В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
`Духовный бизнес в мире самый прибыльный после наркобизнеса` Назад
`Духовный бизнес в мире самый прибыльный после наркобизнеса`
В последние годы в обществе активизировались различного рода сектантские движения. Все чаще стала появляться рекламная информация о массовых медитациях и деятельности различных благотворительных организаций, которые проповедуют вероучения нового толка. Известный психотерапевт, кандидат психологических наук, один из разработчиков отечественной манипуляционной психологии и психотерапии, нанопсихологии , автор книг по психологии манипуляции, автор ряда телевизионных и издательских проектов Рамиль Рамзиевич Гарифуллин в беседе с журналистом Натальей Топал рассказал, какую опасность для общества может таить в себе псевдорелигиозная деятельность.

Как отличить секту от традиционного религиозного сообщества?

Р.Г.: Секты опасны тем, что в них существуют некоторые общие моменты с традиционными религиозными конфессиями. Это учение, трансформированное на основании религиозного. Например, какой-нибудь один пунктик несогласия с классическим толкованием "а мы идем вот так". А разница одна - в сектантское учение входит нечто, что завязано на эгоистических установках лидера. Это первое.

Второе - экономический и финансовый бизнес-прагматизм, то есть организаторы подгребают на свой расчетный счет материальные средства сектантов. Они используют определенные рычаги воздействия и манипуляции, чтобы люди вносили значительные средства в фонд секты. Например, были сектанты, которые продавали свои квартиры, чтобы совершить паломнические поездки на Землю Виссариона. В рамках сект существует значительное радикальное воздействие, внушение и межличностная групповая динамика, направленная на вербовку новичков. Там заранее отрабатываются психотехнологии группового общения по определенным программам.

Еще одно существенное отличие - в количестве. Сект существует очень много. Они маскируются под общественные или благотворительные организации, но в основе всегда лежит бизнес. Чтобы выжить, секты выходят за пределы религиозной деятельности. У них очень сильная и активная связь с бизнес-структурами. Туда вербуются различного рода представители, лидеры, политики, экономисты и т.д. Секта очень часто становится замаскированной формой решения политических и экономических бизнес-задач, то есть, она стала одним из современнейших и уникальных средств манипуляции политики. Таким образом, она, как раковая опухоль, врастает в общество.

Отмечу, что взаимоотношения традиционных религиозных конфессий с различного рода сектантскими организациями - вполне объективный процесс. Огромная конкуренция сект лишний раз позволяет официальным конфессиям поднимать религиозную планку и работать над собой, чтобы в них все было достойно, иначе есть сектанты, которые "съедят заживо", потому что с их стороны идет мощнейшая критика и гигантская пропагандистская работа. Я даже вижу в некой диалектике конфронтации сект и, так называемых, официальных религиозных конфессий позитив в плане развития официальных религий и пересмотра многих их моментов. А вот с точки зрения общества - это очень опасно, потому что сектантство обязательно несет человеческие жертвы. Ко мне часто обращаются за помощью родственники сектантов.

Какие категории людей чаще всего становятся жертвами сект?
Р.Г.: По статистике, в секты часто попадают психически больные, внушаемые, восприимчивые, легко поддающиеся гипнозу люди. Сектантская организация работает в направлении выявления в обществе слабых, эмоционально неустойчивых, легко подвергаемых манипуляции людей. Это еще одно важное отличие секты от религиозной конфессии. Для сектантов внушаемый и состоятельный клиент - лакомый кусок.

Вы можете привести какой-нибудь конкретный пример из своей практики?
Р.Г.: Например, я работал с бывшим студентом юрфака В., которому на момент нашей встречи исполнилось 20 лет. Парень посещал секту около года. Я сейчас точно не вспомню название секты, но я их даже и не запоминаю. Я просто этим не занимаюсь. Ну вот, начинается у нас диалог. В. начинает говорить мне всякие прописные истины о жизни, о ценностях своих, и я в процессе диагностики выявляю, что он легко поддается гипнозу, внушению и очень восприимчив. Далее тут же в кабинете демонстрирую, как я легко могу менять его позицию, его ощущения. "Боже мой, - говорю я В., - как же вы легко меняете свое мнение!". Я ему доказал сначала какая у него восприимчивая психика, и он с этим согласился. Затем объяснил, что подобным образом он может стать жертвой других манипуляций и не обязательно сект. "Но вам не повезло. Вы стали жертвой манипуляции секты", - добавил я. Этот парень, оказалось, имеет психоневротическое расстройство. Я ему доказал, что проблема не в определении в вероучении, а в том, что имеются психические и невротические расстройства. " А уже после этого у вас возникнет объективная оценка того вероучения, которым вы занимаетесь, - объясняю я, - давайте с этого начнем". Затем мы занимаемся психоанализом. Он начинает познавать себя, независимо от привязки к этому учению. Во время реабилитации я даже сначала поддерживаю это вероучение, но в дальнейшей работе я вообще не касаюсь его. Он ходит ко мне на сеансы, выговаривается и то, что он раньше получал в секте, он начинает получать от меня, то есть, невроз уходит. И вот наш В. уже объективно стал оценивать и секту, и все то, что его окружает. Это был первый этап.

