В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Баобаб социализма Марксэн Гаухман-Свердлов Назад
Баобаб социализма Марксэн Гаухман-Свердлов
Я не знаю в кино художника, более тесно, по-родственному связанного с историек России ее последних ста лет, чем Марксэ Яковлевич Гаухман-Свердлов. Он - то, что называется "кровь от крови, плоть от плоти" ее, он - и порождение социализма, и его могильщик, он впитал в себя все лучшее, что было в советском образе жизни, он свято ненавидит этот образ за всю гадость, ко-торой тот до краев был полон. Являя собой некий особо ценный биологический реликт, некий уникальный кактус или, скорее да-же, баобаб социализма, он одновременно и его серьезный, знаю-щий всему истинную цену критик. Не буду уж говорить о том, как свято ненавидит он саму коммунистическую идею и ее почи-тателей, но "новых русских" ненавидит он, пожалуй, еще хлеще, еще живее. Из этого противоречия и проистекает богатство его незаурядной, повторяю, реликтовой и вполне прекрасной лич-ности. [...]

В нашем кино мало таких признанных знаменитых автори-тетов-кинохудожников. Еще задолго до начала работы с ним я знал его работы, видел все картины Глеба Панфилова, с кото-рым он одно время постоянно работал, видел на выставке его эскизы, причем более всего запомнилась тогда не живопись, а эскизная графика: это были листы, поразительные своей ма нерой преображать точно увиденную советскую действитель-ность. Он брал, казалось бы, самую тупую атмосферу самой ту-пой советской жизни, но участием своей души и умением вели-колепного художника из убогой этой прозы делал невесомо воздушную, тонкую вязь графической поэтической пластики. И это, заметьте, нигде не греша ложью. Ведь всегда есть боль-шой соблазн слегка приукрасить для вящей доходимости то, что ты любишь, в чем чувствуешь свою поэтическую силу. Дос-таточно в чем-то совсем немного подоврать, что-то удобно подтасовать до критерия общепринятой пошлости: втянуть животик, подложить плечики, оно и ничего как бы, на общий вкус так оно и выходит...

При всей своей ненависти к советскому бытовому укладу, власти, к растленной лжи ее идеологии, Марксэн органически чувствует душевную связь с каждым отдельным жителем, обита-телем своей страны, товарищем по ее вечному несчастью и по столь редкому и почти всегда призрачному счастью. [...]

На "Чужой белой", где мы впервые работали вместе, Марксэн просто творил профессиональные чудеса. Скажем, назавтра предстояло снимать сцену ужасного разоблачения: мальчик подсматривает, как взрослые общаются между собой, и вдруг понимает, кто из них что на самом деле собой представляет, кто реально есть кто, а не то, чем тебя пугал, за кого себя пытался выдать. Сцена большая. Вечером в четыре часа мы ехали со съем-ки, застряли на переезде, решили выруливать окружными пу-тями и наткнулись на странный привокзальный пейзаж: желез-нодорожные пути, заросшие травой, на них - старые проржа-вевшие вагоны. [...]

Для того, чтобы сваять такую декорацию в нормальных услови-ях, скажем, на "Мосфильме", нужно минимум пару месяцев: найти натуру, договориться со станцией, с вагонным бюро, с автобазой, с краном на железнодорожной платформе... Письма, обращения, гарантийные счета, а потом еще надо привезти землю для под-сыпки, достать садовников, чтобы посадили и траву и кустар-ник... Мы приехали в десять утра на следующий день - уже стоя-ла превосходная декорация, где было все - до веревки, до сал-феточки, до нитки. Как, из чего это было за ночь сделано, где нашлось все необходимое? Мы расстались в пять часов вечера на-кануне, в семь уже становилось темно: оказывается, Марксэн ка-ким-то образом уговорил железнодорожников поставить прожектора, чтобы можно было в темноте работать. По путям откуда-то подогнали железнодорожный кран, подцепили вагон - оказа-лось сил недостаточно. Подогнали второй железнодорожный кран... Наняли бригаду путейских рабочих, выкопали кусты...

Марксэна, на самом деле, хлебом не корми - дай ему постро-ить Магнитку или Беломоро-Балтийский канал. Причем он как бы и понимает, что цель может быть ложной или даже бредовой идеей придурка-тирана, но истинная любовь к созиданию невоз-можного, к поворачиванию рек вспять в нем благородно живет.

Сергей СОЛОВЬЕВ

Баобаб социализма Марксэн Гаухман-Свердлов // Асса и другие произведения этого автора. Книга вторая: Ничего, что я куру? СПб.: Сеанс; Амфора. 2008

http://www.russiancinema.ru/template.php?dept_id=15&e_dept_id=1&e_person_id=184

Док. 628389
Перв. публик.: 09.06.08
Последн. ред.: 09.06.10
Число обращений: 0

  • Гаухман-Свердлов Марксэн Яковлевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``