В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Назариков. Некуда бежать! Назад
Александр Назариков. Некуда бежать!
Не уверен, но, по-моему, это название одного из фильмов, в котором снялся Арнольд Шварцнеггер... я не думал заниматься плагиатом, а использовал данную фразу в прямом смысле. Услышал о новом разгоне оппозиции в Москве, который подтвердил мои мысли о начале реакционного процесса по всей России. Сам же нахожусь ещё на одном полюсе зла, но не в американском понимании этих двух слов, Бишкеке. И чувствую, что мои грёзы о маленьком уютном домике с орхидейной оранжереей, начинают превращаться в эфир, но не новостной... К тому же ещё и родившийся, и взросший в одном из ядер цивилизации Евразии - Баку - я критически устал от техногенеза и его влияния на нашу тленную жизнь. Тем паче, что того тления-то осталось с гулькин нос, а, может, и клювище. Вся эта - суета суёт - тяжкая нагрузка для любого мыслящего человека, а тем более для такого, который всю жизнь бьётся об рутину и с ней! Общаясь с преогромным количеством людей из разных прослоек в Баку, в Москве, ныне в Бишкеке и в Ялте (которую забыл упомянуть, европейцы называли её европейской клоакой, почему - малопонятно), я просто устал "впитывать", словно губка, их настроения, комплексы, заблуждения, гнев, сиюсекундные желания чего-то несбыточного, но, большей частью, погружённость в быт; всё же оставаться человеком ищущим - чего(?) - Нирваны, Эльдорадо идей? Но, ни в коем случае, не Парадиза и Эдема! В АДУ мне так и так гореть, потому-то его я и не ищу! Лишь по ночам всё чаще ощущаю аромат моих диких орхидей, которые вряд ли когда-то будут взлелеяны моими руками...

Да, мечты-мечты, вы наша сладость, чаще всё же концовка этой приговорки. Но от себя и собственных мыслей не спрятаться не в аромат орхидей, ни в сень императорской капусты... А особенно от тех мыслей и раздумий, всё ли ты сделал возможного? На покой, то есть, в небытие нас призовут, конечно, без предварительного оповещения и нашего согласия; именно этот неоговорённый уход больше всего бесит, но и он же заставляет постоянно оглядываться на собственные деяния, даже в ущерб будущим делам. Никто не знает наверняка - почему - любая из форм протеста селится в человеке. Сколько помню себя во мне всегда жил протест не против общества, но против его форм коллективизации наших индивидуальных "я". В пять лет написал первый стишок, но не лирический. Лирикой занялся в двенадцать лет. В четырнадцать за отказ корпеть над чертежами в классе получил подряд семь двоек. Обучаясь в ГПТУ и являясь ленинским стипендиатом, чуть не был отчислен из училища за абсолютно неадекватное поведение! Интересный был бы прецедент. Уже работая в органах внутренних дел, категорически отказался подписываться на все газеты, хотя и являлся политинформатором. Два года подряд, будучи победителем соцсоревнования, отказывался от получения знака "Отличник милиции" и от знака классного специалиста. И это далеко не единичные случаи, их было гораздо больше, но разговор не о них. Разговор о единоличном протесте как о форме гражданского неповиновения, но всё же не выходящем за пределы уголовной ответственности.

Очень возможно, что подобная жизненная позиция не делает мне чести, но что значит честь в наше время? Уже в тринадцать лет я сделал вывод, что человек должен быть нужен в первую очередь самому себе, а потом уже школе, обществу, государству. Уже тогда мне казался смешным лозунг: Родина тебя не забудет! И именно в это время я и приступил к азам психологии, читал всё, что мог найти в трёх библиотеках, но очень скоро их запасы иссякли. Но вывод уже был сделан: ни в коем случае никому не показывать своих истинных намерений. Правда, на тот момент у меня не было чёткой программы и мне помогла древняя китайская поговорка: язык дан человеку, чтобы прятать свои мысли. Главное было, научиться точно определять время и место, где это необходимо делать, а где нет. Чему я так и не научился в полной мере.

