В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Законопроект о полиции вызывает больше вопросов, чем ответов Назад
Законопроект о полиции вызывает больше вопросов, чем ответов
Некоторые положения проекта могут стать предметом рассмотрения в Конституционном Суде
Руководство страны, вероятно, обсуждало вопрос о возможности милиции "переродиться" в полицию без тотальной замены личного состава. Судя по проекту закона "О полиции", от столь крайней меры пока, во всяком случае, решили отказаться. Законопроект вообще зачастую повторяет почти дословно статьи действующего закона о милиции и не создает впечатления "революционного". Может быть, это и хорошо. Но проблема в том, что законопроект однозначно не ставит заслон возможному произволу со стороны будущей полиции.
Например, статья 5 закона "О милиции" запрещает милиции прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Запрещены указанные преступные действия и законопроектом о полиции. Возникает резонный вопрос: почему это происходит сейчас, если запрет установлен действующим законом? Очевидно, что дело не в формальном провозглашении отказа от пыток, а в обеспечении выполнения требований закона. Каким образом это будет обеспечиваться? Ответа на этот вопрос в законопроекте нет.

В статье 2 закона "О милиции" прямо указано, что одной из задач милиции является обеспечение безопасности личности. При этом в законопроекте о задачах полиции ни в основных направлениях деятельности, ни в принципах ее деятельности нет ни слова об обеспечении безопасности личности. На передний план выступили предупреждение преступлений, их выявление и раскрытие. Не означает ли это, что гражданину по-прежнему при виде теперь уже полицейских лучше переходить на другую сторону улицы?

Статья 5 законопроекта устанавливает, что полиция обеспечивает задержанным лицам возможность реализовать установленное федеральным законом право на юридическую помощь, но почему-то в статье 14 законопроекта указывается, что лицо, подвергнутое задержанию, вправе пользоваться в соответствии с федеральным законом услугами адвоката (защитника) и переводчика с момента водворения его в специально отведенное помещение. Непонятно, что понимается под специально отведенным помещением? Уголовно-процессуальный закон (УПК) прямо предусматривает право граждан на защиту с момента фактического задержания лица. Лучше, на мой взгляд, ничего не придумаешь!

При наличии признаков подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления законопроект позволяет требовать от организаций проведения проверок и ревизий финансово-хозяйственной деятельности этих организаций, либо проводить их самостоятельно в сроки и по основаниям, которые установлены уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации. Не оставляет ли это права за полицейскими "кошмарить бизнес"?
Думается, что есть претензии к законопроекту и у будущих полицейских. Статья 30 запрещает сотруднику полиции допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов и их руководителей, а также решений федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, если это не входит в его служебные обязанности. Ясно, что законопроект не приемлет инакомыслия полицейских. Хорошо это или плохо, судить трудно, но, похоже, не всем полицейским это понравится.
У полицейских могут возникнут и другие вопросы. К примеру, законопроектом предусматривается выплата единовременного пособия в размере, равном 120-кратному размеру оклада денежного содержания сотрудника полиции, установленного на день выплаты пособия, членам семьи и лицам, находившимся на его иждивении, в равных долях в случаях гибели (смерти) сотрудника полиции. А, например, сотруднику Федеральной службы судебных приставов в подобных случаях установлена выплата в размере 180-кратного размера. Непонятно, чем полицейские хуже судебных приставов?

Мнение граждан о деятельности полиции, как указано в законопроекте, является одним из основных критериев официальной оценки ее работы. Мне кажется, что сие предусмотрено "для отвода глаз", и этот критерий оценки работы полиции потихоньку "канет в лету".
Наконец, у граждан уже есть вопросы относительно конституционности отдельных положений законопроекта. Так, согласно статье 13 законопроекта, полиция имеет право применять на срок, не превышающий одного часа, ограничение свободы передвижения граждан на улицах и в других общественных местах для проверки документов, удостоверяющих личность, получения объяснений на месте, решения вопроса о возможности и необходимости применения к гражданам мер принуждения, а также для реализации других прав, предоставленных полиции федеральным законом. Думаю, что это право полиции (как и некоторые другие) в будущем будет предметом рассмотрения в Конституционном суде.

А. Арутюнов, адвокат, доктор юридических наук
Slon.ru (09.08.2010)

Док. 629121
Перв. публик.: 09.08.10
Последн. ред.: 18.08.10
Число обращений: 0

  • Арутюнов Александр Арташевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``