В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Вячеслав Егоров: Нормативное (планово-уставное) регулирование организованного туризма в период зарождения Назад
Вячеслав Егоров: Нормативное (планово-уставное) регулирование организованного туризма в период зарождения
Аннотация
    
В статье автор поднимает актуальнейший вопрос правового регулирования организованного туризма в России в период его зарождения. Выводы историко-правового исследования данной темы могут претендовать на опровержение суждений историков о том, что в России отсутствовало правовое регулирование туризма. Автор в хронологическом порядке приводит доказательства о наличии нормативно-правового регулирования туризма в указанный период-период зарождения организованного туризма и обосновывает его существование.

    Annotation

In the article the author raises the urgent problem of legal regulation of organized tourism in Russia in the period of its formation. The conclusions of the historical and legal study of the topic can lay claims to disproving the opinions of historians about the absence of legal regulation of tourism in Russia. The author, in chronological order, gives the evidence of the existence of legal regulation of tourism in the given period - the period of formation of the organized tourism and the author also substantiates its existence.

История развития организованного туризма в России, особенно до советского периода, свидетельствует о том, что государственные туристские организации не создавались, развитие туризма определялось деятельностью энтузиастов и предпринимателей. С точки зрения исследователей-историков правового регулирования или правового обеспечения этого социального феномена как туризм также не было. А исследования юристов на серьезном, диссертационном уровне в этой сфере практически отсутствуют.

Первым проявлением организованной туристской деятельности в России Г.П. Долженко и Ю.С. Путрик [1] предлагают признать поездку на учебу за рубеж молодых дворян в 1696 году. Они считают, что после Азовских походов Петра I стало окончательно ясно, что без морского флота Россия не может дальше развиваться. Думается такое мнение, имеет место быть и заслуживает достойного внимания. Нужно было строить корабли, обучать молодых людей морскому делу. И Петр I нашел инновационное для России тех лет решение проблемы - организованно отправить на учебу в Голландию, Англию, Италию группу юношей.

Известны и другие мнения по развитию туризма в России. Но они никак не соотносятся с историческим подходом к правовому регулированию туризма в России. Все исследователи исторического развития туризма в России признают отсутствие нормативно-правового регулирования туризма в России до 24 ноября 1996 года, то есть до принятия Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации".

Не соглашаясь с подобными суждениями и нисколько не умаляя эти достойные труды названных исследователей-историков, нами предлагается свое видение в периодизации развития правового регулирования туризма в России:

1. Нормативное (планово-уставное) регулирование организованного туризма в период зарождения (1696 - 1917 гг.).
    
2. Нормативно-правовое обеспечение туризма в Советский период (1917 - 1991 г.).
    
3. Правовое регулирование туристской деятельности в период рыночной экономики (1991 г. - по настоящее время).
    
Предлагаемая периодизация не являются исчерпывающим и, поэтому, вызывает дальнейшую дискуссию этой актуальнейшей темы, как в среде исследователей-юристов, так и практических работников сферы туризма.
    
Настоящее исследование посвящено первому периоду развития правового регулирования организованного туризма, в период его зарождения (1696 - 1917 гг.).
22 ноября 1696 года Петр I издает Указ "Об отправке в Европу стольников в количестве 61 человек для изучения навигатской науки". В январе 1697 года он же составляет для стольников инструкцию - "Статьи последующие учению морского флота", в которой заключалась подробная программа их занятий за границей [2, с. 118].

В последующие годы такая практика успешно продолжилась. Истории известно, как за год до смерти Петр сам составил подробный план путешествия В. Беринга. После смерти Петра в 1725 году Беринг отправился в первое Камчатское путешествие. Целью путешествия было, проверить есть ли перешеек между Европой и Америкой [3].
Таким образом, мы можем смело предположить этот опыт как первую предпосылку начала правового регулирования организованных заграничных поездок российскими студентами и исследователями. Ведь эти поездки полностью подпадают под определение современных учебных поездок заграницу, организуемых туристскими организациями.

Как известно, первые сведения об организованном туризме в нашей стране относятся к XVIII веку. В декабре 1777 года газета "Московские ведомости" поместила "План предприемлемого путешествия в чужие краи" содержателя благородного пансиона в Москве Вениамина Генша. Он предлагал собрать небольшую группу молодых дворян для путешествия по Германии, Швейцарии, Италии, Франции и знакомства с университетами, искусством и постановкой фабричного дела в этих странах.

