В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Новости
Бегущая строка института
Бегущая строка VIP
Объявления VIP справа-вверху
Новости института
Роль политических партий и общественных объединений в гармонизации национальных отношений Назад
Роль политических партий и общественных объединений в гармонизации национальных отношений
Стенограмма заседания круглого стола Общественного Комитета "За честные выборы!" от 05.08.2010

Гончар Николай Николаевич (Председатель Комитета).
Уважаемые коллеги, здравствуйте. У нас очередное заседание Общественного Комитета "За честные выборы!". У нас сегодня кроме традиционных участников нашего круглого стола присутствует Горегляд Анатолий Александрович. Он представляет политическую партию "Справедливая Россия". У нас сегодня принимает участие Светлана Константиновна Смирнова. Она будет с нами и дальше работать. Она является первым заместителем Председателя Совета Ассамблеи Народов России, и она занимается вопросами межнациональных отношений. Я хочу вам напомнить, что когда мы последний раз здесь встречались, то мы сформулировали в повестке дня вопрос: Роль политических партий и общественных объединений в гармонизации национальных отношений. Мы, конечно, не могли предположить, что произойдет в лагере отдыха "Дон" или что произойдет у нас на Чистых Прудах, но, тем не менее, такая тема и такой вопрос сформулирован и его актуальность, вне всякого сомнения, я бы сформулировал, как предельную. И если различные точки зрения не будут представлены в ходе выборов и не самоутвердятся, так или иначе, то тогда возникает мысль, что если свою позицию, особенно в столь остро воспринимаемом вопросе нельзя реализовать путем выборов, то дальше после этого многоточия можно говорить что угодно. 10 октября у нас пройдут выборы депутатов законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. В Центральном Федеральном округе будут проходить выборы Белгородской областной Думы пятого созыва, выборы депутатов Костромской областной Думы. В Сибирском Федеральном округе пройдут выборы депутатов Великого Хурала Республики Тыва, выборы депутатов Новосибирского областного Совета депутатов. В Магаданской области будут выбираться депутаты Совета депутатов Магаданской области. Кроме того, состоятся выборы Мэра Казани, выборы Главы города Оренбург и, вне всякого сомнения, выборы, к которым будет привлечено очень большое внимание, Главы города Самара. А, кроме того, состоятся выборы в органы местного самоуправления депутатов Ивановской городской Думы, городской Думы города Калуги, Думы городского округа города Кострома, Тамбовской городской Думы. Причем нужно иметь в виду, что глава города Тамбов выбирается из состава депутатов городской Думы. Будет серьезный накал. В Краснодарском крае выбирается городская Дума Краснодара, в Ростовской области городская Дума города Ростов-на-Дону. В Республике Татарстан кроме выборов Мэра города Казань, выборы депутатов Казанской городской Думы, выборы депутатов Оренбургского городского Совета, выборы депутатов городской Думы города Самара.

Горчакова Лариса Федоровна (Региональная Общественная организация содействия защите женщин "Женщины нашего города").
У нас позиция такая. В данной ситуации в стране нарушаются конституционные права женщин и работающей, и неработающей молодежи в том числе. Я считаю, что нужны наши общие усилия для стабилизации отношений между национальностями, например, в Москве и в других регионах. Нам в рамках народной женской дипломатии нужно больше проводить круглых столов, конкретных встреч с конкретными организациями из других регионов. У нас есть такая замечательная форма общения - международная женская дипломатия. И в рамках этой дипломатии мы проводим постоянно действующую конференцию. Эту конференцию мы провели в Украине, в Абхазии, в Хорватии, готовимся к проведению конференции в Черногории. У нас вышел журнал "Региональная общественная конференция". Следующая наша программа - это проведение конференции на Северном Кавказе. Мы работаем со всеми нашими нестабильными регионами. Мы бы хотели, чтобы как можно больше внимания уделялось защите прав и интересов женщин, продвижению женщин во власть. Мы сейчас готовимся к выборам в Московской области. Сейчас идет регистрация, и мы своих женщин проводим на эти выборы. Но нужна поддержка всех партий, потому что чаще всего у женщины нет рычагов воздействия. Они чаще всего являются балластом и не проходят во власть. Вот такая у нас позиция.

