В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Леонид Сумароков: Памяти товарища (В Москве скончался Г.И.Янаев). Назад
Леонид Сумароков: Памяти товарища (В Москве скончался Г.И.Янаев).
СМИ принесли печальную весть, что в Москве после продолжительной болезни на 74-м году жизни скончался Геннадий Янаев. В этой связи прошу через возможности информационного портала Виперсон.ру выразить мои соболезнования семье видного политика, бывшего члена Политбюро ЦК КПСС, вице-президента СССР с декабря 1990 года, который во время так называемого августовского путча 1991 года вошел в состав Государственного комитета по чрезвычайному положению и был назначен исполняющим обязанности президента СССР. Одновременно, хочу присоединиться к словам лидера КПРФ Геннадия Зюганова, который также выразил соболезнование и отметил, что сожалеет о том, что участникам путча 1991 года не хватило воли действовать более решительно.

Мне довелось много лет знать Геннадия Ивановича и, хотя встречи были не столь частыми, но всегда содержательными и очень дружелюбными. Ниже хочу привести фрагмент из своей публикации "Другая эпоха" (Виперсон.ру) (Феномен М.А.Суслова. Личность, идеология, власть) Москва - София - Вена, 2002-2005г.г.). Здесь под названием "Все не так просто, Леонид" описана наша, как оказалось, последняя встреча.

ВСЕ НЕ ТАК ПРОСТО, ЛЕОНИД...

В самом конце июля 1991 года, работая заместителем Генерального директора организации объединенных наций по промышленному развитию (ЮНИДО), я был в командировке в Москве на конференции, связанной с проблемами военной конверсии. Заседание проходило в Колонном зале Дома союзов. В нем принял участие заместитель Генерального секретаря ООН (не помню уже, кажется, г-н Акаши). Он сидел в президиуме среди полутора десятков других представителей. Я находился в зале, но очень близко к сцене и увидел двух наших влиятельных членов Политбюро, вице-президента страны Г.Янаева и "архитектора перестройки" А.Яковлева. Первого через месяц запрячут в "Матросскую тишину". Второго через несколько дней после описываемой встречи, хоть и со значительным опозданием, выгонят, наконец, из партии (к сожалению, это уже ни на что не повлияет, а лишь создаст ореол "мученика", которого он давно уже добивался и жаждал, и все же лучше поздно, чем никогда). Оба расположились по краям стола президиума один слева, другой справа. Может и случайно так получилось, но возможно и специально сели как можно дальше друг от друга. Янаев, с которым я был знаком много лет, заметил меня и сделал знак, чтобы я подошел в перерыве. Замечу здесь, возможно столь быстрые драматические изменения в позиции имели место не только у этих двух людей. Даже американский президент пересмотрит свою позицию в отношении от ставшего ненужным Горбачева в пользу Ельцина. Но об этом чуть ниже.

Назавтра мы встретились с Янаевым у него в кабинете на Старой площади. Разговор был дружелюбный, искренний и одновременно довольно грустный. В какой-то момент я откровенно спросил, почему Горбачев все еще остается на своем месте? Янаев задал встречный вопрос: ну, а кто вместо него? Я ответил, что, по-моему, все равно кто, и почти в любом случае, с точки зрения обеспечения национальных интересов, это будет лучше. Неужели не можете принять такое решение в ЦК, люди-то давно необходимость этого понимают... Смысл его тогдашнего ответа звучал так: "Все не так просто, Леонид...". Вопрос давно уже зависит не только от Политбюро, да и в ЦК разброд. Вот тебе пример. Идет заседание Политбюро, вдруг звонит американский президент Буш. Заседание прерывается, но все сидят и слушают транслируемый разговор. Буш, эмоционально обращаясь к Горбачеву, из трубки: -Майкл! Майкл! Ты должен выстоять, мы тебя поддерживаем!... И ведь как вовремя звонит, будто знает, что мы собрались и слушаем их разговор. А может и знает? Похоже, Янаев был прав, в стране командовали уже другие, а Политбюро все еще делало ставку на Горбачева, наивно надеясь, что вдруг он в последний момент поймет, наконец, куда завел страну и опомнится. Уверен, Буш играл. Он уже сделал ставку на Ельцина, который обеспечивал политике США ешё большие дивиденды.

Я же тогда может быть впервые (позже эта мысль все чаще будет приходить в голову), подумал о том, что еще совсем недавно можно было, не оглядываться на рекомендации из-за рубежа, иногда звучащие почти, как команды, делать именно то, что отвечает нашим собственным национальным интересам. Теперь времена изменились, и это стало национальной трагедией (кстати, в упомянутой книге Эрхарда "Благосостояние для всех", есть специальный подраздел: "Никаких американских приказов" стр.157). Позже в СМИ появилась информация, как еще один до поры до времени "латентный диссидент" (не знаю, впрочем, согласен ли он с подобным определением, и если "нет" - приношу свои извинения), бывший московский мэр Г.Попов, явился к американскому послу и донес о готовящихся событиях по линии ГКЧП. Посол заверил, что немедленно сообщит обо всем своему руководству. И таких эпизодов и пособников, видимо, было много, а действовали они, как самая настоящая "пятая колонна" вместе с откровенным "предательством вождей", о чем и пишет в своей статье бывший сотрудник органов Сидоренко.

Мы стояли у окна, выходящего как раз на Старую площадь. Перед нами была проезжая часть улицы, дальше - парк с вековыми деревьями и памятником героям Плевны. Внизу у тротуара высился серый металлический фонарный столб. Янаев вдруг хмуро усмехнулся и сказал: "знаешь, не хотелось бы вскоре висеть на этом столбе, а ведь к тому, похоже, идет"... Это произнес человек, занимающий в стране тогда со вторым мировым потенциалом вторую высшую по рангу должность. Казалось бы, почти всесильный. Как быстро надвигались события и менялись времена! Вскоре на короткое время, буквально несколько часов, он стал "первым". И это был не только конец его политической карьеры, но и конец идеологии социализма в стране. Наступала другая эпоха...

Подумал: -похоже, что страшное пророчество, изложенное в выступлениях тогдашнего директора ЦРУ А.Даллеса сбывается. (Об этом писали наши СМИ со ссылкой на соответствующий документ от 18 августа 1948 года). Так и проиграли страну. Понятно, что так бесконечно продолжаться не может, но опять нужны огромные, поистине титанические усилия, время, а, возможно, и жертвы для того, чтобы повернуть эти процессы вспять и возродить Россию.

Журналист, член-корр. АН СССР (1984), РАН (1991) Леонид СУМАРОКОВ.

viperson.ru

Док. 630641
Перв. публик.: 27.09.10
Последн. ред.: 16.11.10
Число обращений: 0

  • Янаев Геннадий Иванович
  • Ельцин Борис Николаевич
  • Зюганов Геннадий Андреевич
  • Горбачев Михаил Сергеевич
  • Сумароков Леонид Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``