В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Новости
Бегущая строка института
Бегущая строка VIP
Объявления VIP справа-вверху
Новости института
Стратегия СКФО: Мифы и реальность Назад
Стратегия СКФО: Мифы и реальность

Стратегия СКФО: Мифы и реальностьИнтервью зам. главного редактора VIPERSON.RU Ольги Гороховской с экспертом по Северному Кавказу профессором Липиной С.А.

Ольга Гороховская:


Добрый день, Светлана Артуровна. Как мы знаем, недавно Правительство РФ утвердило Стратегию развития социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025г. За эти дни многие эксперты уже высказали своё мнение по данному вопросу. Мы решили немножко выждать и попросить Вас прокомментировать данный документ.

Светлана Липина:

Добрый день, Ольга! За этот непродолжительный период со дня подписания Председателем Правительства России В.В. Путиным важного для всей страны документа ко мне неоднократно обращались с вопросами журналисты, эксперты, представители власти и коллеги. Сразу подчеркну, что данная редакция документа мне нравится больше, чем тот вариант, который был представлен в начале лета разработчиками. Чувствуется, что эксперты консалтинговой организации- разработчика успели ознакомиться, как с трудами моих земляков по проблемам развития Северного Кавказа, так и моими, которые, собственно, размещены в открытом доступе на страницах и Вашего портала. Кстати, можно было бы нас и поблагодарить хотя бы по телефону. Ну, или справку о внедрении переслать.

Одно дело прочитать и ознакомиться, а другое - прочувствовать и понять. Многие положения Стратегии спорны. Тем не менее, общими усилиями мы добились основного.

В Стратегии прописано, что она "направлена на развитие промышленности, энергетики, транспорта, агропромышленного, строительного и туристического комплексов; обеспечение динамичного развития в сферах здравоохранения и образования, ЖКХ, физкультуры и спорта." Главной целью стратегии называется обеспечение условий для опережающего развития реального сектора экономики субъектов СКФО, создания новых рабочих мест, а также для повышения уровня жизни населения. Мы с Вами об этом говорили несколько лет назад, если помните.

О.Г. Да, эта мысль проходит красной нитью через несколько интервью.

С.Л. Поэтому я и говорю, что сегодняшняя редакция Стратегии уже ближе к реальности. Стратегия одобрена Федеральным Собранием России, утверждена. Закон обратной силы не имеет. Хорошо представлены проектами Чеченская Республика, Карачаево-Черкесская Республика. При внимательном ознакомлении со списком проектов республик и края видно, что многие плавно перетекли из ФЦП Юг России. Понятно, что документ разработать и представить было необходимо. Этого требовали обязательства, данные Полпредом Президенту России Д.А. Медведеву и Председателю Правительства России В.В. Путину.

Но жизнь не стоит на месте и многие положения уже в ближайшее время будут нуждаться в корректировке. Поскольку есть особенности у нашего региона. Дело в том, что подходы к социально-экономическому развитию нашего кавказского региона резко отличаются от подходов, методов решения проблем других субъектов России. За эти годы учеными Северокавказского региона было предложено много качественных методологических подходов по вопросам развития отраслей региона. Понимаю, что и разработчиками документа накоплен большой опыт региональных исследований. Собственно с их работами можно ознакомиться в открытом доступе на сайтах субъектов. Только вот насколько реализованы приоритеты, вопрос остается открытым. Но вернёмся к Северному Кавказу.

О.Г. Да, Светлана Артуровна, в Стратегии записано, что в случае реализации базового сценария среднегодовой темп роста ВРП Северо-Кавказского федерального округа в базовом сценарии составит 6,7%, темп роста объемов промышленного производства - 8,7% в год в период с 2010г. по 2025г. ВРП увеличится с 79 тыс. до 172 тыс. руб. на душу населения. Средняя номинальная начисленная заработная плата вырастет с 9,6 тыс. до 18,6 тыс. руб. в месяц. Уровень официальной безработицы снизится с 16% до 9%. Доля населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума сократится с 16,5% до 10,9%.


С.Л. Вы хотите, чтобы я опровергла эти цифры или подтвердила?

О.Г. ???