Никитин Александр Иванович (ПЗРК "Русь").
Действительно, тема важнейшая по двум причинам. Первая заключается в том, что рост межнациональной напряженности в современной России накладывается на рост социальной напряженности. Мы на земле видим, что местами эти явления смыкаются, в том числе, в самых крайних радикальных проявлениях, например, террора. Сейчас стало меньше террора на национальной почве, сейчас примерно те же социальные группы, силы больше переходят к террору в отношении представителей власти в самых доступных, в самых видных формах, в частности милиционеров. В милиции служить стало очень опасно. Это первая причина. Национально-социальная гремучая смесь, которая формируется в стране, реально угрожает общественно-политической стабильности. И если социальная напряженность для России явление не новое, более того, революционную социальную конфронтацию мы пережили в 1917 году. И это достаточно теоретически осмысленно, тут говорить нечего, все понятно. То, что касается межнациональной напряженности, для России это явление принципиально новое. Её идейная основа - ксенофобия абсолютно чужда национальной психологии государствообразующего русского народа. Нет такого у нас, и никогда не было, в отличии, кстати, от европейцев. Если цивилизованные европейцы, осваивая новые территории, как правило, уничтожали физически, в лучшем случае ассимилировали насильственно коренное население. В одной Америке 100 млн. индейцев вырезали. Но, в то же самое время, русский народ при строительстве Российской империи ухитрился не то, что бы уничтожить, но и не ассимилировать и никак не ущемить более полутора сотен других самобытных народов нашей страны. Ксенофобии, неприязни, ненависти по национальному признаку у русских нет, не было. И вдруг, откуда ни возьмись это все дело последнее время у нас появляется. Значит, что-то произошло. Что произошло? Давайте вместе посмотрим внимательно и без идеологических предубеждений. На наш взгляд все началось в конце 80-х, начале 90-х, когда межнациональная напряженность в Советском Союзе была использована как оружие для разрушения государства. Сделано это было сознательно, с подачи высшего руководства, как Советского Союза, так и России руками очень известных прорабов перестройки, лидера демократического движения. В качестве примера приведу следующий факт. Весной 1991 года на встрече с представителями Вайнахской демократической партии в актовом зале университета города Грозного покойная Галина Васильевна Старовойтова в ответ на недоуменные вопросы собравшихся чеченцев о том, как именно бороться за свободу, их с трибуны проинструктировала: "Убивайте русских". И пошло, поехало. Не только в Чечне, не только в Союзных Республиках, которые откололись, но практически повсюду поднялась антирусская волна. То, что случилось по всем признакам и параметрам, может и должно быть определено как геноцид русского населения в национальных Республиках бывшего СССР. Чечня на слуху. В Чеченской Республике по данным комиссии парламентское расследование больше известно как комиссия Говорухина. До начала военных действий в мирное время было убито 20 тысяч русских жителей в Чечне. 200 тысяч вынуждены были бежать в Россию, бросив все свое имущество. Казахстан. На что уж Назарбаев человек разумный, взвешенный, ориентированный на сотрудничество с Россией. У нас из Казахстана на территории Российской Федерации сейчас 2 миллиона беженцев. Геноцид русского народа и появление многомиллионной армии беженцев из бывших Республик, причем это движение продолжается. Из Башкирии люди уезжают и так далее. Вытесняется русское население. У каждого из этих многих миллионов есть родственники, друзья, есть просто сочувствующие их беде и возмущенные тем, как с ними поступили там, где они жили. Этот геноцид послужил детонатором. Появилась трещина в интернациональном мировидении русского народа, от которой все пошло. Дальше, больше. Многие национальные республики, избавившись от гнета России и, выгнав основную массу русских, быстро обнаружили, что самостоятельно выжить они не способны. То есть, они просто не могут самостоятельно прокормить свое население. И масса жителей этих республик, просто спасаясь от голодной смерти, ринулась за заработком на территорию Российской Федерации. Их вполне можно понять, они жить хотят. Но одновременно с ними деформируется рынок труда в России, приходят совершенно дикие экзотические заболевания, которые пугают население, дикий, варварский, средневековый криминал. Происходит смычка этого этнического криминала с коррумпированной частью местного чиновничества и т.д. Масса последствий помимо самого изменения традиционной этнической карты страны, сложившейся веками. Эта волна эмиграции является вторым важным фактором распространения ксенофобии в русском народе. И третий фактор, определяющий и предыдущий и все остальное, это, скажем мягко, неадекватное отношение к государствообразующему русскому народу самой государственной власти, начиная с ленинской национальной политики и продолжая до сих пор. Смотрите, что происходит в том же Северном Кавказе в санатории "Дон". Автомат официально признан частью национального кавказского костюма. Выйди сейчас здесь, Николай Николаевич, и урони пару патронов, милиция схватит за шкирку, несмотря на депутатскую неприкосновенность, попытается посадить. Любой конфликт русского с нерусским автоматически квалифицируется и истолковывается в пользу нерусского гражданина. Производится массовая амнистия тех чеченских борцов за свободу, которые убивали мирных жителей, воевали с оружием в руках против российской армии. Они принимаются на государственную службу, получают в силовых структурах оружие, документы и продолжают служить. Одновременно любое правонарушение русского офицера в том же контексте преследуется по всей строгости закона. Практика подъема национальных окраин за счет центральных областей, неотъемлемая часть национальной ленинской политики, продолжается сейчас с нарастающей силой. Я не буду говорить о ситуации на Северном Кавказе. Куда идут эти деньги? Но факт остается фактом, что те деньги, которые зарабатываются здесь, разворовываются в основном там. И тому подобных примеров не счесть. Здесь очень важно понимать, что не может в полиэтническом государстве, коим является Российская Федерация, какая-то одна нация, народность, национальность находиться на привилегированном, либо угнетенном положении по сравнению с другими. Это недопустимо. Совершенно недопустимо, когда в таком положении находится тот самый народ, который это государство создал и продолжает его образовывать. Естественно, что в таких условиях наши с вами усилия, не только наши, а всей общественности по интернациональному воспитанию населения оказываются безрезультатными. Почему они были очень эффективными в период зрелого социализма в конце советской власти, когда интернациональное воспитание народа было действительно на высоком уровне? Потому, что тогда одновременно не убивали, не насиловали, не грабили, не изгоняли в национальных республиках в массовом порядке русских. Не было ни массовой миграции, не было ни дискриминации, о которой я вам говорю. К сожалению, у наших руководителей это на уровне рефлекса. Года два назад бросилось в глаза столкновение в Ставропольском крае на межнациональной почве. На следующий день там зарезали пару русских студентов. Приезжает Нургалиев с Козаком. Не то, что там не разобрались ни в чем, там еще и следствие не начато и сразу публично дают установку: "Ищите русский след". Что это такое? Одной пропаганды и воспитательной работы совершенно не достаточно для преодоления этих причин, которые носят структурный характер. Что нужно сделать на наш взгляд. Во-первых, нужно попытаться исправить то, что можно исправить из того, что совершено. Конечно, десятки тысяч русских людей к жизни не вернешь. Но реально помочь тем, которые выжили и вернулись на свою историческую Родину можно и нужно. Россия - Родина всех русских независимо от того, где они последнее время жили. Я имею в виду Россию в широком смысле. Это и Россия, и Белоруссия, и Украина, потому, что это временно разделенные недоразумением нации. Во-вторых, нужно открыто ставить вопрос о наказании организаторов и исполнителей геноцида в отношении русских в национальных республиках. Необходимо решительно пресечь миграционное цунами, которое затопляет сейчас Россию. Конечно, жалко этих людей и понятно, все-таки они не совсем чужие нам. Но и негров тоже жалко в Африке, и всех других - все люди. Это не значит, что от этого должны страдать граждане России. Большинство, мы убеждены, нужно вернуть назад. И, в-четвертых, самое главное, изменить, внимательно, тщательно отслеживать ситуацию вокруг прав самих русских в Российской Федерации. Все это можно и нужно делать на основе действующей Конституции Российской Федерации. Там все это написано. Нужно просто начать соблюдать действующую Конституцию. В обязательном порядке в официальной политике должны участвовать организованные общественные силы, которые нацелены на этот национальный путь развития, эту тему поднимают не в экстремистском, не в деструктивном ключе, но, тем не менее, обязательно ее ставят. Во-первых, имеют реальное влияние на местах. Во-вторых, в регионах. Это очень важно. А в целом, какую бы проблему вы не рассматривали, будь то выборы, социальная напряженность, межнациональная напряженность, совершенно безошибочно можно исходить из основного закона Российской Федерации. Все там написано замечательно. Надо только выполнять. Доклад закончен.