Сомнений в отношении бога у меня не было никаких, - его просто НЕТ! Но, опять-таки, это было моё субъективное мнение, которое было выведено для моего узкого пользования. Ввиду того, что очень серьёзно также занимался вплотную астрономией, то не мог никак, даже насильно, вместить в себя и бога, разумение того, что он ВЕЗДЕ! Чёрные дыры, квазары, пульсары, парсеки... и всё от бога?! Нет, я не мог принять узость нашего мышления, хотя поиски его могли завершиться и тем, что я бы его нашёл, думаю, после этого мне намного проще бы жилось. Каждая мысль, пришедшая к конечной цели, есть открытие, пускай для индивидуума, но никак иначе. Любой разумный человек пропускает всё через себя, и каждая теория требует какого-то подтверждения. С каждым таким подтверждением, пусть не совсем уложенным в привычные рамки науки, мы становимся выше на одну ступень. К чему? К познанию самого себя и своего "я".

Но любая система, а тем более государство, это давняя упорядоченность. Вклинивание в этот порядок несбалансированных множеств "я" может разрушить любую систему. Потому и существует обязательная общеобразовательная программа обучения. Каждая школа - это нечто вроде полка, а в любом военном подразделении малейшая инициатива наказуема, пусть не сразу, но момент наказания не заставит себя долго ждать. Это касается и институтов, и университетов, где система подчинения всё более ожесточается. Именно в этих подразделениях любой обязан научиться подчинять свою инициативу, и уж потом насыщать себя знаниями. Прячущий своё "я" с расширенными параметрами, всё равно проявит себя, а это и будет началом конца. Мне пришлось переживать такие концы много раз, и каждый раз приходилось почти всё начинать с нуля.

Любое государство и правительство из-за своего обязательного законного упорядочения - это косность мышления и это правильно, иначе просто нельзя. С другой стороны, любая система нуждается в новых мыслях, то есть, должно осуществлять движение по пути прогресса, но ни в коем случае не в системе законотворчества. Но любая перспективная мысль - это не целенаправленный взрыв мины, просчитать угол поражения такой мысли не в состоянии никто. Так и движется человечество рывками и кувырками, совсем необязательными только вперёд. Как же быть с этими "я", которые не желают укладываться в прокрустово ложе "строя"? И одновременно избежать "психушек" и политических изоляторов? К тому же существует очень тонкая грань между широкими параметрами "я", шизофренией и даже фанатизмом. Никакого конкретного ответа на это, конечно, не может быть. И дело здесь не в знании человеческой психологии, со всеми её мостами между сознанием и подсознанием. Дело больше в том, что со школьной скамьи, с первого военизированного подразделения, у нас вырабатываются комплексы и мы учимся с ними бороться. Государству скорее выгодно первое, нежели второе. Потому что, хоть мы и, учась, всё же группируемся в какие-то сообщества, а сопротивляемость любой группы выше, чем отдельного человека. Психологию самого сообщества легче регулировать членами этого сообщества, таким образом, идёт более успешное сопротивление комплексам и проникновению новых комплексов.

В этой антикомплексной борьбе теряется индивидуальное "я" и находит место коллективный образец "мы", снивелированный под любого пользователя сообщества, а это, что называется, не есть хорошо для отдельной яркой личности. Поиск, он же - шагание по новым ступеням индивидуальных открытий, не должен происходит по какому-то уставу. Что бы кто ни говорил, но лет двадцать пять назад, ещё можно было как-то обособиться от "хождения строем" и направиться абстрактно в любую из сторон, куда тебя не посылают. Сегодня это абсолютно нереально - постоянные поиски хлеба насущного отвлекают от поиска хлеба духовного... Здесь выживает только подготовленный разносторонне человек, ему приходится ещё больше обособляться, но каждое такое обособление, тем паче от близких тебе по духу людей, отталкивает людей вообще, да и теряется часть своего "я", которое так долго культивировал и лелеял. Грубеют эмоции, грубеет весь внутренний мир, отсюда теряется, и сильно, восприимчивость сознания-подсознания. Для чего возделывал и удобрял, это другой вопрос, но вкратце ответ на этот вопрос выглядит так. Существует малая категория людей, которые не в состоянии спокойно жить, если не получат хоть какие-то ответы на свои сомнения. Их останавливает только смерть, но не какие-то жизненные тяготы. Наверняка, я принадлежу к этой мизерной категории...

