В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Моногорода России Назад
Моногорода России
Межведомственной рабочей группой, созданной в соответствии с приказом Минрегиона России, были одобрены следующие критерии отнесения населенных пунктов к категории монопрофильных:

1.1. Наличие предприятия или нескольких предприятий, осуществляющих деятельность в рамках единого производственно-технологического процесса, на котором занято на основной работе более 25% экономически активного населения.

1.2. Наличие в населенном пункте предприятия или нескольких предприятий, осуществляющих деятельность в рамках единого производственно-технологического процесса, на долю которых приходится более 50% объема промышленного производства.

В России насчитывается более 300 монопрофильных населенных пунктов, в которых проживает около 15% населения.

Если проанализировать градообразующие предприятия, то станет понятным, что в своем большинстве они в значительной мере определяют структуру российской экономики и ее конкурентноспособность. Это крупнейшие предприятия черной и цветной металлургии, оборонной и химической промышленности, топливо-энергетического комплекса, ведущие машиностроительные заводы. Поэтому можно сказать, что переход России на инновационные пути развития будет во многом зависеть от модернизации моногородов и градообразующих предприятий.

Моногорода весьма неравномерно распределены по территории России. Наибольшее количество моногородов сосредоточены в Уральском (Свердловская и Челябинская области) и Приволжском (Самарская, Нижегородская области, Пермский край) округах.

Структура моногородов по федеральным округам


Моногорода по федеральным округам
Федеральный округКоличество Субъектов РФКоличество моногородовНаселение тыс. чел.
Центральный13722676,57
Северо-Западный ФО7411047,98
Южный410749,11
Северокавказский14219,69
Приволжский12874286,37
Уральский5433323,43
Сибирский8533143,25
Дальневосточный525410,75
Итого:5533515857,15

Структура моногородов по численности населения показывает, что на ряду с крупными городами, такими как Тольятти, Набережные Челны, Липецк, Новокузнецк, где численность населения превышает 500 тыс.человек, основную массу (110 городов) составляют города с численность от 5 до 20 тыс.человек

Структура моногородов по численности населения

 
Моногорода по численности населения
Градация500-1000 тыс.чел.300-500 тыс.чел.100-300 тыс.чел.50-100 тыс.чел.20-50 тыс.чел.5-20 тыс.чел.до 5 тыс.чел.Итого:
Количество городов5324499611048335
Количество жителей2779,3611192,0023851,6083398,893203,7421288,532142,87915857,15

 Учитывая структуру моногородов по численности населения можно отметить необходимость разработки гибких инструментов для реализации государственной поддержки модернизации моногородов.


В 335 моногородах сосредоточено 442 градообразующих предприятия, многие из которых являются частью крупных холдингов таких как ОАО "СУЭК", ОАО "Северсталь", ОАО "Базовый Элемент",ОАО "Метчел" и ряда государственных концернов "Ростехнологии", "Росатомэнерго", филиалами и дочерними предприятиями таких как "ОАО РЖД", ОАО "Газпром". По ряду отраслей в моногородах сосредоточенно до 70% мощностей. Основные направления деятельности предприятий связаны с отраслями металлургии, машиностроения, добычи и переработки природных ресурсов.

Соотношение доли выпуска продукции на предприятиях соответствующего ВЭД в моногородах и городах с многопрофильной городах с многопрофильной экономикой:

 
Производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака179,51%
Текстильное и швейное производство62,16%
Производство кожи, изделий из кожи и производство обуви13,83%
Обработка древесины и производство изделий из дерева69,52%
Целлюлозно-бумажное производство; издательская и полиграфическая деятельность1623,99%
Производство кокса и нефтепродуктов37,07%
Химическое производство1927,63%
Производство резиновых и пластмассовых изделий10,36%
Производство прочих неметаллических минеральных продуктов1811,85%
Металлургическое производство и производство готовых металлических изделий4466,72%
Производство машин и оборудования98,90%
Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования123,49%
Производство транспортных средств и оборудования2562,02%
Добыча полезных ископаемых3731,00%
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды1153,00%

 В силу различного влияния мирового экономического кризиса на отрасли российской промышленности из-за падения мирового и внутреннего спроса на сырье и товары сложное положение, связанное с падение производства сложилось в ряде моногородов:

- добывающих отраслей (гг.Гуково Ростовской области, Прокопьевск Кемеровской области, пгт. Светлогорье и г.Дальнегорск Приморского края, г.Асбест Свердловской области и др.);

- в черной и цветной металлургии и связанных с ними технологической цепочкой предприятиях (г.Череповец Вологодской области, Нижний Тагил Свердловской области, г.Семилуки Воронежской области и т.д.);

- на предприятиях автопрома (Тольятти Самарской области, гг.Заволжье и Павлово на Оке Нижегородской области, г.Тутаев Ярославской области, Набережные Челны Республика Татарстан и др.)

- машиностроении (Вятские Поляны Кировской области, г. Сарапул Удмурдская Республика и др.)

- на предприятиях промышленности стройматериалов (пгт. Парфино Новгородской области, г.Сокол Вологодской области и др.)

