Интервью ректора Литературного института им. А.М. Горького Б.Н. Тарасова газете "Вузовский вестник", N7
Нa том месте, где находится особняк Литинститута, в 20-х годах прошлого века размещались писательские организации и Литературный музей. В залах выступали Блок, Маяковский, Есенин. Во флигелях жили Платонов, Иванов, Мандельштам, Пастернак. Кроме того, здание Литинститута фигурирует и в знаменитом булгаковском романе "Мастер и Маргарита" как "Дом Грибоедова", О том, что такая богатая и разнообразная литературная традиция ко многому обязывает и почему независимо от смены власти конкурс в Литературном институте один из самых высоких в стране рассказывает новый ректор Литературного института им. А.М. Горького, доктор филологических наук, писатель Борис Тарасов
- Борис Николаевич, исходя из Вашего двадцатилетнего периода работы в вузе, как Вы оцениваете место и значение Литературного института в нашей культуре?
- Литературный институт в следующем году будет праздновать свое 75-летие, и я должен сказать, что история нашего института - это история литературы XX века, ведь выпускниками вуза были очень известные писатели, часть из них были преподавателями. Так, в разные годы здесь учились (а затем некоторые из них пре-подавали) такие знаменитые люди, как Сергей Михалков , Юрий Бондарев , Владимир Солоухин, Чингиз Айтматов, Расул Гамзатов, Виктор Розов , Евгений Долматовский, Василий Белов и многие другие.
В институте сосуществуют разные творческие направления, пе-ревеса или диктата одного, пусть и завещанного очень талантли-вым художником слова, нет.
Был в истории вуза такой период, когда мы были подведомствен-ны Союзу писателей, были и тяжелые времена, так в эпоху пере-стройки студентов было мало, люди не знали куда податься, как планировать свою жизнь. Даже был, правда, очень непродолжи-тельный период, когда количество студентов резко сократилось, потом ситуация изменилась, конкурс стал повышаться и довольно существенно.
Так, очень высоким он был в прошлом году: на "поэзию" -16 человек на место, на "прозу" -10, причем охват регионов очень боль-ной.
Мы целенаправленно выявляем талантливых людей по всей Рос-сии: связываемся с писательскими организациями, специализированными школами, различными молодежными объединениями. Ведь порой, многие из них даже не знают о существовании нашего вуза! Поэтому я считаю необходимым доводить эту информацию до вcex уголков России, до всей художественно одаренной молодежи.
- А чем Литинститут интересен для абитуриентов, как Вы считаете? И можно ли научить быть писателем?
- Если говорить о нашем традиционном образовании, оно на самом деле нетрадиционно и сочетает в себе две основные составляющие образовательного процесса. Это собственно литературное мастерство, которое оттачивается на творческих семинарах по прозе и поэзии, критике и драматургии, детской литературе - это одна составляющая. А вторая составляющая - это очень широкое гуманитарное образование и многообразная универси-тетская программа филологического профиля: языкознание, рус-ский язык, старославянский, отечественная и зарубежная литера-тура, отечественная и зарубежная история, философия, культуро-логия, иностранные языки и т.п. Это все составляет уникальность нашего образования. Этот симбиоз и дает возможность нашим выпускникам трудоустраиваться после пятилетнего обучения в вузе, ведь не каждый станет писателем. Хотя, по большому счету, если нет таланта, на писателя выучить нельзя. Но для таланта нуж-ны условия, и наша задача их создать.
- А где-нибудь еще в мире учат на писателя?
- Чтобы в отдельном вузе - такого опыта нигде нет. В США при университетах работают специализированные отделения. В Лей-пциге - открыт Литературный институт. Однако университетского гуманитарного образования подобные отделения не дают.
На Западе, если брать гуманитарную сферу образования, то оно узкоспециализированное. Можно изучать, писать диссертацию по творчеству какого-нибудь писателя, детально разбирать по одно-му произведению, без контекста, без общекультурной канвы. По-добные курсы, на которых нужно набрать определенное количе-ство балов, недостаточно системны.
- Если рассматривать ваш вуз в образовательном процес-се, был бы интересен ваш взгляд на процесс модернизации высшей школы. Какова Ваша позиция?
- Мы, в силу специфики нашего вуза склонны к тому, чтобы не нарушать традиционно сложившуюся систему образования, кото-рая проверена и ценится за рубежом. Мы считаем, что не стоит ломать то, что хорошо работает и дает свои результаты. Ну что зна-чит бакалавр в Литературном институте или консерватории? Это тот, кто плохо играет, потому что не доучился, а вот магистр, тот хорошо играет, особенно на бис. Так что ли?
