В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Татьяна Богатырева: Взаимодействие власти, бизнеса и общества в достижении качества жизни Назад
Татьяна Богатырева: Взаимодействие власти, бизнеса и общества в достижении качества жизни
По результатам исследований, проведенных в развитых странах в последнее время, становится ясно, что сегодня появляются вопросы, которые приобретают принципиальное значение и должны включаться в понятие качества жизни. В числе таких вопросов выделяются качество и эффективность управления, гражданская позиция индивидов, развитость процессов социального диалога в обществе и др. (1) В России среди обострившихся вопросов, которые выходят на повестку дня и связаны с институционализацией процесса повышения качества жизни, - вопрос о наличии субъекта управления, отвечающего за достижение качества жизни населения.
Распространено мнение о том, что за обеспечение высокого качества жизни отвечают органы власти и именно они обязаны управлять процессами совершенствования качества жизни. Очевидно, что в процессах модернизации, инновационном развитии страны, создании новой социальной морфологии важную роль играет государство, тратя на это значительные средства. Государству принадлежит важнейшая роль в организации результативного использования общественных ресурсов, исходя из приоритета качества жизни человека. При этом его главной задачей в современном обществе становится определение "правил" игры в рассматриваемой сфере.

Но уже давно стало очевидным, что усилий и расходов государства недостаточно для решения всех вопросов современного общественного развития когда стране необходимы: инновационный прорыв, унифицированный рынок труда, решение жилищного вопроса, совершенствование образования и медицинского обслуживания, в целом повышение человеческого потенциала и многое другое. Бизнес, обладая значительными материальными, финансовыми ресурсами, способен решать крупномасштабные проблемы и определять тем самым положение дел в различных сферах общества и то, каким является качество жизни населения страны или того или иного региона.

Тем не менее, государство в целом отвечает за создание условий для того, что имеющиеся в распоряжении общества ресурсы могли бы в полной мере быть использованы для обеспечения достойного уровня и качества жизни граждан, что является главной целью прогресса. В том случае, если в обществе обеспечена социальная стабильность, есть все предпосылки для безопасной и благополучной жизни и существует позитивная динамика в изменении уровня жизни населения, можно говорить о том, что социально-экономическая политика государства эффективна.
Стратегическим правовым ориентиром, раскрывающим социальную направленность Российского государства и его роль в обеспечении качества жизни населения, является перечень конституционных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина. Эффективность государственного управления во многом определяется деятельностью госорганов как распорядителей общественными ресурсами, действующих в целях повышения качества жизни населения. В качестве высшей формы государственного решения и результата коллективного творчества, как наиболее зримая и объективная оценка регулирующего воздействия власти на качество жизни людей предстает закон (2).

Рассмотрение социальной действительности через призму гуманизации, т.е. приоритета человека, его прав и свобод как высшей ценности, обеспечения благосостояния людей, создания условий для самореализации и совершенствования, делает ракурс рассмотрения качества жизни в зависимости от качества законодательства особенно актуальным.

Своеобразными индикаторами социальной и экономической результативности правотворческой деятельности органов публичной власти, становятся ежегодные доклады Совета Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации о состоянии законодательства. В докладе Совета Федерации 2008 года о состоянии законодательства в Российской Федерации (3) закон раскрыт как высшая форма государственного решения и базового критерия воздействия власти на качество жизни населения. Конституционной основой взаимосвязи качества закона, качества власти и качества жизни названа гуманитарно-правовая стратегия развития Российской Федерации. "Принципиальной особенностью пятого доклада является постановка вопроса о взаимосвязи качества закона и качества жизни населения, которая выражается, прежде всего, в качестве власти и эффективности управления.

Развивается идея о том, что российский конституционализм и есть содержательная стратегия формирования нового качества жизни населения нашей страны" (4). В Докладе сферы, имеющие общенациональную интегральную значимость для реализации прав и свобод человека и гражданина рассматриваются под специальным углом зрения тенденций развития законодательства, что необходимо для "обеспечения эффективности правовых механизмов регулирования общественных отношений и правотворческой деятельности публичной власти по уровню и качеству жизни населения" (5).