- легкой промышленности (г.Гаврилов Ям Ярославской области, гг.Наволоки, Южа Ивановской области и др.).

Отличительной чертой монопрофильных городов является большая зависимость от конкурентноспособности одного градообразующего предприятия или нескольких предприятий, осуществляющих свою деятельность в рамках единого производственно-технологического процесса, отсутствие финансовых и других ресурсов для решения социально-экономических проблем в критической ситуации. Именно поэтому часть моногородов, связанная с предприятиями сырьевого и инвестиционного комплексов, и машиностроения, наиболее сильно испытала на себе последствия мирового экономического кризиса.

Министерством регионального развития был запущен процесс создания механизма федеральной поддержки монопрофильных муниципальных образований, в основу которого была положена разработка Комплексных инвестиционных планов модернизации монопрофильных муниципальных городов Российской Федерации (КИП).

Основными целями разработки и реализации комплексных инвестиционных планов модернизации моногородов являются:

- в краткосрочном периоде - обеспечение занятости населения, высвобождаемого с градообразующих предприятий, находящихся в критическом состоянии, в том числе посредством создания временных рабочих мест и организации общественных работ;

- в средне- и долгосрочной перспективе - снижение доли градообразующего предприятия или нескольких предприятий, осуществляющих деятельность в рамках единого производственно-технологического процесса, до значений ниже критериев отнесения города к монопрофильным как за счет диверсификации производства градообразующих предприятий, в т.ч. создания новых производств с высокой добавленной стоимостью, так и за счет создания новых альтернативных инновационных видов деятельности, в том числе предприятий среднего и малого бизнеса, что в конечном итоге должно привести к устойчивому развитию города за счет собственного капитала, в том числе человеческого потенциала.

Данный подход является уникальным и оправданным в современный период и, по существу, сегодня может стать успешным инструментом управления развитием городов России.

Принципиально новым обстоятельством, введенным в практику муниципального управления вышеуказанной методикой, стало отчетливое ориентирование процесса управления на выявление ключевых рисков муниципального образования, как единого хозяйственного комплекса, и перевод их из категории неуправляемых в категорию управляемых рисков, выстраивание парирующих мер в виде проектов развития (инвестиционных проектов, построенных на механизмах частно-государственного партнерства в условиях недостатка федеральных средств и необходимости обеспечения эффективности бюджетных средств).

Впервые за последние десятилетия начата деятельность по разработке программного инструмента диверсификации экономики моногородов, а также системного решения накопившихся социальных проблем, основным принципом которого является поддержка только тех инновационных проектов и программ, которые позволяют обеспечить устойчивое развитие моногородов в долгосрочной перспективе.

В ходе разработки КИП ряда муниципальных образований отдельным разработчикам удалось дополнить и развить этот концептуальный подход путем развертывания инструментально-методической оснастки его и в итоге выйти на создание добротных экспертных образцов КИП. Параллельно, благодаря деятельности Межведомственной рабочей группы (МРГ) Минрегиона РФ и Рабочей группы по модернизации монопрофильных городов Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции, удалось сформировать организационный и процедурный разделы механизма поддержки монопрофильных муниципальных образований на базе рассмотрения КИП каждого из них. Одновременно "на местах", в отдельных субъектах РФ и муниципальных образованиях сложились успешные организационные практики поддержки разработки, продвижения и сопровождения КИП.

Опыт показал, что выстраиваемые инвестпроекты в рамках КИП должны базироваться на главной задаче: выводе моногорода из зоны неуправляемых рисков, переходе в режим воспроизводства и обеспечения устойчивого социально-экономического развития. Это достигается путем реализации вышеназванных мер (инвестпроектов), обеспечивающих модернизацию городской экономики. Невозможно реализовывать сценарии инновационного пути развития (о которых заявлено в большинстве комплексных программ социально-экономического развития городов подготовленных до кризиса) без устранения технологического и иного отставания (прежде всего, инфраструктурных ограничений). При этом КИП не должен рассматриваться лишь как инструмент "выбивания" федеральных ресурсов, про который потом забудут. Это долгосрочный (по крайней мере трехэтапный - до 2020 года - документ).

По данным социологического опроса можно сказать, что сегодня разработка КИП в большинстве случаев рассматривается администрациями моногородов и субъектов как документ необходимый для понимания путей развития муниципального образования и выбора необходимых для этого стратегий и финансовых механизмов (более 88% опрошенных), часть руководителей (около 12%) понимает роль этого документа достаточно узко: как "входной билет" для получения федеральных средств, не учитывая его более глобальную роль именно, как инструмента управления рисками и развитием города, как единого хозяйственного комплекса.

По состоянию на 1 ноября 2010 года более 200 моногородов разработали КИП и представили их в Минрегион России.

Совокупность изложенных выше обстоятельств выявило ряд фактов, которые дополняют и развивают заявленную Минрегионом РФ позицию о том, что проблема моногородов является не конъюнктурной, а долгосрочной, стратегической проблемой. Важнейшими из таких вскрытых фактов выступают:

- факт, состоящий в том, что потенциал (мощная социальная энергия), накопленный в моногородах, может быть путем применения новых управленческих средств, каким является КИП, направлен на созидание, и тем самым отдельные моногорода могут стать общероссийскими центрами не просто опережающего, а именно прорывного роста. Причем, с наименьшими затратами со стороны федерального бюджета;

-    факт, вскрывающий, что за проблемой моногородов скрывается проблема недореформирования России. По сути дела, население моногородов оказалось заложниками собственников градообразующих предприятий.

