В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Политические молодежные организации: их роль и влияние на развитие политической системы в России. Назад
Политические молодежные организации: их роль и влияние на развитие политической системы в России.
Стенограмма заседания круглого стола Общественного Комитета "За честные выборы!" от 24.06.2010

Гончар Николай Николаевич (Председатель Комитета).
Уважаемые коллеги, здравствуйте. У нас очередное заседание Общественного Комитета "За честные выборы!". Тема нашего заседания звучит следующим образом: Политические молодежные организации: их роль и влияние на развитие политической системы в России. Когда мы советовались по поводу темы круглого стола, то эта тема была воспринята и все представители политических партий, обычно участвующие в нашей работе, сказали, что эта тема актуальна, и они готовы на эту тему говорить. С нами работает Игорь Борисович Борисов - член ЦИК России, Вячеслав Вячеславович Шуленин - член Московской городской избирательной комиссии, Татьяна Геннадьевна Воронова - депутат Государственной Думы Российской Федерации, от КПРФ - Андрей Сергеевич Чупанов, от партии "Правое Дело" - Ярослав Игоревич Вольпин, от молодежной организации "Правая Россия" - Илья Алексеевич Мамонтов, от общественной организации "Молодая Гвардия Единой России" - Александр Олегович Шепилов, Российский Фонд Свободных Выборов представляет Игорь Васильевич Богданов, ПЗРК "Русь" - Александр Иванович Никитин, Сергей Витальевич Бегунов - первый заместитель Председателя Правления нашего Комитета, Наталья Владимировна Дмитриева - председатель-координатор Совета по консолидации женского движения в России, Владимир Владимирович Журавлев - председатель Всероссийской ассоциации общественных объединений "Союз молодежных организаций РФ", Юрий Петрович Сазонов - Первый Вице-президент Объединения Высших Офицеров России, Качура Геннадий Николаевич представляет общественную организацию "Народный Союз". По мере подхода новых участников мы будем их представлять. Традиционно начинаем с КПРФ.

Чупанов Андрей Сергеевич (КПРФ).
Дело в том, что тема молодежных организаций в России начала обсуждаться более плотно с того момента, когда страна в конце 90-х начала приходить в себя. В тот же момент начали возникать предложения о восстановлении системы молодежных организаций, которая существовала в Советском Союзе. То есть какого-то подобия пионерского движения, какого-то подобия октябрятского движения, какого-то подобия комсомольского движения. Существовали различные попытки сделать российских пионеров, сделать им вместо красных галстуков трехцветные, еще каким-то образом восстановить это движение. Но получилось так, что молодежь у нас в России всегда была меньше всего охвачена каким-то осмысленным объединением, которое позволяло бы молодым людям хоть каким-то образом реализовывать свои устремления, цели, амбиции, еще что-то. Получилось так, что последние годы в России среди молодежных движений кроме движений по интересам, например, юных техников, юных натуралистов, еще кого-то, начали возникать молодежные движения при политических партиях. При этом обычно, к сожалению, получалось так, что сначала возникала политическая партия, которая пыталась построить у себя какое-то молодежное движение, которое шло ей на смену. Попытки эти в основном связаны только с тем, что молодежь, приходящая в партию, направлялась изначально в эту молодежную организацию, в которой проходила обкатку, в которой она набиралась какого-то опыта, ну и впоследствии занималась уже более взрослыми проблемами. Сейчас все молодежные движения, которые в России созданы, которые постоянно светятся - это в основном те движения, которые либо созданы по инициативе политических партий, либо созданы молодежью самодеятельно и получают наименьшее представительство и развитие, начиная с различных толкиенистов, ролевиков и заканчивая любителями каких-то нестандартных увлечений. А третий вид молодежных организаций - это те, спущенные сверху движения, местные или еще какие-то, которые призваны вовлечь молодежь в какую-то общественно-полезную деятельность, но на самом деле обслуживающие лишь политические интересы на момент выборов и существующие только до тех пор, пока осуществляется финансирование этих движений. Коммунистическая партия считает, что действительно должны воссоздаваться последовательные молодежные организации, которые должны вовлекать молодежь в общественную жизнь и финансирование должно предоставляться организациям не в зависимости от их идеологической правильности или верности. Все денежные средства, которые выделяются на молодежную политику, осваиваются в Москве организацией "Молодая Гвардия Единой России" или какими-то приближенными к правительству Москвы молодежными движениями, обслуживающими политические интересы. Например, последнее денежное распределение на различные молодежные акции в день 12 июня, хотя, например, Компартия относится к этому дню неоднозначно, оно показало, что финансирование всех молодежных движений ведется избирательно и только туда, куда это выгодно или идет тем движениям, у которых имеется какая-то административно-бюрократическая крыша. Это самая большая проблема в России. Нужно обращать внимание на те организации, которые существуют и созданы снизу, которые могут предложить для молодежи действительно что-то интересное согласно их убеждениям, навыкам и всему остальному. Спасибо.

