В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Трансформация геополитической идентичности России в контексте национальной безопасности Назад
Трансформация геополитической идентичности России в контексте национальной безопасности
Глобализация и трансформация геополитической структуры мира потребовали "переоткрытия" геополитики и актуализировали проблему формирования идентичности, которая в современных условиях претерпевает радикальные изменения и начинает приобретать множественные оттенки.

Необходимость выбора новых геополитических координат поставила перед Россией проблему определения своей идентичности, тесно связанную с ее геополитическим моделированием. Важнейшей особенностью современной России является отсутствие геополитического консенсуса в обществе. "Кто мы?" - не только в культурно-цивилизационном, но и в геополитическом отношении? Какова наша "географическая" ниша, "платформа" в мировом пространстве? Где наш дом, который предстоит защищать и обустраивать? Отвечая на эти вопросы, геополитика, помимо традиционных широко использует такие новые понятия, как "геоцивилизация", "глобализация", "геополитический код", "геополитическая идентичность" и другие.

Политические изменения в России своими последствиями привели к идентификационному кризису. Перед обществом со всей остротой встали основные вопросы, характерные для периодов трансформационных изменений: "кто мы есть в современном мире?", "в каком направлении мы развиваемся?" и "что составляют наши базовые ценности?".

Отсутствие чётких однозначных ответов на эти вопросы привело к многофакторной дифференциации внутри российского общества, которая сопутствовала распаду прежней модели идентификационной системы. Процесс этого распада актуализировал всю совокупность имевшихся уровней идентичности, скреплявших каркас прежней идентификационной системы, что и обусловило появление повышенного интереса к проблемам идентификации различных сообществ. "Проблемой идентичности "болеют" сегодня страны, общества и люди. Проблема самоидентификации отражает взаимодействие разных уровней идентичности, и что человек может вбирать в себя множество идентичностей" (1). Сложности в осмыслении данного социального феномена связаны с многообразием его проявлений от микроуровня до макроуровня.

Конструирование идентичности в современных российских реалиях выступает в качестве своеобразного индикатора, позволяющего судить о характере и направленности процессов интеграции субъектов политики в политическую структуру общества и о векторе развития политического процесса.

Кризис идентичности наступает тогда, когда распад идеалов и ценностей, лежавших в основе ранее доминировавшей политической культуры заставляет людей искать новые ориентиры для осознания своего места в обществе и своих связей с государством. Более того, в постсоветской России кризис идентичности проявляется в сложной адаптации россиян к новому месту в геополитическом пространстве и к новым формам консолидации. С данных позиций распад Советского Союза явился одновременно и распадом советской идентичности как целостности на многочисленные идентичности, которые продолжают взаимодействовать на изменяющемся геополитическом пространстве.

Наполнение геополитической аналитики проблематикой идентичности продиктовано потребностью выявления места и роли человека в глобальных геополитических процессах. Человек не может и не желает оставаться только исполнителем геополитической воли. В пространстве геополитики человек - это носитель локального цивилизационного генотипа, социокультурной доминанты, выражающейся в ментальности, языке, образе мыслей.

Поиски идентичности на современном этапе развития общества становятся важным фактором не только в процессе ее самопознания, но и в выстраивании ее отношений с внешним миром. Особую значимость для российской геополитики приобретает не поиск внешнеполитических приоритетов и не изыскание способов распространения своего влияния на различные регионы мира, а разработка внутригосударственной геополитической концепции, учитывающей всю сложность формирующейся идентичности.
Эпоха "геополитического хаоса" принесла новое измерение идентичности, вызвав переосмысление множественных геополитических парадигм. Российские ученые (Д.Н. Замятин, А.А. Кара-Мурза, В.А. Колосов, С.Б Переслегин, В.Л Цымбурский и другие) используют понятие "геополитика" в связи с границами и распространением идентичностей и в этом смысле рассматривают ее как составляющую геополитических процессов. Вместе с тем, исследования, сложившиеся в рамках современного дискурса, не ставят задачу раскрытия сущности геополитической идентичности. Изучение проблематики идентичности в рамках российской геополитики находится еще на начальном этапе. Возрастающий интерес политологов к вопросам динамики идентичностей расширяет проблемное поле геополитики и делает ее перспективным направлением научных разработок. Развитие исследований в русле таких направлений позволяет ставить вопрос о значимости современного геополитического анализа и способах расширения области его применения.

