В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Век шествует путем своим железным Назад
Век шествует путем своим железным
Интервью ректора Литературного института им. А.М. Горького Б.Н. Тарасова газете "Вузовский вестник", N7

Нa том месте, где находится особняк Литинститута, в 20-х годах прошлого века размещались писательские организации и Литературный музей. В залах выступали Блок, Маяковский, Есенин. Во флигелях жили Платонов, Иванов, Мандельштам, Пастернак. Кроме того, здание Литинститута фигурирует и в знаменитом булгаковском романе "Мастер и Маргарита" как "Дом Грибоедова", О том, что такая богатая и разнообразная литературная традиция ко многому обязывает и почему независимо от смены власти конкурс в Литературном институте один из самых высоких в стране рассказывает новый ректор Литературного института им. А.М. Горького, доктор филологических наук, писатель Борис Тарасов

- Борис Николаевич, исходя из Вашего двадцатилетнего периода работы в вузе, как Вы оцениваете место и значение Литературного института в нашей культуре?

- Литературный институт в следующем году будет праздновать свое 75-летие, и я должен сказать, что история нашего института - это история литературы XX века, ведь выпускниками вуза были очень известные писатели, часть из них были преподавателями. Так, в разные годы здесь учились (а затем некоторые из них пре-подавали) такие знаменитые люди, как Сергей Михалков , Юрий Бондарев , Владимир Солоухин, Чингиз Айтматов, Расул Гамзатов, Виктор Розов , Евгений Долматовский, Василий Белов и многие другие.

В институте сосуществуют разные творческие направления, пе-ревеса или диктата одного, пусть и завещанного очень талантли-вым художником слова, нет.

Был в истории вуза такой период, когда мы были подведомствен-ны Союзу писателей, были и тяжелые времена, так в эпоху пере-стройки студентов было мало, люди не знали куда податься, как планировать свою жизнь. Даже был, правда, очень непродолжи-тельный период, когда количество студентов резко сократилось, потом ситуация изменилась, конкурс стал повышаться и довольно существенно.

Так, очень высоким он был в прошлом году: на "поэзию" -16 человек на место, на "прозу" -10, причем охват регионов очень боль-ной.

Мы целенаправленно выявляем талантливых людей по всей Рос-сии: связываемся с писательскими организациями, специализированными школами, различными молодежными объединениями. Ведь порой, многие из них даже не знают о существовании нашего вуза! Поэтому я считаю необходимым доводить эту информацию до вcex уголков России, до всей художественно одаренной молодежи.

- А чем Литинститут интересен для абитуриентов, как Вы считаете? И можно ли научить быть писателем?

- Если говорить о нашем традиционном образовании, оно на самом деле нетрадиционно и сочетает в себе две основные составляющие образовательного процесса. Это собственно литературное мастерство, которое оттачивается на творческих семинарах по прозе и поэзии, критике и драматургии, детской литературе - это одна составляющая. А вторая составляющая - это очень широкое гуманитарное образование и многообразная универси-тетская программа филологического профиля: языкознание, рус-ский язык, старославянский, отечественная и зарубежная литера-тура, отечественная и зарубежная история, философия, культуро-логия, иностранные языки и т.п. Это все составляет уникальность нашего образования. Этот симбиоз и дает возможность нашим выпускникам трудоустраиваться после пятилетнего обучения в вузе, ведь не каждый станет писателем. Хотя, по большому счету, если нет таланта, на писателя выучить нельзя. Но для таланта нуж-ны условия, и наша задача их создать.

- А где-нибудь еще в мире учат на писателя?

- Чтобы в отдельном вузе - такого опыта нигде нет. В США при университетах работают специализированные отделения. В Лей-пциге - открыт Литературный институт. Однако университетского гуманитарного образования подобные отделения не дают.

На Западе, если брать гуманитарную сферу образования, то оно узкоспециализированное. Можно изучать, писать диссертацию по творчеству какого-нибудь писателя, детально разбирать по одно-му произведению, без контекста, без общекультурной канвы. По-добные курсы, на которых нужно набрать определенное количе-ство балов, недостаточно системны.

- Если рассматривать ваш вуз в образовательном процес-се, был бы интересен ваш взгляд на процесс модернизации высшей школы. Какова Ваша позиция?

- Мы, в силу специфики нашего вуза склонны к тому, чтобы не нарушать традиционно сложившуюся систему образования, кото-рая проверена и ценится за рубежом. Мы считаем, что не стоит ломать то, что хорошо работает и дает свои результаты. Ну что зна-чит бакалавр в Литературном институте или консерватории? Это тот, кто плохо играет, потому что не доучился, а вот магистр, тот хорошо играет, особенно на бис. Так что ли?