Зоммер Денис Валерьевич (второй секретарь Московского горкома СКМ РФ).
Уважаемые коллеги, тематика молодежных структур и подразделений не только политических партий на сегодняшний день является очень важной. Мы видим, что систематично молодежью мало кто занимается. Весь тот груз и багаж, который дошел до нас сегодня с Советского времени во многом используется неравномерно. Мы все прекрасно помним, что первые молодежные организации зародились в нашей стране в начале XX века. Вначале при царском правлении были скауты, потом массовые организации, которые известны нам из истории - пионерская организация и комсомол, которые появились после революции. В современных же условиях без четкой государственной идеологемы формировать сознание молодых людей достаточно сложно. По сути, каждый молодой человек отдан сам себе для того, чтобы это сознание формировать. И последняя акция тому яркий пример. Мы видим, насколько не совсем справедливо происходит перераспределение. Я бы вернулся к более близкой дате, к 22 июня, когда наша страна отмечала День памяти и скорби. Правительство Москвы традиционно в этот день проводит Вахту памяти. Это четкий и конкретный пример того, что сейчас не совсем корректно происходит это перераспределение. В принципе эту акцию организовал департамент семейной и молодежной политики, но все средства массовой информации объявили о том, что это сделала "Молодая Гвардия Единой России". И это тоже, на мой взгляд, является не совсем правильным и не совсем корректным по отношению к другим участникам: к представителям патриотических клубов, по отношению к той организации, которую я представляю, которая там так же принимала участие. Наша организация существует с 1999 года. Мы стараемся привлекать к себе достаточно разностороннюю молодежь, которая не связана какими-то четкими социальными рамками. У нас есть представители, как более низко оплачиваемых классов, так и более высоких. Что же привлекает к нам в Союз коммунистической молодежи? Это, прежде всего, какое-то определенное чувство, которое передается достаточно традиционно - это коллектив, который может дать молодому человеку какую-то опору, какую-то поддержку. Такая специфика есть в каждой организации. На мой взгляд, необходима систематическая поддержка всех молодежных объединений и, прежде всего, не тех, которые пытаются делать сверху, а тех, которые возникают снизу. В Москве таких примеров много. Есть всевозможные клубы, всевозможные молодежные организации, которые держатся фактически на одном человеке, который уделяет свое свободное время молодежи. Этим людям, прежде всего, нужна такая поддержка. На мой взгляд, было бы не плохо обратить свой взор в их сторону. Такая вот позиция.

