В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Новости
Бегущая строка института
Бегущая строка VIP
Объявления VIP справа-вверху
Новости института
Подготовка к мартовским выборам с учетом замечаний по прошедшей избирательной кампании Назад
Подготовка к мартовским выборам с учетом замечаний по прошедшей избирательной кампании
Стенограмма заседания круглого стола Общественного Комитета "За честные выборы!" от 25.11.2010

Гончар Николай Николаевич (Председатель Комитета).
Уважаемые коллеги, здравствуйте. Мы начинаем заседание Общественного комитета "За честные выборы!". Тему нашего заседания мы сформулировали с учетом ваших пожеланий: Подготовка к мартовским выборам с учетом замечаний политических партий, принимавших участие в выборах, по прошедшей избирательной кампании. Наш гость Леонид Григорьевич Ивлев - Первый заместитель Председателя Центральной избирательной комиссии. Леонид Григорьевич, предоставляю Вам слово.

Ивлев Леонид Григорьевич (Заместитель Председателя ЦИК России).
Спасибо. Добрый день, уважаемые коллеги. Сложились достаточно своеобразные взаимоотношения Центральной избирательной комиссии и Общественного комитета "За честные выборы!". С одной стороны Общественный комитет выполняет функцию социального оппонирования избирательным действиям и осуществлению гражданского контроля. С другой стороны мы тесно взаимодействуем в плане реагирования на те или иные недостатки, которые обнаруживаются в ходе выборов. Мы с моим коллегой Василием Петровичем Волковым прибыли на сегодняшнее заседание Комитета "За честные выборы!". Тема обозначена. Но если вы не будете возражать, я бы в начале хотел кратко охарактеризовать, что нас ждет 13 марта 2011 года. У вас есть раздаточный материал. Я бы хотел обратить ваше внимание на таблицу. Это выборочные сведения по тем субъектам Федерации, где будет наибольший массив выборов. Это не все сведения. В целом нас ожидает около 3 000 избирательных кампаний по выборам депутатов Законодательных Собраний субъектов Российской Федерации, по выборам представительных органов столиц субъектов Российской Федерации, по выборам глав городов, глав местного самоуправления различных уровней и депутатов представительных органов местного самоуправления так же различных уровней. Наибольший массив выборов будет проведен в Республике Башкортостан. Обратите внимание на эту таблицу. 774 выборов в основном в сельские и городские поселения. Большой массив выборов будет проведен в Орловской области, около 500 выборов. Большой массив выборов будет проведен в Ставропольском крае, во Владимирской области. Но начать я хотел с того, что в 12 субъектах Российской Федерации будут проведены выборы депутатов в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Будут проведены выборы депутатов Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея, Народного Собрания Республики Дагестан, Государственного Совета Республики Коми, Калининградской областной Думы, Законодательного собрания Кировской области, Курской областной Думы, Законодательного Собрания Нижегородской области, Оренбургской области, Тамбовской областной Думы, Законодательного Собрания Тверской области, а также Думы Чукотского автономного округа и Думы Ханты-Мансийского автономного округа. Впервые после федеральных кампаний 2007 и 2008 года этими выборами будут охвачены все часовые пояса нашей страны от Чукотки до Калининграда. Везде, за исключением выборов Народного Собрания Республики Дагестан, будут применяться смешанные избирательные системы, то есть мажоритарные округа и пропорциональные. В Республике Дагестан народное Собрание избирается исключительно по пропорциональной системе. Барьер распределения мандатов 7%, кроме Кировской области. Там 6%. В Нижегородской области и Чукотском автономном округе 5%. Во всех субъектах, кроме Республики Коми избираются Законодательные Собрания сроком на 5 лет. В Республике Коми Государственный Совет избирается на 4 года. Обращаю ваше внимание, уважаемые коллеги, что впервые в полном объеме будут применяться все законодательные инициативы Президента Российской Федерации, которые уже приняли форму закона и даже закон, который был связан с упорядоченным применением открепительных удостоверений, также впервые будет применен на этих выборах. Открепительные удостоверения будут использоваться во всех названных субъектах Российской Федерации, кроме Ханты-Мансийского автономного округа. Я подчеркиваю. Это уже с учетом новых требований, инициированных Президентом Российской Федерации. Досрочное голосование с учетом новых требований в труднодоступных и отдаленных местностях будет применяться в Республике Дагестан, Республике Коми, Оренбургской области, Ханты-Мансийском автономном округе и Чукотском автономном округе. В 10 столицах субъектов Российской Федерации будут проходить выборы депутатов представительных органов местного самоуправления. Мы еще их называем Горсоветы. Выборов мэров административных центров субъектов Федерации на 13 марта назначено не будет в связи с тем, что не истекают сроки полномочия мэров. Будут выборы депутатов в 10 столицах субъектов. Будет избираться Петрозаводский городской Совет, Совет муниципального образования городского округа "Сыктывкар", Пермская городская Дума, Ставропольская городская Дума, Совет народных депутатов города Владимира, Городской Совет депутатов города Калининграда, Кемеровский городской Совет народных депутатов, Орловский городской Совет народных депутатов, Саратовская городская Дума и Дума города Ханты-Мансийска. Характерно, что смешанная избирательная система по выборам депутатов будет применяться во Владимире, Саратове, Ставрополе. Подчеркиваю. Если прошлая Ставропольская городская Дума изменялась по пропорциональной системе, то сейчас депутаты внесли изменения. Там будет смешанная система. И в Сыктывкаре смешанная система. В остальных столицах (Петрозаводск, Пермь, Калининград, Кемерово, Орел, Ханты-Мансийск) будет применяться мажоритарная избирательная система, то есть депутаты будут избираться по одномандатным округам. Избираются представительные органы местного самоуправления сроком на 5 лет, за исключением Петрозаводска, Сыктывкара и Владимира. Там 4 года. Я хочу обратить ваше внимание в плане гражданского контроля за периодом назначения выборов. По нашим оценкам, исходя из состояния законодательства субъектов Российской Федерации, назначение выборов в законодательные органы государственной власти субъектов должно произойти со 2-ого по 12 октября. Назначение выборов в органы местного самоуправления в период с 12-ого по 22 декабря. Соответственно назначение и опубликование, после чего это решение вступает в силу. Пожалуйста, контролируйте эти сроки. В случае нарушений информируйте Центральную избирательную комиссию с точки зрения контроля за соблюдением избирательных прав граждан. Центральная избирательная комиссия, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, муниципальные избирательные комиссии, где будут проходить выборы в административных центрах, заблаговременно начали подготовку к этим выборам. Крупным событием было совещание, которое прошло в Центральной избирательной комиссии в период с 17 по 19 ноября с председателями избирательных комиссий субъектов страны, муниципальных комиссий. На этом совещании были проанализированы недостатки прошедшей избирательной кампании, а также поставлены задачи на подготовку выборов, которые состоятся 13 марта следующего года. Мы полностью разделяем оценку избирательной системе, деятельности избирательных комиссий, данную Президентом страны Дмитрием Анатольевичем Медведевым в своем видеоблоге. Мы особое внимание обращаем на устранение недостатков. И в этой связи будет существенно усилена работа по обучению, прежде всего, членов участковых избирательных комиссий. Мы проанализировали все имеющиеся нарушения. 581 обращение поступило по состоянию на вчерашний день в Центральную избирательную комиссию. Примерно 10% из них подтвердилось. Основное количество обращений, связанных с нарушениями, идет на участковые избирательные комиссии. Будет реализован ряд мер, в частности, информирование об участковых комиссиях станет более доступным для избирателей, для избирательных объединений, для партий. На выборах 13 марта на информационных стендах во всех помещениях для участковых избирательных комиссий будет размещена информация о каждом члене участковой избирательной комиссии с краткими анкетными данными, естественно не нарушая закон о персональных данных. Мы хотим сделать деятельность участковых комиссий максимально прозрачной.