С.Л. Начнем со среднегодового роста ВРП. Вот, например, насколько я осведомлена, разработчики Стратегии Кабардино-Балкарии и СКФО одни и те же. Кабардино-Балкария намерена до 2022 г. увеличивать ВРП на 9,9% в год. В Живом журнале ученый Кабардино-Балкарии в своем блоке (к сожалению, он там под ником) сделал подсчеты, что обозначенный Президентом КБР рост ВРП за четыре года (2005-2009) на 1,7 или 70% несомненно свидетельствует о высоких темпах развития экономики. Однако, пишет он далее, такие темпы роста, к сожалению, получаются при подсчете ВРП по текущим ценам, т.е. без учета инфляции. Реальный рост ВРПза этот же период будет выражен в значительно более скромной цифре - 16% или рост в 1,16 раз за 2005-2009 гг. То есть, даже если мы просто ничего делать не будем, то с учетом инфляции и других событий в экономике рост ВРП будет присутствовать на бумаге. Только вот жить лучше не получится.

У меня даже студенты знают об этом. Мы с ними тщательно изучаем все документы стратегического характера и прогнозы развития субъектов России. Куда важнее, как улучшится реальная жизнь в регионе, а не статистическая.

О.Г. Ну а ВРП на душу населения?

С.Л. Данный термин говорит о ситуации, как мы иногда шутим, в "общем по больнице" кто-то станет богаче, а тот, кто сводит концы с концами, беднее.

Повышение заработной платы и прожиточного минимума не успевают за инфляцией. Минимум рассчитывается исходя из стоимости корзины потребительской, которую никто не видел. А тот, кто рассчитывает корзину, давно, как мне кажется, не посещал магазины. Да и расчеты все устарели - они тянутся еще с советского периода, когда и жизнь была другой, и доходы, и расходы.

О.Г. А начисленная заработная плата?

С.Л. Размер начисленной заработной платы и доходы на душу населения в субъектах Северного Кавказа уже лет двадцать как ниже среднероссийского уровня. Если мы посмотрим статистические показатели, то вот, например, доля беднейшего населения в 2000 году в Республике Ингушетия составляла 94,3 процента, а в 2006 году уже 61,1 процента. Исходя из математического понимания, жизнь в республике стала лучше, а вот из реалий год от года хуже. Реальный неофициальный прожиточный минимум и официальный прожиточный минимум, разные понятия. Не думаю, что можно прожить на этот минимум, не имея собственного натурального хозяйства. А по статистике все сходится. Выше прожиточного минимума - это уже почти средний класс.

О.Г. То есть цифры мало что значат?

С.Л.
Важнее реальная жизнь людей. Есть возможность трудиться, жить в мире и благополучии или нет. А стратегический документ является, по сути, руководством к действию. Анализируется современное состояние экономики и социальной сферы, выстраивается цель и намечаются пути достижения. Благодаря таким документам у руководства субъектов появляется возможность изучить социально-экономическое положение своей территории относительно соседствующих регионов, в частности, и России в целом, получить понимание, как развиваться, выстраивать бизнес, отношения, в том числе и внешнеэкономические связи.

О.Г. Важнейшим пунктом Стратегии СКФО является "предотвращение оттока и дальнейшее возвращение русского населения на Северный Кавказ". Вы сами с Кавказа, как Вы думаете, вернутся русские на Северный Кавказ?

С.Л. Те, кто уехали в лихие 90-е, во время вытеснения русских с республик и последующих военных конфликтов, как-то выжили и уже устроили свою жизнь. Тогда русские оказались брошены на произвол судьбы государством. Мы рассеялись по стране и миру, но так и остались "кавказскими русскими". Мы встречаемся, вспоминаем, дружим. Но мало кто даже говорит о возвращении. Прошло много времени - двадцать лет с начала этих безумных событий. Потом не только русские уезжали в те годы. Начать нужно с консолидации всех крупных этносов, проживающих сегодня на Северном Кавказе. Посмотрите, как активно идет процесс воссоединения чеченского народа. Привлекаются и бизнесмены, известные в России и мире к процессу развития Республики. А что, мало крупных бизнесменов вышло со Ставропольского края, Дагестана, Северной Осетии, Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии? У состоявшихся в бизнесе людей, представителей крупного и среднего бизнеса, сегодня есть шанс отблагодарить свою малую Родину и оставить добрую память о себе потомкам.

О.Г. Вы бы вернулись в республику?