Смирнова Светлана Константиновна (Ассамблея Народов России).
Уважаемые коллеги, прежде всего я благодарна за возможность участия в этом круглом столе, потому, что я считаю, что сегодня основные игроки - это политические партии. И то, что круглый стол проводится в преддверие выборов в октябре текущего года, я думаю, что это все взаимосвязано. Потому, что сегодня очень важно, какова позиция политических партий, прежде всего, как основных игроков в избирательной системе. От этого во многом, в том числе, зависит самочувствие народов Российской Федерации, если мы говорим о гармонизации межнациональных отношений. Говоря о гармонизации межнациональных отношений, мы должны исходить из того, что Российская Федерация формировалась, как союз народов. И правильно было сказано моим соседом, что вокруг русского народа собирались другие народы. Кто-то насильственно, кто-то добровольно, но, тем не менее, это был союз народов. И сегодня наша Конституция предусматривает, что единственным источником государственной власти является многонациональный народ Российской Федерации. И мы с вами должны исходить из этого. Если мы говорим о гармонизации межнациональных отношений, то, безусловно, на это влияет несколько факторов. Прежде всего, законодательная власть. Есть она или нет? Да, сегодня законодательная база Российской Федерации создает условия, дает возможность всем народам России сохранять свою национальную самобытность, сохранять свой язык, свою культуру, потому, что есть статья Конституции, которая определяет, в том числе, получение образования на родном языке. Кроме того, в 1996 году была принята концепция государственной национальной политики, согласно которой все народы Российской Федерации, которые сформировались, как народ, как нация здесь у нас на территории Российской Федерации являются государствообразующими народами. Русский народ является стержнем российской государственности. И мы должны исходить из того, что все народы независимо от численности равноправны и все субъекты Российской Федерации тоже равноправны во взаимоотношениях между собой и с Федеральным центром. Вторая составная часть, которая влияет на национальные отношения, на гармонизацию межнациональных отношений - это система органов управления. Есть она в Российской Федерации или нет? Мы сегодня можем констатировать, что на Федеральном уровне есть министерство регионального развития, в котором есть соответствующий департамент межнациональных отношений. И если говорить об этой составляющей, то, конечно, с начала 90-х годов эта структура по делам национальности видоизменялась несколько раз. Был Госкомнац, Министерство национальной политики и т.д. Это говорит о том, что, к сожалению, у нашей страны нет ясного видения и понимания того, какова должна быть структура в системе управления, которая бы управляла этими процессами. А то, что нужно управлять этими процессами, я абсолютно в этом убеждена. Лучше, наверное, обстоят дела на уровне субъектов, потому, что сегодня нет ни одного субъекта, который бы являлся мононациональным. И понимая это, многие субъекты создали у себя соответствующие структуры, министерства, управления по делам национальностей. Это не только в национальных республиках, хотя у нас нет национальных республик в соответствии с нашей Конституцией. Есть республики, округа и т.д. Что касается роли политических партий и общественных объединений в гармонизации национальных отношений. Безусловно, роль огромная. Сегодня у нас институты гражданского общества набирают свой вес, и от позиций общественных объединений зависит самочувствие народов России. Безусловно, очень важно насколько сегодня наши общественные объединения получают поддержку государства. Сегодня государство дает такую возможность. В том числе, вы знаете, что государство сегодня создало систему грантов через Общественную палату, есть операторы и можно участвовать, и получать финансирование на реализацию этих проектов. Говоря о выборах, на мой взгляд, важна позиция политических партий в гармонизации национальных отношений. Если раньше, в советское время, национальный вопрос, так или иначе, негласно управлялся. Если в национальной республике первым секретарем обкома партии был русский, то вторым был всегда представитель национального, титульного народа. Если первым секретарем было титульное лицо, то вторым секретарем был обязательно русский человек. К сожалению, сейчас такого управления или представительства нет. В свое время в Государственной Думе в Комитете по делам национальностей были проекты законов о представительстве народов Российской Федерации. Я тоже была одним из авторов этого законопроекта. Но в силу ряда причин этот законопроект так и остался законопроектом, и он сейчас тоже не рассматривается. Очень сложно в демократическом обществе найти регулирование, каким образом обеспечить представительство народов России в органах управления. В Федеральном Собрании, в Совете Федерации, в Государственной Думе, на других уровнях управления. Но сегодня однозначно понятно, что, к сожалению, представительство народов в Государственной думе, в Совете Федерации уменьшается. Взять Совет Федерации. Мы говорим представительство от субъектов. Но кто сегодня представляет регионы, мы с вами прекрасно понимаем. Поэтому здесь, безусловно, говоря о выборах, о нашей избирательной системе, мне бы хотелось подчеркнуть особую роль политических партий. Я бы хотела привести пример скандинавских стран, например, Щвеции, говоря о женском вопросе, о гендерном равенстве. Там нет избирательного законодательства, где был бы какой-то паритет женщин и мужчин. Но в борьбе за голоса женщин ряд партий создали систему 50x50. Поэтому сегодня мы видим, что в ряде скандинавских стран представительство женщин и в законодательной власти, и в системе управления намного больше. Я обращаюсь к представителям разных партий. Сейчас будут выборы в октябре и в будущих выборах, особенно в Государственную Думу, попытайтесь предусматривать в ваших партийных списках представительство разных народов, особенно тех народов, от кого идут выборы в том или ином субъекте для того, чтобы способствовать гармонизации межнациональных отношений. Мне кажется, что ситуация не так сложна, как нам иногда ее представляют. Здесь важно самим не нагнетать ситуацию. Когда мы начинаем искать виновных, мы сами способствуем ксенофобии и нагнетанию межнациональной напряженности. Сегодня мне кажется, что очень важна ответственность каждого слова, которое нами произносится. Сегодня мы должны на деле показывать дружбу народов. И сегодня Ассамблея Народов России основной упор делает на собирании народов. Мы не против узко национальных общественных объединений. Они тоже нужны. Но мы считаем, что сегодня очень важно не замыкаться в национальной скорлупе, а важно взаимодействие и, конечно, основные наши проекты направлены на молодежь. В конце октября мы проводим большой Общероссийский молодежный форум "Мы - россияне". Это традиционное наше мероприятие. Это будет Общероссийский форум в Чеченской Республике в Грозном. Это тоже не случайно. Сегодня руководство страны и партии "Единая Россия" говорит о том, что нужно стабилизировать ситуацию на Северном Кавказе и важно, чтобы молодежь не уходила в ненужном направлении. Я считаю, что подобные форумы приглашают к сотрудничеству и направлены на патриотическое воспитание. Поэтому я приглашаю всех к сотрудничеству и с нашей Ассамблеей Народов России. Мы сегодня имеем ряд соглашений. В том числе и соглашение о сотрудничестве с партией "Единая Россия" и работаем в комиссии Центрального совета сторонников "Единой России" и считаем, что сегодня в лице партии мы имеем надежного партнера, который понимает и осознает роль национальной политики в партийном строительстве и укреплении нашей российской государственности. Спасибо.