Особенностью выборов, которые состоятся 13 марта 2011 года, будет продолжение курса на дальнейшую модернизацию избирательной системы. В частности, приход электроники на избирательные участки. На прошедших выборах электронные устройства для голосования применялись в 20 субъектах Российской Федерации в количестве свыше двух тысяч и комплексы обработки избирательных бюллетеней на принципе сканера и устройства сенсорного голосования на принципе тачскрин. Сейчас мы несколько уменьшаем количество субъектов, но увеличиваем массив этой электроники. И практически во всех субъектах, где будут проходить выборы в законодательные органы государственной власти субъектов, будут использоваться электронные устройства для голосования. Сейчас мы ведем переговоры с главами субъектов, с высшими должностными лицами, потому что в соответствии с Российским законодательством финансирование применения электронных устройств зависит от уровня выборов. Если выборы федеральные и деньги федеральные, выборы региональные и деньги региональные, выборы муниципальные и деньги муниципальные. Мы планируем поставить на избирательные участки 1 000 КОИБов образца 2003 года, которые достаточно долго применяются и успешно себя зарекомендовали, но их дизайн и возможности уже не отвечают современным требованиям. Мы планируем установить 3 000 КОИБов образца 2010 года. Это современные устройства, говорящие, достаточно вежливые, говорят спасибо избирателю, поправляют его ошибки. В программу этих устройств зашита речевая информация. Мы планируем поставить на избирательные участки еще 500 комплексов электронного голосования на принципе тачскрин. Если КОИБов ставится 2 на участок, а их будет 4 000, 2 000 участков будет оборудовано, то сенсорных устройств на участок ставится 5. Таким образом, мы планируем установить эти устройства на 2 500 избирательных участках в 12 субъектах Российской Федерации, где пройдут выборы. Мы учли замечания, которые были со стороны избирателей, со стороны избирательных объединений особенно в Челябинске и Новосибирске, а так же в Белгородской, Ростовской области по поводу применения электронных устройств. Инженеры успели произвести некоторые доработки. Мы приглашаем вас. Мы планируем в каждом из этих субъектов осуществлять своеобразную презентацию этих устройств, на которую будем приглашать представителей региональных отделений политических партий, представителей кандидатов на выборные должности и самих кандидатов. 1 декабря в Центральной избирательной комиссии мы планируем провести испытание нового бюллетеня. С учетом того, что Совет Федерации уже одобрил закон, согласно которому федеральная часть партийного списка будет составлять 10 фамилий. Этот закон находится на подписи у Президента. 1 декабря 2010 года мы планируем устроить опытную зону, на которую пригласим от 50 до 100 избирателей Москвы и области. Им будут предложены разные варианты бюллетеней, которыми можно будет воспользоваться при голосовании в обычный ящик для голосования, с использованием КОИБа 2003 года, а также с использованием КОИБа 2010 года. Приходите, там будет много интересного. Сам бюллетень формата А4. 7 партийных списков зарегистрировано на выборах в Государственную Думу, 10 фамилий - федеральная часть, 3 фамилии - региональная часть. 13 на 7 - это 91 строка. Плюс шапка. У нас в 11 субъектах избирательные бюллетени печатаются на двух языках. Соответственно длина увеличивается, но по нашим оценкам максимальная длина может доходить до 60 сантиметров, то есть лист формата А4 увеличивается в 2 раза. Эти испытания мы будем проводить. Как говорят инженеры, будем производить наработку на отказ. Потому что лентопротяжный механизм может с перекосом принять бюллетень, еще что-то, а нам очень важно учесть волеизъявление каждого избирателя. В этом плане мы будем планировать в течение первого квартала 2010 года заслушать все избирательные комиссии 12 субъектов Федерации с отчетами о том, как они готовятся к выборам 13 марта. На эти заседания мы приглашаем и представителей общественности. Такие мероприятия будут осуществляться приблизительно со второй половины января. Вот краткая информация, которую я планировал довести до вас. Спасибо за внимание.

Даниленко Сергей Андреевич (Политическая партия "Справедливая Россия").
На совещании была информация, что возможно в двух административных центрах субъектов будут назначены выборы главы. То есть, там возможно изменение уставов. Эта информация не подтверждается?

Ивлев Леонид Григорьевич (Заместитель Председателя ЦИК России).
По состоянию на сегодняшний день информация не подтверждается. Дело вот в чем, коллеги, законодательство продолжает изменяться, и не исключено, что будут сокращены сроки полномочий, либо еще что-то. Но то, что есть сегодня, я до вас довел.

Даниленко Сергей Андреевич (Политическая партия "Справедливая Россия").
И еще один вопрос. По Нижнему Новгороду была информация, что они вносят изменения в закон об отмене открепительных удостоверений на областных выборах.

Ивлев Леонид Григорьевич (Заместитель Председателя ЦИК России).
Нет такой информации. У нас есть информация, что в одном из регионов планируют увеличить финансирование избирательных комиссий, но пока это не стало фактом, мы не можем об этом говорить.

