В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Правда, ложь и статистика Назад
Правда, ложь и статистика
Правительство подготовило Национальный доклад "О ходе и результатах реализации в 2009 году государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы".
Не секрет, что Агропромышленный комплекс (АПК) Российской Федерации находится в глубоком кризисе. Об этом совсем недавно, а именно 23 сентября 2010 года, детально велась дискуссия на "круглом столе", проведенном в стенах парламента по инициативе фракции КПРФ. Специалисты, ученые, хозяйственные руководители в своих выступлениях высветили неприглядную картину той ситуации, в которой оказалась русская деревня в результате пагубных реформ, проводимых нынешней властью. Жаль, что этот "круглый стол" не нашла возможным посетить ни министр сельского хозяйства, ни ее подчиненные - руководители департаментов и отделов. Думаю, они бы многое почерпнули для своей практической деятельности, и более реалистично представляли бы истинное положение дел в той отрасли, за которую они несут ответственность.

Агропромышленный комплекс - это та отрасль экономики, без которой немыслимо нормальное функционирование общества, его развитие, обеспечение продовольственной безопасности государства и здоровья его граждан. Напомню, что в советское время Агропромышленный комплекс давал около 20% объема валового продукта. До 30% прибыли предприятий опосредовано давало сельское хозяйство. Село практически полностью обеспечивало продовольственную безопасность державы. В стране работало около 18 тыс. совхозов и 30 тыс. колхозов, которые являлись основными производителями сельскохозяйственной продукции. В этот период на селе работало свыше 2,5 млн. квалифицированных механизаторов, около 600 тысяч специалистов с высшим и средним образованием. Строилось жилье, ежегодно на 450 тысяч мест строились новые школы, предприятия бытового обслуживания, дома культуры, библиотеки, спортивные сооружения. Из года в год вводилось по 70 тысяч километров автомобильных дорог общего и внутрихозяйственного пользования. По потреблению продуктов питания страна вышла на 5-6 место в мире, фактически достигнув по основным видам продовольствия медицинской нормы. В частности к 1990 году душевое потребление мяса и мясопродуктов в стране составило около 75 кг, рыбы и рыбопродуктов - 20 кг, молока и молокопродуктов - 390 кг, яиц - 260 штук и т.д.
Сегодня картина другая. Доклад ее обошел стороной, манипулируя цифрами мнимых достижений. Сегодня в аграрной экономике производится 4,4% и в пищевой промышленности - 4,5% валового внутреннего продукта России. Валовое производство сельскохозяйственной продукции за годы реформ уменьшилось более чем наполовину. Продовольствия собственного производства не хватает для жизнеобеспечения страны. Россия потеряла продовольственную безопасность. Ежегодно в страну завозится импортного продовольствия на 35-40 млрд. долларов. За годы реформ поголовье крупного рогатого скота сократилось с 57 млн. голов (из них 20 млн. голов - коровы) до 21 млн. голов, из них коров осталось всего лишь около 9 млн. голов, и эта тенденция сохраняется. В структуре поголовья скота на хозяйства населения приходится 48,9% поголовья крупного рогатого скота, 36,6% свиней, 50,7% овец и коз.

На селе господствуют нищета и безработица. Средняя зарплата в сельском хозяйстве составляет лишь 50% к среднероссийскому уровню. Показатель бедности на селе в 1,6 раза выше, чем в городе. Доля сельчан с доходами в 2 и более раз ниже прожиточного минимума, то есть живущих в нищете, почти в 3 раза больше чем в городе. Уровень общей сельской безработицы находится на уровне 18%. Скрытая и сезонная безработица, связанная с осенне-зимним перерывом в цикле сельскохозяйственного производства, еще выше.

Объявленное "отцами" демократии "черной дырой", село вымирает. С лица земли исчезло почти 30 тысяч сельских поселений. Из 117 тысяч сохранившихся деревень в 20 тысячах проживает по 8 и менее человек. Продолжается разрушение инфраструктуры села. В настоящее время по сравнению с 1990 г. уменьшилось в 2 раза детских дошкольных учреждений, участковых больниц, в 6 раз уменьшилось количество клубов и домов культуры.

