В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Сегодня пожары, а завтра что? Назад
Сегодня пожары, а завтра что?
Пожар, охвативший почти четверть субъектов Российской федерации, дестабилизировал государственную и исполнительную власть, он показал, что в экстремальных условиях она не способна управлять государством. У меня как гражданина и налогоплательщика возникает вопрос. В состоянии ли Руководство страны обеспечить безопасность своего народа, если будет ядерная война? Ведь последствия будут куда более тяжелыми, и Руководству страны придётся выполнять свои конституционные обязанности в очень тяжелых условиях. У меня один ответ - нет. То, что мы наблюдаем сейчас, вызывает большое сожаление.


Вместо того, чтобы объявить своим гражданам, что Правительством России приняты все меры по ликвидации пожаров и стихийного бедствия, разработать конкретный план мероприятий направленный по их ликвидации, мы видим по телевидению, как глава Правительства России пиарит самого себя, посещая, "пожарные" регионы, летает на самолете, в считанные часы тушит несколько очагов пожара, выделяет деньги и устанавливает телевизионные камеры. Создается впечатление, что Правительство России абсолютно было не готово к такому развитию событий. И в настоящее время не знает, что нужно делать.


Я вспоминаю 1972 год, когда была такая же обстановка и тогда Правительством СССР было принято решение отмобилизовать все воинские части Министерства Обороны, способные перевозить воду и тушить пожары и результаты были вполне адекватными. Как мы наблюдаем сейчас, Министерство обороны России не может само себя защитить от пожаров. Пример тому - пожар на Коломенской авиационной базе Военно-Морского флота, ущерб от которого до сих пор досконально не просчитан. По заявлению МО РФ ущерб составляет более 20 млрд. руб. По заявлению бывшего Начальника базы, уволенного Президентом РФ, на базе до пожаров были сокращены пожарные расчеты, и она осталась не зазащищенной - может это и называется одним из элементов военной реформы Вооруженных Сил РФ? Рассчитывавшие на защиту пожарной службы МЧС России военные, так и не дождались этой помощи, потому как МЧС России в это время спасало дачные дома высокопоставленных чиновников.


По высказыванию губернатора Вологодской области Вячеслава Позгалёва пожарную ситуацию в субъектах Федерации просто прозевали. Когда пожары только начинались, никаких предупреждений от соответствующих структур не поступало. Но когда дождались, что всё разгорелось, в пожарном порядке стали принимать какие - то меры. И он приводит, какие меры приняты в Вологодской области по недопущению пожаров в области в этом году.


В 1999 году в Вологодской области тоже горели леса, и Руководство области сделало самые серьезные выводы. Теперь каждый год там проводятся учения, где отрабатываются меры как по тушению пожаров, так и по их предупреждению. Это позволило области избежать пожаров, а ведь ситуация у них ничуть не лучше, чем в других субъектах Федерации.


Сегодня на борьбу с пожарами в Вологодской области мобилизовано 12,5 тыс. человек и 4,5 тыс. единиц всевозможной техники и в воздухе постоянно находится 4 борта и Губернатор подключает ёще 4 самолёта. На недавнем чрезвычайном заседании правительства Вологодской области определили меры безопасности. От каждого поселения, каждой деревни подключили старост, а так же их главам поручили наладить круглосуточное дежурство. И как говорит Вячеслав Позгалёв не надо забывать про народные приметы. 8 июля, на день Петра и Февроньи было очень жарко, а это говорит о том, что в течение 40 дней после этого также будет жара.


Оказывается, где руководители субъектов Федерации на своем месте и которые делают правильные выводы из сложившей обстановки, можно было пожаров избежать. И не тратить громадные деньги на тушение пожаров, а выделить эти средства на ликвидацию действительно стихийного бедствия - "засуху". Это подтвердил и Мэр города Москвы Юрий Лужков, который заявил, что при хорошей организации и незамедлительном принятии мер, пожаров в Подмосковье можно было избежать и не создавать населению многомиллионного города экологическую катастрофу.


Заявление министра по чрезвычайным ситуациям Сергей Шойгу который призвал не искать виновных: "кто мог предсказать, что ситуация будет развиваться насколько аномально, что будет такой температурный режим? Ведь все рекорды побиты. Мы впервые столкнулись с такой масштабной засухой со сверхвысокими температурами в течение двух-трех месяцев".


Предсказать, что в России произойдёт нечто подобное, по словам Министра С. Шойгу, невозможно, хотя в МЧС есть научно-исследовательские учреждения, которые, как мне кажется, должны заниматься разработкой наиболее сложных вариантов развития чрезвычайных ситуаций в стране. Министр ЧС РФ сейчас выступает в роли спасителя и активно разъезжает с главой Правительства В.Путиным по России вместо того, чтобы своевременно спрогнозировать ситуацию и предотвратить ее на начальной стадии возникновения пожаров. А что думают о них ветераны Великой Отечественной войны, которых недавно все мы чествовали в связи с 65-годовщиной Победы. А как же быть остальным пожилым людям, инвалидам, матерям с маленькими детьми, беременным женщинам, которые попросту не могут выехать за пределы экологического бедствия.