Чупанов Андрей Сергеевич (КПРФ).
Дело в том, что пока еще избирательная кампания к будущим выборам не началась, хотелось бы поговорить о том, каким образом выборы влияют на нашу политическую жизнь, на нашу политическую систему. В этом плане очень интересным стало видеообращение Президента, лейтмотивом которого был тезис о деградации нашей политической системы. С моей точки зрения и с точки зрения руководства Компартии в целом эта мысль была очень правильная. Правильная в том плане, что та депутатская система и та система выборов, которая у нас существует, ведет к деградации. Почему так происходит? Здесь имеются два основных фактора. Первый фактор - это монополия на выдвижение кандидатов в депутаты, которой сейчас обладают политические партии. А Минюст, как вы понимаете, новых политических партий регистрировать не будет. Это показывает опыт "Рот-Фронта" и других политических партий, которые подавали документы на регистрацию. Второй фактор - это оплачиваемый депутатский мандат или неоплачиваемый депутатский мандат с высокими представительскими расходами. Плюс места оплачиваемых помощников. Все это привело уже сейчас и приведет в дальнейшем к еще большему формированию постоянной закрытой политической касты, которая не будет иметь других целей, кроме переизбрания, поддержания своей марки, отыгрывания своей политической роли. В принципе система постепенно идет к тому, что останется такая каста, которая не будет иметь никаких целей, кроме переизбрания. К чему это приведет? Это приведет к снижению уровня политической системы, к снижению уровня политических представителей и фактически к снижению устойчивости системы и ее гибкости, к тому, что было в последние годы Советского Союза, когда ни один законопроект, ни одно действие не принималось без указки сверху. Фактически это привело к тому, что Советский Союз рухнул, потому что люди привыкли к тому, что они находятся на своих местах и на этих местах главное ничего не делать такого, что бы могло кому-то не понравиться. То есть идет снижение инициативности, гибкости и мобильности системы. Дело в том, что политологи постоянно обращали внимание на то, что в разных субъектах у нас постоянно показывается высокая явка избирателей, но на самом деле избирателей на избирательные участки приходит не так много. Избиратели по всем опросам уверены в том, что и без их голоса все решится. С одной стороны это очень хорошо, поскольку, если люди не участвуют в политике, то значит, что они заняты хозяйственными вопросами. Это замечательно, потому что государство и должно обеспечивать возможность гражданам решать их финансовые вопросы, решать их личные вопросы. И когда большая часть общества сосредотачивается на каких-то политических аспектах, как это сейчас происходит в связи с широким резонансом по Химкинскому лесу, по нападению на журналистов, по станице Кущёвской, то это говорит о том, что в стране не все так гладко в хозяйственно-экономической части. Это тревожно. Когда к системе падает доверие, она какое-то время остается стабильной, продолжает сама воспроизводить себя и, в конце концов, рушится, что и отметил Президент. Такого быть не должно. Не должно это быть в первую очередь потому, что политическая система должна быть гибкой и подстраиваться под ту хозяйственно-экономическую ситуацию, которая складывается в стране, а не отрываться от нее. В этом плане очень полезен опыт Всекитайского Собрания народных представителей Китайской Народной Республики, где имеется довольно большое количество депутатов. Там их порядка 3 000 человек. Все они привлекаются только в том случае к оплачиваемой деятельности, когда они начинают заниматься инспектированием страны. То есть они проверяют конкретные поручения правительства, конкретные решения законодательных органов в различных регионах. При этом они ни в коем случае не привязываются к тому региону, откуда они избрались. Что депутат, что прокурор, что судья, который судит, занимается надзором за законностью или осуществляет депутатские полномочия от той территории, где он родился или где жил не будет менять там систему, не будет находить нарушения закона, не будет пытаться каким-то образом что-то менять для того, чтобы кого-то из своих знакомых, из своих друзей, из своих родственников не обидеть. Поэтому основными шагами с нашей точки зрения к изменению политической системы должно быть устранение этих двух факторов, вызывающих ее стагнацию. Для этого нужно сделать две основных вещи. Первое - отменить фонды законопроектной деятельности для депутатов всех уровней, поскольку эти фонды фактически являются источниками недокументированного дохода для тех же законодателей и создание касты приближенных законопроектчиков, что влечет и нестабильность нашей законодательной системы, потому что для усвоения этих средств законодатели просто обязаны вносить какие-то изменения в законодательство. Второе - это отменить освобожденные депутатские места. Освобожденными должны быть только председатель, заместители председателя, те люди, которые непосредственно заняты обеспечением работы этого законодательного органа. И, безусловно, для того, чтобы народные избранники не простаивали без дела, привлекать их к контрольной деятельности, для того, чтобы они могли выезжать на места и контролировать ситуацию в регионах, то есть смотреть, как живут люди в разных регионах, а не только в том регионе, в котором они избрались. В этом плане мы не обойдемся без изменений в основном законе. Начало этому положено лишь в плане увеличения сроков. Необходимо менять суть этого закона. Спасибо.

Михалева Галина Михайловна (Российская объединенная демократическая партия "Яблоко").
Я хочу отметить, что оппозиция тоже часть политической системы. И если она деградирует, значит, деградирует и политическая система. Здесь нет никакого противоречия. Мы в Центральной избирательной комиссии собирались, до этого у Николая Николаевича каждый месяц собирались. Все время говорим одно и тоже. Практически воз и ныне там. А изменения, которые в системе происходят, сути не меняют. Как вернуться к конкурентным выборам? Это совершенно очевидно. Надо отменять подписи. Выравнивать права тех партий, которые находятся в парламенте и тех, которые не находятся в парламенте. При этой системе у тех, кто не находится в парламенте шансов значительно меньше. Нам много рассказывали наши уважаемые представители Центральной избирательной комиссии про КОИБы, про всякую автоматику. Сделать прозрачные урны в тысячу раз дешевле. Давайте прозрачные урны сделаем, а посчитать можно и вручную. Следующее. Каждый раз спрашиваю, а ответа до сих пор не получила. Какую ответственность понесли представители избирательных комиссий, которые нарушали законодательство, которые допускали фальсификацию? В этот раз на конференции Центральной избирательной комиссии господину Чурову я передала фильм. Наш кандидат из Сергиева Посада Сергей Крыжов снял замечательный фильм в деревне Жучки о том, как председатель УИКа по образцу переписывает протокол, чтобы его сдать, то есть фальсифицирует. Мы видим, как председатель ТИКа говорит: "Зачем вы это здесь делаете, вы бы у себя лучше это сделали". Скажите, пожалуйста, какую ответственность она понесет? Насколько я понимаю, в таких случаях предусмотрена и уголовная ответственность тоже. Нужно расширять права наблюдателей и членов комиссии с совещательным голосом. И целый ряд других изменений, направленных на то, чтобы выборы снова стали честными и конкурентными. Конечно, надо убирать паровозы. Это чистый обман избирателей. Люди голосуют за одного, за Владимира Вольфовича, который у нас на всех региональных выборах выставляется, а проходят потом совершенно другие люди, неизвестные и абсолютно незнакомые. Или, скажем, допуск к средствам массовой информации. Хорошо, для парламентских партий сделали равное время и даже проверяют. А для непарламентских партий не сделали и не проверяют. Это означает, что они изначально в неравных условиях. Я напомню, что минимальное требование к демократии - это когда правящая партия проигрывает выборы или когда правила известны, а результат неизвестен. Это минимум для того, чтобы режим можно было называть демократическим. Как "Единая Россия" выборы может проигрывать, если в ней все губернаторы состоят. У нас только пять губернаторов не члены "Единой России". Я заканчиваю свое выступление. Я передам для сведения Николаю Николаевичу списки нарушений по последним выборам, которые зафиксированы. Мы проводили статистический анализ. Картина классическая. Там где выше явка, выше результат у "Единой России". По законам статистики этого не может быть, потому что не может быть никогда. Передаю все эти материалы Николаю Николаевичу. В ЦИКе они есть. И хочу вас проинформировать, что вчера мы от партии направили после видеообращения Дмитрия Анатольевича Медведева ему письмо с конкретными нашими предложениями и замечаниями по итогам прошлых выборов. Итак, равные условия для всех партий и только тогда наша система будет развиваться, а наша правящая партия не будет "бронзоветь".

