В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Борис Леонов: История советской литературы. глава 73 Назад
Борис Леонов: История советской литературы. глава 73
О Константине Георгиевиче Паустовском, книги которого давно любимы читателями, а его перу принадлежат повести "Кара-Бугаз", "Колхида", "Черное море", "Повесть о жизни", "Золотая роза", не раз и не два добрыми словами вспоминали бывшие участники его семинара в Литературном институте. А среди них немало и таких, кто стал известными писателями. Это и Владимир Солоухин, и Ольга Кожухова, и Михаил Годенко.

В частности, Юрий Васильевич Бондарев вспоминал, как Паустовский вел у них семинарские занятия. Он никогда не выступал в роли мэтра в общении со студентами. Он был старший и более опытный в литературе товарищ. Его вроде бы тихие, произносимые скрипучим голосом слова высекали искру желания писать еще лучше, любить словесность так же, как он. Паустовский говорил им о значении и важности слова, об остроте и зоркости писательского глаза, о мастерстве Чехова, Куприна, Бунина.

"Довольно часто, разбирая сюжет, коллизию того или иного рассказа, - писал Юрий Бондарев, - он по ассоциациям начинал вспоминать случаи из своей жизни, и устные эти новеллы, уже тронутые писательским домыслом, были настолько хороши, что я глубоко жалею - он не все их успел записать и опубликовать позднее".

Одним из таких рассказов Константина Георгиевича было воспоминание из его журналистской жизни в Одессе. Тогда Паустовский работал ответственным секретарем газеты "Моряк", в которой вместе с ним трудились Катаев, Багрицкий, Бабель, Олеша, Ильф. Были они молодыми, дерзкими, мечтающими о литературной славе. Ведь шел только 1921 год.
Самым опытным в "Моряке" был писатель Андрей Соболь. Как-то он принес в газету новый рассказ. Всем он показался интересным, но как-то сумбурно исполненным. Печатать его в таком виде было нельзя. А предложить опытному писателю переделать рассказ никто на себя смелости не брал.
Во время обсуждения судьбы рассказа в редакции сидел старик Благов, бывший директор популярной в России газеты "Русское слово", правая рука издателя Сытина. Теперь этот пожилой человек работал в "Моряке" корректором.
Поздно вечером он пришел к Паустовскому домой, зная, что тот взял с собой рассказ Соболя для размышлений над текстом.
- Знаете, очень талантливая вещь, - сказал Благов. - Нельзя, чтобы она пропала.
- Но ведь в таком виде...
- Дайте мне рукопись, - предложил Благов, - и я попробую по ней пройтись.
- Как это пройтись?! - возмутился Паустовский. - Вы же знаете, что Соболь категорически против правки его материалов.
- Обещаю, что я не трону и не впишу ни единого слова.
Было уже поздно, и Благов остался на ночь у Паустовского.
Он вынул из кармана огарок толстой свечи, зажег его и склонился над рукописью с карандашом в руке. Закончил он работу только к утру.
Когда Паустовский прочел рассказ, не сдержался:
- Это чудо! Как вы это сделали?
Благов спокойно ответил:
- Просто расставил знаки препинания. У Соболя с ними форменный кавардак. Особенно тщательно я расставил точки. И абзацы. Это, милый мой, великое дело. Еще Пушкин говорил о знаках препинания. Они нужны для того, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание. Знаки препинания как нотные знаки. Они твердо держут текст и не дают ему рассыпаться.
Рассказ Соболя был напечатан.
А на следующий день автор ворвался в редакцию. Глаза его горели, весь он был возбужденным. И с порога:
- Кто трогал мой рассказ?
Никто не трогал, - тут же ответил Паустовский. - Можете проверить текст.
- Ложь! - крикнул Соболь. - Я все равно узнаю, кто трогал.
В редакции учуяли запах скандала.
И тогда Благов, как обычно, спокойно сказал:
- Если вы считаете, что правильно расставленные знаки означают слово "трогать", то извольте: трогал его я по своей обязанности корректора.
И тут же Соболь бросился к Благову, крепко прижал старика к себе, троекратно поцеловал его:
- Спасибо. Вы дали мне чудесный урок. Но только жалко, что так поздно. Я чувствую себя преступником по отношению к своим прежним вещам...
А студенты в семинаре Паустовского, выслушав рассказ-воспоминание, во время усвоили очередной урок любимого мастера.

Борис Леонов: История советской литературы

viperson.ru

Док. 628806
Перв. публик.: 11.06.08
Последн. ред.: 05.06.12
Число обращений: 0

  • Солоухин Владимир Алексеевич
  • Бондарев Юрий Васильевич
  • Борис Леонов: История советской литературы

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``