Более 40 млн. га земли заброшено. Земли деградируют без соответствующего ухода и дефицита удобрений. Ухудшается экологическое состояние сельскохозяйственных угодий - их засоленность, закисление, переувлажненность. Почти в 10 раз сократились объемы мелиорации земель, фосфоритования почв, гипсования и орошения. Около трети российских посевных площадей вообще не удобряется, а на остальных нормы внесения удобрений снижены по сравнению с оптимальными в 3-4 раза. Обострилась проблема спасения русских черноземов, которые без должного ухода теряют свои плодородные свойства.

Серьезно подорвана материально-техническая база сельского хозяйства. Стремительно уменьшается техническая оснащенность сельскохозяйственного производства, его энерговооруженность. По сравнению с 1990 годом производство отечественных тракторов сократилось в 15 раз, комбайнов - в 10 раз. В 2009 году, например, всех видов тракторов выпущено чуть больше 15 тысяч шт., а комбайнов - 9 тысяч шт.
В тяжелом положение находится и сельскохозяйственная наука. Ликвидирован ряд ведущих научно-исследовательских институтов таких как, например, ВИСХОМ, ВНИИКОМЖ, Гипросельхозстрой и т.д., существенно сокращен потенциал оставшихся НИИ. Иногда, создавая новое, мы уничтожаем хорошо работающее старое. Совсем свежий пример, когда для создания научного центра в Сколково уничтожается НИИ, много лет работавший на развитие АПК. Это знаменитая Немчиновка, где созданы десятки высокоурожайных сортов пшеницы и других зерновых культур. НИИ лишают опытных полей с уникальными коллекциями элитных сортов растений. Под угрозой продажи с молотка находятся опытные поля НИИ в Ленинградской, Новосибирской областях, на Дальнем Востоке, в Сочи. Самое страшное, что под нож пускаются уникальные генетические ресурсы страны, имеющие не только общероссийское значение, но и общемировое. Примером тому являются попытки уничтожить генетические ресурсы НИИ им. Вавилова в Ленинградской области. Вот такая странная "модернизация" проводится властью в сельскохозяйственной науке.

Ничего этого в докладе нет. Наоборот, в докладе говорится, что у нас сельское хозяйство является "конкурентоспособной и современной отраслью". В этой связи на память приходит народная мудрость: для оценки любого явления используют правду, ложь или статистику. В докладе много приведено статистических данных. Зачастую эти цифры весьма лукавы. Ну, действительно, возьмем, например, основной индикатор реализации рассматриваемой Государственной программы "Индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий". За два года этот показатель вырос на 12,1%. Другими словами, объем сельхозпродукции увеличился на 12,1%. Сомнения в справедливости величины этого показателя возникают не только в связи с реальной тяжелой ситуацией в сельском хозяйстве (снижение инвестиций, диспаритет цен, закредитованность и т.д.), но и в связи с практической невозможностью с такой точностью (до десятой доли процента) определить его значение, если иметь в виду, что почти 50% сельхозпродукции производится в личных хозяйствах.

Продуктивность коров, если верить докладу, за девять лет (с 2000 года) выросла в два раза - с 2341 кг на корову до 4465 кг. Произошло это за счет "качественного обновления породного состава". Однако в самом докладе приведена цифра, которая говорит о том, что элитное стадо едва достигает 10% поголовья молочного стада. И эта цифра более достоверна, чем фантастические надои. Тем более, что при удвоении продуктивности, валовой объем производства молока в течение всех 9 лет остается на одном уровне примерно в 30-32 млн. тонн. Кроме того, при указанном уровне надоев и имеющегося поголовья дойного стада в 9 млн. голов объем произведенного молока должен быть не 30-32 млн. тонн, как указано в докладе, а, по крайней мере, не менее 40 млн. тонн. Видно. у авторов доклада не все хорошо с элементарной арифметикой.

