В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Новости
Бегущая строка института
Бегущая строка VIP
Объявления VIP справа-вверху
Новости института
Светлана Липина: Чеченская Республика: Экономический потенциал и стратегическое развитие Назад
Светлана Липина: Чеченская Республика: Экономический потенциал и стратегическое развитие

Светлана Липина: Чеченская Республика: Экономический потенциал и стратегическое развитиеВведение

Кризис в Чеченской Республике - явление настолько сложное и многопроблемное, что даже по прошествии многих лет его будет трудно объективно оценить. События такого порядка не могут иметь однозначного толкования, поскольку у каждого участника есть и будет своя правда и свое суждение.
 


"История еще вынесет свой вердикт тому, что произошло в Чечне на рубеже веков.
 


Последствия войны, её отголоски ещё долго будут тревожить умы и сердца людей, задумывающихся над сложнейшей проблемой российско-чеченских отношений и стремящихся к её решению" (1).

"... было ясно, что курс на независимость в условиях отсутствия плебисцита, со ставкой на силу..., при низком уровне политической культуры властвующих элит и в России, и в Чечне, криминальной сущности режима в Грозном, существующем расколе чеченского общества о путях достижения независимости, направленных действиях античеченских сил неизбежно обернется очередной трагедией, большой кровью для чеченцев, этноцидом народа. Так, к сожалению, и случилось" (2)

"Мы все помним, как начинались события пятнадцатилетней давности, когда люди, не имеющие никакого отношения к историческому прошлому нашего народа, ловко манипулируя настроениями в массах, разными популистскими и псевдопатриотическими лозунгами, ввергли наш народ в пучину хаоса и разрухи" (3).

Трудно перечислить все мнения об этих драматических событиях, которые произошли на рубеже XX века в маленькой республике по имени Чечня. Парадокс заключается в том, что любая попытка докопаться до истинных причин произошедшего не должна осуждаться ни теми, кто хотел бы скрыть правду и виновных, ни теми, кто раздувает размеры катастрофы до невероятных масштабов. У каждой из сторон своя правда, и потому она - не вся правда, и не только правда. Сейчас, когда Чеченская республика начала строить мирную жизнь, когда укрепляется государственность и порядок, особенно необходима большая осторожность в оценке происходящих тогда событий. Поэтому цель работы - присоединиться к тем, кто в настоящее время строит новую жизнь в республике, защищает историю нашего Отечества, с его трагедиями и радостями, поражениями и победами, кто остается верен заветам предков и думает о том, что мы передадим своим потомкам.


Будучи гражданином России, родившейся и выросшей в Чеченской Республике, я не могу не принять участие в возрождении моей Родины.

Поскольку невозможно говорить о сегодняшнем состоянии экономики и социальной сферы Республики не затронув причин, по которым регион оказался в столь тяжелом положении, я попытаюсь изложить происходившие в 90-е годы XX столетия события методом констатации фактов, известных всем. И предоставляю высказать свое мнение об этих драматических событиях тем, кто знает о них не понаслышке и более мудр, как и принято у нас на Кавказе.

Глава 1

Геоэкономическое положение

1.1. Историко-экономический аспект конфликта


К середине 80-х годов XX столетия в социально-экономической сфере страны четко обозначились признаки застоя и нарастания системного кризиса. Падали темпы производства, жизненный уровень населения из месяца в месяц снижался.

Политическое руководство Советского Союза установило курс на "ускорение социально-экономического развития народно-хозяйственного комплекса". Настроения в обществе все чаще диктовали необходимость проведения кардинальных изменений и преобразований. По всей стране росла роль политической оппозиции. Общественные движения объединяли не только социально активную молодежь, но и имели в лице кооперативного движения развивающуюся экономическую основу. "Данный этап играл большую роль в формировании активного политического самоопределения значительной части общества, вызревании умонастроений оппозиционного характера" (4).