Буров Сергей Сергеевич (Всероссийская политическая партия "Единая Россия").
Вопрос действительно важный не только по тому, что он актуален в свете последних событий, которые озвучил Николай Николаевич. Хотя они, может быть, более бытовые, но имеют проявления. Вопрос важен потому, что от решения или наоборот нерешения данной проблемы в виду того, что наша страна действительно исключительно многонациональна, зависит в целом судьба страны. Об этом говорили и предыдущие выступающие. Начиная от ленинского "о праве наций на самоопределение" и, заканчивая более свежими страницами истории о том, что берите суверенитета столько, сколько сможете проглотить. К чему мы пришли? Потеряли одну страну, потеряли другую. Памятные слова, которые в 1975 году я услышал от главного редактора журнала "Агитатор" запомнились своей фантастичностью и даже кощунственностью в ту пору в период расцвета Советского Союза о том, что по планам ЦРУ задача развалить Советский Союз через подбрюшье, через Среднюю Азию, через решение вопросов исламского фундаментализма. В общем-то, задача выполнена. Согласен с тем, что для решения этих вопросов в области государственной политики должен существовать серьезный орган, который будет заниматься решением этих вопросов. Чтобы национальный вопрос не был только на бытовом уровне, как в скинхедском лозунге: "Россия для русских, Москва для москвичей", либо проблемы Северного Кавказа. Ведь у нас в стране существует и Башкортостан, и Тыва, и Татарстан, не говоря о том, что есть столько малых народов, про борьбу которых за выживание уже попросту забыли, то, что буквально лет 10 назад было на слуху. Северный Кавказ, конечно, более актуален в связи с тем, что каждый день там происходят те или иные события, связанные с кровью, с гибелью людей. Но в то же время даже мы, сидящие за этим столом, абсолютно не понимаем проблемы, которые там существуют. Почему? Потому, что мы не знаем ту жизнь и не стремимся узнать. Мы, например, говорим - дагестанцы, хотя нет даже такого понятия - дагестанец. Есть 39 титульных наций, есть почти 120 народностей, которые проживают на территории Дагестана, где каждый кишлак, каждый аул может быть своей национальностью. Как было в Таджикистане еще в советские времена, когда житель Пианжа абсолютно не мог понять жителя Горного Бадахшана. Эти проблемы, пока мы не будем в них вникать, не уйдут. Особенно в условиях развала экономики, когда в тех же селах Дагестана по 1000 и даже более молодых людей и, дай бог, если 30 человек из них имеют рабочие места, а остальные просто безработные. Поэтому говорить о том, что терроризм стал иметь какую-то национальную особенность... Он не имел и не будет иметь никогда национальной окраски, потому, что не мало, к сожалению, российских военнослужащих, которых научили с 18 лет воевать, а потом бросили, и работы нет. И у мусульманских формирований, мы вынуждены признать есть такие факты, чего никогда не было, допустим, в афганскую войну, потому что было совсем другое государство, была другая идеология и экономическая ситуация была совершенно другой. Эта проблема актуальна не только для светского государства, каковым мы являемся, но это проблемы, которыми должны заниматься и религиозные деятели. Нужно признать, что на сегодняшний момент руководство в мусульманском нашем российском мире в основном принадлежит башкирам и татарам. И те же кавказские муфтии не сходятся во многих взглядах, и во многих пониманиях, скажем, с теми представителями мусульманства, которые уже более длительный срок находятся на территории нашей страны. А тем более подготовка этих имамов ведется на Северном Кавказе в Саудовской Аравии, в Египте и т.д. И естественно подходы к воспитанию молодежи абсолютно не в интересах России. И эти вопросы, конечно, тоже государство должно не оставлять без внимания. И тот орган, который должен заниматься этим вопросом, его на сегодняшний день нет. Эти вопросы мы упускаем. Но вопрос о том, как должны партии влиять и каково наше участие. Вот как раз при формировании партийных списков очень большая задача у партий, которые должны учесть фактор соответствия, исходя из численности избирателей той или иной национальности. В марте следующего года в Дагестане пройдут уже вторые выборы по новому избирательному законодательству. Когда проводили первые выборы в 2006 году, я говорил, что снимаю шляпу перед теми, кто сумел грамотно сформировать избирательные списки. До этого Дагестан был единственным регионом, где законодательством было предусмотрено национальное представительство. Потом это отменили. Поэтому учесть особенности, сколько должно быть аварцев, сколько даргинцев очень проблематично. Если мы не решаем эти вопросы, то жизнь их заставляет решать. Если вспомнить тот же Дербент, не последние события - выборы мэра, где до автоматной стрельбы не дошло, хотя было противостояние и участки не открывались, то в 1998 году до стрельбы при выборах в Горсобрание ситуация дошла. И разрешить ее смог только совет старейшин, разделив округа. 10 азербайджанцам, 10 лезгинам, 1 русскому, 2 табасаранцу и если хочешь, представитель этой национальности, иди строго по этому округу. Это звучит недемократично, но, тем не менее, до сих пор в определенной мере этому придерживаются. Да, это попахивает феодализмом, но это решило в ту пору ситуацию. И вот задача партий, наверное, учитывая эти особенности, соответственно сформировать списки. Вот сейчас 10 октября выборы. 16,5% выборов, проходящих в стране, будут проходить именно на территории Дагестана. Более 7000 мандатов, 1125 выборов. Вся республика практически. В каждом кишлаке, в каждом ауле. Желающих много. Все попасть в партию "Единая Россия" не могут. Более того, кто понимает, что он не проходной уходит из партии и вступает в другие партии. И здесь вопрос, если говорить откровенно, особенно о тех, кто переходит в другие малые партии, не столько для того, чтобы проводить в жизнь идеи той или иной партии, а для того, чтобы просто получить это место. Особенно, если речь идет о депутатстве. Одной партии не будет, две партии минимум и есть шанс попасть в депутаты. На сегодняшний момент нужно сказать, что роль партий слаба и при формировании избирательных комиссий. Сейчас по всей стране идет формирование территориальных избирательных комиссий. В этом году будет сформирована основная масса - 70-80% и в начале следующего года. И зачастую даже при формировании территориальных избирательных комиссий не все партии участвуют, в том числе даже "Единая Россия" - ведущая партия не во всех территориальных комиссиях, исходя из нынешнего состава, имеет свое большинство. А представители других партий и того значительно меньше. Я хотел бы призвать политические партии, чтобы потом у нас и на круглых столах было меньше вопросов и тем более каких-то судебных разбирательств, и вообще, чтобы выборы проходили более честно и открыто, чтобы представители максимально всех партий были представлены в территориальных избирательных комиссиях, в участковых избирательных комиссиях. И если организаторы выборов сочтут и подпишут протокол, где присутствуют представители всех партий, что выборы прошли честно, то тогда и у нас меньше вопросов возникнет, и избиратели будут более спокойны, будут доверять легитимности этих выборов.