Все творческие и не только творческие вузы пытаются доказать правильность традиционного образования. К тому же западная модель образования недостаточно хорошо продумана и не совсем подходит для российских условий. Неизвестно, что будет с наши-ми выпускниками-бакалаврами за границей, да и в России, боюсь, их будут считать недоучками.
Что касается ЕГЭ, то в прошлом году это нас не коснулось, в этом году будет русский язык, посмотрим, как это на нас отразится и насколько будет применимо.
Принимая экзамены, я вижу: знание классики у абитуриентов по-рой удручающее. Они гораздо с большим пиететом относятся к писателям "серебряного века", но и "Золотой век" русской лите-ратуры должен присутствовать в школьной программе в макси-мальном объеме. Наши преподаватели с печалью наблюдают, как падает статус классики. Восстановить его - задача очень сложная. Культурный "бульон", в котором варятся наши школьники, стано-вится все жиже и жиже.
- В последнее время наблюдается тенденция по сокраще-нию часов на литературу и русский язык в школе, достаточно ли знаний у нынешних абитуриентов?
- Если говорить, в общем, то результаты нынешних реформ в сфере образования оптимизма не внушают. Что касается нынеш-него школьного образования, то нам в институте приходится его значительно дорабатывать, поскольку школьных знаний по литературе недостаточно. Это связано либо с некачественным обра-зованием, либо с резким сокращением часов по русскому и лите-ратуре.
Причем тенденция к сокращению часов на литературу и русский язык, судя по всему, будет усугубляться, а часы на иностранные языки будут увеличиваться. Никто не умоляет значимости иност-ранных языков в современном мире, но делать это в ущерб род-ному языку крайне не осмотрительно. Недавно прозвучали циф-ры, что количество часов по учебным планам Министерства обра-зования и науки составит в сумме 200 часов, а на английский и дру-гие языки 400! Выходит, что создаются условия подготовки буду-щих специалистов сферы обслуживания и туризма для Запада. При этом забывают о своих корнях и культуре. Подобная неосмотри-тельная деятельность в сфере образования в дальнейшем косвен-но грозит развалом не только культуры и языка, но и нашего мен-талитета, если хотите, то патриотизма.
- Парадокс в том, что в стране объявлен Год Русского языка...
- Нельзя забывать, что язык это душа, культура, личность и духов-ное начало. Утрата языковых и культурных основ всегда приводит к серьезным, но не всегда желательным последствиям. Язык требу-ет планомерной, постоянной систематичной работы, связанной с терапией, лечением языка, своего рода просветительской работы. В нашем вузе подобная работа ведется планомерно, на различного рода семинарах, где происходит оценка различных авторов, их язы-ка, всех смысловых и иных сторон их творчества. Мы стремимся научить наших студентов всесторонне мыслить и анализировать все явления языка, а это и представляет собой естественную работу по сохранению родного языка, и всячески популяризируем русский язык, выявляя все его достоинства во время занятий.
- Если можно, раскройте планы на будущее.
- В первую очередь, мы собираемся воссоединить наш образо-вательный процесс еще с двумя направлениями: это с культурно-просветительской и серьезной научно-исследовательской рабо-той. Необходимо, чтобы разные направления: философия, лите-ратура, искусство, история, а также отдельные литературные те-чения интегрально изучались вместе, то есть комплексно в исто-рическом процессе и в связи с современностью, чтобы при этом выявлялась неповторимость нашей отечественной цивилизации, культуры. Это очень важно для осознания, внятного развития куль-туры и вообще страны в период духовных, социальных, нравствен-ных кризисов и самобытного писательского развития.
Вторая наша задача обусловлена тем, что Литинститут существует в достаточно стесненных рамках: у нас один административный корпус и небольшое здание, где размещается заочное отделение. Поэтому, необходимы строительство, расширение. Конечно, к 75-летию этого построить не удастся, сейчас мы стремимся, чтобы нас включили в целевую федеральную программу, которая рассчи-тана на 2006-2010 годы, обращаемся в наши федеральные орга-ны для того, чтобы эти задачи решить. Здания Литинститута очень старые и не очень приспособлены для современного учебного про-цесса. Они никогда толком не ремонтировались. Есть планы пост-ройки здесь же, на нашей территории, нового корпуса. Если все пойдет хорошо, откроем при "Лите" Институт русской культуры. Как это ни странно, такого в России до сих пор нет. Сейчас мы нахо-димся в процессе "пробивания", движение идет, и, конечно, по-стараемся, чтобы все завершилось положительным результатом.