После волны экономических забастовок, прокатившихся летом 1988 года по всей территории Советского Союза, политическая обстановка в стране обострилась до предела. На фоне отмежевания партийных организаций большинства республик СССР, правительств союзных республик, бездействия исполнительных союзных структур, оппозиция вела активную психологическую атаку на массовое сознание населения страны через СМИ. Происходила децентрализация власти и передача больших полномочий в субъекты советской федерации. Сама ситуация требовала изменений, реформирования советского федерализма. Бездействие партийного руководства вызывало все большее недовольство национальных элит, возглавляющих республики.


На фоне "перестройки" и ослабления советской системы управления, резкой социальной поляризации населения, неприятия национальными регионами стратегии реформ, в Чечено-Ингушской АССР, в одном из самых спокойных, с точки зрения стабильности общественно-политической жизни, регионе, как, собственно, и в других субъектах уже лишь де- юре существующего государства, начало формироваться активное, оппозиционное существующей власти, движение. Если вначале это были выступления интеллигенции против извращения истории и в защиту окружающей среды, то вскоре выступления стали принимать массовый характер с выдвижением на первый план политических требований.

"Давно скрываемый конфликт между нахождением Чечено-Ингушской автономной республикой в составе РСФСР и необходимостью подчинения советским законам, с одной стороны, и этнополитической и этнорелигиозной организацией чеченского общества - с другой, привел к нарастанию стихийной суверенизации и к процессам перерождения власти" (5).

"В чеченских событиях отразились противоречивые социально-экономические и политические процессы. Это, с одной стороны, исторически обоснованное стремление чеченского народа к самоопределению, с другой - борьба социальных низов за равенство и социальную справедливость. Трагедия Чечни состоит в том, что на волне общедемократического и национального движения к власти прорвалась маргинальная элита. В результате под флагом идей национального возрождения, суверенитета был совершен очередной передел власти и собственности в корпоративных интересах. Свергнув власть коммунистической номенклатуры, социальные низы вскоре стали жертвой новой власти - диктатуры постсоветской элиты, национальной по форме, антинародной по содержанию" (6).

Тезис о полной независимости Чечни был обманом, рассчитанным на непросвещенных людей. Ведь если говорить о жизненных интересах чеченского народа, то он был заинтересован в сохранении единого с Россией политического, правового, экономического и культурного пространства.

В принятой в ночь с 26 на 27 ноября 1990 года на внеочередной сессии Верховного Совета ЧИАССР Декларации о государственном суверенитете ЧИАССР "не было оговорено, в состав какого государства - СССР или РСФСР входит республика... что вызвало особую нервозность у союзного руководства и руководства России. Хочу добавить, что содержание Декларации для высшего союзного и российского руководства не было секретом. Более того, после ее принятия обе стороны проявили к ней интерес. Естественно, каждая из них преследовала свои цели. Таким образом, Чечено-Ингушетия поневоле оказалась втянутой в борьбу между союзным центром и федеральной властью. Союзный центр, выстраивая тактику в соответствии с логикой своих стратегических задач, стал поощрять желание Чечено-Ингушской Республики поднять свой уровень до союзного и тем самым удовлетворял амбиции большинства народных депутатов ЧИР. А федеральный центр тоже, исходя из своих целей, пытался использовать позицию Чечено-Ингушетии, четко выраженную в только что принятой Декларации, и против союзного руководства, якобы поощряющего сепаратизм российских автономий (в частности Татарстана и Чечено-Ингушетии), и против коммунистической номенклатуры, якобы узурпировавшей власть в ЧИАССР" (7).

В рассматриваемый период происходила перегруппировка политических сил республики. В результате нерешительной политики республиканской власти, не признающей лидеров народного движения в качестве равноправных партнеров, организационно оформилась оппозиция и успела приобрести свою социальную базу поддержки. Теперь она могла ставить перед собой конкретные задачи по завоеванию власти в республике. Собственно, в Центре России чуть ранее начали происходить те же политические изменения, когда лидеры оппозиции пришли к выводу, что союзный центр практически повержен, в начале 1990 года ими был взят курс на взятие власти в России в свои руки.