Вольпин Ярослав Игоревич (Всероссийская политическая партия "Правое Дело).
Я должен сказать, что проблема национальных отношений - это, возможно, одна из самых важных проблем современной России с момента развала Советского Союза и, к сожалению, она до сих пор не решена. В обывательском представлении проблема национальных отношений, когда русские что-то не поделили с кавказцами. Нужно смотреть гораздо шире. Проблема эта не только в Москве, но и в самих республиках. Только что был приведен прекрасный пример по поводу Дагестана, где все органы власти распределены между представителями различных этносов. И если этот баланс нарушается, то сразу появляются какие-то конфликты, доходящие до вооруженных столкновений. Так же давайте затронем такую проблему, как отношения между самими республиками в составе Российской Федерации. Тех же ингушей и чеченцев, и другие примеры. Если посмотреть с другой стороны, то, например, есть проблема осетин, о которой сегодня очень мало говорят. Несмотря на усилия наших властей, к сожалению, пока Южная Осетия не приобрела окончательный статус независимой республики и соответственно не имеет никаких предпосылок для входа в состав Российской Федерации. Это был бы очень важный шаг для осетинского народа, который на протяжении долгих лет мечтает о воссоздании, об объединении Северной и Южной Осетии. Кто-то это называет Великой Осетией, кто-то Объединенной, но, к сожалению, этим вопросом тоже никто не занимается. Что касается в общефедеральном плане, то нужно строить федеральную политику с учетом интересов именно национальных республик. А у нас очень часто сегодня политика строится без оглядки на их особенности, на их интересы, когда преобладает, доминирует какая-то основная государственная линия. В частности, например, у нас широко и бурно освещается деятельность патриарха. Он выступает с религиозными и политическими заявлениями, зачастую дает какие-то рекомендации и политическому руководству страны, и гражданам российской Федерации. Я могу прямо сказать, что для многих представителей других национальностей это зачастую является оскорбительным. И это широкое освещение, когда представитель одной из религий дает рекомендации, при том, что у нас по Конституции Россия является светским государством и многонациональной страной. В заключение я скажу, что роль политической партии только в том, чтобы проводить интересы различных народов, этносов и наших республик путем участия в выборах. На октябрьских выборах, в частности, партия "Правое Дело" будет участвовать в выборах в Костромской, Челябинской, Магаданской областях. Так же в ряде муниципальных выборов и, я надеюсь, что в случае положительного исхода и даже в ходе предвыборной агитации мы в какой-то степени будем вопросы такие решать.

Шуленин Вячеслав Вячеславович (член Московской городской избирательной комиссии).
Уважаемые коллеги, в рамках обозначенной сегодня темы, как представитель системы избирательных комиссий я хотел бы обозначить еще один очень важный вопрос, который у нас, к сожалению, имеет место в период избирательных кампаний. С учетом того, что сегодня было сказано всеми представителями партий, многонациональный вопрос и взаимоотношения между национальностями имеют очень важное значение для нашей страны в силу исторических причин. Все партии, которые у нас действуют, так или иначе, поднимают этот вопрос в период избирательных кампаний в своих программах, в своих лозунгах. К сожалению, не всегда это бывает совсем корректно. Эту тему нельзя замалчивать. Нужно этот вопрос решать. Но, с другой стороны, при решении этого вопроса мы должны учитывать, что мы затрагиваем достаточно тонкую нить. Например, случай, который у нас был в 2005 году при агитационной кампании партии "Родина". Я напомню, что был агитационный ролик, в рамках которого лица, похожие на представителей кавказских национальностей ели в парке арбуз, бросали корки, ехала мимо женщина с коляской славянской внешности, сделала им замечание, они неадекватно отреагировали, появился Дмитрий Рогозин с кандидатом из списка с лозунгом: "Очистим Москву от мусора". Понятно, что это было сыграно на грани. Пытались разыграть национальную тему. Представители партии "Родина" надеялись, что они останутся в правовом поле, что к ним юридически не смогут придраться по результатам выпуска этого ролика. Тем не менее, они не увенчались успехом, потому что было проведено несколько экспертиз в отношении данного ролика, которые дали однозначный результат, что, конечно, такая агитационная кампания разжигает межнациональную рознь, конечно, это оскорбляет представителей определенных национальностей и список партии "Родина" был снят с выборов. Конечно, это уже второстепенно, но партии не должны забывать, что, эксплуатируя эту тему некорректно, пытаясь разыграть национальную карту, нужно учитывать, что у нас на сегодняшний день предусмотрено в избирательном законодательстве за данную агитацию. И не надо потом обвинять, что как-то не так относится система избирательных комиссий или суды предвзяты к той или иной политической партии. Здесь надо сразу это учитывать. Это первое. Второе. Что еще хуже - это, конечно, те последствия, которые могут возникнуть из-за того, что партии будут пытаться соответствующую карту разыграть в своей предвыборной программе, в своих предвыборных лозунгах. Поэтому хотелось бы, пользуясь сегодняшним нашим круглым столом и, пользуясь тем, что эта тема была заявлена, еще раз призвать стараться эту проблему обсуждать корректно. Выдвигать ее в своих лозунгах и формулировать ее в своих программах корректно, и соответственно находить не популистские решения, которые призывают представителей одной национальности убрать из Москвы, а других вообще не пускать, а третьих выселить куда-то. Необходимо пытаться найти те пути, которые реально позволят существовать разным национальностям в рамках нашей страны, в том числе, в рамках Москвы, как столицы нашей Родины. Спасибо.