Новые вызовы национальной идентичности, усиление роли России на международной арене и необходимость выработки модели развития страны и её геополитической доктрины на основании баланса традиций и инноваций приводит к необходимости анализа проблем геополитической идентичности.

Глобализация , порождая всё новые и новые противоречивые последствия, стремительно приобретает общемировой масштаб. Среди многих составляющих, сопряжённых с ней, особый интерес представляет национальная безопасность, рассматриваемая в контексте геополитических детерминант. Перед политической наукой возникают вопросы о статусе России, геополитических доминантах обеспечения национальной безопасности и формировании российской идентичности. Российское общество склоняется к мысли, что большинство внутренних проблем России являются геополитическими по своей природе и, следовательно, могут быть решены только на основе объединяющего геополитического видения и стратегии, а не индивидуально и по мере их возникновения (2) Именно этим обусловлено обращение к геополитической проблематике в новых условиях ее реализации.

Системное решение проблемы социально-экономического, этнокультурного и духовного развития народов и регионов России одновременно с противодействием внешнему и внутреннему этнополитическому и религиозно-политическому экстремизму не представляется возможным без комплексного решения государственной задачи формирования общероссийской идентичности.

Целостность российской государственности в условиях глобалистского передела мира зависит не только от политического разрешения судеб исторической общности народов, но и от социокультурного самоопределения этносов, от степени притяжения русской многонациональной идеи, русского языка и культуры, конфессиональной идентичности, смысловое поле которых определяет множественность субъектов поликультурного пространства региона.

Ведущие геополитики утверждают, что мировое сообщество вступает в самую трудную пору своего развития. Мир к новому состоянию ведут: фиксация однополярности; глобализация мировой экономики; ослабление государств-наций; поиски цивилизационной идентичности; поляризация бедности и богатства. Результатом этого будет новая конфигурация миропорядка, новая геополитическая, экономическая, цивилизационная картина мира.

Определение системы геополитических доминант национальной безопасности связано с особенностями структуры международных отношений в современных условиях и со спецификой их отдельного участника. Содержание геополитических доминант национальной безопасности конкретного геополитического субъекта отражает особенности его исторического развития, географического положения и национально-цивилизационной идентичности.

Осмысление многоуровневой идентичности влияет на представления о национальной и общественной безопасности. Общепризнанно, что национальная безопасность связана с обеспечением суверенитета страны, а общественная безопасность ориентирована на поддержание идентичности или способности людей сохранять свою культуру, институты и образ жизни.

Одним из геополитических доминант национальной безопасности является национально-цивилизационная идентичность, и опыт нашей страны наглядно демонстрирует обоснованность ее выделения. Российская Федерация, будучи полиэтническим государством, объединила различные этнокультурные типы, социально-политическая жизнь в каждом из которых задается особой идентичностью.

Значимость геополитической доминанты "идентичность" связана с проблемой модернизации российского общества. Сохранение статуса суверенного государства и поддержание баланса сил на мировой арене в современных условиях становится возможным лишь при использовании действенных социально-политических технологий. Вместе с тем, трансформация системообразующих элементов общества способна привести к непростым последствиям, становясь причиной дезинтеграции политической сферы.

Под общественной безопасностью понимается способность общества сохранять свою сущность неизменной в условиях постоянно изменяющихся окружающих условий и фактических или возможных угроз. То есть речь идет о сохранении традиционных структур ментальности, языка, культуры, общественного устройства, религии, национально-цивилизационной идентичности.

Анализ тенденций в области безопасности показывает, что вызовы и риски, угрозы и опасности приобретают комплексный и взаимосвязанный характер. Основную угрозу национальной безопасности представляет главным образом то, что с распадом СССР практически утрачена советская идентичность и в России новая идентичность еще не сформирована. Осознавая и переживая свою принадлежность к пересекающимся групповым множествам, люди и этносы становятся носителями сложной, множественной идентичности. Этим обстоятельством обусловлен тот факт, что все чаще и тревожнее обсуждается проблема кризиса, "дрейфа" или "утраты" идентичности. По мнению В.И. Пантина, отсутствие общей для российских граждан национально-цивилизационной идентичности выражается в распространенности своеобразной "негативной" самоидентификации, исходящей из представлений о России как об "особой" стране, не похожей ни на Запад, ни на Восток, ни на Европу, ни на Азию (3). Представляется, что судьба России определяется такими факторами, как сохранение ее идентичности и ментальности с учетом всех изменений, которые инициируются глобализационными процессами. Потенциал современной России позволяет решать свои локальные, национальные проблемы, ответить на вызовы современности, связанные со сменой парадигмы общецивилизационного развития человечества.