С.Л.
Знания и опыт мои уже вложены, как в Чеченскую республику, в частности, так и в Северный Кавказ, в целом. Я не теряла духовной связи с Кавказом. Задачами социально-экономического развития республик серьезно занимаюсь с 2000 года. Это мой путь. А если Вы говорите о проживании в Грозном, то мне некуда ехать. Дома, в котором прошли детские годы, давно нет. Его разбомбили в первые дни 1995 года. Злоупотреблять гостеприимством друзей я не могу. Правда, они мне уже предложили в случае суровой зимы перебраться к ним. Думаю, что в нашем мире технологий и коммуникаций не важно физическое присутствие в определенной географической точке. Важнее, что полезного ты можешь сделать здесь и сейчас.

О.Г. Вы в своих публикациях писали, что события 90-х на Северном Кавказе это последствия проблем советских времен. Мы часто поднимаем вопрос о правильном освещении исторических событий. О профессиональном подходе к написанию энциклопедий, учебников и учебных пособий.


С.Л. Уже многие согласились с тем, что события 90-х явились в том числе и протестом на события 40-х годов. Боль и обида на власть копилась десятилетиями. Был принят в самом начале 90-х годов и Закон о реабилитации. Но документ стал просто бумагой. Не был выработан механизм реализации, не было и достаточного финансирования программы. Все ждали от Москвы решительных политических и социально-экономических действий, а их не последовало. Этим воспользовались те, кому было выгодно расшатать ситуацию в новой России, столкнуть народы, развалить экономику.

О.Г. В Стратегии в разделе "Укрепление общегражданской идентичности, межнациональных отношений и содействие этнокультурному развитию народов" записано следующее: "при всем разнообразии возможных сценариев развития этнодемографической и миграционной ситуации русские останутся в Кабардино-Балкарской, Карачаево-Черкесской Республиках, а также Республике Северная Осетия - Алания весомой этнокультурной компонентой вплоть до 2025 - 2030 годов". Честно говоря, я так и не поняла глубину этой философии. А что будет после 2030 года?

С.Л.Могу сказать только одно, что вот после 2030 года и посмотрим. Это к вопросу о том, что нужно было не только провести предварительные слушания по стратегии, но и вычитать документ.

О.Г. В документе поднимается также вопрос приглашения в регион специалистов.

С.Л. Если несколько лет тому назад мы поднимали вопрос о нехватке квалифицированных кадров на Северном Кавказе, то сегодня ситуация изменилась. Много вернулось из других регионов людей-представителей титульных этносов. Руководители регионов активно отправляют на обучение, повышение квалификации своих сотрудников. В Республиках многие руководители по уровню знаний в сфере экономики и предпринимательства могут конкурировать с лучшими топ-менеджерами страны. А те, кто любят свою землю и бережно к ней относятся никогда не будут подходить к развитию территории лишь с целью извлечения прибыли и с точки зрения бизнес-проекта. Потом в регионе итак огромное количество безработных.

Необходимо, прежде всего, обеспечить этих людей рабочими местами. Создавать структуру под названием "Агентство по трудовой миграции" по меньшей мере, некорректно и расточительно. На что пойдут средства, вложенные в эту организацию? А зачем тогда Федеральная служба по труду и занятости с подразделениями по стране?

Вообще, считаю, что любые разговоры об "экспорте в другие регионы России рабочей силы с Кавказа" этически неправильными. По многим, в том числе историческим причинам. Законы человеческого бытия говорят нам, что свободная рабочая сила мигрируют туда, где более комфортно и стабильно, где есть уверенность в завтрашнем дне. Безусловно, исходя из собственных возможностей и потребностей.

Именно по этим причинам выбирают Москву, Питер, крупные мегаполисы, агломерации. Всегда есть возможность найти хоть временную, но работу. Пусть этими вопросами занимаются руководители субъектов, а не сложная структура неизвестного происхождения. Если в каких-то регионах или крупных корпорациях есть потребность в специалистах и просто рабочих руках, необходимо договариваться на официально уровне, чтобы людям были гарантированы, как конституционные права, так и социальные пакеты, а также выплаты заработной платы. Не справится агентство с этой проблемой.

Народы Кавказа очень болезненно воспринимают любые нововведения, затрагивающие их персонально. А авторы Стратегии говорят о введении электронных карт для жителей округа. Создается прецедент для недоброжелателей. Тут же руководство государства с другой стороны Кавказского хребта собирается ввести для жителей Северного Кавказа безвизовый режим!

