В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Российский хиджаб под знаком женской солидарности Назад
Российский хиджаб под знаком женской солидарности
Автор: Александр Бахмутов

Равза Мезитова: Я очень люблю исламские страны, но никогда не променяю их на Россию

История знает немало примеров, когда ношение накидок или покрывал ( хиджаб одна из их разновидностей) являлось обязательным атрибутом верхней женской одежды. Самые ранние упоминания отсылают нас к сюжетам Торы, Библии и Корана. Древнейшие иконографические каноны предписывали изображать деву Марию с головным покрывалом, ниспадающим на плечи. По гречески оно называлось - мафорий. В эпоху средневековья женщины скрывали свои тела под просторными одеждами и покрывали головы накидками. Монашки же носили апостольники, закрывающие не только голову, но и плечи.

Особые традиции ношения женской верхней одежды имелись в мусульманских странах. Наибольшее распространение они получили среди народов Центральной Азии и Ближнего Востока. Еще в XVI веке из Персии пришла мода на халаты с длинными рукавами - фараджи. От этого термина происходит слово паранджа. В этой женской одежде появляется такой элемент, как чачван - повязка, закрывающая лицо женщины. Сама паранджа надевалась сверху. Ее разновидностями являются: чадра, полностью закрывающая лицо и фигуру женщины с головы до ног, а также никаб, оставляющий узкую прорезь для глаз. В некоторых случаях к никабу добавляется прозрачная вуаль, полностью закрывающая глаза.

Несмотря на серьезную критику светских властей и ортодоксальных раввинов, традиция ношения никаба распространена даже в Иерусалиме и его пригородах. И хотя головные уборы, закрывающие лица женщин, не запрещены исламом, их ношение, по мнению некоторых исламских богословов, не является обязательным и относится к категории допустимого.

Хиджаб, как разновидность верхней женской одежды - случай особый. В среде волжских татар, предки которых приняли ислам в десятом веке нашей эры, традиция ношения паранджи, чадры и никаба так и не прижилась. А вот платки и покрывала, не закрывающее лицо, имеют тысячелетнюю традицию. В отдельных татарских селах Пензенской губернии, где и сегодня хранят традиции своих предков, к хиджабу всегда относились с огромным уважением. Об этом рассказали IslamNews уроженки села Качалейка Каменского района Пензенской области Мариам Еникеева и Равза Мезитова.

Расскажите немного о себе и своем отношении к хиджабу.

Равза: "Фамилия у меня качалейская, а родители местные. Сейчас учусь в Московском университете культуры и искусств (Химки) на дизайнера-модельера. Светское образование всегда нужно, и каждая мусульманка должна к нему стремиться. Чтобы вокруг не говорили, что мусульманских женщин притесняют, ущемляют, и нет у них такой свободы, как у других российских женщин.

Слава Всевышнему, хиджаб мне нисколько не мешает. Платок я ношу и в университете, где он воспринимается всеми адекватно. Наоборот, хиджаб даже вызывает у моих преподавателей уважение и доверие. Мои отношения с педагогами очень хорошие.

Студенты, как и везде, у нас разные, но я нахожу общий язык абсолютно со всеми. А самый смешной случай произошел со мной в университетской библиотеке. Там есть очень своеобразная библиотекарша. Увидев меня, она обратилась: "Девушка! Можно вас сфотографировать? Вы такая красивая!" Вначале я растерялась, но потом выяснилось, что ей очень понравился мой хиджаб.

Я очень благодарна своим педагогам. Но, в первую очередь, благодарна свой сестре Марьям, которая стала моим первым учителем, познакомившим меня с исламом. Хотя она и моложе меня на четыре года, но ее вера оказалась сильнее. Вначале у меня был интерес к языку. Уже потом я поняла, что значит платок для мусульманской женщины. Всевышний наставил меня на истинный путь. В 18 лет я пришла к вере".