Ивлев Леонид Григорьевич (Заместитель Председателя ЦИК России).
11 октября нам была направлена жалоба по ситуации, сложившейся в ТИКе Сергиево-Посадского района. Мы разбирались с этой ситуацией. Эта дама переписывала данные из протокола, подписанного всеми членами участковой избирательной комиссии в пустой протокол. Данные один в один совпали. Это не фальсификация. Пока я нахожусь в составе Центральной избирательной комиссии, эта дама никогда не будет участвовать в работе избирательных комиссий. Что касается ответственности, по состоянию на сегодняшний день я могу сказать, что в отношении четырех участковых избирательных комиссий Ростовской области заведено уголовное дело. В отношении других у меня нет сведений.

Смирнов Вячеслав Николаевич (Всероссийская политическая партия "Правое Дело").
Я коротко выступлю, чтобы не задерживать коллег и задам два вопроса. Сложилась смешная ситуация. У нас 7 партий. Из них реально правящая, как правило, одна. Значит 6 оппозиционных партий маргинализировались, деградировали и сидят напротив "бронзовеющей" "Единой России". Такое происходит всегда и во всем мире. И если взять двухтысячелетнюю историю со времен Древнего Рима так происходило всегда. Но есть особенности более восточных стран, типа нашей, типа Турции, Китая, Греции. Они никогда не строились на парламентской демократии. Cколько лет парламентской демократии в России? То же самое говорил Президент. Если бы у нас страна была с парламентской демократией, с меняющимися правительствами, с выборами правительства по итогам голосования в Государственной Думе, то вы, представляете, какое у нас было бы правительство? А ля Ельцинское. Это была бы полная коррупция. Это депутаты, которым ничего не надо оплачивать. Они сами вам место купят в списке для того, чтобы избирать премьера. Это все нормально. Для нас это все в менталитете. Здесь были бы другие последствия, другая беда. Если бы, допустим, партия власти в сегодняшней ситуации с шумом проиграла выборы - это тоже показатель, что кризис страны, причем кризис серьезный. Такого не может происходить одновременно и единовременно. Такое может происходить постепенно. И на сегодняшний день большая беда с кандидатами. После выступления Дмитрия Медведева к нам, в "Правое Дело" подходят кандидаты и спрашивают: "Вам разрешили, сколько вам процентов на выборах дадут, к вам можно записываться?" Кандидатам все равно. Серьезные люди, у многих из них есть бизнес, так называемый средний класс, государствообразующий во всех странах. Они интересуются, куда им идти. Они хотят идти в "Единую Россию", но их туда не пускают, там все места уже заняты. Расти вверх невозможно людям, которые занимаются бизнесом, которые занимаются общественной деятельностью. Социальный лифт в "Единой России" не работает. А социальный лифт в непарламентских партиях, либо в малых парламентских партиях он работает, но у кого-то за деньги, а у кого-то высоко не поднимает. То есть до первого, второго этажа, может быть, а выше не поедет, если лифтер команду не даст. Например, в муниципальный совет у нас в Дагестане более 200 человек прошло. Поэтому мы говорим с одной стороны о демократии, а с другой стороны мы должны понимать, что нашему избирателю по тому уровню явки, который существует на многих уровнях выборов, особенно муниципальных, в принципе все равно, кто сидит в Законодательном Собрании. В принципе ему должно быть все равно, как в нормальном обществе, и кто мэр. Главное, чтобы пробок не было, чтобы налоги вовремя платили, чтобы преступность была низкая, а какая партия у власти при сегодняшнем настрое людям все равно. И это во многом беда политических партий, что мы не смогли воспитать, кроме ЛДПР и КПРФ. Правда, у них лидеры тоже из прошлого века, они тоже немного "забронзовели". А нормальная смена не приходит, потому что социальный лифт и в этих партиях работает с трудом, потому что это партии лидеров, жесткие партии и смена лидеров всегда чревата падением рейтинга. И беда с кандидатами. Сейчас мы начинаем кандидатов на региональном уровне, на местных уровнях учить. Правовая грамотность у многих кандидатов очень низкая. У людей, которые обладают финансами, у людей, которые обладают определенным электоральным потенциалом. За ним действительно люди пойдут. Он не просто в список записывается, он еще может повести. Но правовая подготовка кандидатов очень низкая. И это беда. Это вызывает определенные трудности во время выборов при регистрации. Я считаю, что если у кандидатов такая подготовка, то у членов участковых избирательных комиссий подготовка еще ниже, потому что многим из них насильно велели работать в комиссии. Ты учительница, иди в участковую комиссию. У нее начальник не в Центризбиркоме и даже не в региональном избиркоме, у нее начальник либо глава администрации, либо директор школы. Кого она больше слушаться будет? Господина Ивлева или директора школы, который ей сказал, как нужно посчитать? Они при этом еще и подделывать-то не умеют, они лучше отвернуться. Я был советником на выборах в Киргизии. Там фальсификации, когда председатель участковой избирательной комиссии, когда врываются наблюдатели от обоих кандидатов, говорит: "Ребята, я не хочу вмешиваться, давайте я дам протокол вам, что вы победили, и протокол вам дам, что вы победили и в суде разбирайтесь, а мне здесь жить". Чтобы у нас не было такого нужно повышать правовую культуру, как участковых комиссий, так и глав администраций, чтобы избирком гарантировал членам участковых комиссий, что на них не будет давления со стороны местной власти. При чем не важно, какой партбилет будет у этой местной власти в кармане. Может быть, он "Правого Дела" будет, но человек не хочет расставаться со своим креслом в любом случае. У нас так устроено. Если ты был чиновник, и тебя переизбрали, то твоя карьера по большому счету бы закончилась. Следующий шаг - это к тебе прокурор придет. И два маленьких вопроса. Первый вопрос. А не рентабельнее с бюллетенями поступают во многих не очень богатых странах, которым не очень хочется тратить много денег на выборы? Причем так поступают в странах, в которых не такое большое количество избирателей, как в Российской Федерации, например, в Сербии. Там в бюллетене указывается, допустим, 7 партий, а мартирологи с кандидатами вывешиваются отдельно для ознакомления. По деньгам это эффективней. Если люди не знают, кто из семи партий возглавляет и кто входит в десятку, а сейчас по законодательству это может быть 1 человек, от 1 до 10, не обязательно 10. Это гораздо проще и для считывания. Даже в Нигерии, где известны традиции избирательного права, международные наблюдатели придумали, что проще поставить отпечаток пальца на картинку, а рядом, если ты умеешь читать, прочитать за кого ты проголосовал. Картинку и название партии люди запоминают быстрее. А список огромного количества кандидатов лишний, если, конечно, не ставится цель на этом реализовать бюджет. Это первый вопрос. И второй, последний вопрос. Почему нет прозрачных урн? Ни один из представителей Центризбиркома и особенно местной власти конкретно не сказал, в чем проблема. КОИБы ставим, а прозрачные урны нельзя. Спасибо.