Это же относится и к росту урожайности зерновых культур. Какой может быть рост урожаев, если в докладе говорится, что "в целом удобряется менее половины площади пашни, дозы по-прежнему низки и не обеспечивают компенсацию выноса элементов минерального питания растениями". Если в советское время вносилось около 10 млн. тонн минеральных удобрений и 390 млн. тонн органических, то сегодня вносится чуть более 2 млн. тонн минеральных удобрений. К тому же государство постоянно снижает субсидии на приобретение минеральных удобрений. Если в 2008 году под эти цели выделялось 10,3 млрд. рублей, то в 2009 году - 9,6 млрд. рублей. А это значит, что деградация земли будет продолжаться.

Сложное положение остается и с производством других продуктов питания, в частности с производством мяса. Если по свинине и курятине наблюдается некоторый рост объемов, то по говядине идет устойчивое падение. В 2009 году по сравнению с 2008 годом это падение составило 3%. Сегодня на душу населения производится всего лишь 12 кг говядины, 15 кг свинины и около 18 кг мяса птицы. Поэтому из года в год государство вынуждено закупать за рубежом мяса 1,5-1,8 млн. тонн, мяса птицы - 1,0-1,3 млн. тонн, рыбы - 700-900 тысяч тонн. При рекордных удоях государство закупает за рубежом еже-годно 130-160 тысяч тонн молока, 125-160 тысяч тонн сливочного масла и молочных жиров. Но даже в сумме этого недостаточно для того, чтобы хотя бы приблизиться к уровню потребления основных продуктов питания, которое было в последние годы советской власти. Изобилие продуктов на прилавках - это показуха, которая объясняется их недоступностью для большинства граждан из-за низких доходов.

Явно недостаточными темпами продвигается техническая и технологическая модернизация в сельском хозяйстве. Сегодня на селе, по данным Минсельхоза, работает 525 тысяч тракторов, 135 тысяч зерноуборочных комбайнов, 27 тысяч кормоуборочных комбайнов и другая техника. В таком объеме техники явно недостает для обеспечения технологического цикла обработки земли и уборки урожая. При этом надо помнить, что большинство техники на селе давно выработало свой эксплуатационный ресурс. Правительство намеревалось в течение 2008-2012 годов обновить парк тракторов на 40% и на 50% парк комбайнов. Но, как говорится, гладко было на бумаге, но забыли про овраги. Фактическое же обновление идет черепашьими темпами. Например, в 2009 году обновление парка тракторов произошло на 2%, зерноуборочных комбайнов на 4,3%, а кормоуборочных комбайнов на 3,5%. В докладе же говорится, дескать, ничего страшного, зато начали использовать более энергонасыщенные виды сельскохозяйственной техники. В результате в расчете на 100 га посевной площади теперь приходится 227 л.с. И данный показатель является неким интегрированным индикатором механизации в сельском хозяйстве . Этакой мудреный показатель, который скорее сродни показателю средней температуры по больнице. Замена, например, двух тракторов по 90 л.с. на один мощностью в 180 л.с. вовсе не значит, что мы в два раза повысили уровень механизации.
Практически не меняется тяжелая ситуация в социальной сфере села. Средняя заработная плата в сельском хозяйстве по-прежнему остается самой низкой и составляет 50% по сравнению со средней по экономике. Не выполняются плановые показатели развития социальной инфраструктуры и инженерного обустройства сельских поселений. В 2009 году на эти цели лимиты ассигнований из федерального бюджета были сокращены на 53%.

Усугубляется на селе и жилищная проблема. В связи с сокращением государственной поддержки ввод жилых помещений в 2009 году составил всего лишь 48,7%, в том числе для молодых семей и молодых специалистов - 58,7%. Сельское население недополучило почти 1,5 млн. кв. м общей площади жилых помещений. Как же мы будем закреплять кадры на селе при такой политике?

