В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Стратегия национальной безопасности Б. Обамы: старое вино в новых мехах? Назад
Стратегия национальной безопасности Б. Обамы: старое вино в новых мехах?
В статье анализируется новая стратегия национальной безопасности Б. Обамы. Проводится сравнение с аналогичными документами периода правления Дж. Буша-младшего. Делается вывод, что, несмотря на некоторые новации, Стратегия-2010 соблюдает преемственность курса предшествующих администраций и отражает стремление Вашингтона придать идее американского лидерства более привлекательный вид в глазах иностранных партнеров и найти новые способы для возвращения США доминирующих позиций в мировой политике.

The new Barak Obama`s national security strategy is examined. It is compared with analogical documents of the George Bush, Jr. period. It is concluded that in spite of some innovations the Strategy-2010 continues the course of previous administrations and reflects Washington`s aspiration to provide the idea of American leadership with a more attractive image for foreign partners and find new ways to return the U.S. world domination.

Стратегия национальной безопасности, Б. Обама, американское мировое лидерство

National security strategy, Barak Obama, American world leadership

Конышев Валерий Николаевич и Сергунин Александр Анатольевич - профессоры кафедры теории и истории международных отношений факультета международных отношений Санкт-Петербургского госуниверситета. Тел.: 905 219 0168 (Конышев В.Н.) и 960 282 3576 (Сергунин А.А.)

Konyshev, Valery and Sergunin, Alexander are professors of the Department of International Relations Theory & History, School of International Relations, St. Petersburg State University. Tel.: 905 219 0168 (Konyshev) и 960 282 3576 (Sergunin)


Стратегия национальная безопасности (далее - Стратегия-2010) президента Б. Обамы, опубликованная 26 мая 2010 г., вызвала огромный интерес со стороны мирового экспертно-аналитического сообщества. По сложившейся в американской стратегической культуре традиции именно в доктрине национальной безопасности закладываются базовые принципы других важнейших компонентов международного курса Вашингтона - его внешнеполитической и военной стратегий. По вполне понятным причинам содержание последних далеко небезразлично для остальной части мира.

Общая характеристика Стратегии-2010

В структуре документа выделяются две важнейшие части. В первой (Strategic approach - Стратегический подход) дается краткая оценка международной ситуации и основные принципы, положенные в основание Стратегии-2010. Во второй части (Advancing our interests - Обеспечение наших интересов) определены национальные интересы США и способы их достижения.
Главная цель стратегии - национальное обновление для восстановления американского глобального лидерства. Лидерство подразумевает военную мощь, экономическую конкурентоспособность, моральный авторитет, активное участие в международно-политических процессах в глобальном масштабе и усилия по упорядочиванию международной системы. В документе отмечается, что США по-прежнему обладают ресурсами, которые в предыдущие десятилетия позволяли сохранять лидерство, в том числе сильные альянсы под американским контролем, военное превосходство и самая крупная экономика.
Чтобы вернуть ведущие позиции в XXI в., необходимо заботиться, с одной стороны, о развитии инновационной экономики, образования и американских ценностей, а с другой - инструментов влияния на мировую политику, включая укрепление международных организаций, а также развитие и соблюдение международного права. В Стратегии-2010 подчеркивается важная роль внутриполитического аспекта стратегии национальной безопасности: "наша сила и влияние за рубежом опирается на те шаги, которые мы предпримем у себя дома" .
Касаясь роли США в международной политике , Стратегия-2010 подтверждает тенденцию к формированию нескольких центров силы. Американское лидерство будет носить ограниченный характер, потому что ни одно государство - неважно насколько оно сильно - не может в одиночку противостоять глобальным вызовам. Именно в этих случаях США будут активно сотрудничать с другими государствами. В то же время стратегия подтверждает возможность односторонних силовых действий США для защиты национальных интересов.

Отличия стратегии Б. Обамы от доктрины Дж. Буша-мл.