Шепилов Александр Олегович (заместитель начальника Центрального штаба Всероссийской общественной организации "Молодая Гвардия Единой России").
Сначала я бы хотел коротко выступить по теме нашего круглого стола, а потом я отреагирую на некоторые тезисы, которые были высказаны до этого. Что касается роли молодежных организаций в развитии политической системы, я думаю, что эту роль невозможно переоценить, поскольку по факту именно молодежь и участники, активисты, лидеры молодежных организаций росли и сейчас живут, не зная политической системы, которая существовала во времена Советского Союза. Поэтому понятно, что именно молодые люди способны с чистого листа воспринимать демократические нормы, ценности, процедуры, правила нашего современного российского общества без оглядки на прошлое, способны осваивать и эффективно развивать. Поэтому чем активнее мы вовлекаем молодежь в деятельность политических организаций, молодежных политических организаций, тем прочнее будет базис для будущего развития нашей политической системы, ее стабильности, устойчивости и в то же время гибкости в целом. Это такой общий посыл. Теперь, если переходить к конкретике. Очень часто молодежным организациям, в том числе политическим молодежным организациям, предъявляют претензии по поводу того, что молодежная политика - это игра в песочнице. Есть большое количество молодых людей, которые ходят в этой песочнице, у них есть какие-то статусы, какие-то удостоверения, но по факту к каким-то изменениям действительности, изменениям жизни людей вокруг нас это не приводит. То есть это в большей степени, скажем так, какие-то обсуждения. И я могу на это ответить, что отчасти эти упреки действительно справедливые, но есть совершенно четкий механизм, каким образом молодые люди, молодежные политические организации могут избежать этих упреков. Это, например, выдвижение в муниципальные депутаты. Сейчас законодательство Российской Федерации позволяет молодым людям выдвигаться в депутаты по достижению 18 лет. Если раньше это регулировалось законами субъектов Российской Федерации, то сейчас Федеральное законодательство позволяет, начиная с 18 лет, выдвигаться в депутаты. Это уже не песочница. Это работа с проблемами конкретных людей, конкретных избирателей на местах в непосредственном контакте. И это тот огромный опыт, который невозможно переоценить. Люди, которые пройдут через эту школу, на мой взгляд, такого управленческого образования, такой управленческой компетенции не получат ни в одном учебном заведении. Теперь давайте посмотрим на современные молодежные организации. Возьмем выборный цикл осени 2010 года. "Молодая Гвардия" выставила на праймериз порядка 2500 человек по всей стране. Я бы с большим интересом узнал мнение коллег из молодежных организаций от других политических партий, сколько они собираются выставить на выборы всех уровней. Понятно, что на региональные выборы молодежь выставляется от всех партий. Стать региональным депутатом очень почетно. Но почему-то, как правило, никто не бежит на места, никто не бежит на муниципальный уровень. Давайте посмотрим на сами политические партии. "Единая Россия" выставляет примерно... По статистике весеннего выборного цикла "Единая Россия" выставила своих кандидатов примерно на 97-98% разыгрываемых мандатов в совокупности. Все оппозиционные политические партии, если я правильно помню, не выставили и на 50%. КПРФ выставила на 30% или меньше. Соответственно остальные партии и того ниже. У меня возникает вопрос. Это примерно 40 000 мандатов за каждый выборный цикл. Это могли бы быть ваши молодые активисты, которых вы бы выставили, которые прошли бы весь путь от момента выдвижения до возможной победы на выборах. Шансы выиграть на местах не так уж малы. Дальше они получили бы огромный политический управленческий опыт. Вот реальная возможность уйти от песочницы, уйти от претензий на какие-то бюджетные места, на какие-то бюджетные финансовые ресурсы и проявить себя. Но почему-то пока этим опытом мало кто пользуется. Это тезис, касающийся участия молодежи, молодежных организаций в развитии политической системы. Мне кажется, что начинать нужно именно с местного уровня. В "Молодой Гвардии" есть негласное правило. Мы не поддерживаем молодых кандидатов в их выдвижении на региональный, а тем более федеральный уровень представительной власти в том случае, если они не получили опыта работы на муниципальном уровне. Это принципиальное условие. Оно позволяет отсечь популистов, которым просто интересно получить корочку и сесть в мягкое кресло, позволяет ориентироваться на людей, которые, прежде всего, заинтересованы в работе с избирателями и в решении их проблем. Плюс это такой естественный отбор профессиональных, компетентных управленцев. Это все, что касается тезисов основной темы круглого стола. Теперь хотел бы коротко отреагировать на некоторые заявленные до этого тезисы. По поводу финансовой поддержки молодежных организаций. Я почти пять лет являлся заместителем начальника управления по делам молодежи в администрации Новосибирской области. Могу сказать, что из общего годового бюджета управления, составляющего порядка 100 миллиона рублей, Новосибирское региональное отделение "Молодой Гвардии" получало где-то 200-300 тысяч. Вот вам конкретный пример. Я думаю, что если мы сравним бюджет московской "Молодой Гвардии" и московского департамента молодежной политики, то мы увидим, что это абсолютно несопоставимые цифры. Естественно больше бюджета у департамента. Есть развитая система самых разных грантовых конкурсов. Есть федеральные гранты, Общественной палаты и разных других организаций. Очень развиты сейчас региональные грантовые конкурсы, очень развиты конкурсы муниципальных грантов. Мне кажется то, что какие-то организации не могут получить эти средства - это, в том числе, ответственность и этих молодежных организаций. Я честно могу сказать, что даже с региональными отделениями "Молодой Гвардии" есть такая проблема. Мы говорим: "Выдвигайтесь на гранты, активно участвуйте в конкурсах, получайте бюджетное финансирование". Но менее 50% региональных отделений "Молодой Гвардии" получают на грантовой основе какое-то финансирование из региональных бюджетов. Это довольно большой объем работы и очень часто региональным отделениям проще работать с волонтерами. Им проще не обслуживать какие-то движения финансовых средств по своему счету, а проще организовать волонтеров и фактически без реальных денег провести какие-то мероприятия. Это я говорю о "Молодой Гвардии". Думаю, что у других организаций возможен такой же подход. Это что касается финансирования. И последнее, что касается государственной идеологии по работе с молодежью. Мы знаем, что у нас по Конституции государство отделено от идеологии, естественно не имеет никакой идеологии и не может иметь. Дать молодым людям возможность проявить себя и реализовать себя в том случае, если они талантливы, в том случае, если у них есть какой-то потенциал - основная задача государства дать молодежи реализовать этот потенциал в собственных интересах и в интересах России. Эти две позиции неотделимы друг от друга. Это первый момент. Если эта молодежь находится в сложной жизненной ситуации, задача государства поддержать этих молодых людей и создать условия для защиты их прав и интересов. Вот те принципы, на которых сейчас государственная молодежная политика реализуется и мне кажется, что эти принципы оправданы. Остальное - это уже вопрос разнообразия. Не может быть никакой вертикально интегрированной молодежной политики в XXI веке. Должно существовать максимальное разнообразие, должна существовать конкуренция между огромным количеством молодежных организаций, между огромным количеством талантливых перспективных лидеров. Только так мы сумеем осуществить модернизацию, о которой говорит Президент. Коллеги говорили о том, что их представителей не допускают до каких-то государственных программ. Неужели у вас были проблемы с попаданием на форум Селигер? 50 тысяч человек прошли через этот форум в прошлом году. У регионов были проблемы в том, чтобы сформировать делегацию на этот форум. Там квота несколько сотен человек от региона. Не так-то просто в каждом регионе найти такое количество молодых активистов, которые захотят на неделю уехать, жить в палатках, самостоятельно готовить на костре, самостоятельно обеспечивать свой быт и при этом достаточно напряженно учиться. Они лучше на пляже у себя полежат. Я не думаю, что здесь есть какие-то проблемы. Было бы желание. Коллеги, на этом я завершаю.