Акцент, сделанный на повышении эффективности правового регулирования общественных отношений и правотворческой деятельности органов государственной власти по формированию нового качества жизни российских граждан, не случаен. В последние годы исследование путей практического решения задач повышения качества жизни человека отчетливо перемещается в сферу создания властью "правил игры" и объединения на этой основе усилий с бизнесом и гражданским обществом в решении вопроса, стоящего на повестке дня наступившего века.

Согласование интересов и объединение усилий всех заинтересованных лиц в данной сфере отношений можно рассматривать как "мягкое регулирование", которое рождается в результате складывающегося консенсуса государства, бизнеса и общества, необходимого для обеспечения стабильного повышения качества жизни граждан России и партнерства субъектов взаимодействия, понимающих свою социальную ответственность при принятии важных для всего общества решений.

Такого рода концептуальные подходы должны разрабатываться с учетом перемен в понимании человеческой жизни в современном мире под влиянием мощных трансформационных процессов, знаменующих переход к постсовременной цивилизации. Они строятся на ценностях, взглядах и формах поведения, способствующих развитию солидарности, доверия и партнерства. Общим выводом становится то, что "философия борьбы" в самых различных своих вариантах, не "работает" на благо человечества и каждого человека и неспособна помочь обеспечить всесторонний прогресс (А.Н.Иезуитов).

Качество жизни достигается в том случае, если у общества есть высокий жизненный потенциал, обусловленный не борьбой полярных интересов, а взаимодействием различных сил. Те процессы, которые рождаются не противостоянием, а взаимодействием, должны служить на благо человека и определять успешное развитие экономики, социальной сферы, политики.

Мягкое регулирование - это не дерегулирование. Оно не уменьшает защиту, а усиливает систему регуляции так, что люди могут рассчитывать на повышение качества жизни в ХХI веке. Мягкое регулирование может поддержать более динамичное развитие экономики, переход к устойчивому развитию, обеспечить гражданам социальную защиту. Система управления требует налаженных отношений между партнерами в системе власть - бизнес - общество, основанной на улучшении информированности, открытости и доверии.

Мягкое регулирование должно в ближайшее время стать главным приоритетом. Если в системе управления не произойдут изменения, это приведет к рискам, в т.ч., к потере доверия граждан к правительству, уменьшит доступ людей к здравоохранению, образованию, достойной работе. Устаревшая система регуляции общественных отношений является препятствием к инновациям и тормозит экономику, потому что сдерживает процессы конкуренции, инвестирования, роста ключевых секторов экономики, а также социальной поддержки населения. Во многих странах идут реформы государственного управления, отвечающие реальностям нового века, но новые идеи пока остаются во многом не реализованными.

В аспекте такого нового направления политики как устойчивое развитие органы власти должны работать все теснее в определении стратегий по отношению к бизнесу и гражданам. Публичные ожидания в отношении них велики, и общество требует от них большей ответственности и прозрачности. Если правительства и играют главную роль в регулировании общественной жизни, в то же время они нуждаются во вкладе и участии бизнеса, неправительственных организаций, других участников, чтобы создать эффективную и значимую систему регуляции социальных процессов.

Мягкое регулирование - это более ответственная, эффективная, незатратная регуляция социальных процессов. Это одновременно защита и поддержка деятельности по производству материальных и духовных благ, улучшение условий для конкурентоспособной и инновативной экономики, которая будет привлекать инвестиции и людей с высокими профессиональными навыками и продуцировать высокое качество жизни. Важнейшие изменения в данной области должны быть поддержаны настойчивыми усилиями чиновников, парламентариев, организацией подготовки кадров и пр.

Мягкое регулирование - это управление государства с опорой на бизнес и граждан для наиболее полной реализации общественных интересов. Оно делает возможным наиболее эффективную поддержку социальных, экологических и экономических приоритетов и максимизирует получение благ для всех граждан. При этом граждане и бизнес играют важную роль в идентификации рисков, определении уровней толерантности к ним и т.д.

Органы власти имеют большой набор инструментов для достижения целей их политики. Кроме законодательных инструментов это экономические инструменты, информация, образовательные программы, инициативы добровольцев, стандарты. Каждый инструмент предполагает взаимодействие власти, бизнеса и общества на разных уровнях и каждый имеет свои достоинства и недостатки. Необходимо получать выгоду от комплексного использования всех этих инструментов и найти правильное соотношение инструментов и поставленных целей.