Во-первых, в Стратегии-2010 подчеркивается особая роль "мягкой силы" для достижения глобального лидерства США (дипломатия, сотрудничество, международно-правовое урегулирование), либеральное содержание (признание множественности центров силы, поддержка либерально-демократических реформ в других государствах, активизация международных организаций, повышение политической роли развивающихся государств) и привлекательность по морально-ценностным ориентирам (права человека).
Во-вторых, в новом документе нет упоминаний об односторонних превентивных силовых действиях (preemption), которые проводятся без весомых доказательств об угрозе и соответствующих решений международных организаций.
Наоборот (и это - в-третьих), в стратегии Б. Обамы подчеркивается необходимость совместных действий государств в рамках международного права и повышения в этой связи роли дипломатии. В документе отмечается, что ни одна нация не может в одиночку взять на себя бремя урегулирования вооруженных конфликтов, происходящих в мире. "С этой целью мы сделаем новый акцент на сдерживание и предотвращение путем дипломатических действий... Но если для ответа на угрозу потребуются международные силы для сохранения мира, мы будем работать вместе с международными партнерами..." .
Наконец, Стратегия-2010 делает особый акцент на использование международных организаций для решения наиболее сложных мировых проблем. Предшествующий президент, как известно, не жаловал международные институты, предпочитая действовать помимо них. Правда, настораживает тот факт, что в Стратегии-2010 при перечислении наиболее важных международных организаций НАТО (региональная организация) стоит на первом месте, в то время как ООН, являющаяся универсальной организацией, оказалась на вторых ролях.

Военные угрозы национальной безопасности

Как указывается в документе, из внешних военных угроз наибольшую опасность для США представляет оружие массового поражения, особенно ядерное оружие, в случае его передачи неядерным государствам или организациям экстремистов. По сравнению с периодом "холодной войны" угроза применения ядерного оружия оценивается как более высокая. Это связано не только с тем, что сохраняются большие запасы этого оружия, но и с расширением круга "ядерных" государств, появлением на "черных" рынках соответствующих технологий и материалов. Основные пути нейтрализации этой угрозы - укрепление режима ядерного нераспространения и борьба с сетью террористических организаций во главе с Аль-Каидой.
По содержанию спектр военных угроз остается широким, включая асимметричные угрозы в космосе и в киберпространстве. Потенциальным противник может оказаться государством или негосударственной организацией. Примечательно, что в Стратегии-2010 ни одно враждебное государство не названо прямо, а из организаций упомянута только Аль-Каида. Тем самым, с одной стороны, признается тот факт, что в современных условиях угрозы государству могут проистекать не только и не столько со стороны государств и созданных ими организаций, сколько иметь "сетевой" характер и включать самых разнообразных по своей природе акторов.
С другой стороны, включив подобную формулировку в текст доктрины, стратегически США получают максимальную "свободу рук" в борьбе с реальными и мнимыми врагами. Правда, за это приходится платить крайней неопределенностью в отношении источника и содержания угроз. Один из критиков Стратегии-2010 отмечает в связи с этим: "Разве можно победить врага, которого не знаешь?".