Круглов Максим (Российская объединенная демократическая партия "Яблоко").
Хотелось бы пару слов сказать по поводу заявленной темы. Она, безусловно, интересна и актуальна. Я хотел бы начать с тезиса о том, что, на мой взгляд, молодежная политика сегодня в существующей политической конъюнктуре уже не востребована в тех объемах и в тех формах, как это было раньше, например, в 2003-2005 годах, когда молодежные организации расцветали, как грибы после дождя, когда они появлялись чуть ли не каждый месяц. Тогда была уличная борьба, уличная конкуренция, которая в последствии в какой-то своей части переместилась в законодательное пространство, в институциональное пространство, в какой-то части осталась на улице, в итоге маргинализировалась и стала уже никому не интересной. Такой всплеск инициативы создания молодежных организаций был обусловлен оранжевой революцией, которая произошла в Украине. И соответственно всплеск энтузиазма оппозиционных организаций на этой почве и, как некий ответ, создание большого числа прокремлевских организаций, как желание не допустить быстрое движение к возможной оранжевой революции. В дальнейшем все это прекратилось, все это свернулось и сейчас, на мой взгляд, мы наблюдаем некую инерцию процесса, который был тогда. Что хотелось бы сказать конкретного. Сейчас, как и тогда, существует довольно четкое и жесткое разделение молодежи в политике на два лагеря: оппозиционно настроенная молодежь и молодежь, которая стоит на провластных позициях. К сожалению, дискуссии и какой-то цивилизованной формы общения между этими двумя лагерями не получается. Стиль общения по-прежнему очень жесткий, зачастую доходящий до каких-то очень радикальных методов и форм. Например, мы можем это наблюдать на Триумфальной площади 31 числа каждого месяца. В этом смысле, наверное, можно говорить, что задача поиска форм цивилизованного диалога между молодежью, какой-то общей платформы, на которой можно было бы дискутировать цивилизованно и в институциональном пространстве, не решена, и она по-прежнему остается очень актуальной и до сих пор остается возможность очень серьезных столкновений между этими двумя лагерями. Так же хотелось бы отметить правильную практику, которая сложилась в Москве. Я имею в виду создание Московской молодежной палаты при Мосгордуме. Это как раз то институционализированное пространство, где молодежь двух лагерей, оппозиции и молодежи провластной, может дискутировать примерно на одном языке, апеллируя одними и теми же понятиями, и их конкуренция носит цивилизованный характер. Например, в этом году членами молодежной палаты могут быть представители не только тех партий, которые прошли в Мосгордуму, а их всего две, но так же и всех остальных партий. На мой взгляд, это очень правильный шаг в сторону налаживания диалога. Так же хотелось бы отметить то, что это, конечно, правильный шаг, но он единственный. Больше мы не видим и по-прежнему часто молодежная активность находится на улице. Она же тоже может быть цивилизованной. Когда молодежная организация хочет выразить какую-то свою позицию, в этом нет ничего страшного, даже если она критичная. Это даже очень хорошо. Но, что мы видим на практике в Москве? Мы видим, что, допустим, органы исполнительной власти - префектуры практически никогда не дают разрешения оппозиционным организациям на проведение каких-либо акций. Соответственно у молодежных организаций нет никакого выбора. Вернее есть выбор. Либо проводить несогласованную акцию, которая жестко разгоняется милицией. Хотя у нас принцип заявительный, согласно законодательству. Либо проводить акцию в формате одиночного пикета, чтобы заявить о своей позиции, который, в последнее время, тоже стал разгоняться. Это очень серьезный вопрос. Одиночный пикет не требует никакого ни заявления, ни согласования, ничего. В этом смысле мы видим очень агрессивную политику исполнительной власти, которая почему-то боится мирных акций молодежи. Я думаю, что в этом нет ничего страшного, и мне кажется, что исполнительной власти стоило бы обратить на это внимание. Вот все, что я хотел сказать по этому поводу.