Приход к власти Общенационального конгресса чеченского народа (ОКЧН) привел к возникновению нового правящего класса, расслоению чеченцев по имущественному принципу, усилению внутренних противоречий в чеченском обществе, его криминализации. В ноябре-декабре нелегитимный парламент принял решение об упразднении в республике существующих органов власти и об отзыве народных депутатов СССР и РСФСР от ЧИР. Используя национально-религиозные лозунги, исполнительная власть по существу ликвидировала власть законодательную.

Не случайно, что центробежные процессы в Российской Федерации наибольшее развитие получили в Чечне. Из комплекса причин, обусловивших подобный исход событий, необходимо выделить два фактора: социально-экономический и историко-политический.

Исследователи современных политических процессов на Северном Кавказе О. Васильева и Т. Музаев главную причину "чеченской революции" видят в социально-экономическом факторе, в частности, в пауперизации основной массы сельского населения Чечено-Ингушетии, что было результатом непропорционального развития хозяйственной инфраструктуры автономной республики в советский период.
В течение десятилетий сельскохозяйственные районы Чечено-Ингушетии являлись аграрным придатком гигантской нефтедобывающей и нефтехимической промышленности Грозного. Кадровая политика советской администрации поощряла приток в Грозненский нефтепромышленный район квалифицированной рабочей силы из центральной части России и, фактически, препятствовала в этом чеченцам и ингушам. В результате в сельских районах Чечено-Ингушетии, отличающихся высоким естественным приростом населения, появились десятки тысяч безработных, что усугубило положение в республике. К 1991 году количество "избыточного сельского населения" в Чечено-Ингушетии превысило 100 тыс. человек (а по неофициальным данным приближалось к 200 тыс.), что составляло приблизительно 20 % (по неофициальным данным около 30 %) трудоспособного населения. Эти люди и стали основной ударной силой развернувшегося движения. Несомненно, что, кроме национальных чувств, их воодушевляла надежда на социальное обновление.

Однако едва ли можно отрицать, что не менее важную роль сыграл исторический фактор. На протяжении 6-7 поколений, которые зафиксированы в исторической памяти чеченцев, "Российское государство, сначала в лице царской империи, а затем - Советского Союза, неоднократно вело против них истребительные войны, проводило массовые депортации населения и другие противоправные действия, квалифицируемые сегодня как геноцид. Чеченцы доступными им способами оказывали активное сопротивление. Эта длительная, бескомпромиссная борьба в значительной степени повлияла на формирование современного чеченского менталитета. Сказанному, разумеется, не противоречит тот факт, что между многими представителями чеченского и русского народов всегда существовали вполне мирные и дружеские связи. За несколько веков тесных взаимоотношений русский язык стал для чеченцев, как и для многих других народов бывшего Советского Союза, вторым родным языком, а русская культура, в определенном смысле, способствовала развитию национальной культуры. Однако негативный опыт политических отношений с государством, на фоне развала СССР и ,,парада суверенитетов", зародил в чеченском обществе стремление к независимости" (8).

В последующий период наблюдается ужесточение правящего в республике режима, применение им силы против российских военнослужащих и оппозиции. Разворачивается широкомасштабное вытеснение русскоговорящего населения.

"Страшный урон традиционной культуре чеченцев нанесла яндарбиевско-удуговская пропаганда тотальной лжи и псевдокультуры. Культ силы, национальной исключительности, несвойственное чеченцам пренебрежительное отношение к другим народам, разжигание этнической ненависти к русским, ставка на низменные инстинкты людей стали содержанием официальной идеологии. Одним словом, дудаевский период чеченской истории вновь продемонстрировал старую истину: уровень демократии не должен превышать уровень культуры" (9).