Ивлев Леонид Григорьевич (Заместитель Председателя ЦИК России).
По нашим технологическим нормативам у нас изготавливаются полупрозрачные урны. Светопропускаемость слабее, чем тонировка на передних стеклах автомобиля. Почему не прозрачные? Дело в том, что прозрачные урны позволяют увидеть отметку на бюллетене. И это уже существенно. Это уже Конституционная норма. Нарушение тайны голосования. Вот в чем вопрос. Теперь, что касается Вашего первого вопроса. А можно я Вам отвечу, как в прошлом практикующий политолог, а не как член Центральной избирательной комиссии? Вячеслав Николаевич, я Вас давно знаю по Вашим работам, и Вы сейчас в своем выступлении дали добротный политологический анализ. Вы ответьте сами себе на вопрос. За кого у нас голосуют - за идею или за человека?

Смирнов Вячеслав Николаевич (Всероссийская политическая партия "Правое Дело").
За спокойствие голосуют.

Ивлев Леонид Григорьевич (Заместитель Председателя ЦИК России).
Не совсем. Он берет бюллетень. Что он смотрит - фамилию конкретного человека или название партии с непонятной идеологической программой? Потому-то в настоящее время и нужен список из десяти фамилий, трех фамилий. Это право законодателя. Мы - правоприменители. Примет законодатель такое решение - будем исполнять. 1 декабря мы проводим экспериментальную тренировку.

Ивлев Леонид Григорьевич (Заместитель Председателя ЦИК России).
Сейчас идет процесс формирования свыше 2000 территориальных избирательных комиссий и муниципальных комиссий. Наибольшую активность проявляет партия "Справедливая Россия". В некоторых регионах она опережает правящую партию по предложению кандидатов в ТИКи. Традиционно "Единая Россия" и КПРФ примерно одинаково предлагали кандидатуры для назначения в избирательные комиссии. Сейчас партия "Справедливая Россия" опередила их. Я никого не пропагандирую, я говорю статистику. Остальные партии отстают. В муниципальные избирательные комиссии города Костромы из 12 членов комиссии 7 представители партий. То есть представительный орган, Костромская городская Дума, назначила в муниципальную избирательную комиссию представителей четырех парламентских партий. Областная избирательная комиссия назначила в муниципальную комиссию еще трех представителей от непарламентских партий. Из двенадцати семь. Не знаю, хорошо это или плохо. С одной стороны хорошо, поскольку все партии участвуют. С другой стороны очень не хотелось бы, чтобы в какой-то момент произошел партийный сговор и заблокированное принятие решений. Мы знаем классический пример учебников политологии, когда в 20-х годах прошлого столетия в Америке партии сговорились, чтобы не допустить создание третьей партии. Подмяли под себя информационные ресурсы, финансовые и третья партия так и не была создана. А что делать в участковой избирательной комиссии, где 5 членов? Нам нужны представители партий и специалисты, профессионалы. Очень хорошо, если эти качества соединяются у представителей партий, как это мы видим по работе Центральной избирательной комиссии.

Костенко Сергей Юрьевич (Всероссийская политическая партия "Единая Россия").
Уважаемые коллеги, я постараюсь выступить максимально коротко и максимально по делу. Обратите внимание, что у нас численность политических партий согласно данным Минюста немножко разнится. Немножко - это в разы. Если будет сохраняться такая тенденция, как сейчас, то большая часть представленных здесь политических партий на ближайших парламентских выборах даже по одному человеку в состав всех участковых комиссий не сможет назначить, потому что общее число участковых комиссий порядка 100 000. А с учетом того, что сейчас идет тенденция к увеличению числа участковых избирательных комиссий, потому что будет увеличено число участков, по сути дела кроме "Единой России" и "Справедливой России" в составе участковых комиссий представителей других политических партий полноценно не окажется. Я уже не говорю о наблюдателях и о членах комиссии с совещательным голосом. Выражаясь грубым медицинским языком, могу сказать, что у нас будет организовано кастрированное наблюдение за процессом голосования на Думских выборах со стороны оппозиционных партий в силу нехватки у них людей, как таковых. Соответственно и говорить о том, что у них достаточно людей для фактического выдвижения на местах на сегодняшний день также не приходится. Мы, конечно, большие, но у нас реально есть люди на местах и мы в состоянии на сегодняшний день хотя бы на замещаемые мандаты выдвинуть своих кандидатов, что нельзя сказать обо всех других политических партиях. Возвращаясь к теме, которая сегодня была затронута, а именно сравнение России с Китаем, я хотел бы обратить ваше внимание, на то, что количество избирателей в Китае немного отличается от количества избирателей в России. Даже если говорить о пропорциональном сравнении, то 450 человек в России - наш парламент, это больше, чем 3000 человек в Китае, потому что количество избирателей в Китае больше чем в 10 раз, чем на территории Российской Федерации. Поэтому, если давать нормальную оценку происходящему, то на сегодняшний день можно говорить, что парламентская демократия в России более сильная, чем демократия в Китае, потому что на одного конкретного избирателя приходится больше народных представителей, чем в Китайской Народной Республике. Это очевидные вещи, здесь очень сложно спорить. Третья тема, которой я бы хотел коснуться. У нас очень часто представители разных политических партий последнее время говорят о том, что они будут итоги тех или иных выборов оспаривать в Европейском суде. И тут тоже я хотел бы напомнить, что складывается интересная история с географией. Все-таки географическим центром Азии является город Кызыл. Понятно, что он находится на территории Российской Федерации, но с точки зрения здравой логики оспаривать выборы центра Азии в географическом центре Европы не совсем уместно. Какая-то логика должна быть в действиях, кроме элементарного популизма. И, завершая выступление, хотел бы обратить ваше внимание на то, что у нас Конституция совершенно четко закрепила, что наше государство федеративное. Соответственно субъекты Российской Федерации самостоятельно правят свое законодательство, в том числе, в части касающейся выборов. В 12 регионах, где будут проходить выборы, нигде нет законодательства, которое было бы написано под лекало другого субъекта. Законодательство везде разное. Оно содержит свои особенности, и наша политическая партия принимала достаточно активное участие в совершенствовании законодательства и принятии тех поправок, о которых Президент Российской Федерации говорил, что опять же нельзя сказать о других политических партиях, которые здесь представлены. Под час они не голосовали даже за те поправки, которые предлагает Президент, не говоря уже о каком-то духе состязательности, о том, чтобы предложить какие-то свои идеи. Когда дело доходит до конкретных дел, то конкретных дел нет. В региональных парламентах практически везде есть фракция КПРФ. Но при этом, если посмотреть на уровень законодательной инициативы, в том числе в части, касающейся выборов, то близко к нулю. То же самое касается ЛДПР и других политических партий. Никто не мешал править законодательство. Но сейчас мы реально понимаем, что сроки уже ушли. Со 2-ого числа произойдет назначение выборов. Это, как мы понимаем, некий срок для того, чтобы закон вступил в силу. Он все-таки необходим, чтобы не получилось так, как ровно год назад в Республике Хакасия, где в один день были назначены выборы, а на следующий день новый закон, который законодатели готовили, вступил в силу, и соответственно будет распространяться на выборы, которые пройдут через 5 лет. Я передаю слово своему коллеге, который детально остановится на некоторых цифрах. Спасибо.

