В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Новости
Бегущая строка института
Бегущая строка VIP
Объявления VIP справа-вверху
Новости института
Иван Полынин: Ненависть там, где непонимание (ещё один взгляд на проблему напряжённости в русско-кавказских отношениях) Назад
Иван Полынин: Ненависть там, где непонимание (ещё один взгляд на проблему напряжённости в русско-кавказских отношениях)
Вводное слово

Пожалуй, сложно найти тему более чувствительную, чем межнациональные отношения. Особенно, если пытаться рассуждать здраво, отвлекаясь от лживой политкорректности. Есть огромный риск быть не понятым и задеть чьи-то национальные чувства. Поэтому, осознавая данное обстоятельство, постараюсь, как можно более объективно изложить свой взгляд на проблему.

Краткая предыстория конфликта

Отношения России и Северного Кавказа были нелёгкими с самого момента знакомства. Ещё с начала XIX века, когда войти в состав Российской империи решили Азербайджан и Грузия, множество горцев северных склонов Главного Кавказского хребта оказали ожесточённое сопротивление усиливающейся российской экспансии, невыбиваемой прослойкой засев между Россией и её новыми территориями. Так началась первая кавказская война (1817-1864 гг.).
Обе стороны были втайне рады новому этапу развития "добрососедских" отношений. Во-первых, и те, и другие делали богоугодное дело - боролись с неверными. Во-вторых, у мужской части кавказского населения, наконец, на долгие годы появилось настоящее мужское занятие, а у России еще одно место, куда можно было ссылать зарвавшихся в своей дерзости после победы над Наполеоном офицеров и расхулиганившихся поэтов (1).

Война, длившаяся почти полвека и завершившаяся присоединением Кавказа к России, зажгла хромосомный огонь ненависти в обоих народах, на долгие годы. И в этом сложно кого-то обвинить. Ни вчерашних крестьян и помещиков, вынужденных сражаться за безопасность своей родины от Османской Империи. Ни горцев, единственная провинность которых состояла в том, что они не захотели вовремя "подружиться" с Россией. Обе стороны успели причинить друг другу столько зла, что и пересказывать лишний раз не хочется. Ну а при желании прочувствовать атмосферу тех лет перечитайте толстовского Хаджи-Мурата.

Стоит лишь отметить, что "бомба" заложенная ешё в XIX веке, сдетонировала во время Великой отечественной войны. Желание возмездия за давно причинённые обиды привело многих кавказцев в ряды фашистской армии. Реакция же небезызвестного И.В. Сталина тоже последовала незамедлительно. Он был очень далёк от философии непротивления злу насилием и, поэтому в 1944 году, введя части НКВД, в 3 недели выселил непокорные народы с их исторических территорий. Однако, права на них оставил за изгнанниками, очевидно, не рассчитывая, что кто-нибудь, когда-нибудь сможет вернуться...

Практически все по сей день существующие на Кавказе конфликты, связанные с земельным переделом, были заложены именно в советское время. Из-за регулярного и зачастую некомпетентного административно-территориального переустройства Кавказа, теперь нередки ситуации, когда на одну и ту же территорию могут претендовать несколько соседствующих республик. Так, Пригородный район современной ЧР в разное время был ингушским (1924), чеченским (1936, 1957) и осетинским (Северная Осетия 1944). Из-за чего все вышеуказанные субъекты предъявляют на него свои права.

Сегодня же, идут постоянные дискуссии об очертаниях границ Дагестана, Ставропольского края. Не до конца урегулированы границы между Республикой Ингушетия и Чеченской Республикой, между Чечней и Дагестаном постоянно вспыхивают земельные споры в высокогорных районах за пастбища для скота (2)...

И не стоит забывать, что кроме этих, нескончаемых локальных "междусобойчиков" за последние 20 лет уже успело пройти как минимум 3 кавказских войны, ну никак не добавивших межнационального согласия. А активность экстремистов и теракты не утихают и до сегодняшнего дня.

Что мы имеем?

Но, цель этой статьи, отнюдь не попытка выяснить: "Кто больше виноват?". На этот вопрос ответят историки и политики. Куда важнее обозначить, уже существующую дилемму в русско-кавказских отношениях. А состоит она в следующем.

На сегодняшний день наш многонациональный российский социум крайне разрознен. В нём властвуют субкультуры - то есть миниобщества со своими особыми ценностями и стереотипами. Это и некие неформалы, футбольные фанаты, "солнцевские", "питерские" и др., а могут быть и этнические диаспоры. Смысл в том, что, обладая достаточно крепкой внутренней связью, неважно профессиональной ли, национальной, субкультуры входят в российское общество, как нож в масло и могут делать с ним всё что угодно.

Чувствуя же проникновение в общество этнической субкультуры, многие русские (как титульная нация) стремятся отгородиться от потенциальной угрозы культуре своей, и без того пострадавшей. Включается этот рефлекс самосохранения бессознательно даже у людей от национализма очень далёких. В каких случаях? При соприкосновении с более прочными традициями. Вернее с их внешней формой. В нашем случае: с лезгинкой на центральных улицах, громкой нерусской речью и футболками с надписью в духе: "Кавказ рулит".

Но можно с уверенностью сказать, что такой проблемы не было бы, не стесняйся русские также свободно танцевать свои национальные танцы, не растеряй наша нация бескрайнее почтение предков, не поддерживай многие русские о себе миф как о диких, вечно пьяных и неотёсанных. У нас богатейшая культура, но беда не только в том, что мы её не знаем - мы её не чувствуем! Не чувствуем себя единым народом. Кроме того, стоит понять, что лезгинка на улицах - это не всегда вызов российскому обществу. Но в первую очередь - это попытка многих кавказцев почувствовать себя "как дома" в той стране, которая силой оружия оставила их малую родину в составе своей территории. И чем сильнее общество будет это не принимать, тем громче будет "Асса!" звучать на улицах российских городов.
Каков вывод? Ещё в начале 90-х, русским и кавказцам было бы неплохо остудить взаимную неприязнь. Пожить порознь несколько поколений, чтобы подзабыть причинённое друг другу зло; не допустить тех войн, которые унесли столько жизней с обеих сторон. Но... история не знает сослагательного наклонения, время, когда это можно было сделать, уже безнадёжно упущено и любая попытка разделиться сейчас, приведёт к ещё одной кровавой трагедии. Мы слишком сильно друг к другу приросли. Не верите? Посмотрите на российские офисы, магазины, рынки, школы, вузы - вы везде обнаружите удивительную полиэтничность.

И не стоит слушать кликуш, с обеих сторон призывающих к чистоте расы. Если бы наши предки руководствовались этим соображением, то территорию современной России так и населяли бы древляне, бужане, нохчо и.т.д. Нация - понятие психологическое, а не этнографическое. Оно объединяет представителей множества народов в единое общество, скреплённое совместными целями и идеями, которые ещё предстоит выстрадать, если мы не хотим захлебнуться в межнациональной розни и ненависти.

_________________________________________________________________________________
1. Задорнов М.Н. Этот безумный безумный мир.

2. Липина С.А. Социальные корни криминализации экономики регионов Северного Кавказа. 25.09.2008. www.viperson.ru


www.viperson.ru

viperson.ru

Док. 630412
Перв. публик.: 17.09.10
Последн. ред.: 13.10.10
Число обращений: 0

  • Полынин Иван Михайлович (Сергеев)

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``