Как следствие подобного подхода, вооруженные силы США ориентированы Стратегией-2010 на подготовку к военным действиям не по принципу "кто потенциальный враг", а "как враг может атаковать". Это подразумевает участие вооруженных сил США в полувоенных, полицейских и других акциях, когда потенциальным противником становится гражданское население. Поэтому перед Пентагоном ставится задача добиваться "превосходства в контртеррористических и контрповстанческих операциях, операциях стабильности, а имея в виду более изощренные угрозы безопасности - подготовить наши [вооруженные - В.К., А.С.] силы к полному спектру военных операций". Из операций "полного спектра" особо выделены действия против угрозы свободному доступу США к своей военной инфраструктуре за рубежом (anti-access environment) , на которой основана возможность нанесения так называемого глобального удара - т.е. нанесения поражения любому противнику в любой точке планеты.
Указанный подход к трактовке военных угроз соответствует духу продолжающейся масштабной реформы вооруженных сил США, которая получила название "трансформации" и была начата министром обороны Д. Рамсфелдом в 2001 г., т.е. в период правления Дж. Буша-мл. "Дело" Рамсфелда успешно продолжает Р. Гейтс, который стал министром обороны еще при Дж. Буше-мл. и сохранил свой пост при Б. Обаме.
В рамках этой реформы, которая в основном затронула обычные (нестратегические) вооруженные силы США, важным приоритетом военного строительства является улучшение экспедиционных возможностей ВС - способности войск действовать автономно на удаленном театре военных действий (ТВД). Это значит, что они должны быть готовы к проведению незапланированных операций против уклоняющегося противника, в неблагоприятных условиях, при неполноте информации о противнике и независимо от локальной военной инфраструктуры.
Что касается стратегических сил, то, по мнению военных экспертов, при Б. Обаме не предусматривается их существенной модернизации. Планируется лишь (начиная с 2010 г.) постепенная замена устаревших стратегических подлодок класса "Огайо". Планы по разработке нового стратегического бомбардировщика отложены на неопределенное время. Более того, из-за естественного старения стратегических систем вооружений, а также в соответствии с требованиями заключенного в апреле 2010 г. российско-американского договора СНВ-3 ожидается радикальное сокращение этого вида вооружений.
Политика администрация Б. Обамы в отношении ПРО остается не до конца определенной (несмотря на увязку существования Договора СНВ-3 с размещением американской ПРО). Практически сразу после сентябрьского (2009 г.) заявления Б. Обамы об отказе от планов размещения элементов ПРО в Польше и Чехии выяснилось, что США не собирались полностью отказываться от создания подобной системы в потенциально опасных для гипотетического иранского удара регионах. Речь идет о возможном скором размещении наземного противоракетного комплекса THAAD в Турции, Израиле, Румынии и комплекса ПРО морского базирования SM-3 (для перехвата ракет малой и средней дальности на начальной и полетной траектории полета) на эсминцах Aegis в акваториях Средиземного и Черного морей.

