В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Выбор в пользу мужской профессии был сделан Мариной Голдовской сознательно и ответственно Назад
Выбор в пользу мужской профессии был сделан Мариной Голдовской сознательно и ответственно
Выбор в пользу мужской профессии (кинооператор) и специализации, предполагающей согласие на компромисс (документалистика), в конце пятидесятых был сделан Мариной Голдовской сознательно и ответственно. Она приняла правила игры советского неигрового кино: не ходила в диссидентах от публицистики, не стремилась во что бы то ни стало за флажки, не протаскивала контрабандой запретное. Успешный автор десятков фильмов, построенных на излюбленном методе длительного и пристального репортажного наблюдения за человеком, М. Г. с равной охотой и любопытством портретировала, скажем, безвестных рабочих-стеклодувов и именитых мастеров совкультуры, заранее смиряясь со всевластием полуправды и не выказывая мучений от невозможности безоглядного прямого высказывания. Но именно М. Г. одной из первых в своей профессии поспела к открытию шлюзов, именно она сняла Архангельского мужика и Власть Соловецкую - фильмы для перестроечной документалистики принципиальные. Мифология нового времени определила "архангельского мужика" в один ряд с "гласностью", "демократией" и "перестройкой", он стал именем нарицательным, весомым аргументом в споре новаторов с ретроградами. Этот фильм про Николая Сивкова с хутора Красная Горка - человека от самой что ни на есть земли, имеющего на любой предмет свое собственное непокорное мнение, - возвращал достоинство обесцененному термину "экранная публицистика". Как и Власть Соловецкая - с ее строгостью подлинной летописи (фильм повествует о соловецком лагере особого назначения - первом лагере "Архипелага ГУЛАГ") и аскетичной незаметностью художественных средств. Сегодня М. Г. живет в России и США, продолжает активно работать (в том числе немало по заказу иностранных телекомпаний), но если десять лет назад об Архангельском мужике и Власти Соловецкой благодаря телеэфиру знала или хотя бы слышала вся страна, то новые фильмы, пусть и показанные по телевидению, не известны даже большинству коллег.

КУЗНЕЦОВ Александр. Новейшая история отечественного кино. 1986-2000. Кино и контекст. Т. I. СПб, "Сеанс", 2001

http://www.russiancinema.ru/template.php?dept_id=15&e_dept_id=1&e_person_id=210

Док. 629941
Перв. публик.: 07.09.01
Последн. ред.: 07.09.10
Число обращений: 0

  • Голдовская Марина Евсеевна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``