В современной России выяснение геополитических приоритетов национальной безопасности является фундаментальным основанием для определения актуальных направлений обеспечения безопасности и проблем реформирования государства. Геополитические особенности России выступают как совокупность приоритетов, влияние которых на безопасность страны носит закономерный характер. В этом смысле под особенностями влияния геополитики на сферу безопасности следует понимать такие результаты процесса воздействия геополитических факторов и приоритетов, которые становятся устойчивыми, необходимыми и повторяющимися параметрами взаимодействия геополитики и безопасности.

Развитие идентификационных процессов в России во многом зависит от реальной внутренней политики (в частности, реализации национальных проектов). Именно это становится решающим условием для сохранения выбранного курса развития российского государства и имеет особое политическое значение, если будет осуществлено устранение идентификационного вакуума. В этом плане геополитический аспект проблемы становится все более важным. Усиление государственной идентификации необходимо соотносить с изменением геополитической картины мира, влиянием глобализационных процессов.

Распад СССР, конец двухполюсного миропорядка и формирующийся новый полицентрический миропорядок поставили ведущие мировые державы перед необходимостью по-новому оценить свое место и роль в новом раскладе геополитических сил. Это в первую очередь относится к Российской Федерации, перед которой в условиях распада многовековой многонациональной империи, неопределенности идеологических и геополитических ориентиров, угрозы потери статуса великой державы и т.д. возникла проблема национальной идентичности, имеющая ключевое значение для перспектив ее государственности. В настоящее время в российском массовом сознании существуют различные, противоречащие друг другу образы идентичности. Наиболее значимые линии размежевания: "советская - российская", "западная - восточная", "европейская - азиатская", "современная - традиционалистская" идентичности (4).

Частью этой проблемы является вопрос о геополитической идентичности России, поскольку важнейшие грани и контуры национальной идентичности любого государства определяются его местом, весом и влиянием в мировом сообществе, а также отношением к нему остального мира. С учётом развития России как многосоставной конституционно-договорной федерации с полиэтничным, многокультурным населением формирование и осознание геополитической идентичности россиян в условиях глобализации является важнейшим политическим проектом.

Наряду с появлением новых факторов, учет которых необходим для геополитически адекватного восприятия действительности, структура современного мира вносит и иные коррективы, связанные с утратой некоторых факторов или изменением их содержания. К таковым относится геополитическая идентичность как ключевой элемент конструирования социально-политического пространства и основа для особого восприятия геополитических проблем.

Картина мира, складывающаяся в массовых представлениях в целом и отдельных социальных групп в частности, выражающаяся в геополитическом мироощущении, как правило, существенно отличается от сложившегося геополитического мироустройства, и почти никогда полностью не совпадает с геополитическим мировидением. Это связано с тем, что геополитическое пространство не только в сознании рядовых граждан, но и профессиональных политиков обычно состоит из сформированных коллективным и индивидуальным опытом символов и мифов. Так как геополитическое мироощущение включает в себя комплекс этнических стереотипов и установок, формы этнической солидарности, мобилизации, геополитические образы и "этнотравмы", способы конструирования идентичности и установления границ этничности, то разрыв между реальностью субъектов геополитического процесса и реальностью тех, кому навязана объектная составляющая данного процесса, является существенным.
Рассматриваемая идентичность носит в современных условиях сложный, противоречивый характер. Она включает в себя в специфическом виде отношение к различным аспектам геополитического мироустройства, а также определенные картины геополитического мировидения. На этом уровне такое мировидение представляет собой не систему доктрин, теорий и идеологий, характеризующих геополитический процесс, а набор общественных представлений о соотношении между различными элементами политического пространства, об угрозах национальной безопасности.

