В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
`Наша задача - изменить психологию тренера` Назад
`Наша задача - изменить психологию тренера`
О современной роли спорта в системе наркопрофилактики, о борьбе за подрастающее поколение воспитанников спортивных школ на примере Архангельской области рассказывает директор Санкт-Петербургского научно-исследовательского института физической культуры Сергей Евсеев.

- Сергей Петрович, как и когда Ваш институт физической культуры начал заниматься темой наркопрофилактики?

В рамках Федеральной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2002-2004 годы" в Петербурге на базе Академии физической культуры им Лесгафта был открыт федеральный экспертный центр по профилактике и отработке технологий наркопрофилактики, тогда я был деканом факультета адаптивной физкультуры и параллельно являлся директором этого центра. В 2002-2004 годах центр неплохо поработал и зарекомендовал себя, а мне предложили возглавить СПб НИИ физкультуры и продолжить разработку антинаркотических программ, учитывая уже имеющиеся наработки. Что нам удалось сделать в институте Лесгафта? Нами была разработана и внедрена на всех факультетах программа антинаркотического спецкурса, охватившая большое количество студентов - около 600-700 человек каждого курса. Все они проходят через эту программу. Читают этот спецкурс профессионалы с кафедры социальной психологии.

- Вы продолжили готовить подобные материалы для студентов и на новом месте работы?

Наш институт стал головным в реализации новой Федеральной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005-2009 годы". В ее рамках удалось не ограничиться одним спецкурсом, а придумать спецкурсы для каждой мировоззренческой дисциплины. Теперь философы, социологи, культурологи узнают о зле наркомании через призму своих профессий.

Если взять, к примеру, философию, то студенты-философы в рамках своего спецкурса узнают об идеологии наркокультуры, которая сводится к гедонизму и принципу постоянного получения удовольствия, преподаватели демонстрируют им, к чему такая позиция приводила в Индии, чем оборачивалась для человека патологическая духовная связь с потусторонним миром.

Специалисты по русскому языку и литературе получают разработанный нами словарь наркоманского сленга. Если ребенок, потребляющий наркотики, говорит по телефону с другом, обсуждая тот или иной вид наркотиков, его маме кажется, что он говорит о каких-то повседневных вещах, но это не так. Студенты, как будущие родители, должны об этом знать.

- Вы разрабатываете программы не только для студентов. Вскоре в Архангельской области вами будет запущена пилотная программа наркопрофилактики в детских спортивных школах. Расскажите, пожалуйста, об этом подробнее.

Всем понятно, что спорт является неплохим средством отвлечения от улицы и разных негативных социальных явлений - наркомании, курения, игровой зависимости. В современном мире есть много способов заработать на детях. Казалось бы, все это не касается детей - воспитанников спортивных школ, но это не так. Наркоструктура стала более агрессивной, она находит пути проникновения в школы и даже в спортшколы. Конечно, статистика в таких местах гораздо лучше, чем в обычных школах, но страшная проблема все равно есть. По нашим данным, предложение попробовать наркотики получают до 20% воспитанников спортшкол. Естественно, это происходит не в самих школах. Юным спортсменам могут предложить наркотик в кругу друзей, на дискотеках, в других местах массового досуга молодежи.

Цель нашей программы - не только оградить воспитанника спортшколы от наркотиков, но и сделать из него активного борца с этим злом, волонтера, который бы отговаривал других, спасая жизни своих друзей. Каждый наркоман привлекает в свои "сети" 10-12 человек, надо чтобы спортсмены работали в противоположную сторону.

- Как ваша программа будет осуществляться технически?

Разработанная программа должна быть внедрена во все детские спортшколы Архангельской области. Она включает в себя обучающие семинары с тренерами спортшкол, их обеспечение методической литературой, проведение мастер-классов. В дальнейшем обученные тренеры уже сами займутся наркопрофилактикой со своими воспитанниками. После этого мы раздаем воспитанникам анкеты с вопросами, чтобы сравнить, как изменились их представления о наркотиках. Здесь большое значение имеет личность тренера. Чаще всего он имеет большее влияние на детей, чем их родители. У него - колоссальный авторитет, и этот фактор надо использовать.

- Почему ваша программа начинается именно в Архангельской области?

Многие ее руководители выступили с очень активной позицией, они по-настоящему заинтересованы во внедрении нашей программы у себя в регионе. Нам очень помогают заместитель начальника регионального управления Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по Архангельской области Сергей Юрковский, советник главы администрации Архангельской области по вопросам развития физкультуры и спорта Николай Потеряев, и многие другие люди. По результатам пилотной программы мы хотим сделать выводы и исправить ошибки.

Если то, что мы придумали, окажется эффективным, то при поддержке Федерального агентства по физической культуре и спорту положительный опыт будет распространен по всей стране.

- Количество детей, занимающихся спортом, также наверняка влияет на наркоситуацию. В России с этой статистикой пока не все в порядке?

Да, к сожалению, пока общий процент детей, занимающихся спортом, в России небольшой. В самых "удачных" регионах он составляет около 18%, а в самых "неудачных" - 12%. К сожалению, СЗФО не относится к благополучным регионам. Гораздо лучше дела обстоят в Татарстане, Башкортостане, Белгородской области. Многое, кончено, зависит и от материальных возможностей регионов - плаваньем без бассейна не займешься и в хоккей без льда не поиграешь. Спортом заниматься надо в определенных условиях - нужны спортзалы, площадки, поля.

Российская Программа по развитию физкультуры и спорта до 2015 года как раз нацелена на серьезное обновление спортивной базы страны. Однако, здесь тут же встает вопрос с тренерскими кадрами, и решать его надо уже сейчас. Наша задача - изменить психологию тренера. Многие из них пока считают, что за дополнительную работу, связанную с наркопрофилактикой, нужно доплачивать. Меня это удивляет. Да, тренеры должны получать хорошую заработную плату, но доплачивать за то, что и так входит в ряд воспитательных функций тренера, по меньшей мере, некорректно. Детский спорт входит в систему дополнительного образования. Занятия в спортшколах - это не просто тренировки, а работа по формированию личности.

Беседовал Филипп Мостоцкий

Росбалт, 30/11/2007

Док. 628468
Перв. публик.: 30.11.07
Последн. ред.: 10.06.10
Число обращений: 0

  • Евсеев Сергей Петрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``