В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Доклад председателя суда: Информационные решения суда автономного округа в рамках развития информационного общества в России Назад
Доклад председателя суда: Информационные решения суда автономного округа в рамках развития информационного общества в России
Суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

Подписанный Президентом России 22 декабря 2008 года Федеральный закон N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа граждан к информации о деятельности судов в Российской Федерации" закрепил начинания Совета Судей России и Верховного Суда Российской Федерации по реализации специфической части проекта развития информационного общества в России, связанной с электронным правосудием.

1. Главной площадкой активного развития информационного общества, как в России, так и в других развитых странах, несомненно, является сеть Интернет. Иметь свое интернет-представительство для органов государственной власти стало не просто данью времени, а приоритетом в политико-информационной открытости и доступности для граждан. Суд ХМАО-Югры, как впрочем, и другие суды общей юрисдикции, получил возможность иметь свой официальный Интернет-сайт с момента централизованного внедрения Судебным департаментом при Верховном Суде РФ подсистемы государственной автоматизированной системы "Правосудие" - "Интернет-портал ГАС Правосудие" (2007 год). Хотя стоит сказать и о том, что суд ХМАО-Югры имел свой собственный сайт с 2005 года. Но активное внедрение технологии интернет-представительства началось с 2006 года.

Итак, активная работа по внедрению представительства суда ХМАО-Югры в сети Интернет ведется с 2006 года. Показатель посещаемости интернет-сайта суда в этом году составил 14495 просмотров.

Целенаправленная работа по наполнению сайта суда ХМАО-Югры информацией началась с марта 2008 года, тогда в суде был назначен пресс-секретарь, в должностные обязанности которого помимо всего было включено и сопровождение сайта. В 2008 году, для сравнения, посещаемость сайта составила 41428 просмотров, а за 10 месяцев 2009 года - 147135 просмотров страниц.

2. Большая часть посещаемости интернет-сайта суда это: просмотр гражданами результатов рассмотрения их дел судом автономного округа. Раньше, до внедрения технологии интернет-представительства, у граждан такой возможности не было. Им приходилось либо ждать получения по почте судебного акта, либо звонить по телефону, либо приезжать самостоятельно. Сегодня в адрес суда поступают в основном одобрительные отзывы, информатизация дает свои положительные результаты. Вместе с этим не обходится и без заслуженной критики. Программное обеспечение подсистемы "Интернет-портал ГАС Правосудие" постоянно совершенствуется, учитываются отзывы, как судов общей юрисдикции России, так и непосредственных пользователей - обычных граждан. Критические замечания граждан позволяют работникам аппарата суда вовремя отследить допускаемые ошибки и исключить их появление в дальнейшем.

3. Не стоит забывать и об основной функции интернет-представительства - предоставление информации о деятельности учреждения. На сайте опубликованы сведения и об истории суда автономного округа, и о работниках аппарата суда. Имеется важная информация о судебной практике, она своевременно обновляется. Можно говорить и об образовательной функции портала, студенты-юристы без труда могут изучать и анализировать судебную практику. С появлением интернет-портала доступ к судебной практике суда автономного округа, да и Верховного Суда РФ существенно упростился.

4. Пресс-служба суда освещает все значимые события и дела, рассмотренные судом автономного округа. Ранее такая возможность реализовывалась исключительно посредством местных средств массовой информации, что лишала информацию статуса оперативности.

Одним из принципов обеспечения доступа к информации о деятельности судов, в соответствии с федеральным законом, о котором упоминалось в начале выступления, является принцип свободы поиска, получения, передачи и распространения информации о деятельности судов любым законным способом.

Суд автономного округа стремится к соблюдению как указанного, так и других принципов, но зачастую качество соблюдения напрямую зависит от технических возможностей. Как уже говорилось автоматизированная система "Правосудие" совершенствуется на постоянной основе, но все усовершенствования происходят централизованно на базе Научно-исследовательского института "Восход".

5. На сайте суда имеется раздел "Документы", где размещены ранее упоминаемые обзоры и обобщения судебной практики суда автономного округа, а также извлечения из актуальных судебных актов. Мы получаем только положительные отзывы от судов общей юрисдикции ХМАО-Югры, которые ранее получали актуальную судебную практику по простой почте, что существенно затрудняло доступ федеральным судьям к этой практике. За последние 10 месяцев было зарегистрировано 2910 посещений.

6. С появлением интернет-портала разрешились и две другие, ранее существовавшие проблемы, это получение реквизитов государственной пошлины и образцы исковых и иных заявлений. Сейчас любой гражданин, имеющий доступ к сети Интернет может посмотреть реквизиты государственной пошлины и образцы документов на сайте суда автономного округа в разделе "Справочная информация".