О.Г. Самой перспективной отраслью в Стратегии называют туристическую. Именно в ней планируется создать четверть всех новых рабочих мест. Насколько оправдано данное утверждение?

С.Л. Безусловно, туризм и рекреацию нужно и важно развивать в столь богатом природно-климатическими ресурсами регионе. В Стратегии, собственно все плюсы и минусы по настоящему положению в данной отрасли перечислены. Прежде всего, развитие туристической отрасли мирового уровня требует спокойной социально-политической ситуации, развитой инфраструктуры и многих, многий условностей, в том числе и тех, которые могут привести к воздействию на изменение менталитета и традиций народов Северного Кавказа. Что невозможно и нельзя допускать.

Традиционный для этого региона туризм будет итак развиваться, если будет спокойная атмосфера в регионе, хорошие дороги, недорогие, но качественные отели, будет поднята пищевая промышленность, АПК и т.д. Горцы любят гостей и умеют их встречать, тех, кто не нарушает многовековой порядок. Говорить о том, что развитие данной отрасли на четверть сократит безработицу, считаю неверным. Если, конечно, не лукавить с цифрами. По какой методике будут учитываться безработные? И какую занятость они приобретут. Да и что это за ОАО "Курорты Северного Кавказа"? То есть, завтра нам скажут, что горы являются собственностью ОАО? Продолжая тему можно договориться и до ОАО "Северный Кавказ", ОАО " Черноземы России" и т.д.

О.Г. На одном из крупных правительственных совещаний было сказано, что в 2009 году году курорты СКФО посетили 1,8 млн. человек. А сегодня уже начинает воплощаться идея о формировании в СКФО единого кластера горнолыжного туризма, который мог бы единовременно принять до 100 тысяч отдыхающих и создал бы 160 тыс. новых рабочих мест.

С.Л. Насколько я помню, в советское время на всех курортах Юга РСФСР ежегодно поправляли здоровье около 400 тысяч отдыхающих. Тогда была система регистрации отдыхающих, и их можно было учитывать. Турцию, насколько я знаю, в 2009 году туристов из России посетило 2,6 миллионов человек. Это данные туристических агентств, и мне кажется, они завышены в целях рекламы. А вот насчет того, что на 100 тысяч единовременно приехавших отдыхающих будет приходиться 160 тысяч персонала, поживем - увидим.

О.Г. Вы затронули болезненную тему неспокойной социально-политической ситуации. Что происходит, почему уже глава Следственного комитета при прокуратуре Александр Бастрыкин заявляет "Органы внутренних дел в Дагестане, в Ингушетии, в Кабардино-Балкарии и Чечне ежедневно несут потери до 5-6 человек - на Северном Кавказе идет едва ли не война". Это заявление было размещено на поисковом новостном сайте.

С.Л. Уважаемый мною земляк, он физик-математик по образованию и живет надеждой на позитивные преобразования в родной республике, сказал, что количество террористических актов с момента введения института полномочного представителя Президента в Северо-Кавказском федеральном округе выросло в 2,5 раза! Многие ждали изменений к лучшему. Видимо пока не произошло взаимопонимания. Что чрезвычайно важно для Кавказа. Например, зачем привозить в регион, где своих профессионалов достаточно, новых людей из других субъектов, да ещё формировать целое подразделение Министерства? Ведь достаточно было создать совещательный орган из Глав регионов и Председателей правительств субъектов. Обсуждались бы и планы, и приоритетные проекты, целесообразность создания тех или иных производств. Куда более эффективно бы решались и организационные моменты.

Прежде чем вводить новое, необходимо изучить старое и опыт разрешения конфликтов. Одним взмахом руки не разрубить клубок проблем и противоречий, копившихся десятилетиями. Необходима взвешенная грамотная политика.

О.Г. Сейчас всё активнее говорят о создании бренда Северного Кавказа. Насколько этот вопрос актуален?