Невоенные (нетрадиционные) угрозы

В соответствии со Стратегией-2010 угрозой экономической безопасности США является возможность нового мирового кризиса. Для предотвращения этой угрозы необходимо больше опираться на форум экономического сотрудничества G-20, включающий развивающиеся государства. Стабильность международной системы связывается с достижением баланса между спросом и предложением товаров на мировых рынках.
Угрозами для внутренней безопасности также названы терроризм, широкомасштабные кибератаки, естественные катастрофы, изменение климата и пандемии. Поскольку невозможно предотвратить каждую конкретную угрозу, необходимо развивать "эластичность" американского общества - способность адаптироваться к меняющимся условиям и быстро восстанавливаться от понесенного ущерба. Особую важность имеет защищенность киберпространства, поскольку от этого зависит и гражданский (личностная безопасность, экономика, торговля, инфраструктура жизнеобеспечения), и военный сектор.

Национальные интересы США

Национальные интересы США сформулированы в четырех пунктах:
·    Безопасность США, их граждан, а также союзников и партнеров США. Особое внимание уделено "Большому Среднему Востоку", где США будут по-прежнему опираться на союз с Израилем и содействовать мирному урегулированию арабо-израильского конфликта. США планируют скорейшее завершение военных операций в Ираке и постепенную передачу всех полномочий иракским властям, а также будут добиваться изменения курса политического руководства Ирана под угрозой усиления его изоляции.
·    Процветание, основанное на сильной, инновационной и растущей национальной экономике в условиях открытой международной экономической системы. Экономическое процветание - источник влияния США в мире в самом широком смысле, так как оно питает военную мощь и гарантирует успех дипломатии государства. Основные приоритеты, которым будет уделяться внимание - образование, энергетика, наука и технология, медицинское обслуживание. Конкурентоспособность в этих сферах на мировом уровне должна сделать США более привлекательными для инвестиций и притока специалистов. Важнейшие задачи в сфере энергетики - диверсификация источников поставок, инвестиции в инновации, использование технологий, не загрязняющих окружающую среду.
·    Уважение универсальных (демократических) ценностей на территории США и по всему миру. Как подчеркивается в документе, в основе лидерства США всегда был моральный авторитет, основанный на верности демократически идеалам и свободам. Авторитет строился на силе примера, а не навязывании своей системы. Падение авторитета США в последние годы было связано с отступлениями от этого принципа самими США. Ценностями нельзя жертвовать ради безопасности, иначе будут подорваны и первое, и второе.
·    Международный порядок, улучшенный за счет американского лидерства, которое обеспечит международный мир, безопасность и сотрудничество перед лицом глобальных вызовов. Так же как и после второй мировой войны перед США ставится задача создания международной системы, основанной на определенных правилах. Государства обязаны следовать этим правилам, либо окажутся в изоляции. Наряду с использованием санкций, США должны усиливать имеющиеся альянсы и военную мощь.
Обращает на себя внимание тот факт, что американское лидерство объявлено безусловно положительным, стабилизирующим фактором будущего мироустройства. В тексте Стратегии-2010 не разграничиваются по приоритетности национальные интересы США, союзников и дружественных государств. Не указаны критерии, по которым будет оцениваться необходимость и пропорциональность силовых действий в защиту национальных интересов. Настораживает также установка администрации Б. Обамы на то, чтобы считать США воплощением универсальных ценностей, которые должны быть (во чтобы то ни стало?) распространены по всему миру. Из новейшей истории США хорошо известно, чем оборачивались подобные "крестовые походы" как для тех стран, которые подвергались "демократизации", так и для самих США. К тому же, подобный акцент на универсализм во внешней политике США вряд ли будет способствовать снижению антиамериканских настроений в мире - задаче, которую перед собой поставила администрация Б. Обамы.
Согласно Стратегии-2010, условия применения военной силы включают в себя защиту США и их союзников, а также, в более широком ключе, - мира и безопасности в региональном и глобальном масштабе, включая случаи гуманитарных кризисов. При проведении военно-силовых действий США будут искать широкую международную поддержку, работая с такими институтами как НАТО и ООН. Кроме того, США сохраняют за собой право на односторонние действия при четком указании необходимости силовой акции, ее целей и возможных последствий. Очевидно, что описывая условия применения силы столь расплывчатым образом, по существу обходя вопрос о легитимности своих действий, США оставляют за собой возможность максимальной гибкости в принятии решений по использованию военной силы.