Марьям: "Я тоже качалейская, а корни моей фамилии идут от рода князей Еникеевых. С хиджабом у меня грустная история. Когда училась в 11-ом классе средней школы города Каменки, то меня не допускали до экзаменов и выгоняли с уроков за ношение хиджаба. Я пыталась спорить с педагогами. Доказывала им, что не хожу в школу с распущенными волосами, и не ношу мини-юбку, но они мне категорически запретили носить хиджаб. Пришлось переводиться в Казань, где и заканчивала школу. Там же поступила в Казанское высшее медресе "Мухаммадия" по специальности переводчик арабского языка и преподаватель шариатских наук. Сейчас работаю в Москве продавцом, но, думаю, это явление временное.

Равза: "Просто тогда, к сожалению, мы не знали все законы. Уже в университете я заинтересовалась: почему возникла проблема с ношением хиджаба? Оказывается, нужно было обратиться в институт
усовершенствования педагогов, где могут дать такое разрешение. Просто не все об этом знают, а если бы знали, то добились бы поставленной цели. Ведь было же время, когда мусульманкам запрещали фотографироваться на паспорт в платках, но мы, к нашему большому счастью, свои права отстояли. Здесь все зависит от выбора конкретного человека и его твердой позиции".

Трудно быть женой мусульманина?

Марьям: "Наоборот, хорошо. Истинный брак, освященный Всевышним, может быть только между супругами-мусульманами. Мужчина, конечно, имеет право жениться на христианке или иудейке, но только не на многобожницах. А девушка-мусульманка не имеет права выходить за иноверцев ни в коем случае. Это запрещено Кораном. Когда у тебя муж мусульманин, то ты не знаешь с ним тех забот, которые взвалили на свои плечи русские женщины. Они зарабатывают на свою жизнь сами, а мусульманок обеспечивают мужья. Никто нас по принуждению работать не заставляет. Мой муж, мама и брат были против, чтобы я работала, но я их уговорила. Не каждый день, конечно, но работала. Не столько ради денег, сколько ради общения. Ведь дома бывает очень скучно".

Равза: "Для меня вопрос о браке открыт. Я пока еще не замужем, но мечтаю о супруге-мусульманине".

Может ли мусульманка быть светской женщиной?

Марьям: "Это как бы одно целое. Я думаю, что в этом вопросе должна быть золотая середина. В первую очередь, естественно, мы мусульманки, а на первом месте у нас религия. Все остальное как у всех женщин: работа, дом, семья, дети. Мне очень близка позиция первых леди Турции Хайрунисы Гюль и Эмине Эрдоган,
которые отстояли для турецких женщин право на ношение хиджаба".

Равза: "Я тоже в восторге от Хайрунисы Гюль и Эмине Эрдоган. И думаю, что первые леди других государств, не только мусульманских, но и европейских, могли бы поддержать их в таком тонком вопросе в знак женской солидарности".

Считаете ли вы себя рабынями Востока?

Равза: "Это могут говорить только те люди, которые не знакомы с исламской религией, которые ничего о ней не знают. Поэтому, как во времена коммунизма, они продолжают утверждать, что мусульманская женщина рабыня Востока. На самом деле, мусульманская женщина - это королева, пользующаяся огромным уважением в обществе.
Взять те же исламские страны, где существуют суровые законы, оберегающие честь женщин. Если мужчина посмотрел на нее раздевающим взглядом, который ей не понравился, то его привлекут по статье, которая в России приравнивается к изнасилованию. За один только взгляд, оценивающий достоинства женщины, мужчину могут отправить за решетку. В Саудовской Аравии есть даже специальная полиция нравов - "мутава", которая оберегает чистоту и покой женщин.

Марьям: "На самом деле, если говорить о "рабынях" Востока, то я согласилась бы жить в "золотой клетке". Представьте себе женщину, увешанную золотом, на вечерней улице Москвы. Да через пять минут ни ее, ни золота не будет! А по вечерним улицам Каира свободно разгуливают женщины, на которых много золота и драгоценностей. В ювелирных магазинах тебе могут дать на примерку драгоценности и оставить в полном уединении. Не понравилась брошь или колье, тут же принесут другие. Ты их держишь, примеряешь, а вокруг никого. Ничего необычного в этом нет. В исламских странах подобные примерочные есть во всех магазинах, где женщина может открыть лицо или снять платок, чтобы примерить наряд или украшение.

