В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Светлана Зернес: Книжки для малышки Назад
Светлана Зернес: Книжки для малышки
Светлана Зернес,
член Союза журналистов Москвы


Как я провела лето, или Где водятся детские писатели?

Детское чтение - тема совсем не детская. На полках книжных магазинов, особенно нестоличных, сплошь и рядом старые знакомые: муми-тролли, Карлсоны, Винни-Пухи, а если и появляются свежие герои, то всё какие-то заморские. А где же "свои" новые имена, новые звёзды детской литературы? Пока получается как в анекдоте: они есть, но никто их не видел.

Встретить нового детского автора всё-таки можно - места надо знать. Одно из них, например - ежегодный семинар, организуемый фондом С.А.Филатова, где будущим Милнам, Чуковским и Заходерам (правда, в подавляющем большинстве женского пола) рассказывают о том, что представляет из себя идеальная детская книга, как, а главное, зачем сочинять для детей - сегодняшних, увлечённых компьютерными стрелялками, Интернетом и 3D-фильмами. Участники таких встреч - народ весёлый. Они называют себя детписами, а "в миру" трудятся преподавателями, менеджерами и бухгалтерами. Собираясь вместе, увлечённо спорят, много шутят, выдают на-гора экспромты. Некоторые знакомы друг с другом не один год. В этот раз на семинар пригласили и меня...

Современная книжка, даже адресованная самому крохотному читателю, уже напичкана информацией: она умеет пищать, петь, прыгать, плавать вместе с ребёнком и предназначена интенсивно обучать и развивать его. Что ж, развили, обучили карапуза весёлому счёту и логическим играм. А дальше? Дальше - вакуум. Тому, кто уже пошёл в школу, полагаются лишь детские энциклопедии, а подростку - фэнтези и ядовито-розовые девчоночьи дневники.

Итак, если ассортимент книжных отделов вас не устраивает, надо срочно что-то менять. Вы молоды, настроены решительно, поэтому начинаете... писать сами. Что же понадобится для того, чтобы прославиться как детский писатель или поэт?
Вариант первый: родиться в семье детского писателя или поэта. В этом случае вы счастливчик, которому потребуется совсем немного - обратиться в издательство и назвать свою фамилию.

Вариант второй - для всех остальных. Сложилось так, что любому автору в первую очередь нужно понравиться издателю, а уж о читателе он позаботится. Поэтому, кроме таланта (а его наличие всё-таки необходимо), вам потребуются задатки психолога, рекламщика, pr-специалиста. Сегодня существует громадное количество конкурсов, как онлайновых, так и "настоящих". Участвуйте, побеждайте, и вас заметят. Но запаситесь терпением: начинающего детского автора и замеченного детского автора иногда разделяют долгие годы. Настолько долгие, что вы рискуете перейти из категории "молодых" в, так сказать, более старшую группу. Если есть возможность печатать нетленки за собственный счёт, можно пойти и таким путём, однако, проблема распространения книг ляжет целиком на ваши плечи.

Но вот, наконец, свершилось, издатель нарушил обет молчания. И, возможно - если очень повезёт - вам подберут хорошего иллюстратора. И, возможно, у вас даже выйдет книга! Чем всё это грозит? А тем, что придётся появляться на публике. И учиться говорить и показывать так, чтобы публика смотрела и слушала. С региональным речевым акцентом, у кого он есть, желательно начать бороться (это не так трудно: наблюдаем за телеведущих центральных каналов и делаем, как они). В идеале хорошо бы научиться ещё и писать без ошибок. В редакции, конечно, всё поправят, но придётся ведь и автографы раздавать!

Главная публика в вашем случае - это, разумеется, дети. Что бросается в глаза во время живого выступления перед залом? Не очень радующее: ребятня восторженно реагирует на словечки, близкие к "плохим": "зараза", "тьфу" и т.п. При отсутствии в рассказе или стихотворении таких словечек начинает скучать. А если автор обращается к залу с вопросом, понравилось ли, в ответ дружно-предружно, старательно-престарательно (чтобы не сказать показушно) тянет "Да-аа-ааа!".

Почему-то с трудом верится, что след от соприкосновения с прекрасным остаётся в душах юных слушателей хоть ненадолго.

В наши дни детской книге нужна уже не просто реклама. Нужна пропаганда чтения вообще. Тяга к "читательству" может появиться только в семье. С семьи, с родителей и следует начинать. Увы, почти умерла традиция чтения вслух перед сном. И ой как непросто теперь будет доказать, насколько это серьёзная потеря.

Пропаганда, однако, тоже годится не всякая. Радио и телевидение приветствуют любую фигуру, умеющую увлечь аудиторию. О чём сия фигура вещает, уже не столь важно. Быть смелее в текстах, хулиганить - призвали нас мэтры - ведущие семинара. Не нахулиганить бы нам по неопытности... Один из участников, молодой автор из Ростова-на-Дону сформулировал основной "мессидж" весьма удачно: детским писателям как никому надо быть ответственными за то, что они создают. Ведь психика ребёнка - это сосуд, который наполняем содержимым именно мы, взрослые.

www.viperson.ru

Док. 628934
Перв. публик.: 06.07.10
Последн. ред.: 16.08.10
Число обращений: 0

  • Зернес Светлана Павловна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``