Благо, когда такие люди не добиваются никакого роста на иерархической лестнице государства. Никто из нас не в состоянии долго концентрировать своё внимание на какой-то проблеме. И это минус только в таком административном росте. Самое плохое, когда кто-то из таких людей противопоставляет себя государству - это глупо и опасно чисто физически, и не только для таких "яшников". Ибо при таком противопоставлении возникает ожесточение, и тогда любой из "яшников" в состоянии повести за собой массы во имя идеи, не стоящей ни единой копейки при любой девальвации... И тогда вместо личности объявляется фанатик, которого надо немедленно остановить! Уж лучше бы он остался мечтателем или стал каким-нибудь коррупционером. Во мне нет осуждения вообще ни для кого, всегда считал личную войну с государством донкихотством, впрочем, по мнению Оси Бендера - не принимаю никаких азартных игр с государством, в кои можно включить и политику.

В становление человека входит знание психологии (чем занимаюсь уж очень долгое время), иметь хоть любительское отношение к искусству (пишу также с отроческих лет, сыграл, как говорят с блеском, роль Бендера на любительской сцене), попробовать себя в точных науках (здесь прочили прекрасное будущее, едва этого избежал), но каждый человек, не останавливающийся на достигнутом, избирает сам - куда направить свои стопы. Бывает, что это происходит целенаправленно, а бывает, что и спонтанно. Всё же главным считаю знание поэзии. На мой взгляд, поэты - являются что-то вроде стражей языка, но и морали, и нравственности. У Юрия Полякова встретил мысль в его произведении, когда одному из поэтов сделали замечание, что мол, все вы пошляки и очень аморальны. Ответ может быть очень расширенным, это зависит от интеллектуального уровня собеседника. Но сам смысл ответа я уже высказал, что любой поэт может переходить в своих стихах любые рамки, но при этом оставаться чистым душой и совсем необязательно, что он обязательно быть только лириком. На мой, довольно подготовленный, взгляд таковыми являются большинство поэтов "серебряного века", но даже среди них выделяю для себя - Марину Цветаеву, Анну Ахматову и Бориса Пастернака; а из современных только Беллу Ахмадуллину и Евгения Евтушенко. Но туда, за ту грань применимости русского слова и языка, куда заглядывал Пастернак, а ныне Ахмадуллина, больше никто и не может заглянуть. Уменьшение числа российских поэтов в большей степени говорит о деградации общества и низким уровнем интереса к русскому языку. Но самое зловещее (именно так, а не иначе), что по всему миру сразу после Второй мировой войны распространились (это слово не конца раскрывает всю суть этих людей, но...) люди, которые потребительски стали относиться к искусству вообще, и к поэзии в частности. Я бы их назвал "дайджестниками" (по применённому впервые слову "дайджест", что значит краткое содержание литературного произведения), которых мало интересует содержание, только форма. Да и их подход к той же форме нельзя никак назвать ни глубоким, ни многогранным. Я владею в совершенстве языком деклассированных элементов или, как принято сегодня называть, ненормативной лексикой. Но при своём глубоком уважении к ПОЭТАМ, даже при моих попытках зарифмовать виденное мной и стилизовать это, никогда не причислял себя даже к графоманам! Где-то в Коране записано: "Кровь мученика равноценна чернилам учёного". Человек же, считающий себя цивилизованным (это не касается "дайджестников"), просто обязан понимать либо должен прийти к пониманию, что есть для нашего мира ПОЭТ!