Геополитическая идентичность, формирующаяся в реальном геополитическом пространстве, есть вектор геополитической реальности, складывающийся из множества компонент. Этот вектор является существенным фактором, который необходимо учитывать, ибо в нем самое яркое выражение геополитического мироощущения.
Конструирование данной идентичности выступает в качестве своеобразного индикатора, позволяющего судить о характере и направленности процессов интеграции ее субъектов в политическую структуру общества и о векторе развития геополитического процесса. Разрыв между геополитическим мироустройством и геополитическим мировидением, с одной стороны, и между геополитическим мироощущением, с другой стороны, увеличивается в условиях смены идеологии, ориентиров, изменения геополитического пространства, а также политической роли географического пространства. Индикатором этих процессов является утрата субъектом геополитического процесса ярко очерченных целей, средств, "репертуаров" ролей, которые разыгрываются на данном географическом пространстве. Комплексно оценивая данный процесс, можно сказать, что это - кризис идентичности.

Геополитика широко использует понятие идентичности, лежащее в основе стратификации цивилизаций, ставит вопрос об "обороте идентичностей": их переносе, преобразовании, потере, восстановлении; и рассматривает идентичности как источник социального движения. В процессе такого движения идентичности расходуются, что проявляется как потеря пассионарности, "охлаждение" социосистемы и утраты цивилизационного приоритета (5).

Исследователей интересуют вопросы, связанные с факторами геополитики, определяющими становление и особенности развития геополитической идентичности. Но не только прикладные аспекты темы вызывают интерес. Проблема геополитической идентичности содержит и теоретические вопросы, связанные с выявлением механизмов ее формирования, поиском универсальных закономерностей развития идентичности и выделением особенностей ее формирования.

С понятием "геополитическая идентичность" сложилась довольно парадоксальная ситуация. С одной стороны, оно стало общеупотребимым и используется в публицистике, журналистике, выступлениях политиков, к нему обращаются представители различных гуманитарных наук. С другой стороны, его практически невозможно встретить в словарях, справочных изданиях и в учебных пособиях, нет работ, посвященных анализу данного понятия, не определен его категориальный статус.

Понятие геополитической идентичности, прочно вошедшее в политический лексикон, продолжает оставаться дискуссионным как в российской, так и западной политической теории. Единственное определение содержится в Новой философской энциклопедии, в которой она рассматривается как "комплекс географических признаков государства, которыми, несмотря на исторические изменения его границ, определяются не только его место на карте, но и особенности его внутренних и внешних связей.

Геополитическая идентичность государства не всегда гармонирует с его актуальной геополитической ролью: последняя может иногда эту идентичность вуалировать" (6). Уяснить употребление данного термина не всегда просто, как правило, приходится исходить из общего контекста той работы, в которой это понятие употребляется. Так, существует внешнеполитическое понимание, когда этот термин относится к целой геополитической зоне, то есть группе стран, которые по ряду параметров больше связаны друг с другом, нежели с иными странами. Возможна ее культурно-философская трактовка, когда она понимается как особый менталитет.

В целях понимания сущности геополитической идентичности необходимо остановиться на вопросе о том, что такое идентичность. В первую очередь, следует отметить, что понятие идентичности, как и многие понятия политической науки, заимствованное из социологии, социальной психологии и антропологии, имеет множество разных определений, в зависимости от особенностей дисциплинарного и концептуального подходов. Интересующее нас измерение с позиций геополитики предполагает понимание идентичности как самотождественности с определенным политическим и социокультурным сообществом.

Понятие "идентичность" обладает определенным методологическим потенциалом для научного анализа современного российского общества, переживающего период социальных трансформаций и кризисов, период "кризиса и смены идентичностей". На смену стандартизации приходит многообразие и плюрализм, что порождает сложные соотношения составляющих элементов, идет процесс децентрализации структурных связей, создающий новые связи и расширяющий поля параметров духовности. Поворот к "многомерному человеку" - новому типу человека эпохи социокультурных изменений, становится основанием для возникновения новых форм идентичностей.

При определении сущностных характеристик идентичности можно использовать некоторые положения этнической социологии, в рамках которой данная проблема достаточно подробно исследована. Так, по мнению Л.М. Дробижевой, российская идентичность базируется на месте в мире, геополитическом пространстве, цивилизационном развитии, на представлениях о ресурсах страны, достижениях в культуре, исторической общности (7).