Волчков Виталий Юрьевич (Общественный комитет содействия безопасности России).
Я хочу вернуться к теме, которая у нас звучит следующим образом: Роль политических партий и общественных объединений в гармонизации национальных отношений. Конечно, и женский вопрос, и вопрос, связанный с политической оценкой прежних исторических событий, важны, но они имеют косвенное отношение к нашей теме. Я хочу с позиции организации, которую представляю, оттолкнуться в ракурсе рассмотрения этого вопроса, как вопроса безопасности России. Я могу сказать, что мы должны признать, что национальный вопрос, вопрос гармонизации национальных отношений, не межнациональных отношений, а именно национальных взаимоотношений не проработан партиями и не прорабатывается в общественном сознании. Нет серьезного диалога, нет серьезных научных разработок, нет таких обсуждений, которые давали бы какие-то, может быть, теоретически не достаточно совершенные, но конкретно исторические вполне приемлемые решения. На этом направлении, я считаю, нам обязательно нужно сосредоточиться и каждому в меру своих сил способствовать развитию этого дела. Почему? Потому что здесь вспомнили чудесный пример из прошлой избирательной кампании на счет ролика партии "Родина". Конечно, факт имел место. Но, давайте посмотрим, насколько это спекулятивно, насколько это разыгрывание национальной карты, насколько это в популистских целях или, насколько это серьезно, искренне и заинтересованно. Нельзя серьезные реальные проблемы списывать и не замечать, считая, что их нет, что это только популизм, что это только вопросы, которые встают в период выборов. Они существуют и между выборами. И дело чести партий решать их ежедневно, постоянно. Вот мы сейчас столкнулись с тем, что серьезная экологическая катастрофа затронула Центральные регионы России, и мы понимаем, что ответственность за непринятие должных мер лежит в первую очередь на местных органах власти. Как дальше будет развиваться ликвидация последствий этой катастрофы? Станет ли это возможностью для каких-то мародерских действий каких-то заинтересованных групп или это та проблема, решение которой позволит активизировать самодеятельность населения в этих районах, позволит перейти к более действенным механизмам работы местных органов власти. И с точки зрения активизации местных общественных организаций для контроля за действиями чиновников и т.д. Эта проблема, которая, мне кажется, должна быть в фокусе партийных усилий. Люди, оказавшиеся в такой ситуации, нуждаются в методологической помощи, методической помощи, как им наладить организацию жизни в своих регионах. И хочу еще раз подчеркнуть то, что серьезная проработка этих вопросов, не убегание от них, не страусиная позиция, когда голову под крыло и в самый удобный момент эти сложные вопросы не замечать, а наоборот, поиск и реальное, заинтересованное, со снятием спекулятивности обсуждение этих вопросов является очень важным и достойным делом. Призываю все партии обратить на это внимание и понять, что от решения этих вопросов уйти не удастся, они назрели, и с течением времени они и дальше будут только нарастать. Должна быть серьезная и откровенная позиция. Спасибо.

Зиничев Юрий Александрович (Общество защиты прав землепользователей).
Я бы хотел поставить вопрос выборов немного с другого бока, более широко. Сейчас мы рассматриваем вопрос о том, как провести выборы. Хорошо, провели мы выборы. Определенная партия взяла власть, поделила то или другое количество мест в том или другом органе. Дальше что? Дальше начинается наша жизнь, дальше начинаются наши будни. И здесь я бы поставил вопрос таким образом. Та партия, которая в том или другом регионе взяла власть, должна соблюдать закон и контролировать работу исполнительной власти. И тогда уже на эту партию можно конкретно возложить ответственность и за коррупционную деятельность, и за ту деятельность, которая идет в плане землепользования. У нас много нерешенных вопросов. Здесь говорили, что люди в нашей стране бесправны, и отстоять какие-то свои права при существующей системе отсутствия контроля невозможно. Я являюсь членом гражданского общества, и мы отстаиваем свои права. И здесь надо отдать должное Николаю Николаевичу. Он один из немногих депутатов, который реально откликнулся на наши предложения совместно проводить конкретную работу, совместно анализировать деятельность правоохранительных органов. Я призываю другие партии назвать те свои приемные, куда люди могли бы прийти, с кем бы мы могли конкретно обсуждать вопросы взаимодействия, вопросы контроля власти, вопросы защиты прав людей не только в рамках национального аспекта, но и в рамках нашей обыденной жизни. Потому что если нет закона, то нет государства и не о чем тогда говорить. Это первый вопрос. Второй вопрос о том, что здесь много говорили о выделении грантов на общественные организации. 12 августа в Общественной палате будет обсуждаться вопрос о выделении грантов некоммерческим организациям. Я тоже призываю партии подключиться к этому процессу и высказать свою точку зрения, взять этот процесс на контроль и использовать в своей политической борьбе правила, как выделяются эти средства. Деньги выделены, а найти организации, которым эти деньги выделены, невозможно. Кроме сайта в Интернете ничего нет. И третий вопрос, на который я хотел обратить внимание, касается того, что должно лежать в основе национальной идеи. Давайте положим семью, как ячейку общества. И здесь возникает много других вопросов. В прошлом году была принята Федеральная программа повышения финансовой грамотности населения. Давайте решать вопросы повышения финансовой грамотности населения, вопросы повышения качества жизни людей и включать эти вопросы в политические программы. И когда люди реально будут видеть, как та или другая партия помогает им в решении бытовых вопросов, соответственно уменьшатся и национальные интересы. Вопросы пенсионного обеспечения касаются и русских, и дагестанцев, и татар, и всех других национальностей. Вопрос образования детей то же самое. Я не буду эти социальные вопросы поднимать. С теми организациями, партиями, которые готовы с нашим гражданским обществом по перечисленным вопросам сотрудничать, можем обменяться координатами, и уже в рабочем порядке будем смотреть, как это включать в политические программы и послевыборные программы. И вместе будем стремиться к тому, чтобы в нашей стране не просто политические вопросы возникали перед выборами, а так как я сказал, чтобы партия, которая пришла к власти могла реально отвечать, контролировать и проводить вопросы, снимать каких-то чиновников. Вот что я хотел сказать. Спасибо за внимание.

Коротченко Анатолий Анатольевич (Центр избирательных технологий "Новая электоральная политика").
Буквально два момента. Первое. Это частный вопрос предстоящих октябрьских выборов по поводу того, что политическим партиям все-таки давно пора перейти к новой электоральной национальной политике. Дело в том, что ни одна политическая партия не делает упор на представителей диаспор в регионах не национальных. А это очень зря. Я приведу пример. Я недавно интересовался этим вопросом. У нас в стране проживает порядка 1 миллиона 200 тысяч цыган. Какой это потенциал, и какие существуют отношения у национальностей, как все выстроено, мне не надо вам рассказывать. Поэтому дать клич и 1 миллион 200 тысяч избирателей придут и проголосуют за ту партию, которая их заинтересует своей программой. Второй момент. Пора хотя бы попробовать быть более радикальными в решении этих вопросов. В каком смысле радикальными? Раз уж так повелось, что у нас основное решение вопроса - это форумы и съезды, то давайте на этих форумах и съездах ставить более радикальные вопросы. Например, если у нас так сложилось, что кабардинцы с балкарцами не хотят жить вместе, а карачаевцы с черкесами хотят жить наоборот. Давайте попробуем провести другой территориальный раздел республики, и у нас проблема адыгов полностью исчезнет. Все будут счастливы, и одним вопросом на Северном Кавказе станет меньше. Может быть так. Спасибо.