Нетрудно предугадать, что сейчас вслед за аномальной жарой придут ураганные ветра и ливни и готово ли будет Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) предотвратить грядущие последствия и защитить всех нас.


На мой взгляд, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) должно в первую очередь заниматься выявлением, предупреждением и ликвидацией чрезвычайных ситуаций, а не ждать, пока ситуация примет катастрофические размеры и потом героически путем нечеловеческих усилий и не без жертв ликвидировать эти последствия.


По делам губернатора Вологодской области видно, что при действительно слаженной работе всего областного руководства пожаров можно избежать и ликвидировать их сразу после возникновения. То же самое можно было сделать в Московской области и в других субъектах Федерации и тогда мы избежали бы большого человеческого горя и понесли меньше бюджетных затрат.


Полыхающие леса, небывалая жара, едкий дым, дошедший до Санкт-Петербурга и сейчас вроде бы и не время говорть о финансовых потерях, которые понесла Россия в результате пожаров и засухи. А считать всё-таки придется. Засуха и пожары в 27 субъектах Федерации могут привести к колоссальным экономическим потерям как в масштабе всей страны, так и в личном бюджете каждого гражданина.


Институт глобализации и социальных движений (ИГСД) разработал сценарий до лесных пожаров, только на основании анализа последствий засухи без учёта пожаров. Общий вывод: "Неурожай вследствие засухи обострит экономический кризис и слабое рыночное оживление прервётся". Негативные последствия засухи, по мнению экспертов ИГСД, будут ощущаться не только в 2010, но и в 2011 году. Массовая гибель урожая уже приводит к повышению цен на продовольствие. В свою очередь это приведёт к снижению спроса на непродовольственные товары, что приведет к сокращению работников и уменьшению зарплат.


Масштабы бедствия, по всей вероятности, превысят последствия природных катастроф 1946 и 1972 годов. В денежном выражении спрогнозировать это очень сложно, более или менее точные данные будут известны лишь в сентябре. Но Правительству России для составления бюджета на следующий год необходимо учесть, что урожай зерновых может быть меньше чем 70 млн.т., но никак не 85 млн.т., как считало Министерство сельского хозяйства России. Нужно при этом учитывать, что общий объём потребления составляет 77 млн.т.и объемов продовольственного зерна, оставшегося от прошлых лет - 8-10 млн.т. и ожидаемого урожая этого года нам хватит только впритык.


Последствия засухи для сельского хозяйства проявляются уже сейчас. Во многих регионах сев озимых будет сорван, часть скота пойдет под нож, надои молока снизятся и цены на муку, сахар, крупы, молочные продукты вырастут. Вторая волна кризиса, которой так боялись ёще совсем недавно, вполне может превратиться в реальность. Экономический аналитик Михаил Муравьёв спрогнозировал, что вторая волна кризиса начнётся в первом квартале 2011 года, а возможно и раньше - в октябре-ноябре этого года. И пойдет сейчас она не из Америки, а из Европы и для этого предостаточно признаков. Как отмечает М. Муравьёв "В ближайший год Евросоюз и США должны будут найти на государственном уровне 12-13 трлн. долларов." Можно сказать точно - столько денег найти они не смогут.


По расчётам, разнос финансовой системы начнётся очень скоро - это первый квартал 2011 года, либо даже октябрь-ноябрь 2010 года. Развал финансовой системы будет более скоротечным. Начнётся неуправляемое банкротство банков, произойдут резкие колебания на валютных и финансовых рынках и изменения курса валют, которые раньше занимали два года, будут проходить за два месяца.


В условиях стихийного бедствия и надвигающегося второго этапа мирового финансово-экономического кризиса Правительству РФ, на мой взгляд, необходимо сделать следующее:

разработать специальный бюджет и план ликвидации последствий стихийных бедствий с конкретными финансовыми расчетами, сроками их исполнения и закреплением ответственных лиц. И принят он должен быть на уровне Федерального Закона;

срочно спрогнозировать возможные варианты ликвидации последствий стихийных бедствий в случае возникновения внезапных наводнений, которые могут разрушить дамбы, плотины, электростанции, системы электрификации, узлы связи, линии метрополитенов и др. важные объекты;

создать современную материально-техническую базу для МЧС России;
разработать государственную программу мелиорации сельского хозяйства и в первую очередь засушливых районов;

разработать бюджет на 2011 год с учетом надвигающегося мирового финансово-экономического кризиса;

усилить финансовый контроль за использованием государственных бюджетных средств;

спрогнозировать рост безработицы и создать резерв дополнительных рабочих мест.


Профессор Г.Н.Карандаев
9 августа 2010 года

Док. 629644
Перв. публик.: 09.08.10
Последн. ред.: 02.09.10
Число обращений: 0

  • Карандаев Геннадий Никифорович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``