При этом следует отметить достаточно скептическое отношение к данному документу (КИП) со стороны представителей руководства некоторых министерств и ведомств.
Долгосрочный и масштабный по своим развивающим возможностям характер проблемы развития монопрофильных муниципальных образований настоятельно требует и адекватных, то есть долгосрочных и масштабных к своему существу мер управления этой проблемой. Наилучшей формой такого управления представляется создание специализированных корпораций развития, которые бы строили свою деятельность на базе наработанных в ходе пилотирования продуктов и функционирование которой было бы поддержано развертыванием структур на уровне субъектов РФ или округов.

Предлагается выйти в Правительство РФ с предложением о создании данного специального института развития корпорации развития монопрофильных и муниципальных образований), который бы под эгидой (руководством) Минрегиона формировал "коллективные проекты развития", запрашивая софинансирование у существующих институтов развития. Такой институт способствовал бы выполнению задач "Стратегии 2020", где создание кластеров, агломераций определяется как федеральные приоритеты модернизации экономики.

Практика выделения для исполнения КИПов федеральных средств, находящихся в распоряжении различных ФОИВ может служить основой для формирования соответствующего "Национального проекта поддержки российских городов".

На основе методики подготовки КИПов могут быть предложены к разработке и соответствующие разделы в программах повышения эффективности бюджетных расходов субъектов РФ (в части расходов связанных с развитием поселений).

Государственная поддержка моногородов должна быть направлена на обеспечение устойчивости положительных тенденций в экономике посредством проведения активной упреждающей политики по реструктуризации экономик моногородов, ситуация в которых может оказать негативное влияние на экономику целых регионов и отраслей. При этом основной акцент будет сделан не на поддержке занятости на неэффективных градообразующих предприятиях, а на реструктуризации этих предприятий, создании альтернативных рабочих мест, диверсификации экономики моногородов, в том числе через формирование отдельных программ по развитию малого бизнеса в моногородах, включающие создание с привлечением бюджетных средств технопарков и бизнес-инкубаторов

Основные направления развития моногородов могут состоять в следующем:
- модернизация существующих производств, имеющих конкурентоспособный потенциал: сокращение переменных издержек, ориентация на выпуск товаров и предложение услуг с высокой добавленной стоимостью;

- поиск дополнительных экономических специализаций, диверсификация городской экономики посредством развития малого и среднего бизнеса в таких сферах как мелкотоварное производство по индивидуальным заказам, малоэтажное строительство и производство строительных материалов, сфера обслуживания, развитие информационно-коммуникативных технологий (1), модернизация коммунальной инфраструктуры. Развитие малого и среднего бизнеса потребует создания инфраструктуры поддержки предпринимательства: инкубаторов и технопарков;

- превращение в центр координации развития районного агропромышленного комплекса, переработка сельскохозяйственного сырья и поставка готовых продуктов на рынки агломераций и крупных городов;

- ускоренное развитие отвечающего потребностям местной экономики человеческого капитала;

- оказание инфраструктурных, транспортных и логистических, туристско-рекреационных и иных услуг для нужд агломераций и крупных городов;

Названные задачи представляются вполне достижимыми. Так в некоторых городах общая численность занятого населения в малом и среднем бизнесе доходит до 30 % от трудоспособного населения города. Актуальный пример успешного городского развития на основе модернизации сигаретно-сигарной фабрики показывает поселок Погар (население почти 11 тыс. чел.) в Брянской области.

Исходя из практики решения проблем моногородов можно сказать, что с учетом мирового опыта реструктуризации монопрофильных городов, основой решения проблем монопрофильного населенного пункта на длительный период должны стать комплексные инвестиционные планы по поддержке и развитию моногорода на ближайшие 5-10 лет (далее - комплексные планы), реализация которых позволит в дальнейшем управлять рисками характерными для жизнедеятельности моногородов.

_________________________________________________________________________________
1. В настоящее время в городах с населением свыше 100 тыс. жителей количество пользователей сети Итернет в 1,4 раза больше, чем в среднем по России. ИКТ активно развивается в крупных городах, в 2009 г. наибольшая скорость прироста пользователей наблюдалась в Саратове, Волгограде, Самаре (Доклад "Развитие интернета в регионах России в 2009 г. ", подготовленный интернет-компанией "Яндекс"). Наличие недорого доступа к сети Интернет, наравне со школой, почтой, поликлиникой, является одним из важных факторов удержания населения.


А.Нещадин - к.с.н., профессор МГУПБ

А.Прилепин - директор Департамента социально-экономических
проектов IMC Montan


Viperson
viperson.ru

Док. 631953
Перв. публик.: 15.11.10
Последн. ред.: 13.12.10
Число обращений: 0

  • Нещадин Андрей Афанасьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``