Все творческие и не только творческие вузы пытаются доказать правильность традиционного образования. К тому же западная модель образования недостаточно хорошо продумана и не совсем подходит для российских условий. Неизвестно, что будет с наши-ми выпускниками-бакалаврами за границей, да и в России, боюсь, их будут считать недоучками.

Что касается ЕГЭ, то в прошлом году это нас не коснулось, в этом году будет русский язык, посмотрим, как это на нас отразится и насколько будет применимо.

Принимая экзамены, я вижу: знание классики у абитуриентов по-рой удручающее. Они гораздо с большим пиететом относятся к писателям "серебряного века", но и "Золотой век" русской лите-ратуры должен присутствовать в школьной программе в макси-мальном объеме. Наши преподаватели с печалью наблюдают, как падает статус классики. Восстановить его - задача очень сложная. Культурный "бульон", в котором варятся наши школьники, стано-вится все жиже и жиже.

- В последнее время наблюдается тенденция по сокраще-нию часов на литературу и русский язык в школе, достаточно ли знаний у нынешних абитуриентов?

- Если говорить, в общем, то результаты нынешних реформ в сфере образования оптимизма не внушают. Что касается нынеш-него школьного образования, то нам в институте приходится его значительно дорабатывать, поскольку школьных знаний по литературе недостаточно. Это связано либо с некачественным обра-зованием, либо с резким сокращением часов по русскому и лите-ратуре.

Причем тенденция к сокращению часов на литературу и русский язык, судя по всему, будет усугубляться, а часы на иностранные языки будут увеличиваться. Никто не умоляет значимости иност-ранных языков в современном мире, но делать это в ущерб род-ному языку крайне не осмотрительно. Недавно прозвучали циф-ры, что количество часов по учебным планам Министерства обра-зования и науки составит в сумме 200 часов, а на английский и дру-гие языки 400! Выходит, что создаются условия подготовки буду-щих специалистов сферы обслуживания и туризма для Запада. При этом забывают о своих корнях и культуре. Подобная неосмотри-тельная деятельность в сфере образования в дальнейшем косвен-но грозит развалом не только культуры и языка, но и нашего мен-талитета, если хотите, то патриотизма.

- Парадокс в том, что в стране объявлен Год Русского языка...

- Нельзя забывать, что язык это душа, культура, личность и духов-ное начало. Утрата языковых и культурных основ всегда приводит к серьезным, но не всегда желательным последствиям. Язык требу-ет планомерной, постоянной систематичной работы, связанной с терапией, лечением языка, своего рода просветительской работы. В нашем вузе подобная работа ведется планомерно, на различного рода семинарах, где происходит оценка различных авторов, их язы-ка, всех смысловых и иных сторон их творчества. Мы стремимся научить наших студентов всесторонне мыслить и анализировать все явления языка, а это и представляет собой естественную работу по сохранению родного языка, и всячески популяризируем русский язык, выявляя все его достоинства во время занятий.

- Если можно, раскройте планы на будущее.

- В первую очередь, мы собираемся воссоединить наш образо-вательный процесс еще с двумя направлениями: это с культурно-просветительской и серьезной научно-исследовательской рабо-той. Необходимо, чтобы разные направления: философия, лите-ратура, искусство, история, а также отдельные литературные те-чения интегрально изучались вместе, то есть комплексно в исто-рическом процессе и в связи с современностью, чтобы при этом выявлялась неповторимость нашей отечественной цивилизации, культуры. Это очень важно для осознания, внятного развития куль-туры и вообще страны в период духовных, социальных, нравствен-ных кризисов и самобытного писательского развития.

Вторая наша задача обусловлена тем, что Литинститут существует в достаточно стесненных рамках: у нас один административный корпус и небольшое здание, где размещается заочное отделение. Поэтому, необходимы строительство, расширение. Конечно, к 75-летию этого построить не удастся, сейчас мы стремимся, чтобы нас включили в целевую федеральную программу, которая рассчи-тана на 2006-2010 годы, обращаемся в наши федеральные орга-ны для того, чтобы эти задачи решить. Здания Литинститута очень старые и не очень приспособлены для современного учебного про-цесса. Они никогда толком не ремонтировались. Есть планы пост-ройки здесь же, на нашей территории, нового корпуса. Если все пойдет хорошо, откроем при "Лите" Институт русской культуры. Как это ни странно, такого в России до сих пор нет. Сейчас мы нахо-димся в процессе "пробивания", движение идет, и, конечно, по-стараемся, чтобы все завершилось положительным результатом.