Буров Сергей Сергеевич (заместитель руководителя Управления партийного строительства ЦИК Всероссийской политической партии "Единая Россия").
Уважаемые коллеги, у нас тема относится к выборам. Я скажу по выборам несколько слов. Неоднократно, в том числе, за этим столом я говорил о том, что самая основная власть, которая ближе к людям - это муниципальная власть. К сожалению, на выборах в органы местного самоуправления картина разительно отличается от того, когда идут выборы в региональные парламенты или в представительные органы административных центров, где партии имеют интерес с точки зрения пиара, имеют интерес с точки зрения материальных благ. А во власть, которая непосредственно работает с людьми и которая, к сожалению, на сегодняшний день имеет мало средств, представители партий практически не стремятся. Если на сегодняшний день взять в целом среди глав и депутатского корпуса, по главам чуть больше, по депутатскому корпусу "Единая Россия" имеет в среднем 70%, то не значит, что 30% у других партий. Всего лишь 5%, а остальное - это независимые кандидаты. Вот где поле работы. Среди них. В марте у нас порядка 25 000 муниципальных выборов предстоит. Об этом партии тоже не должны забывать. У нас каждое воскресенье в стране идут выборы. В прошлое воскресенье в Брянской области на довыборах кандидат от "Единой России" получает 100%. А всего три кандидата. Два самовыдвиженца. Один из них единоросс снимается с выборов, а второй почему-то даже за себя проголосовал. 100% нас тоже очень настораживает. Нам это не нужно, нам нужна здоровая конкуренция. До конца года еще пройдут выборы 28 ноября, 5 декабря и 15 декабря. 33 выборов в 14 субъектах Российской Федерации, 16 - выборы глав, 17 - выборы депутатов. Что мы имеем из этого? На выборы глав, на должности "Единая Россия" выдвинула 14 кандидатов - 87,5%, КПРФ - 2 кандидата - 12,5%, "Справедливая Россия" - не выдвинула кандидатов, ЛДПР - 4 кандидата - 25%, самовыдвиженцы - 43 кандидата. Из них 11 члены и сторонники партии "Единая Россия". На выборы депутатов "Единая Россия" выдвинула 200 кандидатов, КПРФ - 40, "Справедливая Россия" - 137, ЛДПР - 58, самовыдвиженцы - 60. Это самые ближайшие выборы. Скажу несколько слов по прошедшим выборам. Возьмем область, где губернатор не единоросс. Иркутская область. Да, "Единая Россия" проиграла. Шумные были проигрыши. КПРФ во всю кричала: "Конец единороссам в Иркутской области". Да, наши кандидаты на должность глав проиграли в Иркутске, Братске, Усть-Илимске. Но кого же выдвинула КПРФ? Оказалось, что люди, выдвинутые КПРФ, не являются членами партии. Это я говорю о качестве кандидатов. Они подали заявления в сторонники партии, наверное, потому что поняли, что работать в здоровой команде куда легче, куда правильнее. В городе Ангарске Иркутской области избираются 11 депутатов КПРФ, а выясняется, что среди них всего два члена партии. И главой избирают единственного победившего единоросса-самовыдвиженца. Буквально вчера в Верхотуринске Свердловской области, где глава ушел в отставку, избирают коммуниста, и он сегодня же подает заявление о прекращение своей деятельности в КПРФ. При чем тут "Единая Россия"? Наверное, все это говорит о качестве кандидатов, которых вы выдвигали. К сожалению, партии кандидатов выдвинуть не могут, и тогда побеждает "Единая Россия", которая старается по максимуму выдвинуть кандидатов в каждом кишлаке, в каждом ауле, в каждом селе.

Бессмертнов Андрей Александрович (ЛДПР).
Уважаемые коллеги, хотелось бы сказать для коллег оппозиционеров на счет реплики, что партия ЛДПР "бронзовеет". Это обман и заблуждение только по той причине, что ЛДПР всегда и везде выступала за назначение на самые ответственные должностные места именно молодых людей. Мое присутствие это подтверждает. А теперь ближе к теме заседания круглого стола. По всей России было выявлено большое количество нарушений в предыдущей избирательной кампании. Но в ответ на жалобы представителей ЛДПР Центризбирком, к сожалению, ограничился формальными отписками. Хотелось бы перечислить типичные нарушения в ходе проведения избирательной кампании. Отказ зарегистрировать список кандидатов в депутаты в органы местного самоуправления от парламентской партии ЛДПР по причине отсутствия подписи, избиение активистов партии ЛДПР, давление на кандидатов со стороны должностных лиц с целью снятия кандидатов ЛДПР с выборов, замалчивание в СМИ информации о выборах и кандидатах от ЛДПР, необоснованное задержание сотрудниками органов внутренних дел агитаторов ЛДПР, выпуск агитационных материалов, направленных против кандидатов от ЛДПР, то есть "черный пиар", запрещение проведения встреч с избирателями, подкуп, махинации при формировании участковых избирательных комиссий, то есть подача фальшивых документов в вышестоящие комиссии, запрет на размещение билбордов. И это было только в течение избирательной кампании. А теперь типичные нарушения, допущенные в ходе голосования. Вброс бюллетеней, нарушение при голосовании вне помещения для голосования, размещение избирательных участков в зданиях, где находится приемная "Единой России", подкупы избирателей, подвоз избирателей на избирательные участки, размещение агитматериалов "Единой России" на избирательном участке в день голосования, выдача бюллетеней по водительскому удостоверению, выставление по телевизионным каналам глав городов в день тишины с призывом голосовать за "Единую Россию", открепительные удостоверения, перекладывания бюллетеней, удаление наблюдателей с участков. Это замечания. Что касается подготовки к мартовским выборам, хотелось бы, чтобы предложения фракции ЛДПР по изменению действующего законодательства были оформлены надлежащим образом. У нас не регламентировано законодательством количество выносных урн. Это упущение нужно законодательно устранить. Большое количество выносных урн при ограниченном количестве наблюдателей и членов участковых избирательных комиссий с решающим, с совещательным голосом соответственно может позволить сделать вброс. Людей для контроля просто не хватит. Второй момент - это открепительные удостоверения. Это явление можно назвать атавизмом. От него нужно отказаться. Есть инициатива, которую мы настоятельно рекомендуем Центризбиркому реализовать. Нужно дать возможность субъекту выдвижения фильтровать своих же кандидатов через те или иные структуры, например, систему Министерства внутренних дел официально и законно. На данный момент это могут сделать только территориальные избирательные комиссии. Дайте тем людям, которые на первоочередной стадии выдвигают своих кандидатов, законно их проверить, чтобы потом избирательные объединения и политические партии не оказывались перед фактом, что их человек, каким бы он мягким и пушистым не был, уголовный элемент. Это очень частое явление и постоянно все политические партии на этом попадают. Так же хотелось бы, чтобы все выборы проводились один раз, то есть нужно ввести один единый день голосования вместо двух. Выборы всех уровней проводить только по партийным спискам. Политические партии для участия в выборах всех уровней формируют списки в произвольном формате. Следует убрать из законодательства нормы, позволяющие отказывать в день регистрации или отменять регистрацию партийных списков или отдельных кандидатов. Политические партии должны иметь возможность отзыва членов избирательных комиссий любого уровня. После выборов политическая партия самостоятельно определяет состав фракции. Депутат, исключенный из фракции, лишается мандата. Бюджет Думы делится между фракциями пропорционально их численности. Для всех депутатов необходимо провести монетизацию льгот. И в заключении предлагаю оборудовать все избирательные участки КОИБами. Так же хотелось бы дополнить, что предыдущая избирательная кампания была проведена Либерально-демократической партией самым честным образом в 21 раз и хочу сказать, что в последующие дни голосования Либерально-демократическая партия России будет проводить их также честно с точки зрения законности. Естественно нам нужны наши голоса, которые мы будем сохранять, потому что это голоса наших избирателей. Спасибо за внимание.

