Межбюджетные отношения в условиях переноса сроков уплаты имущественных налоговНазад
Межбюджетные отношения в условиях переноса сроков уплаты имущественных налогов
Не так давно Федеральным законом от 27.07.2010г. N229-ФЗ был изменен срок уплаты имущественных налогов физическими лицами. Напомним, что с 1 января 2011 года уплата земельного налога и налога на имущество физических лиц будет производиться по истечении налогового периода - иными словами, налог за следующий год нам с вами предстоит уплатить лишь в 2012 году.
В условиях мирового финансового кризиса мера для населения, несомненно, положительная.
Но готовы ли бюджеты поселений (городских округов) к подобного рода краткосрочным послаблениям?
Очевидно, что максимум, на который могут рассчитывать муниципалитеты в 2011 году это поступление имущественных налогов с физических лиц лишь в части сложившейся недоимки.
Между тем, межбюджетные отношения и, в частности, расчет дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности поселений (городских округов) строятся в соответствии с Бюджетным Кодексом РФ исходя из "соотношения налоговых доходов на одного жителя" (ст.ст. 137-138 БК РФ).
Как показывает обзор законов субъектов РФ показатель среднедушевых налоговых доходов, а, следовательно, и порядок расчета дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности зависят от налогового потенциала поселений (городских округов) по имущественным налогам с физических лиц. При этом указанная зависимость оказывается не в пользу муниципальных образований, так чем больше налоговый потенциал (начисления) по данным видам фискальных платежей, тем меньше расчетный размер дотации.
С учетом выпадающих в 2011 году доходов в части земельного налога и налога на имущество физических лиц, очевидно, что рассчитанных в соответствии с действующими редакциями региональных методик расчета дотаций на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности будет не достаточно, особенно в муниципалитетах с высокой долей имущественных налогов.
Очевидно, что перенос сроков уплаты имущественных налогов должен был сопровождаться пересмотром принципов межбюджетных отношений в субъектах РФ, но в действительности этого не происходит, а сроки принятия бюджетов муниципальных образований неумолимо приближаются.
Остается надеяться на оперативность регионов в решении данного во-проса и то, что 2011 год не станет для ряда муниципалитетов "концом света по календарю мая".
В.Е. Подковыров,
начальник отдела по анализу доходов финансового управления администрации Черемховского районного муниципального образования