиска и выработки новых, современных решений проблем развития территорий при тесном взаимодействии основных подсистем: науки, власти и бизнеса. Причинами необходимости оказания государственной поддержки формированию агломераций является процесс субурбанизации городов (в глобальном, а не только контексте России), а также необходимость диверсификации экономики.

Особенно это касается тех городов, где существует монопрофильная структура городского хозяйства и потому высоки риски дальнейшего развития. Моногородам "по жизни" рекомендована диверсификация. В то же время во многих городах невозможно ее осуществить (нет свободных земель, нет иного производства и т.п.) При агломерационном развитии эта диверсификация приобретает совершенно иные формы: сегодня агломерация - это объективный процесс развития регионов, обеспечивающий формирование экономических точек роста, равномерное развитие территорий и комплексное, более безопасное и эффективное развитие инфраструктуры для реализации главной цели социально-экономического развития, а именно: создание комфортных условий проживания и работы для населения и бизнеса.

Агломерационный путь развития - это естественный этап урбанизации. По мнению ООН, количество горожан к 2050 году вырастит в два раза и достигнет 6,4 млрд. человек. К 2015 году прогнозируется формирование более 900 агломераций с численностью населения более 1 млн.человек.

Сегодня под агломерацией понимается лучшее место для жизни и работы, лучшее место для творческой самореализации и инноваций, лучшее место, где развивается и влияет наука, лучшее место для ведения бизнеса. Практически - это все то, что вмещает в себя современные императивы, установленные федеральным правительством, в т.ч. в Стратегии-2020, планах национального развития.

Понятие городской агломерации (ГА)

Городская агломерация, конурбация (от лат. agglomero - присоединяю) - компактное скопление населённых пунктов, главным образом городских, местами срастающихся, объединённых в сложную многокомпонентную динамическую систему с интенсивными производственными, транспортными и культурными связями. Это группа близко расположенных городов, поселков и других населенных пунктов с тесными трудовыми, культурно-бытовыми и производственными связями. Особое отличие для агломераций придают маятниковые трудовые и культурно-бытовые поездки, что предполагает возрастающее развитие в пределах агломерации различных видов пассажирского транспорта.

Признаки и типология современной ГА

Различают моноцентрические (сформировавшиеся вокруг одного крупного города-ядра, например, Московская агломерация) и полицентрические агломерации (имеющие несколько городов-ядер, например, скопления городов в Рурском бассейне Германии). Наиболее значительные полицентрические агломерации сформировались в Европе - Рурская в ФРГ (11,5 млн. жителей), Рандстад Холланд в Нидерландах (около 7 млн.), в Японии - так называемый мегалополис Токайдо (около 60 млн.) и некоторых других странах.

На практике, основными условиями формирования и развития агломераций являются:

-    Наличие правовой базы (создание и функционирование агломераций, синхронизация мандатов, закрепление прав и обязанностей участников)

-    Наличие инфраструктуры (объединение в единую сеть, реализация комплексных проектов на базе агломерации)

Основными признаками современных городских агломераций являются:

- компактность

компактное расположение населенных пунктов, главным образом городских;
наличие транспортных коридоров
наличие транспортных коридоров, позволяющих объединяться и взаимодействовать (железнодорожный транспорт, аэропорт, электропоезда, автобусы, теплоходы и т.п.), а также обеспечивать общность средств доставки населения и грузов;
- доступность

1.5-часовая доступность, которая позволяет при наличии развитой системы транспортных коридоров расширить границы агломерации (при условии других факторов экономической целесообразности);

-концентрация промышленного производства и трудовых ресурсов
такая концентрация является обязательной на территории городской агломерации;
- высокая плотность населения
концентрация значительных масс населения вдоль транспортных коридоров;
- тесные экономические связи
определяются как комбинирование и кооперирование промышленных предприятий между производством и потреблением промышленной и сельскохозяйственной продукции (показатель - более мощные грузопотоки в пределах агломерации по сравнению с внешними грузопотоками);