Недофинансированы мероприятия по обеспечению противопожарной защиты сельского населения, что не могло не сказаться на борьбе с пожарами летом 2010 года. Кстати, до сих пор только примерно 51% сельского населения надежно обеспечивается питьевой водой, столько же сельчан имеют доступ и к природному газу.

О масштабах развития инфраструктуры села можно судить по тем данным, которые приводятся в национальном докладе. В течение года открыто 35 фельдшерско-акушерских пунктов, построено и реконструировано 16 спортивных площадок, 69 км линий электропередачи, введена школа на 100 ученических мест, построены детские сады на 80 мест и социальный центр на 100 мест. Даже как-то неудобно называть эти цифры, памятуя о масштабах советского времени. Для полноты картины правительству следовало бы привести цифры, отражающие количество исчезнувших за год сел и деревень, закрытых школ, клубов, библиотек, медпунктов. Эти данные гораздо масштабнее. А заодно показать, сколько сельских учителей, медиков, культработников лишились работы, сколько распалось кружков художественной самодеятельности, детского творчества и т.д.

Особого разговора заслуживает бедственное экономическое положение сельского хозяйства. Удельный вес прибыльных хозяйств в 2009 году составил 72,1%, что на 6% меньше, чем в 2008 году. Прибыль сельхозорганизаций даже до налогообложения составила всего лишь 83,6 млрд. рублей. Учитывая закредитованность села на сумму почти 1 трлн. рублей (это официальная статистика, на самом деле она гораздо выше и оценивается специалистами в 1,5 трлн. рублей), сельским труженикам, чтобы выбраться из долгов надо, ничего не потребляя, работать теперь более 100 лет. Село загнали в долги, прежде всего, за счет диспаритета цен. Крестьянина, из-за ценовой политики государства, заставляют отдавать результаты своего труда себе в убыток. В 2009 году в 21 субъекте Российской Федерации реализация зерна была убыточна, в 20 субъектах уровень рентабельности не превышал 7%, а в целом по зерну рентабельность составила всего лишь 9,3%. Еще хуже ситуация с мясом. Реализация сельхозорганизациями мяса крупного рогатого скота была убыточна в 78 субъектах Российской Федерации из 82, свиней - в 20, овец - в 48, птицы - в 22. Такая же примерно картина и по молоку, цена которого в среднем по регионам составила 13000 рублей за тонну. Это в среднем, а в Центральном федеральном округе, например, цена молока опускалась до 7934 рубля за тонну. Стоит ли удивляться после этого, что у нас поголовье крупного рогатого скота из года в год уменьшается.

Из села выкачиваются огромные суммы, обрекая крестьянина на нищету. Сегодня часто раздаются обвинения в адрес Сталина, что, дескать, он проводил индустриализацию страны за счет эксплуатации деревни. Возможно, это так и было, но была и высокая цель - создать в стране мощный индустриальный фундамент, который в последствии обеспечил село всем необходимым - техникой, механизмами, удобрениями и т.п. Во имя чего и в интересах кого сегодня обдирают сельского труженика? Ясно одно, что не в интересах государства, не ради какой-то высшей цели, а просто в интересах нуворишей, наживающих огромные состояния за счет крестьянского нелегкого труда.
Такая ситуация обуславливается и тем обстоятельством, что крестьянину фактически закрыт доступ на рынки для непосредственной реализации своей продукции. С одной стороны этому препятствуют всякого рода перекупщики. С другой стороны - недостаток сельскохозяйственных рынков, на которых крестьянин мог бы реализовать результаты своего труда. На 1 января 2010 года на территории Российской Федерации функционировало 3497 розничных рынков. Из них сельскохозяйственных рынков - всего 204. Количество сельскохозяйственных кооперативных рынков и того меньше - 13 на всю Россию. В совокупности все виды сельскохозяйственных рынков составляют только 6,2% от общего их числа.