Нищук Дарья Станиславовна (Общероссийская общественная молодежная организация "Молодые социалисты России").
Я являюсь членом политсовета этой организации. Уже было сказано достаточно много о молодежных организациях в принципе, но мне хотелось бы обратить внимание именно на определенную специфику политической системы в нашей стране и соответственно от этого отталкиваться на определенную специфику и роль молодежных организаций. В частности хотелось бы обратить внимание на модель взаимодействия, которая сложилась между населением и представителями различных властных структур, представителями различных политических партий, молодежных общественных организаций и т.д. Я думаю, ни для кого не секрет то, что уровень доверия населения к политическим партиям, к различным властным структурам очень низок. Если говорить о доверии муниципальным органам власти, то по данным организации Левада-Центр он составляет 16%. Это очень низкий уровень доверия. И, учитывая этот скепсис к политической системе в принципе, к нашему руководству у большей части населения, очень трудно стране развиваться, развиваться политической системе и брать курс на модернизацию, который нам был задан, и развивать различные демократические институты в том числе. Мне кажется, что молодежные организации в этом смысле играют далеко не последнюю роль. Существует такое мнение, что представитель любой молодежной организации не опытен и, соответственно, доверять ему будут меньше. Но мне кажется, здесь корреляция может быть совершенно другой, потому что отсутствие в некоторой степени опыта и некая, может быть, наивность, искренность может помочь преодолеть этот барьер и позиционировать представителей любых политических партий немножко по-другому. Даже митинги, общественные публичные мероприятия, которые проводятся представителями молодежных организаций, проходят в другом русле. Если говорить совсем простым языком, то, если орать на митинге, то орать по полной, отдаваться на все сто. И в этом плане молодежные организации могут себя очень хорошо заявить и могут эту степень доверия к себе поднять. И этим нужно пользоваться. Если конкретно говорить о Молодых социалистах, то мы привлекаем к себе молодых активистов, в том числе и тем, что собираем талантливых людей в самых различных областях. Это не обязательно могут быть люди заинтересованные только в политике. Мы создаем такую платформу для общения, для взаимодействия, посредством которой можно будет реализовывать какие-то общие цели, и в том числе цели, которые будут поставлены на благо развития политической системы нашей страны в целом. И в этом смысле сейчас в нашей организации привлекают какие-то новые таланты. Мы даем возможность развивать им какие-то новые идеи, потому что одно дело, когда ты приходишь уже в большую политику без какого-то опыта, другое дело молодежная организация. Участие в ней является своеобразной стажировкой, где ты понимаешь, что каждое твое слово много значит, когда ты понимаешь, что за каждый свой поступок нужно нести определенную ответственность, учитывая то, что это именно общественная организация, и груз ответственности здесь более высок. И мне кажется, что посредством такого сочетания, набирания талантливой молодежи, набирания молодых активистов, которые специализируются в различных областях в сочетании с их искренностью, их рвением отдать себя на 100%, можно немного видоизменить модель взаимодействия наших представителей властных структур и населения. Но это может быть при условии реальной конкуренции политических молодежных организаций. Спасибо.

Мамонтов Илья (Общероссийская молодежная организация "Правая Россия").
Мы общероссийская общественная организация, зарегистрированная недавно, буквально в начале года. Мы являемся тем примером организации, которая создана снизу. Нас не создавала партия. Мы учреждены просто членами партии "Правое Дело", которые решили, что молодежь партии все-таки нужна. Численность нашей организации насчитывает порядка полутора тысяч человек по стране. С региональными отделениями до сих пор ведем переговоры, поэтому рассчитываем на то, что наша численность скоро увеличится. Что касается темы нашего сегодняшнего мероприятия, я думаю, что молодежи, прежде всего, не надо мешать делать то, что они хотят, что они считаю нужным, если мы, конечно, не говорим о каких-то ультраправых лозунгах. А что касается становления личности, ее развития, ее роста, то, я думаю, здесь нужно давать молодежи больше свободы. Тогда все получиться. Как только государство начинает вмешиваться в молодежную политику, то у нас действительно появляется комсомол и что-то еще совершенно не конкурентоспособное в сравнении с талантливыми молодыми людьми, создающими что-то снизу. Пусть даже у этих организаций будет меньше денег, меньше возможностей, но, тем не менее, что касается самих идей и самого развития и становления, то они имеют гораздо больше перспектив в сравнении с организациями, созданными искусственно. Наша организация уже провела целый ряд акций, посвященных социальной тематике и политической. Мы будем продолжать данную деятельность. Вся информация появится в скором времени на нашем сайте в Интернете. Он, правда, не до конца еще готов, но мы его доделаем. Все. Спасибо за внимание.

Абидоков Аслан Арсенович (Общественная организация "Молодые юристы России").
Во-первых, я хотел бы отметить, что роль политических молодежных организаций уходит на второй план. Сейчас возрастает роль профильных, специализированных организаций, которые дают молодежи будущее. Вот вы тащите людей на митинги. Какое будущее у них за этим? Ну, поорут они на митинге, какой работодатель после этого их возьмет? У нас страна не конкурентоспособная. У нас нет специалистов, которые готовы работать. Например, юристов у нас в стране много, а специалистов в узких областях права у нас мало. Например, инновации. У нас нет юристов, которые могут сопровождать инновационную деятельность. Где их брать? Не понятно. А тем временем молодежь проводит время на митингах. Им там интересно. Далее. Сейчас создается молодежный экономический центр. Эта организация дружественная нам. Люди экономисты, которые будут строить экономику. Вот от кого польза. Люди после работы с нашими структурами имеют богатый опыт и хорошее резюме для того, чтобы пойти к нормальному работодателю и устроиться на работу. Вот оно будущее. Нужно создавать инновацию, модернизацию. Но это должны делать специалисты, а не люди, которые участвуют в митингах. Это все, что я хотел сказать.

Шевырева Жанна Игоревна (Общественная организация "Молодые юристы России").
Безусловно, наличие молодежных организаций очень важно для нашей страны, поскольку молодежные организации способствуют формированию гражданского общества. Я считаю, что было бы хорошо, если бы законодательно обеспечивались и расширялись возможности участия молодежных организаций в формировании законов, федеральных программ, которые касаются молодежи и молодежной политики. Если бы обеспечивалось участие молодежных организаций в реализации государственных социальных проектах, это бы способствовало формированию активной гражданской позиции. Тогда будущие граждане нашей страны, которые, возможно, будут принимать участие в политической жизни, будут действительно в ней участвовать, и у нас сформируется плюралистическая система и развитая социальная структура. Поэтому я считаю, что это очень важно.