План путешествия, разработанный В. Геншем, представлял собой документ, впервые регулирующий организованную коллективную поездку за границу с туристскими целями. Программа путешествия предусматривала не только посещение Геттингенского, Лейпцигского, Туринского университетов, но и осмотр достопримечательностей Швейцарии, Италии и Франции. Предприятие В. Генша можно считать прообразом будущих частных туристских контор в России. В этом отношении он опередил англичанина Томаса Кука, считающегося одним из "отцов" международного туризма.

Однако это была первая попытка организованного туризма и, к сожалению, не нашла широкой поддержки среди предпринимателей. Поскольку нам доподлинно неизвестно, был ли материализован "План...", было бы корректно назвать период с 1777 года по 1890 год "Предтечей современного организованного планового туризма" [4].
Но вскоре, отмена крепостного права в 1861 году и последовавшее за этим бурное развитие промышленности и транспорта дают импульс для расширения сферы услуг. Стали появляться владельцы крупных предприятий с различными предпринимательскими целями. В 1885 году создается "Предприятие для общественных путешествий во все страны света", которое уже несет коммерческий характер. Таким образом, в России появилась первая туристская организация в Петербурге по адресу Невский проспект дом N 8 и называлась она "Предприятие для общественных путешествий во все страны света Леопольда Липстона" [5].

В апреле 1885 года была издана книга под названием "Первое в России предприятие для общественных путешествий во все страны света Леопольда Липстона" [6].

Как сообщала реклама той поры "нижеозначенная контора" учреждает нечто новое специально для России в отличие от привычных уже "путешествий обществами". Леопольд Липстон заверял, что благодаря его пребыванию в течение 18 лет в Италии, а также предпринятым им путешествиям на Восток, во Францию и Италию и завязавшимся при этом разнообразным отношениям его контора "имеет возможность представить почтеннейшей публике не только за относительно весьма умеренную плату самое путешествие, но и помещение и содержание в лучших комфортабельных гостиницах, а также указать все достопримечательности".

Липстон, согласно договору с путешественниками, обязывался принять на себя "все заботы о духовном и телесном благосостоянии участников путешествия". Изыскивать наиболее интересные направления путешествия, устанавливать "целесообразный план последнего", а также "избавлять путешественника во время пути от всех хлопот относительно билетов, багажа, гостиниц, чичероне, поездок, платы на чай и пр.". Девизом предприятия было провозглашено "добросовестное исполнение обещанного". Всем желающим на выбор предлагались четыре путешествия с подробно разработанной программой, указанной в путевой книжке. Она представляла как бы договорное соглашение между участниками путешествия и предпринимателем.

Первое - в Италию продолжительностью 40 дней стоило 775 рублей. Оно предполагало отправление с Варшавского вокзала в Петербурге, пребывание в Венеции, Флоренции, Риме, Неаполе и т. д., поездку на вулкан Везувий, а на обратном пути - остановки в Вене, Мюнхене и Варшаве.

Второе - "летнее путешествие в Верхнюю Италию и на озера" продолжительностью 45 дней и стоимостью 750 рублей. Оно начиналось поездкой из Петербурга на пароходе в Гамбург, затем - поездка по городам Германии и Италии и путешествие по озерам Италии.

Третье путешествие предлагало посещение Финляндии и Швеции. Оно было меньше по времени 20 дней, да и стоило поменьше - 350 рублей. Маршрут поездки включал Гельсингфорс (ныне Хельсинки), Або (ныне Турку), Стокгольм, Кристианию (теперь Осло) и т. д.

Наконец, четвертое путешествие было самым длинным - на 120 дней - и самым дорогим, так как стоило 2500 рублей. Называлось оно "Большое путешествие на Восток. Туда по Дунаю, обратно чрез Италию и Париж". Программа предполагала посещение Австрии, Венгрии, Румынии, Турции, Греции, Палестины, Египта, Италии, Франции, Бельгии и Германии.

В стоимость путешествий входили проезд в I классе по указанному направлению, провоз багажа, помещение и содержание в лучших гостиницах, услуги проводников, обозрение достопримечательностей. В путешествиях могли участвовать как мужчины, так и женщины. Не допускались лишь "лица больные или одержимые телесными недостатками". Чтобы не ударить лицом в грязь перед иностранцами, жалобы и расспросы распорядителю рекомендовалось делать только с глазу на глаз, а ни в коем случае не в присутствии посторонних лиц. Также господам путешественникам настойчиво предлагалось воздержаться в поездке от "разговоров политического и религиозного содержания".