- тесные трудовые связи
часть работающих на предприятиях и учреждениях одного поселения проживают в других поседениях, т.е. в пределах агломерации наблюдается взаимосвязанное расселение и происходят ежедневные маятниковые трудовые миграции между главным городом и поседениями пригородной зоны, а также между этими поселениями
- тесные культурно-бытовые и рекреационные связи
учреждения или места отдыха одного или нескольких поселений частично обслуживают жителей других поседений, происходят ежедневные или еженедельные маятниковые миграции с культурно-бытовыми или рекреационными целями;

- тесные административно-политические и организационно-хозяйственные связи
такие связи сопровождаются регулярными деловыми поездками между поселениями агломерации по делам бизнеса, службы и общественной работы
- высокий уровень функциональной связанности
сближенность составляющих городскую агломерацию поселений и их функциональная взаимодополняемость; наличие интенсивных производственных, транспортных и культурных связей; в большинстве случаев - соподчиненность поселений, находящихся в пределах агломерационного ареала (не только административно-правовая подчиненность, но и исторически и экономически сложившаяся зависимость);

- целостность рынков
целостность рынков труда, недвижимости, земли

- правовая самостоятельность поселений нахождение подчинённых поселений в пределах своих административных регионов кроме самых теснопримыкающих;

- многокомпонентность
населенные пункты объективно сращиваются (объединяются) в сложные многокомпонентные системы;

- динамичность     
такие системы отличаются динамичностью в развитии, способностью к быстрой адаптации к новым экономическим, социальным реалиям;

При моноцентрической агломерации к вышеназванным признакам добавляется:
- наличие городов-центров

наличие городов-лидеров с "центростремящимися" территориями (т.е. не просто наличие города-лидера, но и ярко-выраженных близлежащих территорий, тяготеющими (миграция, товарные и иные потоки) к этому "ядру";

город-центр сохраняет наличие административных функций высокого уровня, способен по размеру и экономическому потенциалу создавать объединения (агломерации);
-территориально-отраслевой интерес
одним из ключевых признаков городской агломерации - наличие двух "совмещенных" процессов: с одной стороны - город-центр стимулирует развитие городов-спутников, как средство решения своих проблем (вынос части производств, создание объектов транспортной и коммунальной инфраструктуры, развитие рекреационных баз и т.п.), а с другой стороны - активность внешних субъектов (министерств, компаний, промышленно-финансовых групп) в использовании благоприятных условий на территории города-центра для размещения подведомственных им объектов. Т.е. действуют два начала: территориальное (исходящее от города, с присущим комплексным подходом при устройстве территории) и отраслевое (преследует отраслевую выгоду, недостаточно учитывая территориальные интересы);

Все вышеприведенные признаки агломерации обуславливают ее развитие как многоотраслевого, многофункционального центра национального значения со специализацией на наиболее прогрессивных отраслях народного хозяйства. Поэтому агломерацию необходимо рассматривать одновременно и как подсистему общей системы размещения производства и как подсистему общей системы расселения страны.

Основными составляющими при формировании агломераций являются:
1.    Структура поселений
2.    Инфраструктура
3.    Качество жизни и окружающей среды
4.    Доступность (учитывается при подготовке стратегий землепользования)
5.    Регенерация городских территорий
6.    Управление

При этом наличие соответствующей инфраструктуры является основным требованием (предпосылкой) формирования агломерации в России. В свою очередь составляющими такой инфраструктуры являются:

-    Транспортная (линейные объекты, морские и воздушные суда, аэропорты, здания, строения, сооружения). Перегрузка транспортных систем является прямой угрозой экономике. Интеграция транспортных систем создает преимущества для пользователей и бизнес-операторов. Управление потребностью в перемещении создает дополнительные возможности. Комплексная организация общественного транспорта становится все более важным для будущего агломерации;

-    Социальная и общественная (образование, медицина, спорт, культура);

-    ЖКХ (линейные объекты теплоснабжения, водопроводы и газовые сети, канализационные сети);

-    Энергетика (электростанции, малая энергетика, сетевая инфраструктура)


А.Нещадин - к.с.н., профессор МГУПБ
А.Прилепин - директор Департамента социально-экономических
проектов IMCMontan

Полный текст читайте в приложении

Viperson
viperson.ru

Док. 632395
Перв. публик.: 30.11.10
Последн. ред.: 14.12.10
Число обращений: 0

  • Нещадин Андрей Афанасьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``