Отношения с другими центрами влияния

Стратегия-2010 не устанавливает особой системы региональных приоритетов международного курса Б. Обамы. Единственный регион, чья значимость подчеркнута особо - это "Большой Средний Восток". Остальные региональные приоритеты "растворены" в разделах документа, посвященным функциональным направлениям стратегии национальной безопасности США. Несмотря на отсутствие особо выраженной региональной "составляющей" Стратегии-2010, очевидно, что нынешняя администрация не собирается радикально менять курс предшествующих президентов. Налицо определенное снижение интереса Вашингтона к Европе, несмотря на риторику, содержащуюся как в самом документе, так и в выступлениях американских руководителей относительно важности этого континента для стратегических интересов США.
По мнению подавляющей части экспертов (как отечественных, так и зарубежных), главная проблема США - это "азиатское направление", т.е. страны, испытывающие влияние исламского радикализма. Это, прежде всего, войны в Афганистане и Ираке, антиамериканские настроения в Пакистане, иранская ядерная проблема, палестинский узел. Именно этому региональному аспекту и будет уделять администрация Б. Обамы главное внимание в обозримом будущем.
Помимо своих традиционных союзников (главным образом, по линии НАТО, а также в Восточной и Юго-Восточной Азии и Северной Америке), США намерены строить партнерские отношения с такими государствами как Китай, Индия (эти две страны стоят на первом месте в разделе о сотрудничестве с "другими центрами влияния"), Россия (ей отведено второе место), а также с набирающими мощь Бразилией, Южной Африкой, Индонезией. Как подчеркивается в Стратегии-2010, эти отношения будут учитывать взаимозависимость в современном мире и не должны строиться по принципу игры с "нулевой суммой". По существу за этим стоит признание роста влияния государств, имеющих быстроразвивающиеся экономики.
Что касается российского направления политики Вашингтона, то следует признать, что Стратегия-2010 принималась на фоне значительных усилий администрации Б. Обамы по "перезагрузке" отношений между двумя странами и определенных достижений в этой сфере. Особенно впечатляющими являются существенный прогресс в области контроля над вооружениями, а также налаживание тесных личных отношений между президентами двух стран.
Вместе с тем, язык соответствующего раздела Стратегии-2010, посвященного России, является весьма сдержанным, а сам раздел наполнен "шпильками" в адрес Москвы. Так, там содержится недвусмысленный намек на то, что США заинтересованы в "сильной, мирной и процветающей" России, но только в той, что "уважает международные нормы". То есть это следует понимать как то, что до этого Россия не уважала эти нормы? Тут же подчеркивается решимость США отстаивать "суверенитет и территориальную целостность соседей России". Стало быть, со стороны России исходит угроза её соседям? В снисходительном тоне говорится об американской поддержке внутрироссийским реформам (обеспечение верховенства закона, подконтрольность государства обществу, усвоение универсальных ценностей и пр.). Содержится настойчивое напоминание о давнем американском требовании к Москве: принять более активное участие в борьбе с экстремизмом в Афганистане. Все это не может вызвать определенной настороженности у российской стороны относительно искренности позиции администрации Б. Обамы и её готовности к дальнейшему углублению сотрудничества с Москвой.
* *
*
Стратегия национальной безопасности Б. Обамы была принята в условиях, когда остаются нерешенными целый ряд серьезных проблем внутренней и внешней политики США. Экономический кризис и его последствия не преодолены, а ситуация в Афганистане и Ираке нестабильна. Б. Обама сталкивается с серьезным сопротивлением республиканцев в обеих палатах конгресса и падением популярности среди населения. Авторитет и влияние США на мировые процессы снизились. В то же время ключевые фигуры нынешней администрации не имеют единой позиции по решению назревших проблем. Это и наложило отпечаток противоречивости на новую стратегическую доктрину США.
С одной стороны, импонирует стремление авторов этой доктрины избавиться от негативных черт политики Дж. Буша-мл., к числу которых относились ставка на односторонние действия и "силовые" методы при решении тех или иных мировых проблем; игнорирование международных организаций и норм международного права; невнимание к таким глобальным проблемам, как разоружение, охрана окружающей среды, преодоление разрыва в социально-экономическом развитии Севера и Юга; прессинг России "по всему полю", включая поддержку недружественных по отношению к Москве режимов в соседних странах, и т.д. Стратегия-2010 делает акцент на необходимость мирного решения самых сложных мировых проблем, многостороннее сотрудничество с участием всех заинтересованных стран и международных организаций, преодоление национального эгоизма и пр.
В то же время нельзя не видеть и определенных недостатков Стратегии-2010. Так, доктрину справедливо критикуют за несколько абстрактный характер. В ней много теоретизирования, мало конкретики (особенно в сфере военно-политической стратегии). В ней отсутствует четко определенная система региональных приоритетов США в сфере международной безопасности. Настораживает некоторая туманность в определении источников внешних угроз национальной безопасности США, что оставляет Вашингтону свободу рук в данной области, включая использование силы в международных отношениях. Вряд ли для мирового сообщества приемлемы претензии США на роль носителя универсальных ценностей, который, вдобавок ко всему, еще и собирается "экспортировать" их по всему миру.
Одним словом, складывается впечатление, что Стратегия-2010 отражает стремление администрации США придать идее американского лидерства более привлекательный вид в глазах иностранных партнеров и найти новые способы для возвращения США доминирующих позиций в мировой политике.

Конышев В.Н., Сергунин А.А.

www.viperson.ru

Док. 630620
Перв. публик.: 27.09.10
Последн. ред.: 05.06.12
Число обращений: 0

  • Сергунин Александр Анатольевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``