Даниленко Сергей Андреевич (Политическая партия "Справедливая Россия").
Коллеги, сказано было уже очень много, поэтому мне хотелось бы коснуться только двух тем. Первое - это вопрос отношения и работы с жалобами на предстоящих выборах. С моей точки зрения система избирательных комиссий приняла не совсем верный уклон жесткой оценки в последний единый день голосования. Жалоб становится больше. Наверное, это связано с тем, что и интерес к выборам возрастает. Не только потому, что нарушений больше, а потому что люди становятся более заинтересованными в результатах. Да, есть технологии. Давайте вместе работать над тем, чтобы технология заваливания жалобами не работала. Я анализировал ситуацию по Магадану. Там были однотипные жалобы, которые были связаны с тем, что приемные действующих городских и областных депутатов от партии "Единая Россия" находились в тех же помещениях, в которых находились избирательные участки. Эти жалобы были типовые. В итоге в большинстве случаев эти приемные не убрали. Их и не надо было убирать никуда. Агитационный материал нужно было убрать со стендов, которые находились рядом. Что это? Технология? Мне кажется, что все было достаточно правильно. Город Магадан маленький. Естественно, что помещений там не так много. Да, находились там приемные, и они имели право там находиться. Имели право пожаловаться? Имели право пожаловаться. Надо было в последний месяц перед выборами убрать агитационный материал? Надо было убрать. А не создавать крик о том, что это некая новая технология заваливания жалобами избирательную комиссию Магаданской области. Хотя я скажу, что, да, есть технологии. С этим давайте вместе бороться. Давайте представителям партий эту информацию. Если на местах будут включаться эти технологии, мы будем их останавливать. Я от своей партии это гарантирую. Но хотелось бы сказать, что 10% жалоб подтвердилось по официальным данным. Много это или мало? Я всегда говорю, что это много, потому что даже 1% это много. 90% жалоб, которые не подтвердились - это человек или не понял, или не знает закона. А 10% - это то, где нарушен закон или нормативный акт, и, следовательно, за этим должны последовать определенные санкции для лиц, которые являются государственными служащими или замещают должность на этих выборах руководителей избирательных комиссий. К этому нужно тоже очень серьезно относиться, потому что это, прежде всего, важно для самой системы избирательных комиссий. Я не говорю, что это должна быть предметная порка. Не нужно, как унтер-офицерская вдова себя пороть, но нужно давать этому оценку и в системе избирательных комиссий давать информацию об этих нарушениях и принимать меры. По открепительным удостоверениям я говорить уже не хочу. Давайте посмотрим, как они сработают на этих выборах. Кстати, когда я выступал по открепительным удостоверениям, я никогда не имел в виду, что здесь есть какая-то вина избирательных комиссий. Я считал и считаю, что и в новой редакции закон в этой части не может противостоять коррупционным механизмам, которые может включить, прежде всего, заинтересованный кандидат, возглавляющий региональную группу любой партии. В Новосибирске, кстати, я не знаю, как это было реализовано, но коммунисты единороссам говорили: "А какие проблемы, вы будете своих перевозить из региональной группы с участка на участок, а мы будем своих возить". Я говорю о том, что, к сожалению, коррупционность этой нормы очень высокая. Там есть личностный интерес конкретного кандидата. Еще одна небольшая реплика. По формированию участковых избирательных комиссий. Большая просьба к Центральной избирательной комиссии разработать рекомендации. Я лично всегда был против партизации комиссий, особенно на уровне участковых комиссий, но и то, что там закостенел состав, и к нему изначально сложилось негативное отношение, подтверждают и наблюдатели, и члены комиссий с совещательным голосом. Попробуйте на этих выборах порекомендовать, может быть, где-то это сделают, хотя бы поменять 50 на 50. 50 членов одной комиссии перебросить на соседнюю комиссию и наоборот. Это те же люди, которые работали в составе участковой комиссии, но это не те же люди, которые работают из года в год в этой же участковой избирательной комиссии, и это не те же люди, которые работают в одном трудовом коллективе. А когда мы их немного поменяем, может быть, будет более доброе отношение к этой комиссии.

