В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Югорским стойбищным школам обозначили будущее Назад
Югорским стойбищным школам обозначили будущее
Власти округа поддержали инициативу депутата Алексея Андреева, Юрия Вэллы и Еремея Айпина
Проблему создания стойбищных школ в очередной раз обсудили в Югре, на этот раз на самом высоком уровне, в Ханты-Мансийске. В круглом столе по обсуждению этого вопроса приняли участие представители Правительства автономного округа, депутаты, преподаватели и студенты Югорского госуниверситета и других образовательных учреждений города Ханты-Мансийска, члены общественных молодежных организаций.

Решение проблемы предложили депутат окружной думы Алексей Андреев вместе с поэтом Юрием Вэллой. Ассамблея коренных малочисленных народов Севера поддержала идею. По их инициативе был подготовлен законопроект, согласно которому дети коренных народов смогут получать школьное образование, не отрываясь от семьи, то есть прямо на стойбищах. Подробнее о том, какие решения были приняты за круглым столом, о том, как Югра будет перенимать опыт стойбищных школ у коллег из Якутии - в материале "УралПолит.Ru".

Школа Юрия Вэллы

Стойбищная школа в Югре была создана Юрием Вэллой на родовом угодье N43. Там дети получали знания экстерном. С 2002-2003 учебного года они были зачислены в Варьеганскую общеобразовательную школу. Ежегодно на стойбище с учащимися работали два учителя: один учитель специализировался на предметах естественно-математического цикла, другой - гуманитарного. Учителя постоянно проживали на стойбище. С 2005-2006 года зарплата у учителей стойбищных школ производилась за счет бюджета Варьеганской общеобразовательной средней школы. В мае 2009 года стойбищную школу закрыли. А в настоящее время не хватает законодательной базы для открытия ее заново. Так возникла идея разработки законопроекта, позволяющего это сделать.

Напомним, что проблема организации стойбищных школ поднимается не впервые. Так, в сентябре при поддержке депутата окружной думы Югры Алексея Андреева состоялась выставка-форум "Школа на стойбище". Выставка рассказывает об особенностях и преимуществах стойбищных школ, знакомит с проектом закона, позволяющего создавать их.

Алексей Андреев вместе с поэтом Юрием Вэллой предложили для решения проблемы обучения детей из "коренных" семей разработать законопроект "О стойбищных школах". Суть его заключается в организации бесплатного обучения детей коренных народов Севера школьного возраста без отрыва от семьи, от родителей, в местах их традиционного проживания. Тем самым дети будут прямо на стойбище получать школьные знания, как базовые, так и касающиеся непосредственной деятельности коренных народов. Именно эта идея была вынесена на повестку круглого стола, состоявшегося в Центре ситуационного анализа Правительства Югры в рамках Дней родственных финно-угорских народов в Ханты-Мансийске. В заседании круглого стола приняли участие первый заместитель губернатора ХМАО Александр Ким, заместитель губернатора Наталья Западнова, член Ассамблеи представителей КМНС, депутат думы ХМАО - Югры Татьяна Гоголева, помощник депутата Алексея Андреева, депутат думы Сургутского района Алексей Шипилов и другие.

Учебный процесс - без отрыва от семьи

В начале работы круглого стола Татьяна Гоголева отметила, что сейчас люди все реже задумываются о роли традиционной привычной среды в образовательном процессе. "А ведь от нее зависит сохранение национального и культурного самосознания. Сегодня мы готовы создать условия для диалога на эту тему, потому что проблема законности образования коренного населения без отрыва от естественной культурной среды является очень актуальной", - рассказала Гоголева.

По ее словам, концепция законопроекта направлена на то, чтобы в традиционных местах проживания КМНС организовать бесплатное обучение детей без отрыва их от родителей. При этом обучение должно гарантировать доступ к достижениям мировой цивилизации, изучение собственной истории, национальной культуры, родного языка и традиционного хозяйствования, воспитание национального достоинства для создания условий восстановления, сохранения и защиты исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Севера".

Определенный тон обсуждению темы образования детей задал Алексей Шипилов. Он попросил участников ответить на вопрос - смог бы каждый присутствующий на мероприятии, выступая в роли родителя, отправить своего ребенка учиться в школу-интернат или сделал бы все возможное, чтобы предотвратить это.