Понятие "идентичность" фиксирует важный элемент субъективной реальности - социально детерминированные представления индивидов о своем "я", складывающиеся в результате соотнесения с некоторыми "мы" (осуществляемого как самими индивидами, так и их окружением). В современном политическом процессе идентичность играет все более ощутимую роль в качестве фактора мобилизации и ориентации, в том числе и в силу того, что в условиях усложнения социальной структуры новые политические идеологии стремятся артикулировать не столько "интересы", сколько "идентичности" (8).

Представляется существенным уточнение, которое делает в связи с анализом российской идентичности П.А. Цыганков: "...идентичность - это чувство принадлежности к общности, подкрепляемое совместным историческим прошлым и настоящим (иначе говоря, исторической памятью), желанием общего будущего. Основой этого чувства является сложившееся сходство в образе жизни, традициях, ценностях, мировоззрении. Складываясь в сравнении "своих" и "чужих", оно испытывает влияние от восприятия себя со стороны этого "чужого". При этом чувство идентичности может либо укрепляться от подобного сравнения, либо подвергаться разрушению" (9).

Географические аспекты проблемы идентичности подробно рассмотрены М. Бассиным (10). География является необходимым компонентом любых структур идентичности, поэтому отнюдь не случайно особое внимание, уделяемое идентичности в последние десять лет, совпало с повышенным вниманием к географическим, в широком понимании, вопросам и проблемам. В то же время, несмотря на то, что наличие тесной связи между географией и идентичностью широко признается, природа этой связи зачастую неверно интерпретируется. По его мнению, географические объекты становятся существенными для структур идентичности только тогда, когда они оказываются психологически включенными в эти структуры. Основной вывод, к которому приходит автор: для того, "чтобы существовать нация должна определить себя в пространстве, т.е. определить себя географически". В процессе географического самоопределения М. Бассин выделяет следующие проблемы: проблема метагеографии - определения места нации на карте мировых исторических цивилизаций; проблема национальных границ, которые играют важную роль в формировании групповой идентичности, отсекая определенную группу от всех других; проблема внутренней организации национального пространства; проблема национальной родины.

Большое значение в становлении концепции идентичности имеют идеи, разработанные в геополитике. Так, важным методологическим ориентиром в анализе данного феномена являются геополитические идеи В.Л. Цымбурского - автора "островной" концепции российской геополитической идентичности (11), который совмещает две сравнительно новые для социального знания дисциплины, определяя выбранную им область исследований, как "цивилизационную геополитику". Достоинство авторского подхода к геополитическим проблемам - их формулировка и изучение на основе цивилизационной и культурно-географической парадигмы.

В его последней книге рассматриваются отечественные геополитические модели в их связи с различными циклами имперской экспансии России, а в более широкой перспективе - с ритмами ее цивилизационного развития. В книге анализируется биполярная структура Европы, балтийско-черноморская конфликтная система, а также феномен "городской революции" - переломный момент в истории цивилизации, проявившийся в Европе в виде Реформации, а в России - в форме большевизма (12).

Согласно В.Л. Цымбурскому, Россия предстает огромной землей, растянувшейся от Тихого океана до своих нынешних западных границ и отделенной от иных цивилизаций - Евро-Атлантики, Китая, арабо-иранского мусульманского мира, - полосой Великого Лимитрофа, цепью территорий, населенных народами, ни одной из вышеупомянутых цивилизаций полностью не принадлежащими. Автор выступает сторонником возвращения России к "островной" геополитической идентичности за счет ослабления контроля над территориями Лимитрофа. По сути, в его представлении геополитический образ России является в известной степени производным от развиваемой им модели Великого Лимитрофа.

Наиболее адекватная политологическая трактовка проблемы идентичности дана А.А. Кара-Мурзой. Исследователь, в частности, демонстрирует дуализм российской идентичности, содержащийся в синтезе цивилизационной (этнокультурной) идентичности и геополитической идентичности, которые функционируют в комплексе, дополняя друг друга.

