В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Бои местного значения Назад
Бои местного значения
Фильм в "Бой идут одни "старики" продолжает разговор о подвиге, героизме, верности, братстве и дружбе людей разных национальностей, о чувстве прекрасного у советского человека, его стремлении к красоте, которое не угасло и находило проявление даже в пору самых суровых испытаний Великой Отечественной войны. История жизни-подвига молодых отважных летчиков эскадрильи составляет сюжетную основу фильма. Прибытие на передовую выпускников летных училищ ускоренного выпуска, знающих только взлет и посадку, этих необстрелянных "желторотиков", знакомство их с фронтовыми буднями, со "стариками" эскадрильи, которым по двадцать два - двадцать три года, но которые идут в бой, чтобы защитить, отодвинуть опасность от своих юных друзей, процесс их взросления, мужания - все это эпизод за эпизодом разворачивается в волнующую летопись становления характера.

Знакомство с обаятельными героями фильма - умным и тонким капитаном Титаренко, молчаливым и внешне сдержанным Агишевым - Ромео из Ташкента, непосредственным и решительным Кузнечиком, веселым и смелым Щедроновым, добрым и заботливым Макарычем - укрепляет веру в то, что этих людей ни сломить, ни победить нельзя, потому что они, несмотря на индивидуальность и неповторимость своих характеров, объединены одной идеей - победить врага.

И "старики" и новое поколение - молодые люди, вступившие в бой за свободу и независимость своей Родины, за свое счастье и счастье грядущих поколений. Они гордятся своими подвигами, сбитыми фашистскими самолетами, но не хвастаются этим. Это их работа на войне, именно так их учит их командир эскадрильи Титаренко (Л. Быков). Когда один из летчиков радостно докладывает о сбитом им самолете: "Я сбил, я сбил, товарищ командир", Титаренко спокойно охлаждает его пыл: "Поздравляю с первой победой... Но между прочим... сбивать самолеты противника - это не подвиг. Это, так сказать, обязанность истребителей, наши будни..." Леонид Быков произносит эти слова тихим голосом, в его герое (хотя он и Герой Советского Союза), сбившем не один десяток гитлеровских асов, нет никакой рисовки перед летчиком, который испытал первую победу. Он просто считает, что первый удачный бой может вскружить голову молодому летчику, что он может подумать, что с противником в воздухе драться легко, просто. Титаренко же думает иначе. Хорошо, с трезвой головой и холодным расчетом может драться тот, кто овладел всеми секретами авиационного мастерства. Умением можно одолеть даже превосходящего по силам соперника. Плюс еще немного смекалки, хитрости. Коэмск считает даже, что в бой нужно идти весело, с песней, которая помогает бить врага, а потому и вся эскадрилья его "поющая". Так, не то в шутку, не то всерьез окрестили его однополчане, а самого комэска-2 прозвали Маэстро. Даже молодое-то пополнение Титаренко отбирает по принципу: можешь или не можешь петь, какие песни знаешь, чем вызывает недоуменные взгляды выпускников летной школы.

Для Титаренко в исполнении Быкова, ярком, достоверном, темпераментном, война - преходящее явление, а песня, музыка - вечные понятия, они душа солдата. Поэтому для него так близки и понятны слова, весь образный строй, сам смысл любимой в те суровые годы песни: "Кто сказал, что надо бросить песни на войне? После боя сердце просит музыки вдвойне!"

Быков рисует Титаренко не только боевым командиром, хорошим товарищем, веселым парнем, но, там где это нужно, суровым, даже беспощадным к тем своим друзьям-однополчанам, кто в какое-то мгновение струсил, вышел из боя, оставив товарища, не прикрыв его собой. Вспомните историю с летчиком Скворцовым и тот мужской жесткий разговор, который состоялся между ними.

Он серьезно повлиял на судьбу летчика, пошатнувшегося, струсившего, но обретшего себя, преодолевшего затем в себе страх. Титаренко не доложил об инциденте, поверил Скворцову. А такая вера много стоила во время войны, она окрыляла, вселяла силы, уверенность.

Монтаж сцен фильма с документальными кадрами, снятыми военными операторами во время боев за Днепр, достигает высокой степени убедительности. Авторам удалось изобразить "каждодневную" войну.

Фильм построен так, что зрителю кажется, что он видит художественное воплощение кинодокументов, а не обычный художественный фильм. Мы видим то, что в действительности случалось, хотя и нечасто, но в то же время и не было исключительным явлением. Этот фильм посвящен тем, кто в период войны поднялся в небо, но не вернулся обратно...

КАМШАЛОВ А. Бои местного значения // Героика подвига на экране: Военно-патриотическая тема в советском кинематографе. М.: 1986. С. 91-95.

http://www.russiancinema.ru/template.php?dept_id=15&e_dept_id=1&e_person_id=3980

Док. 630560
Перв. публик.: 23.09.00
Последн. ред.: 23.09.10
Число обращений: 0

  • Быков Леонид Федорович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``