В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Сергей Михеев, генеральный конструктор фирмы `Камов`: `Не двигаться вперед - значит деградировать` Назад
Сергей Михеев, генеральный конструктор фирмы `Камов`: `Не двигаться вперед - значит деградировать`

Сергей Михеев, генеральный конструктор фирмы `Камов`: "Не двигаться вперед – значит деградировать"


Астану с однодневным визитом посетил создатель и творец `черных акул`, `аллигаторов`, `касаток` и их гражданских двойников Сергей Михеев. Его вертолеты летают в 35 странах мира. Герой России, член-корреспондент РАН и ряда всемирных вертолетных организаций и обществ ответил на вопросы корреспондента "Казахстанской правды".

 

– Вы привезли конкретный план или приехали на разведку? Как может вписаться фирма `Камов` в стратегию Казахстана?

 

– Мой визит был организован Министерством индустрии и новых технологий, и мне вдвойне приятно, что ваша страна думает о развитии мест-ных производителей и ввозе новых технологий. Мало кто помнит, но один из филиалов нашего КБ действовал на казахской земле. Это был завод в Атырау, который сотрудничал с одним из наших серийных предприятий по поставкам авиационной техники. И мы не исключаем, вернее, у нас есть возможность вернуться к кооперации в создании вертолетной продукции. Специалисты Казахстана не новички в нашем деле.

 

Сегодня фирма `Камов` переживает период ренессанса по всей гамме продукции, разрабатываемой у нас. И этот ренессанс не случаен, а вызван еще и потребностью мировых рынков. Мы не спешим говорить в прессе о наших объемах и возможностях. Но казахстанским коллегам и, надеемся, партнерам показали, что есть у нас в портфеле. Если вы хотите назвать это `разведкой`, то ошиблись не намного. Но это можно назвать и добрым обменом мнениями по поводу пакета предложений.

 

– И все же, если `срастется`, то это будет отверточное производство машин или изготовление отдельных узлов для вертолетов?

 

– Все будет зависеть от того, к чему готова промышленность. И в этом плане я высоко ценю возможности, которые имеют-ся у Казахстана. У вас есть производство, технологии, предприятия, которым не один десяток лет. Конечно, время вымывает специалистов, а любая техническая работа требует постоянства. Когда приходят новые люди, появляются новые качества, а вместе с ними растет само производ-ство. Не двигаться вперед – значит деградировать. Мы более всего заинтересованы именно в совместном производстве, готовы организовать в Казах-стане вертолетную науку. Убеждены – придет время, когда специалисты Казахстана создадут свою `Черную акулу`.

 

– Как вы думаете, наша программа ФИИР и российская программа модернизации – это красивая сказка или…

 

– Это суровая необходимость. Для того чтобы выжить в этом мире, надо идти в ногу со временем. ...Если вы хотите потерять партнера – `отстукайте` ему письмо на пишущей машинке. Он тут же поймет, с кем имеет дело.

 

Достижения, которые есть в мире, обязывают быть на их уровне. Если кто-то этого не делает, то программирует отставание. Сама природа суще-ствования предполагает непрерывную индустриализацию, где первую скрипку играют современные технологии, снижение трудоемкости. Индустриализация как суровая необходимость сегодняшнего дня требует тактики и стратегии достижения цели. Курс на модернизацию, а у вас это называется форсированная индустриализация, как для России, так и для Казахстана – веление времени.

 

Фирма `Камов`, являясь частью холдинга `Вертолеты России` (`дочка` ОПК `Оборонпром`), в то же время остается самостоятельной проектно-конструкторской организацией. Мы традиционно работаем с серийными заводами в Кумертау, Оренбурге и на Дальнем Востоке страны. От казах-станского города Уральска до Кумертау и Оренбурга всего-то по 130 километров. Только ленивый не воспользуется такой возможностью. Их мощности и возможности позволяют производить гамму машин разной категории и удовлетворять потребности в поставках вертолетов нашей марки. Но тради-ционно мы сотрудничаем с множеством предприятий, которые участвуют в этом процессе. Речь идет о кооперации по изготовлению частей и агрегатов вертолетов.

 

Сегодня, в век глобализации, мы имеем дело с международной кооперацией. Страны, куда мы продвигаем свою продукцию, хотели бы принимать участие в производстве вертолетов. И это совершенно естественно и логично. Формировать у себя полноценное производство, каким является сегодня культура создания вертолетов, для отдельно взятой страны сложно. А вот шаг за шагом осваивая технологические процессы, приобщаться к высоким и сложным технологиям строительства вертолетов – это рационально. Так, например, поступает Индия. Если в первые годы она покупала лицензии, то теперь принимает участие в создании вертолетов и берет на себя разработку узлов и агрегатов. Понятно, что не каждую работу можно взять. Требуется квалификация людей, требуется оснащение, освоение новых технологических процессов. Но шаг за шагом, осваивая по элементам, люди и страна идут к цели.

 

Вам интересно будет узнать, что я знаю людей в Казахстане, которые когда-то работали на наших заводах и которые при возникновении производства в вашей стране вернутся в это производство.

 

– Но рядом еще китайский рынок. Не лучше ли просматриваются его перспективы с казахстанского плацдарма?

 

– Это два разных вопроса. Китай – серьезный для России партнер с давних времен. Игнорировать его – значит потерять. И мы обязаны в этом смысле сотрудничать. Если весь мир как-то пытается захватить плацдарм рядом с Китаем и открыть свое производство, то почему Россия не должна этого делать. Тем более что на Дальнем Востоке как с китайской, так и с российской стороны есть два крупных вертолето-строительных завода, которые готовы к сотрудничеству.