Еще я хотела бы сказать об исламской морали. Я очень много слышала о том, что в исламских странах нет воровства, но не придавала этому особого значения. В Египте со мной произошел курьезный случай. В одном из каирских магазинов я делала покупки и забыла там сумку. Пропажу обнаружила в номере отеля, но адреса магазина, к сожалению, не запомнила.

В расстроенных чувствах я спустилась в холл, а там меня уже ждали сотрудники магазина. Они извинились за то, что доставили мне неприятность, и вернули сумку со всем содержимым: деньгами, документами, фотоаппаратом. Я была очень растрогана. Ну как после этого не поверить в мусульманскую добропорядочность? Потом удивлялись мои российские подруги: "Неужели в Египте действительно не крадут?" Я им ответила: "Как же там будут красть, если по египетским законам за такие преступления отрубают руки. Кому хочется остаться без руки? Поэтому там никто не крадет. У них совершенно другие законы, а жизнь наполнена более глубоким смыслом". И все равно, без России, наверное, мы жить не сможем. Уже привыкли".

Равза: "Мы патриоты своей страны! Россия у нас многоконфессиональная и многонациональная. Особенно Москва, которая принимает абсолютно всех. Даже граждан из других стран. А уж нас, естественно, никто не ущемит, в обиду не даст. Я всегда говорю: хоть мне и нравятся исламские страны, очень нравятся, и я очень их люблю, но на Россию их не променяю".
Чем заполнена ваша жизнь на исторической родине?

Марьям: "Я очень люблю исламские детские лагеря. Такие просветительские центры есть при каждой мечети Каменского района. Мы учим там детишек основам ислама, татарскому и арабскому языку, рассказываем им о национальных обычаях и традициях. Устраиваем для них различные игры, аттракционы и водим купаться на пруд. Моя дочка Хадиджа очень довольна".

Равза: "Мы просвещаемся не только в религиозном, но и светском плане. Недалеко есть музей-усадьба "Тарханы". Это вотчина нашего земляка, русского поэта М.Ю. Лермонтова. Там, помимо экскурсий, много дополнительных мероприятий для детей. Есть развлекательные и познавательные программы, связанные с историей и жизнью наших предков. Менталитет в каждом регионе свой. Несмотря на то, что мы мусульмане, нас интересует и религия своих соседей. В данном случае - христиан. Мы должны знать и уважать друг друга, чтобы в наших взаимоотношениях не было никаких проблем.

Вы хотели бы связать свою жизнь с родными местами?

Равза: "К сожалению, только с Москвой. В село я приезжаю к теткам. Ни бабушек, ни дедушек у меня здесь нет. Родители живут в райцентре. Здесь тишина и спокойствие. В столице, конечно, суета, но там есть перспектива карьерного роста".

Марьям: "Я солидарна с Равзой. В Москве, конечно, случаются неприятные ситуации. То там мусульманку избили, то в другом месте напали... Но мы с сестрой в такие ситуации не попадали. Всевышний нас хранит. Гуляем с ней в парках, посещаем метро. Пока, слава Аллаху, везет.

А люди везде разные. Иные показывают на нас пальцем и могут что- то крикнуть вслед. Другие относятся с уважением. Плохо только то, что в России нет грамотной социально-экономической политики в отношении сельских жителей. В селе Кочалейка, может быть, есть какая-то потребность в арабском языке. Но заработать на жизнь учительским трудом здесь невозможно".

http://www.islamnews.ru/news-24907.html

Viperson

Док. 629148
Перв. публик.: 18.06.10
Последн. ред.: 06.02.12
Число обращений: 0

  • Бахмутов Александр Юрьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``