- Литинститут - кузница талантов, можете ли Вы назвать в современной отечественной литературе классика современ-ности, чье имя на века останется в истории русской литера-туры?
- Меня всегда смущали такие вопросы. Прогнозы - дело не-благодарное, потому как главный судья здесь все-таки - время. Оно просеивает и ставит все на свои места. Это с одной стороны, а с другой стороны ставить в один ряд с классиками наших совре-менников очень трудно. Не зря же существуют такие понятия как "золотой век", "серебряный век"....
- А на Ваш взгляд, какой век проживает современная лите-ратура? Явно, что не "платиновый"...
- Когда-то давным-давно, вскоре после гибели Пушкина, дру-гой великий поэт Евгений Баратынский писал: "Век шествует пу-тем своим железным. В сердцах корысть..."
Думаю, что все же век сейчас "железный", и качество культуры соответствует этому названию, к сожалению, это общая тенден-ция. А все, что из нее выбивается и "питается" той традицией, ко-торая составляет век "золотой культуры", существует вне культу-ры молодежной.
- Вы можете выделить нынешние тенденции в литературе?
- Долгое время доминировал и был весьма популярен постмо-дернизм, а сейчас набирает силу направление, которое мы тради-ционно называем реалистическим течением. Его смысл - углубле-ние во внутренний мир человека, стремление найти и определить источники духовного кризиса и пути выхода из него, что совершен-но несвойственно постмодернизму. Нынешняя тенденция в литературе радует своим обращением к жизни, человеку, к окружаю-щему миру, позитивным настроем.
Современный реализм это не просто описательность, а поиск глубинных смыслов. Реализм нынешний близок к реализму Досто-евского.
- Как известный специалист по Достоевскому, скажите, почему он также актуален и что такого знал о натуре челове-ка, если больше ста лет назад рассказал нам в подробнос-тях, какие беды грозят России в третьем тысячелетии?
- Главный секрет Достоевского: внимание к внутреннему миру человека, к его двойственности и противоречивости. Он видел, как новые идеи, которыми болело современное ему общество, сра-щиваются с человеческими страстями: неизбывным эгоизмом, корыстью, завистью, честолюбием. Именно благодаря своему ре-ализму Достоевский остается популярным до сих пор.
Современное общество во многом опирается на конкуренцию, борьбу, корыстолюбие, это те чувства и качества, о которых талан-тливо писал Достоевский. Если в человеке начинают преобладать темная сущность его души, то человек и общество погибают. Толь-ко глубокие мысли, выраженные талантливым словом, могут фор-мировать личность и научить человека разбираться в жизни. Клас-сика - это основа самосохранения нации в ситуации, когда мас-совая культура заполняет сознание не только учащихся, но и педа-гогов. Мало кто понимает, для чего все эти инновационные рево-люции, скачки в экономике и технике, если человеку от этого не лучше. А классическая литература дает ответ на подобные вопро-сы. Ее можно многократно перечитывать и, каждый раз читая, на-пример, "Бесов", понимаешь, что на место его героев можно по-ставить наших современников. Вот и сейчас мы увлечены внешни-ми изменениями в России, но не интересуемся тем, как меняется внутренний мир человека. А новое опять опирается на своекорыс-тие и сребролюбие. Поэтому абсолютно разные люди: уголовник, губернатор и прекраснодушный либерал, оказываются в одной ко-манде. Совсем по Достоевскому.
- Скажите, а Ваши студенты много читают?
- Одни больше, другие меньше. К сожалению, вся окружающая жизнь демонстрирует другие ценности. А среди самих студентов порою бытует точка зрения, что талант сам себя "вытащит": читать не обязательно. К тому же опыт других "инженеров человеческих душ" будто бы мешает быть оригинальным. Между тем мир не зна-ет писателей, "выезжавших" только на таланте. Иногда делают лож-ные ссылки на Шукшина, Рубцова, Есенина. Но они лишь "играли" в необразованность, а на самом деле обладали обширными позна-ниями и использовали литературный опыт предшественников. К счастью, многие студенты понимают созидательную значимость этого опыта.
Интервью взяла Наталья КУСТОВА
http://www.litinstitut.ru/index.php?area=1&p=news&newsid=134
Док. 629748 Перв. публик.: 01.05.10 Последн. ред.: 01.09.10 Число обращений: 0
Айтматов Чингиз ТорекуловичМихалков Сергей ВладимировичРозов Виктор СергеевичСолоухин Владимир АлексеевичБондарев Юрий ВасильевичГамзатов Расул ГамзатовичТарасов Борис Николаевич
|