С.Л. Бренд нужен для узнаваемости региона, производства и т.д. Думаю, что во всем мире знают о нашем Кавказе. Поверьте, даже навигатор с точностью показывает проселочные дороги на Северном Кавказе, а трассы Приволжского округа не опознает. Разговор идет о другом: во-первых, для создания бренда товаров с СКФО нужно вначале создать производства этих товаров, насытить ими как региональный, так и российский рынок; во-вторых, необходима работа со СМИ по вопросам освещения событий. Вот посмотрите на официальную статистику МВД России. Например, по показателю регионы, в которых отмечен рост числа погибших от преступлений, % (2009) лидируют: Челябинская область 1937,3%; Новгородская область 290,8%, Республика Ингушетия 116,8%, Красноярский край 40,6%. А по показателю: темпы прироста числа зарегистрированных преступлений, совершенных с использованием огнестрельного, газового оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ(%, 2009г.): Чукотский АО 700,0%; Республика Ингушетия 92,3%; Омская область 78,9%; Республика Дагестан 65,6%. В новостных же лентах лишь Северо-Кавказский регион.

Другой вопрос подойти к данным правоохранительных органов с другой точки зрения. По показателю: регионы с наибольшим удельным весом совершивших преступления лиц, не имеющих постоянного источника дохода (от общего числа выявленных лиц) за 2009 год первой в списке стоит Республика Ингушетия - 90%, далее следует Краснодарский край - 77%, далее, Астраханская область - 76,5%, Республика Северная Осетия-Алания - 75,5%. Нельзя искажать ситуацию.

Я специально предлагаю Вам разместить на сайте парочку диаграмм по преступности.

 

 

Рисунок 1.ЗАРЕГИСТРИРОВАНО ПРЕСТУПЛЕНИЙ В МЕСЯЦ, 2010 год

 

Рисунок 2. Преступления, по которым имелись потерпевшие, 2009 год (некоторые регионы России)
Данные: Министерство внутренних дел Российской Федерации http://www.mvd.ru/


Представляя эти данные я хочу подчеркнуть, что в субъектах Северного Кавказа ситуация не является крайне критичной по преступности, по сравнению с другими регионами России. Я много раз подчеркивала, что преступления - явление социальное. Огромное количество безработного населения, разрушенная промышленность, нерешенные десятилетиями проблемы социально-экономического характера - всё это усугубляет проблемы.

О.Г. На реализацию стратегии предполагается потратить шесть миллиардов рублей из Инвестиционного фонда, созданного правительством. Кроме того, Минфин обеспечит госгарантии в размере до 70% на кредиты под проекты в СКФО. Это ведь очень большие суммы.

С.Л. Когда в прессе пишут, что одним из автором Стратегии является Председатель Правительства России, критиковать её уже жутковато. Даже суммы, которые упоминаются в документе. Документ нужно было принять и его приняли. Также как КДР 2020 нужно было принять. И другие важные стратегические документы. Стратегия - это не бюджет, хотя и последний тоже корректируется. Человек, семья, страна должны планировать свою жизнь, иметь некую цель развития. Кто из нас достиг своих целей?

И в 90-е годы прошлого столетия специальными Постановлениями Правительства РФ разрабатывались и утверждались в республиках Федеральные Целевые программы развития регионов (ФЦПРР). Финансирование должно было происходить с участием федерального бюджета. Однако выделение средств из федерального бюджета из года в год сокращалось и велось с отставанием от плановых заданий. Только в 2006 году на территории Южного федерального округа действовало 28 федеральных целевых программ и подпрограмм. Кроме того, вопросы развития юга России решались в рамках финансирования за счет внепрограммной части Федеральной адресной инвестиционной программы, Федерального фонда регионального развития, а также инвестиционных средств Российского акционерного общества "ЕЭС России", открытого акционерного общества "Российские железные дороги", открытого акционерного общества "Газпром" и иных источников. И в этом году в Северо-Кавказском федеральном округе продолжается реализация трёх крупных федеральных целевых программ. Это - "Юг России", федеральные целевые программы по социально-экономическому развитию Чеченской Республики и Республики Ингушетия. Общий объём их финансирования только в 2010 году составит 20 млрд. рублей.

Если мы будем живы и здоровы, то обязательно проанализируем в 2020 году эффективность этого стратегически важного на сегодняшний день документа.

О.Г. Думаю, что мы с Вами ещё не раз встретимся до 2020 года для обсуждения перспектив развития Северо-Кавказского федерального округа. Спасибо Вам.




viperson.ru

Viperson

ulduz.su

Док. 631302
Перв. публик.: 14.10.10
Последн. ред.: 19.06.13
Число обращений: 0

  • Медведев Дмитрий Анатольевич
  • Путин Владимир Владимирович
  • Липина Светлана Артуровна
  • Публицистика

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``