В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Бывший работник аппарата Алексея Косыгина построил мечеть Назад
Бывший работник аппарата Алексея Косыгина построил мечеть
Усман Бигеев: Старики читать намаз не умеют, а молодежь покидает сельскую местность

Старейший аксакал пензенской мусульманской уммы Усман абы Бигеев построил на свои сбережения мечеть в родном селе Кикино Каменского района Пензенской области. Несмотря на свои восемьдесят лет Усман Ибрагимович ведет активный образ жизни, достойный истинного мусульманина. Посещает не только намазы в соборной мечети Пензы, где является казначеем религиозного прихода, но и мусульманские праздники в селах губернии. При этом называет себя обычным прихожанином, но далеко не все знают, что до Пензы Бигеев работал в аппарате председателя Совета Министров СССР Алексея Николаевича Косыгина.

Усман Ибрагимович, большую Вы построили мечеть в Кикино?

Мечеть там обыкновенная. Одноэтажная и деревянная. Строил ее со своими родственниками целый год. Это даже и не мечеть, а молебный дом. В прошлом году в Кикино открылась еще одна мечеть. В честь своей матери ее построил на личные сбережения каменский предприниматель Камиль Девликамов.

Много ли в Вашей мечети прихожан?

Сейчас большинство мечетей, кроме городских, люди посещают мало. Если говорить о сельской местности, то их средняя наполняемость по пятницам в пределах 15 - 50 человек. Но у нас в году два больших мусульманских праздника - праздник разговения, завершающий месяц рамадан, и праздник жертвоприношения, знаменующий окончание хаджа. В такие праздники собирается от 200 до 500 человек. В обычные же дни большинство людей в сельской местности заняты, и каждый день посещать мечеть они не могут. Те же пенсионеры косят траву, поливают огороды. Да и молиться не все из них умеют.

Неужели такое возможно?

Я тоже задавал себе этот вопрос. "Почему не ходите в мечеть?" - спрашиваю стариков, а они отвечают: "Мы молиться и читать намаз не умеем. Нас никто этому не учил". Им сейчас по 60-70 лет. Их родители, многие из которых мои ровесники, исламской грамоты не знали. В годы советской власти мечети и медресе были закрыты. Это сейчас исламскую грамоту преподают в медресе Средней Елюзани и при отдельных мечетях в дни школьных каникул, а тогда религия находилась под запретом. Поэтому старики и говорят: "А зачем мы пойдем в мечеть?"

Мусульманская умма в селе Кочалейка Каменского района достаточно молода

Есть ли в сельской местности проблемы с религиозными кадрами?

В Кикино имамы есть, но они уже старые. Им по 70 лет. Это как раз те мусульмане, которых учили читать намаз родители. А молодежь, особенно в сельской местности, к нам не идет. Они все работают. Разъехались, кто в Москву, кто в Казань, кто в другие города.
Были в селе молодые ребята, которые вернулись из армии. Чтобы не сидеть на иждивении у родителей, они закончили двухгодичные курсы по подготовке имамов в селе Средняя Елюзань. Знания у них есть, но ведь имамов еще и содержать надо! Что для них 200-300 рублей в месяц с прихода? На такие деньги даже тюбетейку не купишь! Вот они и уехали на заработки в Москву.

Но в соседних селах Каменского района Пензенской области положение с религиозными кадрами получше...

Есть костяк молодых имамов, которые получили религиозное образование в исламских университетах. Некоторые учились в Казани, другие в Турции и Саудовской Аравии. Деятельность любой мечети зависит от прихода, но людей надо еще и организовать.

Вы не хотели бы переехать в Кикино, чтобы заняться там исламским просвещением?

Думы такие есть, но Аллах не отпускает. Много организационных дел в соборной мечети Пензы. Вроде и здоровье уже не то, и зрение плоховато, а ноги сами в мечеть несут.

Беседовал Александр Бахмутов

Справка. Кикино - татарско-мишарское село. В 1692 году земли на левом берегу реки Кевды были пожалованы татарским мурзам Ахмаметю и Алею Кикичевым со товарищами. Но в 1701 году земли в этих местах были отказаны стольникам братьям Кикиным. Точная дата основания села не установлена, но согласно местным преданиям, его история связана с национальным героем пензенских татар Арсланом Полкаем (1667-1710). Храброму батыру, принимавшему участие в азовских походах Петра I, были пожалованы земли, которые впоследствии он заселил татарами. Так на карте сурского края появились "золотые села": Кикино, Кобылкино, Кутеевка, Мочалейка, Решетино и Телятино. По другой легенде, Арслану Полкаеву были пожалованы земли на территории Смоленской губернии, а поскольку во время второго азовского похода он служил под началом Александра Кикина, которого наделили пензенскими землями, между ними, вероятно, произошел обмен. С 1745 года Кикино упоминалась уже как татарская деревня. В конце XVIII века село находилось в составе Чембарского уезда, в нем имелось две мечети, а к середине XIX века их было уже четыре. Село известно своими выходцами: пензенским ахуном Шарафутдином Потеевым, выдающимся мыслителем Мусой Бигиевым и его родным братом, классиком татарской литературы Загиром Бигиевым

http://www.islamnews.ru/news-25388.html

Viperson

Док. 628977
Перв. публик.: 13.07.10
Последн. ред.: 06.02.12
Число обращений: 0

  • Бахмутов Александр Юрьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``