По мнению заместителя директора департамента образования и молодежной политики ХМАО-Югры Любови Ковешниковой, "разрабатывать и поддерживать закон необходимо, так как родная среда для ребенка будет более сберегающей и сообразной условиям его жизни. "В данном случае, кроме альтернативного документа, который разрабатывается, необходима еще и поддержка сообщества в формировании у родителей потребности и понимания того, что обучение детей в условиях стойбища необходимо", - добавила она.

В настоящее время законопроект нуждается в доработке. Об этом говорит заключение Государственно-правового управления думы Югры. Основными сложностями являются отсутствие в округе учителей, готовых вести кочевой образ жизни и преподавать на стойбищах, а также недостаток разработанных программ и методик преподавания для обучения на стойбищных школах.

Участники круглого стола выразили свое желание помочь в решении проблемы. Так, Наталья Западнова заметила, что если ей будет предложено, она примет участие как эксперт и консультант в подготовке закона: "Хотелось бы, чтобы все обозначенные мной обстоятельства при разработке уже второго, третьего и даже пятого варианта были учтены. Тогда и разочарований нормативного характера будет гораздо меньше. Главное, чтобы на хорошем деле не был поставлен крест".

Актриса Театра обско-угорских народов, студентка Югорского университета, педагогического отделения Евгения Молданова выразила готовность поехать преподавать в стойбищную школу: "Как родитель я бы хотела, чтобы мой ребенок получал образование в стойбищной школе. В вопросе создания стойбищных школ мы не должны забывать о психологическом здоровье детей и тех травмах, которые они получают, отрываясь от семьи, уезжая в интернаты. Поэтому нельзя ставить на одни весы душевно-психологическое состояние ребенка и нормы, предписанные законами".

Специалисты подчеркивают, что принятие этого законопроекта не повлечет за собой отмену существующей системы образования в виде обучения в школах-интернатах. Принятие закона даст возможность выбора. Если родители изъявят желание обучать своих детей на стойбище, то у них будут необходимые законодательные инструменты.

В частности, инициатор проекта закона, депутат думы ХМАО - Югры Алексей Андреев, в телефонном интервью "УралПолит.Ru" подчеркнул, что "речь идет не о реформе всего образования для коренных жителей, а лишь о законодательном закреплении такой формы образования". По его словам, необходимо узаконить саму возможность создания стойбищных школ для коренных граждан, имеющих желание дать образование детям в месте своего проживания".

Как отметил замгубернатора Югры Александр Ким, после расчета организации и содержания таких школ необходимо понять, какое будет качество образования. "Встает вопрос, какая жизнь ожидает молодых людей. И президент сейчас не случайно говорит о технологиях, ведь их отсутствие усложнит жизнь. Привычка изначально занижать условия жизни коренных народов и уровень их развития - ошибочна. Среди них есть и доктора наук, и профессора, и общественные и политические деятели. Я попрошу вас подготовить все экономические расчеты, идеологию, чтобы определить экономическую и социальную целесообразность принятия данного закона", - подчеркнул Александр Ким.

Якутский опыт

В ходе разговора впервые был организован телемост с Республикой Саха (Якутия). На связь вышли председатель постоянного комитета Государственного Собрания по проблемам Арктики и коренных малочисленных народов Севера Виктор Губарев, Председатель постоянного комитета Государственного Собрания (Ил Тумэн) по науке, образованию, культуре и средствам массовой информации Елена Голомарева, руководитель департамента традиционных отраслей Севера Министерства сельского хозяйства Республики Саха (Якутия) Иван Павлов и другие. Отметим, что в Сахе уже действует подобный законопроект. В республике функционируют 9 кочевых школ, в которых обучаются 80 детей. Однако было отмечено, что всего детей школьного возраста в Якутии - 230 человек, таким образом, на сегодняшний момент эти школы не обеспечивают повсеместное включение детей в процесс обучения.

После разговора участники круглого стола приняли решение обратиться в органы государственной и исполнительной власти Югры с предложениями о необходимости принятия закона "О кочевых школах", о создании сети национальных образовательных учреждений в местах проживания коренных народов и улучшения материально-технической базы существующих малокомплектных школ.

В результате для дальнейшей разработки законопроекта было принято решение о создании рабочей группы. Уже в декабре 2010 года состоится очередная встреча, организаторы планируют продолжить общественную дискуссию и подвести промежуточные итоги по работе над проектом закона.


www.fedpress.ru

22.10.2010

Док. 632315
Перв. публик.: 22.10.10
Последн. ред.: 30.11.10
Число обращений: 0

  • Айпин Еремей Данилович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``