Леонов Владимир Васильевич (Народный блок граждан России "Президент- 2012").
Мы должны обсудить роль партии в решении какой-то проблемы. Для начала надо признать, проблемы есть? Есть. Что такое партия? Это часть общества, которая имеет свои взгляды. Поэтому, что может сделать партия? Во-первых, признать проблему. Во-вторых, сформулировать, какие реальные проблемы существуют. В-третьих, предложить формы разрешения. В-четвертых, предложить механизмы решения проблемы. Следующее. Какие вообще параметры решения она предлагает? Как она видит, как эта проблема вообще должна быть решена. И пятое, что должны все партии делать? Проводить регулярные межпартийные дискуссии по всем этим проблемам. Какие проблемы видны? Любая партия может по-своему расписать. Первое. Различие национальных традиций. Есть проблемы? Есть. Вопрос здесь в сближении или поддержке. Второе. Перекосы в правах по национальному признаку. Сегодня об этом говорили. Третье. Я буду коротко говорить, без всяких комментариев. Отсутствие на фоне различий у других наций какой-то русской объединяющей землячество, грубо говоря. Четвертое. Отношение титульных и пришлых наций. Какие возможны механизм разрешения? Главное - это наличие общего дела. Почему в Советском Союзе проблем не было? Было общее дело, которым все занимались. Теперь каждый свое дело решил делать, вот и получается. Кроме этого главное регулярные межнациональные дискуссии, а их нет. Я очень много общаюсь с разными диаспорами, поскольку у меня есть сайт под названием "Объединенный народный фронт", который всех объединяет. Есть такая проблема, все говорят, что нужна дискуссия. Армяне говорят, что нужна дискуссия. Нет таких дискуссий. Только треп один. Или что-то делают сверху для пиара. И законотворчество. Тоже куча проблем. Законы, может быть, и есть. А правоприменение? Та же 282 статья. Давайте посмотрим, какая нация сидит по 282. Следующее. Контроль за исполнением. Какие формы предлагали? Административные. Что значит этот вопрос? Это национальные формы различий концепций. Если есть советы старейшин, то надо их использовать. Территории. Есть проблемы с территориями, надо их решать. И представительство. Политически цели и параметры развития. Наша задача сделать так, чтобы развитие всех наций было само по себе, но каким-то образом сближало. Культурные традиции. Нужно жестко ставить вопрос. У себя на месте соблюдай свои традиции, приехал в другую страну, чтобы на улицах ваших традиций не было. Религиозные проблемы вообще нужно отвести в сторону. И научно-исследовательский потенциал нужно использовать. У нас много различных научных организаций. Нужно в школах детям рассказывать не только историю своей нации, но и других наций. Больше показывать различия наций, почему происходят эти вещи. Каждая партия должна это сформулировать. И когда будет сформулирован перечень проблем, форм и методов их решения, тогда будет понятно, во-первых, национальности сами будут решать, какую партию поддерживать, а с другой стороны, у нас будет какой-то межнациональный договор. Спасибо за внимание.

Плотникова Елена (Общественная организация "Молодые юристы России").
Что касается роли политических партий в решении межнационального вопроса, то они на сегодняшний день больше используют это в качестве пиара, чем реально помогают в решении этого вопросов. Уже вспоминали ролик партии "Родина". Действительно национальные вопросы наиболее актуальны сейчас среди молодежи. В этом плане проводятся достаточно серьезные мероприятия, которые направлены на преодоление этих конфликтов, этих вопросов. Вспомним тот же молодежный лагерь "Селигер". Там представлены абсолютно все регионы. То есть это площадка, на которой представители всех регионов строят вместе проекты, обсуждают будущее страны и общаются без каких-то национальных предубеждений. В августе будет проходить на Северном Кавказе молодежный форум, где будет представлена Осетия, Дагестан, то есть именно Северо-Кавказские народности. Хотелось бы отметить, что все-таки мероприятия проводятся, и хотелось бы, что бы политические партии больше предпринимали каких-то конкретных действий, направленных на решение межнациональных вопросов. Спасибо.