Это соотношение должно учитывать современные тренды: задачи выстраивания социального партнерства на условиях взаимодействия начинают трансформироваться, акцент переносится на равноправное партнерство органов государственной власти и органов местного самоуправления, общественного сектора и бизнес-сообщества, на устройство этого партнерства на принципах гласности, взаимной заинтересованности и доверия. Бизнес, общественность должны активно вмешиваться в решение задачи стабильного повышения качества жизни граждан России. Российское государство передает полномочия по управлению процессом повышения качества жизни всем активным субъектам, чем стимулирует создание гражданского общества.

Так, для согласования и защиты интересов различных социальных групп в области обеспечения качества жизни населения, а также создания экономической заинтересованности граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в законе о качестве жизни Ханты-Мансийского АО - Югры, предусмотрено социальное партнерство для выполнения следующих задач:

- обеспечение социально ориентированной политики экономических преобразований в автономном округе;

- обеспечение эффективного механизма регулирования социальных и иных отношений, связанных с обеспечением качества жизни населения автономного округа;
- обеспечение стабильности общества на основе объективного учета интересов всех его слоев;

- проведение коллективных переговоров, взаимных консультаций сторон соглашений по вопросам повышения качества жизни населения автономного округа;

- совершенствование законодательства в установленном порядке;

- разработка и заключение соглашений, коллективных договоров;

- предупреждение негативных тенденций, ведущих к формированию и развитию очагов социальной напряженности, и содействие разрешению конфликтов (6).

Процесс налаживания партнерства происходит не без проблем, но вовлечение населения и делового сообщества в реализацию программ развития территорий набирает силу и рождает оптимистическое понимание того, что взаимодействие власти, бизнес и гражданского общества в стране переходит на новый уровень.

Сегодня происходит активная институционализация процесса повышения качества жизни, которая проявляется в создании программ совершенствования качества жизни в территориях, в появлении новых технологий качества жизни, в создании на местах собственных методик для его оценки как инструментария для выработки интегральной оценки качества жизни населения, в проведении мониторинга качества жизни населения, планирования на основе результатов мониторинга и выявленной динамики качества жизни населения, преодолении негативных и развития позитивных тенденций в качестве жизни населения.

Этот один из симптомов того, что понимание качества жизни и сама постановка его проблем существенно эволюционируют. Эта эволюция связана не только с включением в оценку качества жизни все новых и новых областей, но и с движением от качества товаров к качеству человека и далее к качеству жизни как критерию эффективного управления.


_________________________________________________________________________________
1. Second European Quality of Life Survey: Recommendations for the Methodology. European Foundation for the Improvement of Living and Working Conditions. 2007.

2. "Совершенствование законодательства - стратегический приоритет государственной политики: качество закона - качество жизни". Седьмая Всероссийская научно-практическая конференция "Мониторинг законодательства и правоприменительной практики".Источник: http://www.council.gov.ru/inf_ps/parlisurvey/2009/07/90/item4549.html

3. Доклад о состоянии законодательства в Российской Федерации 2008 г. Мониторинг правового обеспечения основных направлений внутренней и внешней политики. Источник: http://www.council.gov.ru/lawmaking/report/

4. См.: Доклад о состоянии законодательства в Российской Федерации 2008 г. Источник: http://www.council.gov.ru/lawmaking/report/2008/index.html

5. Итоговый документ (проект) пятого межрегионального научно-практического семинара "Мониторинг законодательства и правоприменительной практики в субъектах Российской Федерации: качество и перспективы". Источник: http://www.council.gov.ru/kom_home/c_lawmonitoring/seminars/5_meeting/index.html

6. Закон Ханты-Мансийского АО - Югры от 28 февраля 2006 г. N 35-оз "О качестве жизни населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры". Источник: http://www.garant.ru/hotlaw/hant/136389/


Viperson

Док. 631544
Перв. публик.: 25.10.10
Последн. ред.: 28.10.10
Число обращений: 0

  • Богатырева Татьяна Георгиевна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``