Журавлев Владимир Владимирович (Союз молодежных организаций Российской Федерации).
Уважаемые коллеги, я с большой симпатией и уважением отношусь к убеждениям и мнению тех, кто здесь присутствует, но я конкретно, может быть первый, отвечу на вопрос, который поставлен в сегодняшней теме. А именно, влияние молодежных организаций на развитие политической системы. Есть такое влияние? Нет. Существует ли молодежная политика в стране? Нет. Почему я говорю так. Первый тезис. Если вы работаете с молодежью, то вы знаете. В большинстве своем для молодого человека безразлично, какая политическая партия стоит у руля. Главное для молодого человека, чтобы были созданы условия для самореализации. Первое - получение хорошего образования. Второе - достойная работа. Третье - доступное жилье. Четвертое - возможность заниматься досугом, спортом, завести семью. А уже на последнем месте все политические амбиции. Это, когда человек уже созрел. Создаются ли такие условия в стране для каждого молодого человека? Нет. В свою бытность заместителем министра образования и науки господин Свинаренко ввел некую градацию при создании концепции государственной молодежной политики, которая до сих пор присутствует, где у нас вся молодежь страны была разделена на категории. 10% - это лидеры, 10% - те, кто находится в трудной жизненной ситуации, остальные так - свинопасы. Мы говорим про сегодняшнюю молодежную политику. Посмотрите, какие средства выделяются в том же министерстве, в том же федеральном агентстве. И львиная доля этих средств уходит на Селигер. Есть ли, как говорят в молодежной среде, выхлоп от этого Селигера? Поговорите с ребятами. Я думаю, что толку никакого, но деньги потрачены. Если кто-то даже не знает цифру, то я могу сказать. Больше двухсот миллионов рублей в прошлом году потрачено на эту систему. Смысл? Хорошая пиар-акция. Дальше. Хорошо, когда с помощью административного ресурса можно организовать волонтеров. Но такая возможность существует только у одной политической партии, у одного молодежного движения. Я не буду называть. Все мы прекрасно знаем. Что касается муниципальных выборов, выборов на любом уровне. Если касаться выборов Государственной Думы, то молодые люди, кандидаты составляют очень маленькую прослойку. Решается, кто будет депутатом от молодежных организаций, одним человеком из Кремля. То же самое касается регионального уровня и муниципального. Всегда это определяется только тем, лоялен ли этот человек к власти. И если он не лоялен, если у него есть другое мнение или у организации, то он никогда не станет депутатом муниципального образования, собрания. Это тоже большая проблема. Мне немножко больше пришлось поработать в области молодежной политики, на моих глазах было все это становление в России, и я принимал в этом конкретное участие. Если взять 1998-2003 год, то это примерно те сроки, когда действительно было движение и было какое-то чувство эйфории, что можно что-то сделать. Сейчас дискуссий о молодежной политике не ведется. Каждый решает какие-то свои проблемы. Если взять даже численность молодых людей в России, которые объединены в молодежные организации, это чуть более 5%, а в политических партиях меньше 1%. О каком результате, о каком движении вперед мы можем говорить. Поэтому здесь я все-таки всегда настаивал и настаиваю, что в первую очередь должен быть принят закон о молодежной политике или закон о молодежи на федеральном уровне, который до сих пор не принимается. Если раньше об этом дискутировали, то сейчас зачем, есть же у нас "Молодая Гвардия", есть у нас "Наши". Все, больше ничего не надо. А послушайте, как ребята говорят об этих движениях именно в молодежной среде. Да они называют эти движения пиар-мясом. Я понимаю тех людей, которые пришли в эти политические партии. Они в первую очередь информированы. Информированы через родителей, через знакомых о том, что ему необходимо быть активным в политической партии, чтобы достичь успеха в своей карьере. Но у многих такой возможности нет, особенно в сельской местности, а талантливых людей у нас очень много. И талантливых политиков, будущих, я имею в виду молодых людей, которые могли бы ими стать. Но, к сожалению, пока у нас этих условий нет. Нужно принять соответствующий закон. Когда мы создавали Союз молодежных организаций более 10 лет назад пришли все. Все ребята, кто присутствует, я имею в виду политические партии, все были у нас на учредительной конференции. И мы говорили, что наша сила в нашем многообразии. А потом эту молодежь просто растащили по политическим партиям. Хотя я считаю, что растаскивать молодежь по политическим партиям - это преступный путь. Молодежь должна сама выбирать. А ей такого права не дают. Спасибо.