 

– Вы не исключаете производство вертолетов в Казахстане и поставку их на китайский рынок?

 

– Почему нет? Есть западные провинции Китая, которые жаждут развития и контакта… Это все политика возможного. Главное в другом – фирма должна крепнуть и предлагать свою продукцию в гораздо большем спектре, чем конкуренты.

 

– А ваши конкуренты, они пытаются вас опередить в Казахстане?

 

– Конкуренты не были бы конкурентами, если не пытались бы... Французы, итальянцы параллельно работают в тех областях, что и фирма `Камов`. Поэтому мы вольно или невольно конкурируем. С другой стороны, завоевать место под солнцем не так-то просто в этом мире жестокой конкуренции. Потому что когда вы выходите на рынок, никто не считается ни с вашими трудностями, ни с вашими проблемами. Если ты слаб – тебя задавят, если не уверен – вытеснят. Это бой гладиаторов. Один к одному. Выходят на арену, и выживет один. Эту школу выживания мы освоили. Фирма `Камов` сегодня — это динамично развивающаяся компания. Всего один пример. Вертолеты, которые мы начали эксплуатировать в Канаде – Ка-32, налетали в общей сложности более 60 тысяч часов, три вертолета по 16 тысяч часов без капитального ремонта – это поражает всех, даже знающих людей на Западе. В результате Ка-32 сертифицирован по нормам летной годности, как европейским, так и мировым. Это само по себе кажется удивительным. Но наша решимость, технические знания и понимание задачи сделали чудеса, которые сегодня кажутся удивительными. Но для этого понадобилось 20 лет.

 

– Вы впервые посетили Астану. Что успели увидеть?

 

– Байтерек, Дворец Мира и Согласия, который вы чаще называете Пирамидой. Поражен, удивлен. Не удержался и оставил свое мнение в Книге отзывов. Надеюсь побывать еще. Потому что в ходе переговоров появился ряд идей, которые обещают более тесные контакты. Я в предвкушении знакомства с новой столицей Евразии.

 

– Сергей Викторович, как вам удается держать себя в такой прекрасной рабочей форме? Что вы для этого делаете?

 

– Лучше сказать, что я не делаю. Я не пью вина, как, впрочем, и иное спиртное. Это позволяет мне быть все время в тонусе, в форме, что немаловажно. Потому что при современных средствах коммуникации я в любое время на связи, в любое время должен принять решение, от которого многое зависит.

 

– А что еще вы не делаете?

 

– Почти не отдыхаю. Не умею. Трудоголик. Если я свободен, надо отвлечься, то занимаюсь мужскими домашними делами. Я безумно люблю свою работу. Это и цель жизни, и форма жизни.

 

Сегодня деловой мир России во многом задает тон Западу. Люди стали другими. И это замечательно. Но для того чтобы хорошо вести свое дело, требуется культура бытия. И в этом смысле от слабостей надо уходить.

 

– Международный авиационно-космический салон – знаменательное событие для авиастроителей. На каждом салоне ваша фирма демонстрирует уникальные разработки, которые становятся знаковыми для специалистов. К какой выставке готовитесь сейчас?

 

– Выставочный процесс идет в заданном ритме. Перед поездкой в Астану я вернулся из Великобритании, где на выставке Ферибюро фирма `Камов` подписала контракт на поставку 12 вертолетов Ка-32. Но выставка – это не только и не столько место встречи с партнерами и покупателями. Главное, они дают возможность почувствовать тенденции, которые возникают в мире, что позволяет правильно определить стратегию и тактику развития фирмы и расширения ее производственной линейки.

 

 

СПРАВКА

 

Сергей Викторович Михеев родился 22 декабря 1938 года в городе Хабаровске. В 1962 году окончил Московский авиационный институт им. Серго Орджоникидзе по специальности `самолетостроение`. Вся его трудовая деятельность связана с ОКБ им. Н. Камова. Работал инженером-конструктором, начальником бригады, ведущим конструктором по особо сложным объектам отдела перспективного проектирования, начальником ведущего отдела ОКБ. В 1987 году назначен генеральным конструктором ВНТК им. Н. Камова, а с 1994 года – президент и генеральный конструктор фирмы `Камов`.

 

Герой России, член-корреспондент Российской академии наук, член Всемирной вертолетной организации, член вертолетных обществ России, США и Европы, доктор технических наук, действительный член Академии инженерных наук РФ, профессор. С. Михеев – автор ряда оригинальных концепций боевых и гражданских вертолетов, создатель научной школы корабельной авиации в системе `вертолет – корабль`. Под его руководством и при непосредственном участии созданы уникальные вертолетные системы и комплексы: семейство корабельных вертолетов типа Ка-27, одноместный боевой вертолет Ка-50 `Черная акула`, вертолет воздушной радиолокационной разведки Ка-31, гражданские многоцелевые вертолеты Ка-32, Ка-27, Ка-126 и Ка-226, всепогодный круглосуточный двухместный разведывательно-боевой вертолет Ка-52 `Аллигатор`, а также перспективный многоцелевой армейский вертолет Ка-60 `Касатка`.

 

Источник: Татьяна БРАУН, Казахстанская правда

 

[13:52] 12/08/2010,
http://articles.gazeta.kz/art.asp?aid=318335

 



Док. 629708
Перв. публик.: 12.08.10
Последн. ред.: 01.09.10
Число обращений: 0

  • Михеев Сергей Викторович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``