В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Оппозиция измерила свой потенциал Назад
Оппозиция измерила свой потенциал
Опрос: Две трети россиян - сторонники власти

Социологические опросы свидетельствует о том, что сейчас практически две трети граждан страны не являются электоратом оппозиции и, похоже, не станут им и в будущем. Ведь несмотря на общий и весьма заметный рост недовольства россиян своей жизнью и существенное усиление пессимистических настроений по поводу перспектив экономического развития страны, никакого реального роста протестных настроений в последнее время почему-то не фиксируется. И к таким выводам пришли вовсе не ангажированные властью исследователи, а аналитики Компартии.

На сайте КПРФ опубликован очередной анализ исследований служб общественного мнения по теме социально-экономического кризиса. Делается он на основании общедоступных социологических опросов, проводимых наиболее известными в стране центрами.

Их обработка и осмысление осуществляются отделом ЦК КПРФ по информационно-политической работе и проведению выборных кампаний. А это значит, что полученные выводы, естественно, становятся известны руководству Компартии. И в этот раз они, без сомнения, оказались для него малоприятными. Выяснилось, что хотя соцопросы фиксируют рост недовольства граждан страны практически всеми сторонами своей жизни, но вот заметного роста протестных настроений в обществе не наблюдается. Треть россиян, опрошенных в августе, испытывают чувство недовольства и заявляют о своей готовности протестовать. Но это всего лишь на 1% больше, чем таковых было в июле. Аналитики Компартии называют такой прирост "чисто символическим" и недоумевают - дескать, "это никак несопоставимо с сильно изменившейся объективной ситуацией".

Под ней они подразумевают, как указано в исследовании, аномальные природные катаклизмы, в противостоянии которым власть продемонстрировала свою неэффективность, что и должно было сказаться на усилении протестного потенциала. Между тем количество "благонамеренных" граждан дошло до 59%. И выросло оно всего за месяц-полтора на целых 5%. Такие люди, отмечают левые, утверждают, что никакого социального недовольства не испытывают, а потому они и сами не намерены протестовать и не верят в перспективу роста массовых акций. Любопытно, что при этом число этих довольных и недовольных практически начинает сравниваться с распределением граждан по критерию лояльности и нелояльности к правящему тандему. Ведь доверяют президенту Дмитрию Медведеву и премьеру Владимиру Путину 66% россиян, а оппозиционны к ним 34%. Интересно, кстати, что хотя среди "лояльных" к тандему около четверти опрошенных своим положением все-таки недовольны и в принципе против него гипотетически протестуют, то вот группа "нелояльных" разделилась на "протестантов" и "благонамеренных" поровну - по 46%. То есть распределение электората при любом исследовательском критерии остается фактически без изменения. Получается, что примерно треть россиян - это оппозиционные избиратели, причем, заметим, без уточнения, за какую партию они могут проголосовать. А две трети - это сторонники власти, хотя и они, конечно, могут отдавать свои голоса не только "Единой России", но и любой другой партии, на которую укажут сверху.

При этом, указывается в исследовании коммунистических аналитиков, опросы показали, что почти три четверти опрошенных уверены, что начавшийся летом рост цен не остановится и дальше, чем они, понятное дело, сильно недовольны. Почти половина респондентов считает свои доходы низкими, а число надеющихся на перспективы экономического роста страны уменьшилось. Тогда как пессимистов в этом отношении стало существенно больше. Но в принципе они уже почти сравнялись с оптимистами, хотя еще в начале лета между ними был разрыв в 10-15%. Тем не менее еще один аспект социологических исследований оказывается для оппозиции просто убийственным. Даже на чисто гипотетическое предложение начать активно протестовать против плохой жизни лишь 21% ответили согласием. Ни при каких обстоятельствах к этому не готовы 67%. Оба этих показателя, кстати, с середины лета немного подросли, но число сторонников радикальных действий увеличилось в меньшей степени. "По-видимому, здесь вступают в силу какие-то сдерживающие поведенческие механизмы, не позволяющие многим людям переступить некую гласную или негласную "запретную" черту, что в итоге может повлечь за собой крайне нежелательные последствия", - вот так многословно и неконкретно объясняют аналитики КПРФ природу этого феномена. Можно предположить, что конкретику вместе с вариантами действий руководству партии они все-таки представили.

Глава юрслужбы КПРФ Вадим Соловьев пассивность граждан объясняет и традиционным отсутствием у них культуры добиваться своего через массовые акции, и некоторой нерасторопности партийных структур. Тем не менее, отметил он, в последнее время на митинги и пикеты приходит все больше молодежи, в менталитете которой отсутствует советская привычка жаловаться прежде всего по официальным каналам. Но самой главной причиной гражданской пассивности Соловьев считает, конечно, страх людей перед тем, что своими протестами они себе сделают только хуже - например, потеряют работу или будут выгнаны из учебного заведения. Вместе с тем секретарь ЦК КПРФ с распределением - одна треть оппозиционно настроенных граждан на две трети в общем-то лояльных власти - в принципе согласен. "Мы в своей работе из этого и исходим", - подтвердил он.

31.08.2010
Иван Родин
www.ng.ru

Док. 629651
Опублик.: 31.08.10
Число обращений: 0

  • Соловьев Вадим Георгиевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``