Все эти события проходили на фоне того, что экономика и государственность России после августа 1991 года, с началом "радикальных экономических реформ", оказалась на грани общенациональной катастрофы. После развала СССР все автономные области (кроме одной) объявили себя республиками и вместе с уже существовавшими заявили о своем суверенитете. Это создавало сильный потенциал сепаратизма и центробежных тенденций. В экономике остановились многие крупные предприятия, целые отрасли промышленности. Валовой внутренний продукт, уровень жизни населения снизились примерно вдвое по сравнению с дореформенными показателями. Кардинальное разрушение системы на основе шоковой терапии и приватизация легли на плечи населения вместе с невиданным обогащением новой экономической и политической элиты. Реформирование начала 90-х годов сопровождалось широкой криминализацией населения, разных сфер общественной жизни и структур власти. Преступность становилась для одних основным способом обеспечения высокого и материального статуса, для иных - средством выживания, для других - выражением социального протеста.

К этому времени экономика Чеченской Республики, так же как и экономика всей России, переживала глубокий и затяжной кризис: валовой региональный продукт республики сократился на 70 %, катастрофически росла безработица, социальная сфера находилась в страшно запущенном состоянии, люди, проживающие в республике, были лишены работы, пенсий, всякого участия в общественной жизни страны. Промышленные предприятия останавливаются. Начинается массовый отток населения из республики. Работают только нефтедобывающие и нефтеперерабатывающие предприятия. "За три года (1991-1993) около 9 миллиардов нефтедолларов бесследно исчезли в правительственных кругах Чечни вместе с почти 20 миллионами тонн нефти, закачиваемой Россией по трубопроводам на нефтеперегонные предприятия криминальной Чечни, а рабочие нефтеперерабатывающих заводов в это время сидели без зарплаты" (10)

Происходит дальнейшая милитаризация республики. Нарастает преступный беспредел. Среди населения распространяется огромное количество огнестрельного оружия, которое продолжает поступать в республику как из других регионов, так и из-за рубежа. Наблюдается резкий рост преступности - волна бандитизма, грабежей, убийств захлестнула республику. Преступность в некотором смысле становится единственным способом социального выражения человека, видом поведения. Это был способ достижения социальных благ и власти, это был способ выражения желаний и потребностей, оставшихся неудовлетворенными другим способом. Лишенное в одночасье всех социальных благ, обещанного благополучия, уставшее от тупиковой политической ситуации, население, каждый по-своему, пыталось выжить.

"Экономика, производственная деятельность, работа - все это было забыто, власть перестала интересоваться этой ,,материей". Приоритет был отдан разовым финансовым операциям дельцов. Так происходило сращивание дудаевской власти с федеральным военным гражданским чиновничеством и влиятельной группой ,,новых" русских, специализирующихся на финансовых операциях, продаже оружия, масштабных сделках с нефтепродуктами... В то же время основная масса населения оказалась безработной, предоставленной судьбе. Социальные институты общества деградировали, исчезла культурная жизнь, учеба для молодежи перестала быть привлекательной...

Соответственно, стремительно нарастала преступность, кражи, разбойные нападения, убийства. Виновников некому было отлавливать - правоохранительные органы оказались подорванными и тотально коррумпированными, отныне они обслуживали исключительно интересы правящей верхушки и ,,влиятельных людей". Целые шайки молодежи специализировались на ввозе краденых машин из других государств, городов России и СНГ. Наркомания, проституция, бытовое разложение, а несколько позже и работорговля в форме похищения людей для получения выкупа - эти совершенно чуждые ранее для чеченского общества явления стали быстро распространяться повсюду. Все эти разлагающие процессы развивались под вой правящей камарильи и их добровольных пропагандистов о ,,торжестве идей суверенитета", ,,уникального независимого Ичкерийского государства", ,,восстановления истинных шариатских норм"" (11).