Волков Василий Петрович (член Центральной избирательной комиссии Российской Федерации).
Спасибо, уважаемые коллеги. Думаю, что все сидящие в этом зале исповедуют один принцип. Нужно, чтобы в нашей стране было как можно лучше, было как можно больше демократии, нужно, чтобы выборы были прозрачными, честными, открытыми и транспарентными. Нужно, чтобы люди, избрав власть, доверяли этой власти. Наверное, у всех примерно такая же задача. Каждый смотрит на эту цель и на эту задачу тактическую и стратегическую, может быть, со своих партийных или идеологических позиций, но задача одна. И то обсуждение, которое здесь состоялось, я считаю чрезвычайно полезным, и от общих стратегических задач мы здесь говорили о некоторых частностях. И мы все это воспринимаем, в том числе, критику. Если она конструктивная, мы ее воспринимаем. Мы понимаем, что не все наши проблемы решены в избирательной системе, что есть задачи, которые нам нужно всем вместе решать. Но вы, наверное, согласитесь, с тем, что с каждым годом и с каждой избирательной кампанией мы совершенствуем и улучшаем нашу деятельность, не смотря на критику, которая звучит иногда громче, иногда на уровне Европейского суда, тем не менее, явка увеличивается. Андрей Сергеевич говорил о таком явлении, как ацентризм - отсутствие избирателей на выборах. Наверное, это не совсем точно и не совсем корректно, потому что на всех федеральных выборах явка за последние 4 года увеличилась. Уважаемые коллеги, это результат нашей с вами совместной работы. В первую очередь, очевидно, партий. Когда люди заинтересованно идут на выборы, знают программу, идеологию партии и когда хорошо знают лидеров партии и состав участников избирательной кампании, тогда они лучше отвечают на призывы партии и идут на выборы. А говорить о том, что не дорабатывают избирательные комиссии, когда явка не очень высокая, наверное, это не совсем правильно. Да, мы должны работать, мы должны информировать, но как бы мы ни информировали, если нашим уважаемым избирателям будет не интересно, они все равно не пойдут. Социологи, политологи и другие эксперты, изучая эту проблему в других странах и в нашей стране, говорят о том, что не всегда люди не идут на выборы лишь только потому, что кто-то за них уже что-то решил. Просто людям иногда бывает не интересно участвовать в выборах по совсем другим причинам. Поэтому это наша общая задача. Галина Михайловна и другие коллеги говорили о прозрачных урнах. Правильная постановка вопроса. Мы тоже эту тему изучаем и что-то предпринимаем. Я не согласен, когда говорили о полностью прозрачных урнах. Я был на всех трех турах выборов Президента Украины, на выборах Верховной Рады и сам неоднократно наблюдал конфликты. Не все хотят, чтобы увидели, как он проголосовал, когда раскрылся его избирательный бюллетень. И были такие конфликты. Поэтому мы пошли немного по другому пути, учитывая этот отрицательный опыт. Мы сделали урны полупрозрачными лишь только для того, чтобы ни у кого не было соблазна подсунуть туда лишние бюллетени. Поэтому критиковать нас за то, что урны не полностью прозрачные, не стоит. Галина Михайловна подчеркнула, что смена одной правящей партии на другую, является признаком демократии. Может быть, устоявшейся избирательной системе, устоявшейся политической системе, когда другие проблемы все решены, это не страшно, кто пришел к власти - либералы или демократы, тори или республиканцы. Не изменилась общественно-экономическая формация. Все остальные политические задачи идут в этом же русле. 40 правительств в Италии сменилось в послевоенное время. Почувствовали это избиратели в этом государстве? Ничего страшного. В нашей молодой демократии, еще не совсем устоявшейся политической системе такая смена может повлечь за собой смену общественно-экономической формации. А это что? Очередная революция? Нужна она России? Выдержит ли Россия еще одну революцию? Не выдержит. Политические предпочтения устоялись и как бы ни говорили, я не член никакой партии, но если голосуют за "Единую Россию" в данный момент 60-65%, то, очевидно, так оно и есть. И для нас на данном этапе благо, что есть устоявшаяся политическая система. Наверное, дальше, когда будут развиваться все направления нашей социально-экономической жизни, партийное строительство и т.д., возможно, эти проценты, эти приоритеты будут меняться. Но резкой смены нам сейчас допустить нельзя. В отношении работы лидеров партии, Вячеслав Николаевич, я был в Дагестане и понял, почему ваша партия работает там достаточно успешно. От лидеров зависит очень много. Нам это хорошо известно. Роль личности и лидера в истории никто не отрицал, не отрицает, и, я думаю, не будет отрицать. Там нормально работают лидеры. Там достаточно четкие и внятные позиции у регионального отделения. Они спокойно и конструктивно работают с другими партиями и с властями, а не занимаются критиканством. А если вносят какие-то конструктивные предложения, то предлагают, как решить ту или иную проблему в сложнейшем регионе. Поэтому за ними пошли люди. Партия набрала 7%. И это хорошо. Надо уметь работать с избирателями, с другими партиями. Это очень хороший пример. Здесь еще прозвучали некоторые предложения. Большинство из них мы тоже разделяем. Андрей Александрович повторил предложение своего лидера. Мы выслушали предложения вашего лидера на совещании председателей избирательных комиссий. Здесь есть над чем думать. С другой стороны, можно ли дать право партиям отзывать своих представителей в избирательных комиссиях всех уровней? Как они будут работать? Получается, что кандидат работает только на партию, независимо от того, действует она законно, незаконно. Есть целый ряд решений судов, когда суды устанавливают незаконность действий, в том числе, партий. В таких случаях нужно защищать партию? Нет, мы своих коллег, членов избирательных комиссий всех уровней учим защищать закон в первую очередь. Когда нарушения и партию притесняют, нарушая закон, конечно, ваши представители должны защищать всеми законными средствами. Но отзывать за то, что он не проголосовал или проголосовал против законного решения, нельзя. Никто не пойдет тогда работать в избирательные комиссии. Здесь нет таких прецедентов, чтобы таким образом жестко командовать членами избирательных комиссий по партийной принадлежности. Есть и другие предложения Ваши и Вашего лидера, о которых можно поспорить, но, тем не менее, мы благодарны Вам за предложения, которые Вы высказали. Продолжая тему формирования избирательных комиссий, хочу сказать, что у нас тоже есть коллеги в составе Центральной избирательной комиссии, в составе комиссий субъектов, которые считают, что нужно формировать участковые комиссии на постоянной основе. Здесь, правда, иное прозвучало. На постоянной основе - это не значит, что они каждый день будут ходить на работу, а так, чтобы в течение 4 лет члены этой комиссии были постоянными. Тогда с ними легче работать, легче изучать законодательство, легче учить их исполнять закон. А ведь у нас бывают такие случаи, когда каждый раз меняются люди. И научить 1 миллион человек - членов участковых комиссий одновременно бывает очень сложно и поэтому все замечания, как правило, не к вышестоящим комиссиям, а к участковым избирательным комиссиям. Они работают собирателями, они выдают бюллетени, они подводят первичные итоги. Нужно вместе работать над формированием избирательных комиссий. По сбору подписей позиции тоже разные. И мы иногда высказываем такую позицию, что можно отменить этот институт. Но нет у Центральной избирательной комиссии права законодательной инициативы. Оно больше у партий, особенно у парламентских партий, у депутатов. Внесут это предложение, поддержат, мы будем только рады. Но, тем не менее, есть тут и плюсы, и минусы. Для тех, кто собирает подписи, есть шанс лишний раз пообщаться с избирателями, провести агитацию в свою пользу. Давайте прямо говорить. Некоторые так и делают. Используют этот момент. Поэтому не все говорят, что мы готовы отменить сбор подписей. Хотя во время сбора подписей и особенно регистрации по подписям бывают некоторые ситуации, когда отсутствие единых критериев, единой технологии оценки подписей создает проблемы. Поэтому нарекания справедливы. Я как член Координационного Совета неправительственных организаций и Председатель совета Российского фонда свободных выборов говорю вам спасибо за критику, особенно за конструктивную критику и считаю, что наша совместная деятельность дает очевидный положительный результат.

26.11.2010
Пресс-служба Комитета

www.viperson.ru

Док. 632190
Перв. публик.: 26.11.10
Последн. ред.: 17.12.10
Число обращений: 0

  • Волков Василий Петрович
  • Гончар Николай Николаевич
  • Смирнов Вячеслав Николаевич
  • Смирнов Вячеслав Николаевич
  • Даниленко Сергей Андреевич
  • Михалева Галина Михайловна
  • Ивлев Леонид Григорьевич
  • Чупанов Андрей Сергеевич
  • Бессмертнов Андрей Александрович
  • Костенко Сергей Юрьевич
  • Буров Сергей Сергеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``