В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Хождение англо-американцев в `страну буртас` Назад
Хождение англо-американцев в `страну буртас`
Автор: Александр Бахмутов

Владимир Лузгин: В моем селе все пропитано буртасским духом, настроение от зрелища будет великолепное

Международный мультимедийный арт-проект "Пленэр на пензенской земле" выходит на новый уровень. Как стало известно IslamNews его организатор Владимир Лузгин намерен подключить для продвижения своего детища влиятельных американских и российских друзей - художника Михаила Шемякина и экс-министра культуры России Михаила Швыдкого.

Основная цель мероприятия - развитие международного сотрудничества в области искусства и укрепление международного имиджа России. Ключевым компонентом проекта Лузгин рассматривает Пензенскую область, являющуюся, по его мнению, уникальным центром самобытных этнических культур.

Если на первых этапах проект представляли британские и американские русскоязычные художники, включая потомка графа Л.Н. Толстого - Майкла Толстого-Милославского(Великобритания), то на выставке, открывшейся 26 июля в Пензенской картинной галерее, собрался более расширенный состав. В экспозиции приняли участие фотохудожники Юрий Барыкин (Москва) и Александр Назаров (Пенза), а также саратовские пианисты Василий и Анна Игонины. В перспективе есть планы привлечь пензенских музыкантов и художников.

Сам Владимир Лузгин в конце 80-х годов эмигрировал в Америку, а точнее в Нью-Йрк, где прожил половину своей жизни. Центр русской иммиграции находился в Бруклине на улице Брайтон, где он и познакомился с цветом русского шансона и художественного авангарда. Въезд на родину ему на долгое время был закрыт, а когда предоставилась возможность посетить Россию, первым делом он наведал свою деревню Малые Буртасы в Пачелмском районе Пензенской области. Там у него и родился необычный проект возрождения села, куда он теперь часто наведывается с друзьями из Великобритании и Америки.

Как и большинство российских деревень, Малые Буртасы - в жутком запустении. Земли вокруг плодородные, но на них ничего не растет. Некогда здесь бурлила жизнь, а теперь доживают свой век чуть более трех десятков человек. В основном, пожилого возраста. Родственников Лузгина, конечно, там не осталось. Церковь в селе давно заброшена и восстановлению не подлежит, но у Владимира есть планы преобразования родной вотчины.

- Сама деревня стоит на трех холмах: один кладбищенский, другой называется "Барская гора", но от поместья там ничего уже не осталось, а третий "Салтыковская гора". Под ней находилось село Салтыково, но оба села были приписаны к одной церкви, - рассказал IslamNews Владимир Лузгин. - Вот там можно сделать площадку для концертов, где будут на открытом воздухе выступать фольклорные ансамбли. Места там очень красивые и все пропитано буртасским духом. Настроение от зрелища будет великолепное! Все будет зависеть от возможностей и желания правительства Пензенской области.

Друзья Лузгина вносят в его идею посильную лепту своими работами. Большой интерес к "буртасским" живописным пасторалям и портретам Майкла Толстого-Милославского уже проявили жители Лондона. Подобная экзотика, пусть даже несколько приукрашенная, для утонченной британской публики в новинку, поскольку дает живое представление о жизни российской глубинки: и люди там остались, и живут как-то, даже магазин работает.

Большое значение проекту придает и руководство Пензенской области. Обычно пиар- компании стоят очень дорого. Здесь же представилась уникальная возможность прославить пензенский край на весь мир через искусство. Проблему вымирающих сел, конечно, подобные акции не решат, но принести дивиденды, посредством интереса к истории буртасского народа, вполне могут. Да и сам Владимир Лузгин твердо убежден в том, что для современных жителей Пензенской области буртасы являются своего рода "адамами и евами".

Справка. В глубокой древности (II-I тысячелетия до нашей эры) территория Пачелмского и Башмаковского районов Пензенской области была достаточно плотно заселена племенами срубной археологической культуры. С начала нашей эры территория запустела. Около 400 лет она служила пристанищем буртасов, с языком которых ученые связывают название реки Буртас и других гидронимов. Впоследствии территория представляла собой многонациональный этнический котел, где появилось много местных гидронимов и топонимов, но в этих названиях исследователи находят антропотопонимы и этнонимы фино-угорских и тюркских народностей.

На смену длительному процессу "отатаривания" местных племен пришел период русской колонизации и обрусения. Служилые люди и землевладельцы из числа мордвы, татар и русских, привозившие своих крестьян из отдаленных мест, привнесли в местную топонимику миграционные элементы. В процессе заселения края стесненность многих сел и деревень привела к образованию хуторов и выселков, которые сохранили за собой по гидронимам рек старые названия с приставками: "новая" - "малая", или "верхняя" - "нижняя". Эти названия сохранились даже на территориях

http://www.islamnews.ru/news-25882.html

Viperson

Док. 628988
Перв. публик.: 09.08.10
Последн. ред.: 06.02.12
Число обращений: 0

  • Бахмутов Александр Юрьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``