По условиям договора конторы Липстона за три или четыре недели до начала путешествия необходимо было внести задаток: если путешествие больше шести недель, то в размере 200 рублей, если меньше - то 100 рублей за две недели до срока. Была разработана также система льгот и скидок, которые назывались "уступки в ценах". Так, при путешествиях по Италии супругам "уступалось" 5 % со всей цены, а те, кто отправлялся в поездку с конторой Липстона во второй или более раз, получали на всех путешествиях скидку 2,5 %. Леопольд Липстон ценил своих клиентов.

К сожалению, сведения о подробной дальнейшей деятельности конторы Л. Липстона в архивах пока не найдены [6].

В 1878 году в России на Кавказе появился первый "альпийский клуб ". Он был создан интеллигенцией Тифлиса и в соответствии с Уставом [7] получил название "Общество любителей естествознания и альпийского кавказского клуба". Официально клуб был присоединен к Кавказскому отделению Русского географического общества, на заседаниях которого члены клуба время от времени делали доклады на различные темы. Альпийский кавказский клуб просуществовал всего лишь несколько лет, и все это время оставался весьма малочисленным: количество его членов в разные годы не превышало 40 человек. Отдельные члены клуба провели несколько одиночных экскурсий, но, ни разу не организовывалось общей поездки, как это предполагалось в соответствии с принятым Уставом. Члены клуба успели издать два выпуска "Известий", в которых отразилась их многообразная уставная деятельность. Но четкой направленности деятельность не имела. Активность первого российского альпийского клуба через два-три года после возникновения начала быстро угасать, и концу 1884 года он прекратил свое существование.

25 января 1890 года Министерство внутренних дел Российской империи утвердило Устав Крымского горного клуба [8], правление, которого находилось в городе Одессе. Этот день и был принят днем основания клуба, после чего было созвано первое собрание 15 членов-учредителей, на котором избрали временное правление. Официально клуб находился в ведении министерства земледелия и государственных имуществ.

Крымский горный клуб представлял собой общественную организацию, существующую материально за счет взносов своих членов, различных пожертвований, средств, которые предполагалось получать от общих экскурсий, изданий трудов клуба и других мероприятий. После утверждения устава, правление Крымского горного клуба разослало сообщение об открытии и устав клуба научным и художественным учреждениям и обществам России, редакциям столичных, одесских и крымских газет и журналов, представителям администрации городов южной России, некоторым частным лицам и иностранным альпийским клубам, тем самым громко заявило о себе. Вскоре клуб получил известность у любителей путешествий. Клуб имел несколько отделений. 16 апреля 1891 года было открыто Севастопольское отделение, которое занималось исключительно организацией экскурсий. Однако с 1897 по 9 апреля 1902 года деятельность Севастопольского отделения была приостановлена. Затем оно продолжало работать до 1908 года, после чего было закрыто. Екатеринославское отделение функционировало с 22 февраля 1902 года около 3-х лет. Гагринское отделение - с 12 апреля 1903 по 18 сентября 1908 года, Бессарабское - действовало с 1903 по 21 марта 1910 года, Бакинское - с 29 мая 1908 по 26 января 1914 года, Рижское отделение работало с 13 октября 1911 до 1914 года. Позднее других 2 августа 1916 года было открыто отделение Крымско-Кавказского горного клуба в Феодосии. В нем было две секции: музейно-лекционная и школьно-экскурсионная.

В 1895 году создается Российское общество велосипедистов-туристов ("Рус. туринг клуб"), одна из первых и крупнейшая для своего времени [9] организация, объединившая любителей активных путешествий в России на рубеже XIX - XX вв. После официального создания, Общество ставит своей уставной целью выработать условия для путешествий на велосипедах по России и за её пределы, способствовать устройству таких путешествий и организовать совместные поездки на более или менее дальние расстояния. Общество предполагало издавать дорожники и сборники в помощь участникам путешествий, а также постепенно создать карту Российской империи. Создается институт представителей Общества на местах и начинается разъяснение Программы и Устава Общества, устанавливаются связи с местными велосипедными организациями.