В докладе говорится, что правительством проводится "системная, активная поддержка" сельского хозяйства. Пока что это заявление ничем не подтверждается. Правительство по-прежнему держит село в черном теле. Село финансируется по остаточному принципу. На его так называемую "системную, активную" поддержку выделяется менее 1% расходной части федерального бюджета. Те сотни миллиардов рублей, о которых говорится в докладе и которые как бы выделяются на нужды сельского хозяйства, на самом деле являются в основном взносами в уставные капиталы банков и других организаций типа "Росагролизинг", жирующих за счет все того же крестьянина.

Кровососы-банки выдают крестьянину кредиты в лучшем случае под 18-20%. И это при рентабельности крестьянского труда в 9%. Государство частично возмещает расходы по возврату кредитов, выделяя субсидии для снижения процентных ставок. Да, это красивый жест, но в чью пользу? В большей степени в пользу банкиров. Другими словами, субсидирование кредитов это на самом деле перераспределение бюджетных средств не столько на благо крестьянина, сколько во благо банкиров. Вместо выделение средств непосредственно сельхозпроизводителю и регулирования процентных ставок для нужд сельского хозяйства, как это делается во всем мире, правительство кормит олигархов, цинично представляя это как помощь селу.

Как видим, политика правительство по отношению к своему кормильцу, крестьянину, практически не меняется. Идет дальнейшее уничтожение отечественного сельского хозяйства. Никаких обнадеживающих перспектив у крестьянина нет. Более того, желание правительства любой ценой присоединиться к ВТО грозит нашему селу окончательным разорением. Цена вступления в ВТО - дальнейшее снижение государственной поддержки нашего сельского хозяйства. В подтверждение этому хочу привести откровение министра Е.Б.Скринник, приведенные в газете "КоммерсантЪ", высказанное ею в интервью журналистам после переговоров о вступление в ВТО в Женеве в августе 2010 года: "Мы рассказали нашим партнерам о ситуации в российском АПК, в частности в связи с засухой, и представили российскую позицию, которая базируется на трех принципиальных моментах. Во-первых, до 2012 года уровень господдержки АПК остается на нынешнем уровне - $9 млрд в год. Во-вторых, с 2013 по 2017 год она будет сокращаться по представленному нами графику - до $4,4 млрд. И, в-третьих, мы соответствуем регламенту ВТО в части отсутствия экспортных субсидий. Эти позиции и Кернская группа, и представитель США поддерживают. В ближайшее время эксперты проработают технические детали. Но в целом в том, что касается сельского хозяйства, все спорные вопросы с ВТО сняты". Таким образом, если Россия присоединится к ВТО, 2012 год станет годом предельных уровней агросубсидий в России.

Решенными объявлены и вопросы экспорта мяса птицы из США в РФ. Россельхознадзор РФ уже отменил ограничения на пошлины на импорт свинины из США, Франции и Голландии. Чем это грозит для отечественного производителя, думаю, объяснять не надо. Вместо возрождения производства мяса мы это производство неизбежно похороним. И тогда встает вопрос: а как же быть с недавно принятой Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации, где поставлена задача обеспечить население продуктами, в том числе и мясом, отечественного производства? Или левая рука не знает, что делает правая?

Жизнь российской деревни, а вернее ее нынешнее выживание, не могут не волновать сердце любого русского человека, осознающего ту роль и место ее в самом нашем существовании, существовании государства и нашего народа как социума, объединенного общей культурой, языком и традициями. Именно деревня была и остается не только кормилицей, но и хранительницей, источником всего того, что формирует у нас чувство патриотизма и любви к земле, на которой мы родились и живьем, питаясь от нее корнями непресекающей связи поколений. Загубив деревню, мы не только потеряем своего кормильца, мы потеряем себя, свою национальную идентификацию. Вот что следовало помнить руководству страны, принимая те или иные решения, касающиеся первоосновы нашей жизни - деревни. Мы должны потребовать от власти развернуться лицом к ее нуждам, возродить деревню, сделать жизнь в ней продуктивной и привлекательной.

И.Никитчук,

Viperson.ru

viperson.ru

Док. 631050
Перв. публик.: 07.10.10
Последн. ред.: 08.02.12
Число обращений: 0

  • Никитчук Иван Игнатьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``