На втором этапе я ему открыл механизмы манипуляции, и на примерах его взаимоотношений с представителями секты показал, в какие моменты им манипулировали. Он понял, что стал жертвой.

Порой бывает очень трудно вытащить человека из секты. Приходят, прежде всего, родители, которые столкнулись с отчуждением своих детей. Попавший в секту уже не воспринимает те ценности, которыми живет нормальная молодежь. Он не хочет учиться, не воспринимает родителей, которые преследуют, по его мнению, грешные цели. Он может настолько расковырять истоки грешного поведения своих родителей! Его же запрограммировали на то, чтобы он другими глазами взглянул на своих родных. После, когда он приходит ко мне в кабинет и начинает раскрывать свое видение, то мне приходиться разоблачать манипуляторов, которые на него воздействовали. В его глазах я должен быть круче их. Я, когда общаюсь с ним, мысленно представляю своих конкурентов, которые уже вправили ему мозги. Я всегда понимаю, что должен быть выше их. Я должен затронуть за живое, то есть за тот самый пунктик, в котором секта в своем учении не права. Для этого я опираюсь на философскую базу.

Одна моя знакомая недавно стала посещать церковь "Краеугольный камень". В Интернете много негативных материалов о вышеназванной организации. Когда я сообщила собеседнице, что на некоторых сайтах "Краеугольный камень" значится как секта, она довольно эмоционально рассказала, как они поют песни, собирают одежду для бездомных и спросила: "Что в этом плохого?". Действительно, что в этом плохого?
Р.Г.: Вся беда сект в том, что они оптимальным образом соединяют положительные, благотворительные мероприятия с уже определенными бизнес-планами. На первом этапе идет вхождение в доверие. Там есть своя программа открытости, духовности и т.д. Это прекрасно до определенного момента, когда начинают просить деньги, когда необходимо делать взносы, когда начинаются поборы. Особо проявившим себя на духовном поприще начинают давать задания по вербовке новичков, продаже специальной сектантской литературы, то есть, начинается деятельность, не соответствующая потребности прихожанина в секту. Вот, если он пять лет ходит и песенки поет, то пусть поет. Но, если на определенном этапе начинают давать задания, отправлять в командировки или что-то строить на благо церкви бесплатно, то это уже определенные эгоцентрические планы руководства секты. Очень важно отметить, что духовный бизнес в мире самый прибыльный и не затратный после наркобизнеса.

У всех есть духовные ценности, поэтому люди будут отдавать, вкалывать, выполнять задания. Духовная манипуляция - одна из сильнейших не затратных манипуляций в мире. На этом строится суть сект. Это же не нефть с газом добывать, это же не машины строить и не развивать промышленность, где надо вкладывать, чтобы добиться прибыли. Духовные манипуляции стали инструментом обогащения крупнейших предпринимателей в мире, которые, по сути, часто являются неверующими.

Я являюсь основоположником такого понятия, как "трансрелигия". С моей точки зрения - это такой этап развития религии, когда она связывается с другими сферами - политикой, экономикой, шоу-бизнесом и теряет свою суть. Религию сейчас все больше и больше извращают во благо обогащению, и она превращается в какой-то суррогат, замешанный на бизнесе. Конечно, свои экономические пунктики в религиозных сообществах присутствовали и раньше, но сейчас в религию входят на таком же уровне все другие сферы. Когда религия смешивается с наукой, политикой, экономикой и шоу-бизнесом, появляется суррогат.

Недавно в Казань приезжал Шри Шри Рави Шанкар. Это явное смешение шоу-бизнеса с религией. Люди сделали деньги. Там и баянисты были, и кто угодно. Как раз выход в тираже и есть "трансрелигия". Вот эти, например, бородатые люди, которые ходят пачками в хламидах. Миллиардными тиражами издаются священные книги. Это с одной стороны дискредитирует суть священного писания. Раньше, если у кого-то была книга, то все знали, что у него есть священное писание. Тираж изменяет ценность. В последнее время столько "пророков" развелось.