Никитин Александр Иванович (Партия Защиты Российской Конституции "Русь").
Я бы хотел несколько слов сказать о больном, а именно о молодежном экстремизме. Что у нас происходит, коллеги. Если трезво и непредвзято смотреть на ситуацию в стране, то мы увидим, что значительная часть населения за последние годы просто люмпенизирована, в том числе и значительная часть молодежи. Происходит моральная деградация, утрачиваются старые идеалы, не создаются новые и в результате образуется очень взрывоопасная социальная смесь, особенно в регионах. Если раньше участковый мог любого отпетого хулигана взять за ухо, отвести в комнату милиции и этому хулигану в голову не придет сопротивляться милиционеру, то в наше время "подрезать мента" дело легкое и привычное. Нарастание молодежного насильственного экстремизма идет по двум направлениям, имеет две модальности. Во-первых, выливается в межнациональных столкновениях. На улицах городов с большей или меньшей интенсивностью у нас идет террористическая война против инородцев. И, во-вторых, что самое опасное и относительно недавно это явление мы констатируем - это появление и нарастание социального террора. Эта партизанщина на Дальнем Востоке, когда молодые ребята убивали государственных служащих в милицейской форме, причем, им не знакомых, сие суть и есть социальный террор. Причина очевидна в национальном терроре, прежде всего неконтролируемая массовая миграция, которая часто воспринимается просто как этническая агрессия, особенно в силу того, что она сопровождается сращиванием этнического пришлого криминала с коррумпированными местными властями. Социальный террор он и есть социальный террор. 100 лет назад мы это дело видели. Я настаиваю на том, что оба эти явления социальные. Почему? Потому что достаточно посмотреть Интернет или просто поговорить с людьми, чтобы понять, что в обществе, в социуме эти извращенные, насильственные действия получают одобрение. Этим дальневосточным ребятам хлопают, а милиционеров ругают сплошь и рядом. Социальный террор и национальный террор, террор вообще сам по себе не ходит. Это заболевание - "социальный насморк", предвещающее гораздо более серьезные социальные потрясения. 100 лет назад эсеры сначала убивали царских сановников, жандармов и полицейских, а затем произошло то, что произошло - общая радикализация. В социуме она нарастает, мы это чувствуем очень остро. Что делать с этим социальным явлением? Правительство против него применяет полицейские меры. Разумеется, без этого тоже нельзя. Но нужно понимать, что пушки против идей бессильны. Этому еще Екатерина II учила своего сына Павла. Одних полицейских мер для ликвидации волны террора в стране недостаточно. Нужны политические решения. У нас в ПЗРК "Русь" нет отдельно оформленной, самостоятельной молодежной организации. Мы и сами-то не до конца оформлены, паспорт не дают. Тем не менее, с молодежью мы работаем активно. Всем памятен конфликт на межнациональной почве в карельской Кондопоге. Там все произошло стихийно, никаких националистов, никаких провокаторов, подстрекателей не было. Просто бытовая драка переросла в то, что все вы видели по телевидению. В то время как раз велось партстроительство нашей партии. Мы создавали региональные отделения. Так совпало. Вслед за этими событиями была организована партийная организация в Кондопоге. В нее вступили 830 местных жителей, включая всех активных участников события. После этого не было ни одного инцидента. Мы даже отсоветовали им пикетировать здание суда. Более того, там было обновлено руководство силовых структур, местные власти пришли вменяемые и на базе нашей парторганизации, в основном молодежи, была создана народная дружина Республики Карелия с такой же эмблемой. Только у нас ПЗРК, а у них НДРК. Вместе с милицией ребята обеспечивали общественный порядок. Тишь, гладь, и божья благодать была в городе. И одновременно они же мешали возобновлению коррупционного сращивания правоохранительных органов с криминалом. А ситуация в Карелии очень плохая. Такое впечатление, что руководство сдало Республику в субаренду пришлым бандитам. Доходит до того, что рекетируют бабушек, которые клюкву и грибы собирают. Взрывоопасная ситуация, и не только там. К чему я это говорю? Эти ребята, которые стреляют в милиционеров, режут инородцев на улицах... Одобрять это нельзя, но понимать социальные корни этого дела нужно. Понимать, что просто так одними полицейскими мерами не справишься. Их надо занять делом. Это люди общественно-активные. Просто у них нет идеи и нет образца для общественно-активного поведения, кроме совершено низших, извращенных форм. В каждой подворотне у нас складывается сама по себе молодежная группировка нациствующего характера. Оказывает ли это влияние на политическую ситуацию, политическую систему? Еще как оказывает. Выход один. Во всяком случае, это мы можем сделать. Надо вытащить активных общественных людей из подворотен, отнять у них ножики, отнять пистолетики и приспособить к активному, общественно-полезному политическому труду, потому что это общественная модальность активности. Но, к сожалению, сложилось так, что у нас в ПЗРК есть влияние в этой среде, но в связи с отсутствием регистрации руки у нас связаны. Мы ничего не можем сделать. Спасибо.