Отвечая на вопрос, какова искомая идентичность новой России, А.А. Кара-Мурза выделяет две основные характеристики: "1) ее цивилизационная идентичность обусловлена принадлежностью ее славянского этнокультурного ядра к восточной ветви европейской христианской цивилизации; 2) ее геополитическая идентичность связана с историческим занятием евро-азийской географической платформы, устойчивая социальная стабильность на которой гарантируется культурно-политическим союзом славянских, угро-финских и тюркских народов. Эти народы, не утратив своей этнонациональной идентичности, тем не менее, выработали способность и потребность уживаться вместе" (13).

Далее автор подчеркивает, что европейская цивилизационная и евро-азийская геополитическая идентификации России, являются не просто разными, а именно двумя неразрывно связанными сторонами ее общего самоопределения в мире, требующие органичного согласования. Россия - это и "Европа в Азии", и "Азия в Европе" одновременно; весь вопрос в том, как она распоряжается этой особенностью своей "дуальной идентификации" (14).

Одним из наиболее значимых трудов по проблематике геополитической идентичности является коллективная монография сотрудников Центра геополитических исследований Института географии РАН "Мир глазами россиян: мифы и внешняя политика".

Основываясь на материалах исследований Фонда "Общественное мнение" (2000-2002 гг.), авторы реконструируют "геополитическую картину мира" российских граждан.

Они анализируют образы и представления наших соотечественников о зарубежных странах и характере взаимоотношений России и "заграницы", рассматривают роль "обыденной геополитики" в формировании новой российской идентичности (15).

Впечатляет перечень исследовательских задач и вопросов, поставленных авторами: это и уточнение геополитической компоненты новой российской идентичности, и изучение ценностных ориентиров россиян в геополитике, и сравнительный анализ образов и представлений россиян о других странах и многое другое.

Исследование представляет собой одну из первых в России попыток широкого междисциплинарного анализа "низкой", "народной" геополитики с помощью инструментария социологических опросов. Ключевое значение для разделяемого авторским коллективом исследовательского подхода имеет представление о геополитическом положении той или иной страны как о своего рода "зазоре между местом, которое отводят стране международное сообщество и внешние партнеры, и местом, которое она занимает на карте мира в представлении собственных граждан" (16).

Разнообразие и большое количество использованных данных позволяют анализировать знания и представления россиян о многих странах Европы, Азии и Америки.

В последние годы обновился набор сквозных проблем, связанных с государственной (национальной, страновой) идентичностью, актуальных для политических исследований и для изучения геополитических процессов. Так, И. Тимофеев, исследуя эти вопросы, сделал следующие оригинальные выводы: страновая идентичность имеет "идейную", воображаемую природу; процесс "воображения" идентичности носит не спонтанный или органичный характер, а в той или иной степени определяется усилиями элит. При этом национальные и глобальные конструкты идентичности могут выступать в качестве конкурирующих; идентичность государства носит коллективный, а не индивидуальный характер; в структуре идентичности может присутствовать большое число смысловых элементов (мифов, идей, представлений), которые могут "срабатывать" на те или иные политические цели; идентичность может выступать объясняющим фактором внешней и внутренней политики государства (17).

Проблемам поиска геополитической идентичности современной России посвящены специальные главы монографии "Геополитические вызовы и внешнеполитическая деятельность России", в которых анализируется место и роль Российской Федерации на геополитической карте современного мира, оцениваются характер и направленность геополитических вызовов, формулируются некоторые наиболее общие подходы к геостратегии России в условиях глобализации (18). Изучению роли идентичности в современном политическом процессе в России и в других странах посвящен сборник научных трудов "Политическая наука: Идентичность как фактор политики и предмет политической науки" (19), в котором представлены исследования ученых, занимающихся изучением политических аспектов многоуровневой идентичности. Хотя рассматриваемые проблемы актуальны для современного политического процесса вообще, особое внимание уделяется роли "фактора идентичности" в российской политике.

В сборнике "Поиск национально-цивилизационной идентичности и концепт "особого пути" в российском массовом сознании в контексте модернизации" (20) проанализированы актуальные вопросы, связанные с поиском в современном российском обществе новой национально-цивилизационной идентичности, а также широким распространением в российском массовом сознании представлений об "особом пути" развития России.