Достичь баланса (правильней скорее, достичь границ совершенства, коих достичь невозможно) внутри себя - никем не навязываемая необходимость сосуществования с окружающим миром. Ещё до своего тридцатилетия я пришёл к ощущению того, что вроде бы и движусь в общей массе людей, но всё время выскакиваю из строя, причём, меня не выталкивают, а делают множественные попытки вернуть меня в этот строй... С точки зрения "дайджестников", да и многих остальных, нет никакой практической пользы от жизни таких "попрыгунчиков", как я, и в этом нет никакого сомнения. Мы не поучаем, не рвёмся в лидеры, но и быть в аутсайдерах тоже не наше жизненное кредо; мы просто так живём и этим счастливы! У меня достаточное количество людей, которые не кривятся от того, что я их называю своими друзьями, но такого же "идиота по-достоевски" мне не приходилось встречать, может быть, это и хорошо, ибо два человека - это уже группа... а мы привыкли жить порознь. Мне также кажется, что мало кто из нас выдерживает супружеские отношения. Вполне возможно, что многие из нашего мизера не выдерживают нагрузок и просто смиряются с существующим положением вещей, возвращаясь в строй. Но, более чем уверен, у них не проходит ощущение "изжоги" на всю оставшуюся жизнь.

У меня же, на сегодня, пик моей биологической синусоиды вновь резко опустился за ось ординат. Это не впервые, так что нечему удивляться - синусоида без амплитуды просто кривая. Всё это продолжается с середины 80-ых, разброс раньше был реже и мне удавалось держаться у оси ординат, но через десять лет ситуация коренным образом изменилась, что продолжается и поныне. И хотя я не отказываюсь работать на благо общества, но оно (общество) требует, чтобы я непременно шагал в общем строю, что никак не устраивает меня. Шелуха альтруизма осыпалась с меня ближе к моему восемьнадцатилетию. Оптимизм присутствует и до сих пор, но в очень малой дозе, иначе бы я не выжил. Избегание всяческого выпячивания привело к тому, что уже со школьной скамьи перестал грузить на себя какие бы то ни было общественные нагрузки. Даже тяжелейшие армейские годы не убили во мне веру в человека, то есть, я не стал видеть в каждом личного врага, хотя и пацифизм не прижился во мне ни в каком виде - добро должно уметь защищать себя, либо избегать конфликтных ситуаций. Иначе библейское выражение - благими намерениями вымощена дорога в ад - будет реализовываться с определённой периодичностью.

Нежелание шагать в общем строю подразумевает, как само собой вытекающее, понимание необходимости всех жизненных перипитий, определённой изоляции от общества, но всё это никак не "замыливает" горьковскую фразу: человек - это звучит гордо. И (уже не помню, откуда взявшийся) лозунг, что человек - хозяин своей судьбы, хотя и далеко не каждый. Это к тому, что всё многообразие ситуаций, опять-таки видимых очень немногими, можно изменять и варьировать ими, а при необходимости и во избежание опасности даже ограничивать их. Собственно, наверняка, недаром говорят: нет безвыходных ситуаций. Но есть наша зашоренность, наша захламленность бытом, понукание нами мыслить только строем... Всё вкупе закрепощает и лишает воли даже очень сильных духом людей. За последние пятнадцать лет все пертурбации судьбы (ли) я "съел" в полной мере; но именно - ли - так как подчинение хотя бы в малой мере порядкам общества уже давно бы вынесло меня на гребень любой, интересной мне, волны! Но я не плачу, хоть я не Буба из Одессы, с твёрдым желанием покинуть стольный град Бишкек, в котором нет "воздуха для ума"...

Александр Назариков
5.07.2010 года.

viperson.ru

Док. 628947
Перв. публик.: 05.07.10
Последн. ред.: 16.08.10
Число обращений: 0

  • Назариков Александр Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``