Появлению в городах Шри Шри Рави Шанкара предшествует мощная реклама. В нее входят материалы о благотворительной деятельности самого гуру и организации "Искусство жизни", лидером которой он является.
Р.Г.: Мифотворцы существовали всегда. Даже апостолы, пересказывая Иисуса, добавляли что-то от себя. Вот так образовалась Библия. В данном случае также присутствует мифотворчество и легенды с целью манипулирования людьми, чтобы вызвать определенные ощущения. В моей монографии "Иллюзионизм личности, как новая психологическо-философская концепция" сказано о том, что в человеке заложено желание заблуждаться. Мы и отличаемся от животных тем, что можем строить иллюзии, обманы и купаться в них.

В одной телепередаче на днях пояснили, что имя "Шри Шри Рави Шанкар" имеет две составляющие. Приставка "Шри Шри" переводится как " учитель учителей", а "Рави Шанкар" - имя известного индийского классика. А как вы объясните этот псевдоним?
Р.Г: Об этом уже говорили до меня в телесюжете на одном из местных телеканалов. Это все равно, что взять такой псевдоним, как " Гуру гур Александр Пушкин" и пропагандировать какое-нибудь неохристианское движение. Это известная манипуляция использования звука. У людей заложено в подсознании определенное имя, которое может воздействовать. Такое явление встречается в шоу-бизнесе. Люди берут псевдонимы из слов, которые уже раскручены, на слуху.

Как вы относитесь к сеансам массовой медитации?
Р.Г.: Во-первых, медитация и различного рода вхождения в состояния - это определенное воздействие на психику. Приблизительно 5-6 процентов людей очень внушаемых, которые могут войти в это состояние и не выйти. Те же самые сеансы Кашпировского показали, что даже при благих намерениях психотерапевтов некоторые люди попадали в такие состояния, что приходилось откачивать. Поэтому душе не прикажешь и зона риска есть всегда. Это опасно, а проконтролировать, будь это транс или гипноз, чистка, такое количество людей невозможно. Когда начинается плавная музыка, медленная речь, человек сразу начинает расслабляться и входить в транс, в состояние полудремоты, и может попасть в такое состояние, когда вдруг произойдет обострение психического заболевания, причем, иногда скрытого, и человек вообще может там остаться в сомнамбулическом состоянии. Одним словом, подобная практика стимулирует шизофренические приступы. С другой стороны, расслабление и релаксация в большинстве случаев полезна. Медитации должны проводиться в группе, но ведущий обязан держать ситуацию под контролем. Рави Шанкар, например, где-то там далеко, а где-то на 25 ряду что-то может произойти. Это же опасно.

Кто, по-вашему, должен заниматься развитием духовности?
Р.Г.: Сейчас в эпоху постмодернизма, в эпоху, когда идет глобализация многих процессов, необходим более высокий уровень ответственности человечества перед окружающим его миром. Сюда относятся вопросы и экологии. Мы живем в одном доме, и сами же создаем опасность для себя. Наше неграмотное поведение ведет к самоуничтожению. Надо решать проблему возрождения духовности и ответственности друг за друга. Тема морального облика человека в плане ответственности перед планетой решаема не обязательно в рамках религии. Ею необходимо заниматься в рамках других сфер, таких, как искусство, философия, наука. А такие категории, как неизведанное, всегда будут существовать потому, что мы не хозяева. Есть какие-то духовные мировые субстанции, механизмы, перед которыми разводят руки даже ученые. Это было и всегда будет, но в любом случае тема веры и тема Бога остается всегда.

С моей точки зрения, вопросами религии должно заниматься Министерство культуры. Религия - это часть культуры нашей страны. Для этого есть серьезное основание. Религия - это религиозная культура среди многих остальных культур. У нас отсутствует, как таковая, культура смерти, умирания, и поэтому главное звено в институтах умирания занимает религия. Этому же надо тоже учиться, а у нас этой сферой занимаются только служители культа.

Я давно добиваюсь того, чтобы культурологи преподавали не только культуру жизни, но и культуру умирания. К этому все и идет.

Беседовала Наталья ТОПАЛ.
viperson.ru

Док. 630468
Перв. публик.: 19.09.10
Последн. ред.: 11.02.11
Число обращений: 0

  • Гарифуллин Рамиль Рамзиевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``