В исследованиях ИСПИ РАН последних лет изучаются основные факторы "риска", препятствующие развитию новой российской идентичности, а также доминанты и критерии ее формирования (21). Авторы отмечают, что трудности формирования российской идентичности непосредственно связаны с быстрой сменой базовых идеологических констант о территориальной целостности России. Результаты социологических исследований показывают, что, идентифицируя территорию России на геополитическом цивилизационном основании, большинство опрошенных признают, что "Россия - это евразийская цивилизация, где объединяются Восток и Запад".
Следует подчеркнуть, что все указанные подходы к анализу идентичности достаточно плюралистичны, не связаны общим контекстом, ориентированы на конкретные цели исследования и не основываются на общей методологической базе. Достижением политологов в изучении данной проблемы является высокий теоретический уровень анализа, а также пересмотр ряда фундаментальных идей. Что касается понятия "геополитическая идентичность", то немногочисленные его определения, имеющиеся в современной литературе, даются, как правило, в соответствии с общими представлениями о том, что такое идентичность.

Изучение степени разработанности проблемы позволяет сделать следующие выводы: понятие "геополитическая идентичность" используется в различных отраслях политологического знания; геополитическая идентичность еще не являлась предметом специального политологического исследования: не определены ее сущностные характеристики как категории политического исследования; не разработаны ее содержательные модели эвристического характера; не изучена ее российская специфика; отдельные аспекты геополитической идентичности в той или иной мере обозначены в работах, посвященных анализу современной геополитики.

Проведенный анализ показывает, что проблема геополитической идентичности является одной из актуальных в системе политических наук. Вместе с тем, в историографии проблемы пока не сложились устойчивые научные традиции, теоретические концепции и методы исследования. При детальном изучении работ отечественных авторов по геополитике тема геополитической идентичности предстает недостаточно разработанной.

Геополитическую идентичность, на наш взгляд, следует понимать как самобытность той или иной страны и ее народа, а также место и роль этой страны среди других и связанные с этим представления. Идентичность тесно соединена с государственностью, ее характером, с позицией государства в международной системе и самоощущением нации. Характеризующими ее признаками являются геополитическое пространство, то есть комплекс географических признаков государства; геополитическое место и роль государства в мире; эндогенные и экзогенные представления о политико-географических образах. Представляется, что она включает такие основные элементы, как представления граждан о геополитических образах страны, набор эмоций относительно своей страны, а также особую геополитическую культуру населения; служит важным регулятором сознания и поведения личности, социальных групп, народов и стран; служит основой геополитических ориентиров государств.

Геополитическая идентификация есть активный процесс вхождения субъектов политики разного уровня в глобальные политические отношения, представляемые геополитикой, это своеобразная мера самореализации в геополитике как неотъемлемой части современного общества; идентификация с определенным сообществом, разделяющим близкие ценности и отождествляющим с определенной территорией и системой управления.

Особенности геополитической идентичности России связаны, прежде всего, с ее огромной территорией, на которой проживает множество народов, этносов, и, главное, с ее промежуточным, переходным положением между Западом и Востоком, между Европой и Азией. Доминантой конструирования геополитической идентичности современной России является ее особое, промежуточное между Западом и Востоком географическое и геополитическое положение, а также ее роль своеобразного противовеса "монополярным" геополитическим устремлениям США. Конструирование геополитической идентичности выступает в качестве своеобразного индикатора, позволяющего судить о характере и направленности процессов интеграции ее субъектов в политическую структуру общества и о векторе развития геополитического процесса.

Процессы распада одних идентичностей и формирование новых наполняют определенным смыслом и значением политическую жизнь общества, приводя его в движение, задавая векторы и ориентации. Активный поиск основ идентичности, острый интерес к судьбе страны вызван ситуацией, связанной с трансформационными процессами, начавшимися в 90-е годы XX века. Политический и экономический кризисы, наступившие в стране после распада СССР, сопровождались потерей прежних ценностных ориентиров, идеалов и идентичностей. Переходное состояние современного российского общества вызвало глубокий кризис идентичности. К числу важнейших для России вопросов, решение которых определяет ее статус в мире, относится проблема геополитической идентичности. Заметным явлением стало выдвижение множества геополитических концепций, по-разному описывающих положение страны в мире. Определить, насколько реалии отличаются от геополитических проектов, и какова геополитическая идентичность России - задача многотрудная и злободневная. Необходимость всестороннего изучения сущности геополитической идентичности России в глобализирующемся мире становится очевидной, если учесть сложность проблем, которые предстоит решать мировому сообществу в новом тысячелетии.