В России в этот период времени начался процесс строительства российского федерализма. Предполагалось, что принятый 31 марта 1992 года Федеративный договор остановит "парад" суверенитетов. Но два региона - Татарстан и Чечня - его не подписали. Лишь в феврале 1994 года был подписан Договор с Татарстаном "О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан". Согласно этому договору Республика Татарстан получила значительную самостоятельность в решении не только внутренних, но и внешнеполитических и внешнеэкономических вопросов. С руководством Чечни так и не удалось договориться. Также и попытки Центра силами оппозиции изменить положение в республике, восстановить на её территории соблюдение элементарных прав человека и действие Российской Конституции зашли в тупик. Именно к концу 1994 года укрепление российской государственности и противоречия в чеченском руководстве обусловили реальные возможности навести порядок в республике с использованием комплекса в меньшей степени военных, в большей степени политических и экономических мер. Но к великому сожалению, планирование данной операции и её политическое сопровождение оказались для Москвы непосильной задачей.

Вот что об этом пишет Г. Трошев в своей книге "Моя война": "Уже к началу первой чеченской кампании Д. Дудаев располагал значительной боевой силой: две бригады, семь отдельных полков, три отдельных батальона. Личного состава: около 5-6 тысяч, а с доукомплектованием в короткие сроки (5-6 суток) - 15-20 тысяч человек. Солидно выглядело и техническое боевое оснащение: танков - 42; БМП, БТР - 66; орудий и минометов - 123; средств ПВО - 40; почти 42 тысячи единиц стрелкового оружия. Кроме того, в населенных пунктах были созданы ,,отряды самообороны" общей численностью до тридцати тысяч человек. Фактически целая армия, хорошо укомплектованная и вооруженная" (12).

"Военно-политические и финансовые элиты России три года взращивали режим Дудаева, превратив Чечню в своеобразный анклав для отмывания денег и бесконтрольной продажи нефтепродуктов, оружия, наркотиков. Идея независимости превратилась, по сути, в декорацию, фиговый листок, ширму для прикрытия преступных афер власти по ограблению чеченского народа и обогащению чеченских и российских постсоветских элит. Национал-радикалы Чечни использовали свободолюбие чеченцев для утверждения власти награбленных денег. Начавшиеся внутрирежимные разборки, новый передел теневых доходов между финансово-политическими группировками Москвы и Грозного, а главное - стремление замести следы совершённых преступлений, спровоцировали гражданскую войну в Чечне и затем ввод российских войск под предлогом разоружения противоборствующих сторон" (13).
 

Так началось великое противостояние, породившее две военные компании, унесшее многие тысячи человеческих жизней, вызвавшее огромную волну миграции мирного населения, которое потеряло в период конфликта близких, родных, имущество, и разрушившее практически полностью всю экономику и социальную сферу некогда благополучного региона Северного Кавказа.

Прошло более 15 лет от начала той конфликтной ситуации, сложившейся в Чечне в 90-х годах прошлого столетия, и приведшей республику на грань экономической катастрофы. За годы военных действий Чеченская Республика превратилась в один из наиболее экономически отсталых субъектов Российской Федерации с практически полностью разрушенным экономическим потенциалом, включая промышленные предприятия, социальную инфраструктуру и жилищно-коммунальное хозяйство, объекты транспортной инфраструктуры и инженерные сети. Фактически потерян существовавший в начале 1990-х годов кадровый потенциал республики в результате вынужденной миграции из нее абсолютного большинства квалифицированных специалистов, прежде всего из числа русскоязычного населения. Вследствие крайне низкого образовательного уровня значительной части незанятых в экономике и не имеющих какого-либо опыта трудовой деятельности, чрезвычайно высок уровень безработицы трудоспособного населения (14).

Так началось великое противостояние, породившее две военные компании, унесшее многие тысячи человеческих жизней, вызвавшее огромную волну миграции мирного населения, которое потеряло в период конфликта близких, родных, имущество, и разрушившее практически полностью всю экономику и социальную сферу некогда благополучного региона Северного Кавказа.


