В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Помнишь запах сирени... Назад
Помнишь запах сирени...
Ироничный взгляд с прищуром, лукавая улыбка, хитроватая повадка, стертые, ускользающие интонации - поди разбери, что за ними кроется. В героях Бориса Галкина, даже положительно заряженных драматургией, всегда была ощутима скользковатая неуловимость. Это свойство обитателей зыбкого пограничья семидесятых - меж городом и деревней, меж домом и улицей, меж личностью и толпой - им было угадано точно. Если в подлинной реальности таким героям приходилось совершать выбор, то совершали они его чаще в пользу зла, нежели добра - причем без особых душевных мук. Внутренне готовые к неповиновению, "поставить" себя они могли лишь при помощи ножа и кастета - те всегда за пазухой, а за душой ничего. Именно этот сюжет и отыгран Б. Г. в фильме Обвиняется свадьба: его "как бы" внутренне независимый "как бы" интеллигент в финале окажется заурядным уголовничком. Даже на исторических персонажах - вроде разбойника Тимошки в Емельяне Пугачеве - стертая мета советского безвременья. После заурядной производственной драмы Поручить генералу Нестерову... он тут же сбросил режиссерскую "кожу" и впоследствии делал это не раз. Каждый фильм режиссера Б. Г. - странный (порой до легкого сумасшествия) эксперимент. Бодро надевая новую маску, автор стремится предстать неузнанным и удивить, однако заканчивается все, как правило, падением оземь. После чего в ход идет другая маска и т. д.

Помнишь запах сирени... - жуткая новелла об упрятанной в психушку девушке, лишенная социального посыла чернуха; Игра - пестрый сумбур не соотнесенных друг с другом эпизодов абсурдной реальности; Черный клоун - повествование о немецком шпионе, один из самых невменяемых фильмов не самого здравого десятилетия; Мужской талисман - лихой экшн с десантурой и мордобоем. Пожалуй, из этого режиссерского террариума под вывеской семейного предприятия (Галкиных в титрах не счесть: драматургия, режиссура, роли, песни, продюсирование) сбежал на свободу один талантливый фильм - 22 июня, ровно в 4 часа... В истории о последних мирных днях перед войной возникает ощущение зыбкого рая на вулкане; здесь родная страна - как гулкая пустота, чей покой от злого вторжения сюжетной реальности оберегает любимый герой страны героев - пограничник.

Александр Шпагин

Новейшая история отечественного кино. 1986-2000. Кино и контекст. Т. I. СПб, "Сеанс", 2001
http://www.russiancinema.ru/template.php?dept_id=15&e_dept_id=1&e_person_id=179

Док. 628333
Перв. публик.: 09.06.00
Последн. ред.: 09.06.10
Число обращений: 0

  • Галкин Борис Сергеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``