Подводя итоги, следует отметить, что глобализация и трансформация современного мира, обусловленная изменениями геополитической структуры в начале XXI века, породили в России вызовы, представляющие угрозу ее национальной безопасности. К основным векторам укрепления безопасности относится необходимость преодоления кризиса идентичности. Преобразования, которые проводятся в Российской Федерации, немыслимы без четкого понимания роли страны в мировом сообществе и осознания гражданами собственной, уникальной судьбы. Россия испытывает сегодня кризис идентичности, то есть утраты сложившегося представления о самой себе. В этих условиях для России важно достойно участвовать в глобализационных процессах, повысить свой статус, сохранить свою геополитическую идентичность, исходя из интересов страны.

_______________________________________________________________________________
1. Многоуровневая идентичность / З.А. Жаде, Е.С. Куква, С.А. Ляушева, А.Ю. Шадже. - М.; Майкоп, 2006. - С. 241.

2. Цыганков А.П. Что для нас Евразия? Пять стратегий российского освоения пространства после распада СССР // Вопросы философии. - М., 2003. - N 10. - С. 3.
3. Пантин В.И. Политическая и цивилизационная самоидентификация современного российского общества в условиях глобализации // Полис. - М., 2008. - N 3. - С. 34.

4. См.: Пантин В.И., Лапкин В.В. Трансформация национально-цивилизационной идентичности современного российского общества: проблемы и перспективы // Общественные науки и современность. - М., 2004. - N 1. - С. 57.

5. См.: Переслегин С. Б. Самоучитель игры на мировой шахматной доске. - М., 2006. - С. 90

6. Цымбурский В.Л. Идентичность геополитическая // Новая философская энциклопедия. В 4 т. - М., 2001. - Т. 1. - С. 79.

7. См.: Дробижева Л.М. Российская и этническая идентичность: противостояние или совместимость // Россия реформирующаяся. - М., 2002. - С. 244.

8. См.: Права человека и проблемы идентичности в России и в современном мире / Под ред. Малиновой О.Ю., Сунгурова А.Ю. - СПб., 2005. - С. 5.

9. Цыганков П.А. Российская идентичность и европейский порядок // Социально-политический журнал. - М., 1996. - N6. - С. 36.

10. Бассин М. К вопросу о географии национальной идентичности // Идентичность и география в современной России. - СПб., 2003. - С. 10-14.

11. См.: Цымбурский В.Л. Россия - Земля за Великим Лимитрофом: цивилизация и ее геополитика - М., 2000.

12. См.: Цымбурский В.Л. Остров Россия: геополитические и хронополитические работы. 1993-2006. - М., 2007.

13. Кара-Мурза А.А. Кризис идентичности в современной России: возможности преодоления // Реформаторские идеи в социальном развитии России. - М., 1998. - С. 124.

14. См.: Там же, с. 130.

15. См.: Мир глазами россиян: мифы и внешняя политика / Под ред. В.А. Колосова. - М., 2003.

16. Там же, с. 11-12.

17. См.: Тимофеев И. Проблемы страновой идентичности в зарубежной политологии // Международные процессы. - М., 2007. - Том 5. - N 1.

18. См.: Геополитические вызовы и внешнеполитическая деятельность России / Под общ. ред. С.А Проскурина. - М., 2002.

19. См.: Политическая наука: Идентичность как фактор политики и предмет политической науки. - М., 2005.

20. Поиск национально-цивилизационной идентичности и концепт "особого пути" в российском массовом сознании в контексте модернизации / Отв. ред.: Лапкин В.В., Пантин В.И. - М., 2004.

21. См.: Кузнецова А.В., Кублицкая Е.А. Гражданский патриотизм - основа формирования новой российской идентичности. - М., 2005.


Жаде З.А. - доктор политических наук, профессор, заведующая кафедрой Адыгейского государственного университета


Данный материал нашей редакции был любезно предоставлен ИНИОН РАН

Viperson

Док. 630810
Перв. публик.: 01.10.10
Последн. ред.: 06.10.10
Число обращений: 0

  • Кара-Мурза Алексей Алексеевич
  • Цыганков Павел Афанасьевич
  • Цымбурский Вадим Леонидович
  • Жаде Зуриет Анзауровна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``