- Литинститут - кузница талантов, можете ли Вы назвать в современной отечественной литературе классика современ-ности, чье имя на века останется в истории русской литера-туры?

- Меня всегда смущали такие вопросы. Прогнозы - дело не-благодарное, потому как главный судья здесь все-таки - время. Оно просеивает и ставит все на свои места. Это с одной стороны, а с другой стороны ставить в один ряд с классиками наших совре-менников очень трудно. Не зря же существуют такие понятия как "золотой век", "серебряный век"....

- А на Ваш взгляд, какой век проживает современная лите-ратура? Явно, что не "платиновый"...

- Когда-то давным-давно, вскоре после гибели Пушкина, дру-гой великий поэт Евгений Баратынский писал: "Век шествует пу-тем своим железным. В сердцах корысть..."

Думаю, что все же век сейчас "железный", и качество культуры соответствует этому названию, к сожалению, это общая тенден-ция. А все, что из нее выбивается и "питается" той традицией, ко-торая составляет век "золотой культуры", существует вне культу-ры молодежной.

- Вы можете выделить нынешние тенденции в литературе?

- Долгое время доминировал и был весьма популярен постмо-дернизм, а сейчас набирает силу направление, которое мы тради-ционно называем реалистическим течением. Его смысл - углубле-ние во внутренний мир человека, стремление найти и определить источники духовного кризиса и пути выхода из него, что совершен-но несвойственно постмодернизму. Нынешняя тенденция в литературе радует своим обращением к жизни, человеку, к окружаю-щему миру, позитивным настроем.

Современный реализм это не просто описательность, а поиск глубинных смыслов. Реализм нынешний близок к реализму Досто-евского.

- Как известный специалист по Достоевскому, скажите, почему он также актуален и что такого знал о натуре челове-ка, если больше ста лет назад рассказал нам в подробнос-тях, какие беды грозят России в третьем тысячелетии?

- Главный секрет Достоевского: внимание к внутреннему миру человека, к его двойственности и противоречивости. Он видел, как новые идеи, которыми болело современное ему общество, сра-щиваются с человеческими страстями: неизбывным эгоизмом, корыстью, завистью, честолюбием. Именно благодаря своему ре-ализму Достоевский остается популярным до сих пор.

Современное общество во многом опирается на конкуренцию, борьбу, корыстолюбие, это те чувства и качества, о которых талан-тливо писал Достоевский. Если в человеке начинают преобладать темная сущность его души, то человек и общество погибают. Толь-ко глубокие мысли, выраженные талантливым словом, могут фор-мировать личность и научить человека разбираться в жизни. Клас-сика - это основа самосохранения нации в ситуации, когда мас-совая культура заполняет сознание не только учащихся, но и педа-гогов. Мало кто понимает, для чего все эти инновационные рево-люции, скачки в экономике и технике, если человеку от этого не лучше. А классическая литература дает ответ на подобные вопро-сы. Ее можно многократно перечитывать и, каждый раз читая, на-пример, "Бесов", понимаешь, что на место его героев можно по-ставить наших современников. Вот и сейчас мы увлечены внешни-ми изменениями в России, но не интересуемся тем, как меняется внутренний мир человека. А новое опять опирается на своекорыс-тие и сребролюбие. Поэтому абсолютно разные люди: уголовник, губернатор и прекраснодушный либерал, оказываются в одной ко-манде. Совсем по Достоевскому.

- Скажите, а Ваши студенты много читают?

- Одни больше, другие меньше. К сожалению, вся окружающая жизнь демонстрирует другие ценности. А среди самих студентов порою бытует точка зрения, что талант сам себя "вытащит": читать не обязательно. К тому же опыт других "инженеров человеческих душ" будто бы мешает быть оригинальным. Между тем мир не зна-ет писателей, "выезжавших" только на таланте. Иногда делают лож-ные ссылки на Шукшина, Рубцова, Есенина. Но они лишь "играли" в необразованность, а на самом деле обладали обширными позна-ниями и использовали литературный опыт предшественников. К счастью, многие студенты понимают созидательную значимость этого опыта.

Интервью взяла Наталья КУСТОВА


http://www.litinstitut.ru/index.php?area=1&p=news&newsid=134

Док. 629748
Перв. публик.: 01.05.10
Последн. ред.: 01.09.10
Число обращений: 0

  • Айтматов Чингиз Торекулович
  • Михалков Сергей Владимирович
  • Розов Виктор Сергеевич
  • Солоухин Владимир Алексеевич
  • Бондарев Юрий Васильевич
  • Гамзатов Расул Гамзатович
  • Тарасов Борис Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``