Думается, такая активная политика Общества способствовала укреплению его влияния во многих городах России.

Деятельность Российского общества велосипедистов-туристов полностью регулируется Уставом, который был принят 15 марта 1895 года. В дальнейшем он несколько раз менялся, но его основные положения оставались неизменными, позднее они легли в основу устава Российского общества туристов в 1901 году.
Устав Общества велосипедистов-туристов (Русского туринг-клуба) насчитывал 35 статей. Согласно Уставу Российское общество велосипедистов-туристов состояло из почетных, действительных пожизненных членов Общества. Вступительный взнос для действительных членов равнялся двум рублям. Устав строго ограничивал членство в Обществе, так членами общества не могли быть: состоящие на действительной военной службе нижние чины и юнкера; лица подвергавшиеся ограничениям прав по суду; административно-ссыльные; состоявшие под надзором полиции; профессиональные велосипедисты; учащиеся в учебных заведениях военного, морского и духовного ведомств.

Председателем общества с момента его основания был Николай Андреевич де Шарио. Устав определял структуру общества, куда входили:

Временный комитет Общества, действовавший в 1894 - 1895 годах имел целью организационную работу и подготовку к официальной регистрации Общества. Руководил Временным комитетом Секретарь Общества;

Комитет для управления делами Общества - выбран в момент создания Общества для управления его делами, выработки программы и устава Общества;

Правление Общества в Санкт-Петербурге выступало как высший орган Общества;

Комитеты Общества находились на местах. Руководителями таких комитетов были главные представители Общества, они подчинялись Правлению Общества в Санкт-Петербурге. Комитеты организовывались там, где насчитывалось не менее 25 членов;
Имелись так же Представительства Общества в зарубежных странах.

24 декабря 1901 года министром земледелия и государственных имуществ утверждается Устав Русского Горного Общества (РГО). За все время существования в РГО насчитывалось 132 члена [10].

Летом 1899 года по инициативе Р. Лейцингера в Пятигорске собрались любители горных путешествий и кавказской природы, чтобы выработать Устав создаваемой ими организации - Кавказского горного общества (КГО). В конце 1901 года 14 декабря (старого стиля) министром Земледелия и Государственных имуществ А. Ермоловым Устав КГО был высочайше утвержден, и с апреля 1902 года Общество начало официально действовать. Избрав своим девизом "Служа Кавказу, служить России", его члены основной уставной задачей считали всемерное развитие туризма на Кавказе, приобщение соотечественников к путешествиям по его горам и предгорьям, познание этого удивительного края как частицы Родины [11].

Председателем временного Правления был избран Ржевусский, бывший в то время наказным атаманом Пятигорского Отдела Терского Казачьего Войска, Его заместителем, как тогда было принято говорить - товарищем, стал Р.Р. Лейцингер. О начале деятельности Общества Р. Лейцингер помещает объявления в русских периодических изданиях. Правление установило связи и с зарубежными Горными Обществами и Альпийскими Клубами, поставив их в известность о начале своей деятельности. Вскоре от них для библиотеки КГО стали приходить почтовые отправления со справочной и научной литературой, путеводители, карты и пр. Летом 1902 года избирается основной состав Правления [12].

Конец 1901 года ознаменовался другим ярким событием. На страницах журнала "Русский турист" широко обсуждается новый проект Устава Русского туринг-клуба. Особенно остро возникли прения о будущем новом названии Общества. В конце концов, произошел поворотный пункт в истории развития туризма и экскурсий в России. На основе "Русского туринг-клуба" создаётся единое "Российское общество туристов" со своим новым Уставом [13].

В 1908 году создается экскурсионная комиссия учебного отдела Общества распространения технических знаний, которая вносит значительный вклад в развитие международного туризма.

Общество действовало на основе Устава от 4 июня 1869 года, где было сказано, что целью Общества является - "содействовать усовершенствованию и распространению в России технических знаний вообще; преимущественно же усвоению усовершенствованных технических приемов в тех отраслях отечественной промышленности и ремесел, которые имеют более обширное практическое применение". Для достижения этих целей общество может: "а) учреждать технические школы и мастерские; б) устраивать библиотеки, выставки и музеи по части промышленности и ремесел; в) издавать книги по разным отраслям технических знаний" [14].

Таблица 1.
Хронология
развития организованного туризма в России и его нормативное регулирование (конец XVII - начало XX столетий)

Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``