Гончар Николай Николаевич (Председатель Комитета).
Уважаемые коллеги, мы дали возможность выступить всем желающим. Что бы я вам хотел сказать. Представьте на секунду, что какая-то группа присутствующих или кто-то один принимал решение по национальному вопросу, исходя из того, что здесь сегодня было сказано... Вопрос очень тяжелый. В значительной степени его постановка провокативна. Не провокационна, провокативна. Кстати говоря, не думаю, что случайно отсутствуют те политические партии, которые инициировали этот вопрос. Так вот, этот вопрос очень тяжелый. Ни для кого это не секрет. Вспоминали конец 80-х. Совершенно верно. И еще был жив Юрий Владимирович Андропов, он был уже секретарем ЦК партии. Он собирал группу, которая анализировала ситуацию, которая была связана с крымскими татарами и их акциями. Никакого вразумительного и универсального ответа с того времени и по сегодняшний день не найдено. Мы хотели, чтобы политические партии задумались над необходимостью сформулировать публичную позицию по этому вопросу. Я ни секунды не сомневаюсь, что когда Владимир Вольфович выходит на трибуну и говорит: "Мы за русских, мы за бедных", он говорит то, что он думает, но он думает, наверняка, он очень не глупый человек, но, тем не менее, он на потребу ситуации с этой формулировкой и здесь конкретно выходит. Ни на секунду не сомневаюсь, знаю, что когда были выборы в Чеченской Республике, его кандидаты вели значительно более умную, более тонкую и аккуратную линию там. Нормально. Но ситуация такая, что туже нельзя позволить ни себе, ни другим отсидеться в стороне. Ситуация отчасти такая, какая прозвучала из уст представителя партии "Русь". Но мы же постоянно должны думать о том, чтобы не навредить. С одной стороны, да, нужно публично поднять тему, а с другой стороны, не приведет ли эта публичная постановка вопроса к невероятно негативным последствиям. А не погибнут ли люди? Когда я слышу, что залили этот регион деньгами и не контролируем. Ребята, вы не помните, что вы предлагали 10 лет тому назад. Ваше бешенство и ваша злоба результат того, что вы говорили то, что Путин сделал. Путин сумел это сделать. Вы же сами говорили, что надо с кем-то договориться. Он договорился. А, он договорился не с теми, кого хотели вы. Так получилось. Но у него получилось. Мы, может быть, вернемся к этому вопросу, мы еще раз публично попросим сформулировать позицию. Очень важно это сделать. Пусть и не конституированные организации, я имею в виду и "Русь", и "Державу", но, так скажем, имеющие позицию по данному вопросу и с позиции по данному вопросу себя заявляющие. Позиция не безопасная. Но, с другой стороны, чтобы это было где-то публично заявлено, потому что формулировка вашей позиции заставляет других определиться по отношению к вам. Тогда нужно прямо и сказать. Давайте, разделим Кабардино-Балкарию. Это означает, что давайте, изменим Конституцию. А не получится ли у нас ситуации, когда партия "Правое Дело" будет исходить криком: "А, там будет не 6 лет, а 15". Почему вы решили, что если этот ларец откроется, то там будет именно то, чего вы хотите? Там может быть что-то и другое. Поэтому все это нужно взвесить публично и решения, которые приняты публично, даже если они не нравятся людям, да. Но вот к этому пришли. Эти чудаки швейцарцы не случайно проводят референдум по поводу цвета трамваев. Это решение, принятое всеми, уже не вызывает сомнений, потому что они твердо уверены, что при подсчете голосов по поводу цвета трамваев там все было честно. И поэтому перевес в 5% есть победа. И она общественно воспринимаема, и все сказали да. Большая часть из вас живет в Москве, и вы знаете, как по-прежнему болезненно звучит ситуация с Волковым на Чистых Прудах, как она продолжает обсуждаться. И, ставя этот вопрос, мы понимали, что нам, грубо говоря, замолчать во благо уже не удастся. Теперь еще раз по поводу того ролика, который вспомнил Вячеслав Вячеславович. Я знаю способ, как очистить Москву от мусора и каждый раз на всех субботних встречах говорю. Вы не просите меня ваших внуков устроить менеджерами или брокерами. В жилищном хозяйстве, да запросто. Немедленно, к концу завтрашнего дня парень будет иметь трудовую книжку. Нет, я не хочу. Так, чтобы парень сегодня подметал твой двор, а ночевать улетал в Душанбе, не бывает. Но, с другой стороны, и не будет так, что человек прибрался и куда-то делся, а потом вернулся и у него ни детей, ничего, его не нужно лечить, не нужно интересоваться, ходят ли у него детишки в школу и почему они не понимают даже, что им говорят. Проблема есть. И еще одна в завершении, может быть, не очень ожиданная вещь. Эта ситуация на Триумфальной площади. Вот она такая, какая есть. Скажите, пожалуйста, всем все понятно, правда. Власть не может потерять лицо. А те, кто ее провоцируют на это, они понимают это и пользуются этим. А люди могут пострадать. Скажите, пожалуйста, не может быть такого предложения, что у политических партий будет позиция по поводу разрешения этого конфликта. А что бы предложили вы?

Леонов Владимир Васильевич (Народный блок граждан России "Президент- 2012").
Исполнительная власть должна исполнять Конституцию.

Гончар Николай Николаевич (Председатель Комитета).
Исполнительная власть должна соблюдать Конституцию. Так кто же спорит? Возникла конкретная ситуация. А политика - это искусство возможного. А эта фраза может означать, что в ходе ее реализации погибнут люди. Когда собирались митинги конца 89-ого начала 90-ого года, то они проходили точно и в абсолютном соответствии с той Конституцией, а потом люди говорили: "Эх, надо было тогда". Кстати, в определенном смысле, в отношении тех событий ваши единомышленники. Надо было соблюдать Конституцию. Соблюли. Можно было провести Всесоюзное офицерское собрание? Конечно. Его и провели. Люди, которые выходили после этого собрания из Кремлевского Дворца, говорили: "Все, армии конец". Вот на этом все и закончилось. Когда самый страстный капитан позволял себе под одобрительный гул зала нахамить человеку в звании генерала армии. Свобода. Теперь дальше. По Конституции в любом месте можно это сделать. Так написано в Конституции. Посмотрите конституции так называемых развитых стран. Это вот так действительно? Попробуйте в неразрешенном месте... Попробуйте дотронуться до мундира американского полицейского. Рядом стоять можешь. А вот, попробуй, дотронься. Но, здесь Гайд-парк не может быть. Или, точнее, только здесь он должен быть. Разные есть предложения. Было бы очень интересно, если бы политические партии, в том числе здесь, что-то предложили. Не нагнуть тех или этих, а найти варианты решений. Может это суд царя Соломона. Какое-то решение, потому что нельзя загонять ситуацию в тупик. Но если речь идет о моем доме, то я не хочу, чтобы на Октябрьской Площади под моими окнами это творилось. Были приведены не самые удачные примеры по поводу поликлиники, больницы и т.д. Повторяю, мы понимаем, что эта ситуация нуждается в каком-то разрешении. А вдруг у нас родится что-то такое, что позволит и сторонам, и всем и лицо соблюсти и нормализовать обстановку. Всем хорошо известно, господа, что конфликт, участие в нем лучшее время для рекламы. Я депутат Центрального округа. На пустом месте возникают ситуации, которые приводят к тому, что инвесторы начинают закладывать в статьи расходов работу с общественными защитниками. Далеко пойдем, да. С другой стороны возникает вопрос. А почему не опубликовать список этих будущих объектов? Почему Бахрушина 11 вдруг стала неожиданностью? Что там нельзя было залезть? А если можно было залезть, то дальше предположения инвесторов о необходимости включения этой статьи расходов обоснованны. Есть предмет для разговора и кроме такой политической академичности мы могли бы иметь и практический выход из наших, иногда очень высоких, академичных и теоретических, споров. Господа, большое спасибо. Мы после 10 сентября соберемся и поведем уже тогда разговор о выборах.

06.08.2010
Пресс-служба Комитета

www.viperson.ru

viperson.ru

Док. 629027
Перв. публик.: 17.08.10
Последн. ред.: 11.11.10
Число обращений: 0

  • Смирнова Светлана Константиновна
  • Гончар Николай Николаевич
  • Бегунов Сергей Витальевич
  • Шуленин Вячеслав Вячеславович
  • Волчков Виталий Юрьевич
  • Вольпин Ярослав Игоревич
  • Зиничев Юрий Александрович
  • Коротченко Анатолий Анатольевич
  • Леонов Владимир Васильевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``