Задерей Валерий Александрович (политическая партия "За нашу Родину").
Я впервые участвую в работе круглого стола. Я представляю политическую партию "За нашу Родину", которая находится на этапе регистрации. Своей молодежной организации пока у нас нет. Но работу с молодежью мы ведем, в частности работаем с Молодежным союзом экономистов и финансистов России, общественным движением "Молодежь за трезвую Россию", с Концептуальным молодежным движением и рядом других структур. Понятно, что, разрабатывая программу и учитывая данный момент в своей работе, мы делаем упор на развертывании инкубатора подготовки национальной управленческой элиты. Если бы каждая молодежная организация, кроме тех направлений, которыми она занимается, занималась постоянно обучением, выращиванием, подготовкой политической элиты, вполне возможно за достаточно короткие сроки нынешняя политическая элита, которая говорит о модернизации и инновациях, но ничего не может сделать, отойдет, а придет новая, молодая, энергичная. И у нас есть исторический опыт, когда в конце 20-х, 30-х годов именно молодежь, получив знания, пришла и вывела страну на такие горизонты, которые сейчас трудно себе представить. Молодежь пришла 30-35 лет. Наркомы. Откуда они взялись? Простые, нормальные ребята из рабоче-крестьянских семей, получив образование, которое им дали, получив возможность, пришли. Поэтому мы считаем, что именно работа в этом направлении - формирование национального управленческого корпуса, должно быть общенациональным делом. А, тем более, молодежных организаций, независимо от политических аспектов. Тот, кто подготовит более мощный корпус, тот и будет со своим флагом впереди, а тот, кто будет просто ходить, раздавать свои листовки, проводить манифестации, ничего не создаст. После них ничего не останется. Поэтому партия "За нашу Родину" будет делать акцент именно на создании такой системы образования и подготовки. И еще один маленький аспект. Я думаю, что лидерам молодежных организаций следует перечитать речь Ленина на III съезде Комсомола, где он говорил: "Учиться, учиться и учиться". Он говорил про коммунистов. Мы говорим, что патриотом России можно стать только тогда, когда владеешь всем интеллектуальным, духовным богатством всего человечества. Вот это патриот России. Если этого нет, то тогда мы опаздываем и подметаем хвосты чужих проектов. У меня все. Спасибо.

Бессмертнов Андрей Александрович (Либерально-демократическая партия России).
В начале приношу извинения Комитету за то, что коллега из Молодежного центра ЛДПР не смог принять участие в заседании. На это есть ряд уважительных причин. Хотелось бы понять, что такое молодежные организации на данный момент. Молодежные организации изначально созданы для того, чтобы быть кузницей кадров, что-то вроде кадрового резерва для государственных, в том числе политических структур. В нынешней ситуации, к сожалению, существует дефицит политической активности молодого населения. Все больше молодое население уходит в подворотни, в подвалы и встает на другие неправедные пути. Но изначально молодежные организации, как кадровый резерв, должны реализовывать и стараться формировать из молодых людей политическую элиту. Я имею в виду политическую элиту не из "золотой молодежи", что в последнее время приобретает очень массовый характер, несмотря на то, что Дмитрий Анатольевич Медведев говорит о том, что на молодежь нужно делать ставку, молодежь нужно поднимать. К великому сожалению, многие из наших чиновников не знают, что такое Интернет. Интернет показывает, что на многие перспективные места, на многие перспективные должности каким-то образом становятся дети, племянницы, родственницы тех или иных влиятельных чиновников. Это не секрет. Все-таки у нас население просвещается, что такое Интернет знает, могут читать, могут смотреть телевизор. В любом случае для молодежи становится стопором, когда они смотрят данную картину. Они понимают, что им не будет хода вперед, когда они видят, что все уже схвачено. От этого нужно избавляться, нужно уходить от этого грязного факта. Это путь в никуда. Это путь из тех прошлых времен, которые мы 70 лет переживали при КПСС, когда под конец развала страны ЦК КПСС называли домом престарелых. Не хотелось бы такого видеть в нынешних реалиях. Что касается позиции Молодежного центра ЛДПР, естественно, позиция такова, чтобы помогать реализовываться талантливой, перспективной молодежи. Все, что я сказал, подтверждает тот факт, что член фракции ЛДПР в Государственной Думе Павел Владимирович Тараканов возглавляет Комитет Государственной Думы по делам молодежи и вносит огромный вклад в развитие молодежной политики. Хотелось бы еще сказать по поводу высказывания представителей движения "Молодые юристы России" о том, что молодежь должна вносить инновации, должна принимать активное участие в форуме "Селигер" и т.д. Я вам скажу честно. Молодежь, особенно в данных реалиях, когда за все нужно платить, для начала должна быть сыта. Для начала нужно, чтобы молодежь в регионах хотя бы понимала, что у них есть дом, у них есть еда, а потом, на сытый желудок, политическим ремеслом заниматься лучше. И по поводу "Селигера" дополнительно хотел заявить, что все-таки у нас не 19 век, телевизор есть и многие смотрели передачи, знают. Толк какой-нибудь, может быть, и есть, но я не думаю, что потраченные деньги отбиты тем итогом, который получился. Но в любом случае население, которое поблизости от Селигера вкусило жизнь молодежного общения и политики... Я думаю, что скоро вилами пойдут на этот форум. За собой нужно убирать. Спасибо.


Продолжение следует.

25.06.2010
Пресс-служба Комитета

Док. 629023
Перв. публик.: 01.09.10
Последн. ред.: 06.09.10
Число обращений: 0

  • Гончар Николай Николаевич
  • Журавлев Владимир Владимирович
  • Чупанов Андрей Сергеевич
  • Бессмертнов Андрей Александрович
  • Леонов Владимир Васильевич
  • Мамонтов Илья Алексеевич
  • Абидоков Аслан Арсенович
  • Шевырева Жанна Игоревна
  • Никитин Александр Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``