В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Назариков: Причины и следствия. Назад
Александр Назариков: Причины и следствия.
В своей предпоследней статье "Странности национального менталитета" я, в который раз, поднял тему межэтнических трений. И уже позже нахожу на главной странице портала статью на ту же тему: "Чиновники Северо-Кавказского округа оказались в замешательстве..." политолога Дмитрия Савельева. Напомню, что тут идёт разговор об инциденте в детском оздоровительном лагере "Дон" в Туапсинском районе. Почти год тому назад я писал о конфликтах между студентами-дагестанцами и студентами-россиянами. Происшествия, из которых чуть не последовали межэтнические конфликты, в обоих случаях почти аналогичны - разница только в возрасте. Савельев пишет о последствиях, но почти ничего не сказано, КАК из причины чуть было не "возгорелось пламя"... То, что чеченские юноши подняли руку на девушку, противоречит кавказским понятиям поведения мужчины по отношению к женщине, но кто-нибудь поинтересовался тем, что же им ответила девушка, спровоцировав столь бурную реакцию юношей? Тем более что они избили и вмешавшегося директора этого лагеря! Пускай, он и не одной с ними нации, но он старший, а по шариату за такой проступок им грозит очень суровое наказание.

В психоанализе есть незыблемый постулат: прежде, чем давать какую-то кодировку или приступать к лечению заболевания, психоаналитик должен "докопаться" до ПРИЧИНЫ. Почему во всех межэтнических конфликтах - локальных или же касающихся интересов целой страны - никто не хочет для начала прояснить причину? Опять-таки, подчеркну, это не тема для одной статьи, даже серии таковых, это целый клубок проблем, который должны НЕМЕДЛЕННО рассматривать специалисты, и не просто рассматривать, а принять целый список рекомендуемых мер, который должны в дальнейшем рассматривать законодатели.

Ввиду того, что я вижу взаимоотношение наций с самого рождения, то мог бы привести массу таких случаев. В большинстве из них никто и не пытался дойти до причин. Совсем недавно я упомянул о теракте в бакинском метро, учинённом лезгинской организацией "Садвал". Больше же такого нет. На севере Азербайджана есть район компактного проживания лезгин, это район граничит с Дагестаном. На границе с Грузией живут аварцы, даргинцы, кумыки, лакцы. Там же, на севере, живут ещё и горские евреи - таты; на юге, на границе с Ираном, живут компактно талыши. И это ещё не всё, но все они граждане Азербайджана и находятся под защитой государства, до тех пор, пока национальные интересы не возобладают над государственными. В центральном Азербайджане уже не один век живут молокане, которые вообще никогда не были замечены в антигосударственных акциях. С дудаевских времён появились здесь и чеченцы, которые пытались привить вахаббизм, но... всё было погашено в зародыше. Значит, можно жить в мире, хотя без трений не обходится, но они улаживаются и не последствия, а причины. А между тем, Азербайджан обвиняют в тоталитаризме. Обвинять и советовать желающих всегда было очень много, но правильно говорят одесситы: не учите меня жить, лучше помогите материально...

То, что чеченский омбудсмен Нурди Нухажиев решил торговаться с Москвой на политической ниве, даже угрожать по поводу проведения олимпиады в Сочи, оценивать стоит на уровне президентов, но торг будет продолжаться очень долго. России с Чечнёй, Украине с крымскими татарами. Последние будут выторговывать приемлемые для себя условия только за депортацию их во время Великой Отечественной Войны, у чеченцев же база для политической торговли набирается со времён Шамиля. Хотя это никак не оправдывает ни тех, ни других, как и методов этой торговли-борьбы.

Не далее как сегодня по "Эхо Москвы" слушал ещё об одной проблеме из этого клубка - геноциде армян в Турции в начале XIX века. Давал интервью армянин, живущий в Испании. Но странное получилось интервью: он пострадал в Мадриде от теракта, произведённого армянскими боевиками, затем у него проснулась тяга к истории и он занялся этим геноцидом, и написал книгу. Во Франции, первой из европейских стран признавшей этот геноцид, количество терактов, произведённых армянскими боевиками, близится к сотне или более. Такие методы, привлекающие внимание к своей истории, напоминают методы Ирландской Революционной армии или же басков. Как бы то ни было, они добились своей цели, а вот противоположную точку, к примеру, турков уже никто не намерен слушать. Это ли не политический торг, аналогичный вышеуказанному? Обвинять меня в национализме не стоит, так как я родился в Баку среди армян и азербайджанцев, и у нас почти не было конфликтов на национальной почве. Я веду разговор к тому, что терроризм - это угроза всему человечеству, потому его и нужно осуждать на международном уровне, а не идти на поводу у террористов.

Но вернёмся к статье. Как правильно сказал ректор Ростовского университета Юрий Жданов "На планете не существует региона, подобного Кавказу, где жили бы столь длительно и совместно сотни народов". Некоторые из народов живут бок о бок уже не первое тысячелетие и каким-то образом удавалось нивелировать баланс. Сказать, что всё обходилось без шероховатостей, просто невозможно, но сравнивать эти локальные конфликты (которые даже войнами назвать трудно, настолько ограничен ареал обитания) с европейскими тоже нет никакого смысла, особенно после ухода арабов. То есть, целую тысячу (!) лет почти две сотни народов сорились и мирились без грандиозных побоищ. Всё так и было до прихода в этот регион российских войск. С того момента, очень тяжело сохраняемый мир был нарушен, что продолжается и по сию пору.

Нельзя не согласиться и с утверждением Савельева по поводу того, что стандартные нормативы здесь не подойдут. "Для многонационального и многокультурного общества философия национализма в чистом виде мало подходит. Не подходит в чистом виде и философия интернационализма, поскольку она отрицает национальное своеобразие". Далее Савельев делает заключительный вывод, абсолютно ничем не отличающегося от моего, который я сделал в вышеуказанной статье. Это то, что необходим механизм, позволяющий интегрировать естественные интересы каждого народа в общую российскую культуру. У большинства кавказских народов очень сильно развит институт старейшин тайпов (семейств или родов). Только отсюда следует отталкиваться в дальнейших поисках путей интегрирования. Задача из тяжелейших, но её необходимо решить и быстрее.
1.08.2010 года.

www.viperson.ru

Док. 629044
Перв. публик.: 02.08.10
Последн. ред.: 17.08.10
Число обращений: 0

  • Назариков Александр Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``