7. Судебная система России имеет успешный опыт внедрения информационных технологий, особенно в части интернет-технологий. Локомотивом в этом направлении, несомненно, является Высший Арбитражный Суд РФ. Думаю, ни для кого не является секретом, что судебные извещения и судебные акты по арбитражным делам рассылаются по электронной почте сторонам по делу и публикуются на сайтах арбитражных судов. Суды общей юрисдикции и в частности суд ХМАО-Югры стремится перенять такой опыт, но все осложнено двумя факторами: 1) централизация информатизации судов общей юрисдикции; 2) большая часть участников судопроизводства в судах общей юрисдикции - обычные граждане, зачастую не имеющие доступа к сети Интернет. Последний фактор во многом и играет решающую роль. Решение последнего вопроса может крыться в создании многочисленных социальных интернет-центров для населения (как вариант, размещенных в местных библиотеках).

8. Нельзя не упомянуть о разделе портала суда автономного округа под названием "Суды субъекта РФ". С введением подсистемы "Интернет-портал ГАС Правосудие" свои сайты получили не только республиканские, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, автономных областей и округов, но и районные, городские суды. Городские и районные суды автономного округа добились определенных успехов в развитии своих информационных порталов. По информативности и визуализации особняком стоит Советский районный суд и Мегионский городской. Пресс-секретарь суда совместно с консультантом по информатизации наполнили сайт самой различной информации, создали путеводитель по сайту, а также разработали памятку для работы с разделом "Обращения граждан". Положительная динамика в этом направлении замечена и в других судах автономного округа.

9. Раздел "Обращения граждан" появился на интернет-порталах судов общей юрисдикции сравнительно недавно, в июне 2009 года. Раздел создан в целях установления связи с посетителями сайта и аппарата суда. Судя по положительным отзывам посетителей сайта можно говорить о необходимости такого раздела. На сегодняшний день различными должностными лицами суда автономного округа дано 46 официальных ответов и разъяснений на различные вопросы посетителей.

10. На сайте суда указан номер пользователя системы мгновенного обмена сообщениями ICQ (Intelligent Call Query) - пресс-секретаря суда автономного округа. Думаю, многие из собравшихся здесь знакомы с данной системой. Опыт её использования доказал эффективность такой связи между судом автономного округа и пользователями сайта суда. Для примера можно привести случай, когда в довольно короткие сроки была разрешена конфликтная ситуация между гражданином и работниками одного из районных судов, ситуация касалась времени подачи искового заявления. И таких примеров множество, в основном данная система действенна, когда у гражданина нет возможности дозвониться до суда автономного округа.

11. 18 ноября 2009 года исполнилось 10 лет, как судебная система России впервые в мировой практике применила средства видеоконференцсвязи для проведения судебных процессов.

С середины 2003 года в суде рассмотрение дел по второй инстанции проводится с помощью видеоконференцсвязи с СИЗО-1 города Тюмени, благодаря чему была упрощена процедура и снижены расходы на доставку заключенных к месту проведения судебного заседания. В соответствии с программой ГАС "Правосудие" практически все суды окружного звена, в том числе и наш суд, подключены к ведомственной сети оператора Ростелеком. Благодаря этому появилась возможность проведения сеансов видеоконференцсвязи практически с любым регионом нашей страны.

С 1 июля 2010 года в законную силу вступает федеральный закон, о котором я говорил в начале выступления. Суды общей юрисдикции активно готовятся к реализации положений указанного закона. В частности уделяется внимание способам обеспечения доступа к информации о деятельности судов (согласно закону их всего шесть), основными способами можно назвать: присутствие граждан и представителей юридических лиц в открытом судебном заседании и размещение информации о деятельности судов в сети Интернет. Если первый способ апробирован за многолетнюю историю процессуального законодательства, то второй способ предстоит корректировать с учетом изменяющихся реалий, в частности, связанных с технологическим прогрессом и суд автономного округа активно работает в данном направлении.

Суть всей работы по развитию информационной доступности суда сводится к следующему, гражданин:

1) знает, когда слушается его дело;

2) по возможности участвует в судебном заседании лично или виртуально (видеоконференцсвязь);

3) знает (или своевременно узнает) какое решение принято;

4) своевременно реагирует на неверное, с его точки зрения, судебное решение;

5) участвует в апелляции и кассации.

Перспектива предстоящей работы обозначена в послании Президента РФ Федеральному Собранию России, и уже в данных им поручениях создать апелляционные инстанции в судах республик, краев, областей, городах федерального значения, автономных областях и автономных округах.

В первую очередь речь идет о необходимости развития технологии видеоконференцсвязи и доступности данной технологии для населения, учитывая размеры территории, к примеру, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

26.11.2009
http://oblsud.hmao.sudrf.ru/modules.php?name=press_dep&op=3&did=2

Док. 632391
Перв. публик.: 26.11.09
Последн. ред.: 02.12.10
Число обращений: 0

  • Бабинов Владимир Константинович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``