 

Прошло более 15 лет от начала той конфликтной ситуации, сложившейся в Чечне в 90-х годах прошлого столетия, и приведшей республику на грань экономической катастрофы. За годы военных действий Чеченская Республика превратилась в один из наиболее экономически отсталых субъектов Российской Федерации с практически полностью разрушенным экономическим потенциалом, включая промышленные предприятия, социальную инфраструктуру и жилищно-коммунальное хозяйство, объекты транспортной инфраструктуры и инженерные сети. Фактически потерян существовавший в начале 1990-х годов кадровый потенциал республики в результате вынужденной миграции из нее абсолютного большинства квалифицированных специалистов, прежде всего из числа русскоязычного населения. Вследствие крайне низкого образовательного уровня значительной части незанятых в экономике и не имеющих какого-либо опыта трудовой деятельности, чрезвычайно высок уровень безработицы трудоспособного населения.
Сейчас на фоне стремительно развивающихся позитивных изменений в Чеченской Республике можно утверждать, что сегодня республика твердо стоит на пути строительства и созидания. Возрождение экономики и социальной сферы является в настоящее время приоритетной задачей для всего народа Чечни. Важно учитывать тот факт, что главной ценностью и основной движущей силой развития республики являются люди, жители самой республики, от их доходов, условий жизни, окружающей среды и семейного благополучия зависит восстановление и развитие Чечни. Как говорил первый Президент Чеченской Республики Ахмат-хаджи Кадыров, "только сами чеченцы наведут порядок в республике".

Поэтому уже сегодня необходимо закладывать фундамент для будущего развития, т. е. продумать и проработать вопросы общественной безопасности, развития научно-производственного и сельскохозяйственного потенциала республики.

Тщательно проанализировав сложившуюся в экономике ситуацию и сопоставив накопившиеся проблемы с теми ресурсами и возможностями, которые уже есть и которые могут быть найдены в ходе дальнейшей доработки Стратегии развития республики, предлагаю вам свое видение перспектив развития экономики и социальной сферы Чеченской Республики.

_________________________________________________________________________________
1. Куликов А. С. Лембик С. А. Чеченский узел. Хроника вооруженного конфликта 1994-1996 гг. М.: Дом педагогики, 2000.

2. Гакаев Ж.Ж. Чеченский кризис, его природа и эволюция// Культура Чечни: история и современные проблемы. М.: Наука. 2002

3. Алханов А. Д. Вступительное слово на Всероссийской научной конференции. Москва, 19-20 апреля 2005 г.

4. См.: СаенкоГ. В. Российское государство с 90-х годов XX века и мы - общество. М., 2002.

5. Джандаров И. А-Х. Становление государственности Чечни. С. 119.

6. Гакаев Ж.Ж. Указ.соч. с. 316.

7. Бугаев А. М. Национально-государственное строительство в Чечне: история и современность // Чеченская Республика и чеченцы. История и современность. М.: Наука, 2006.

8. Анчабадзе Г. З. Вайнахи. Тбилиси, 2001.

9. Гакаев Ж.Ж. Указ.соч.

10. Куликов А. С., Лембик С. А. Указ. соч.

11. Хасбулатов Р. И. От несвободы - к тирании. Культура Чечни: история и современные проблемы. М.: Наука, 2002.

12. Трошев Г. Н. Моя война. Чеченский дневник окопного генерала. М.: Вагриус, 2001.

13. Гакаев Ж.Ж. Указ.соч.

14. См. подробнее Концепцию ФЦП "Социально-экономическое развитие Чеченской Республики на 2007-2010 гг.".
 



Viperson

Док. 631875
Перв. публик.: 12.11.10
Последн. ред.: 03.12.10
Число обращений: 0

  • Светлана Липина: Чеченская Республика: Экономический потенциал и стратегическое развитие

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``